"Опытно - экспериментальная деятельность в детском саду"

Автор: Ноговицына Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР-д/с №2 "Сандаара"
Населённый пункт: Республика саха (Якутия) Намский улус, с. Аппаны
Наименование материала: статья
Тема: "Опытно - экспериментальная деятельность в детском саду"
Дата публикации: 16.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

1 МБДОУ «ЦРР – детский сад №2 «Сандаара» с.Аппаны муниципального образования «Намский улус» Республики Саха (Якутия).
Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду
Выполнила: Ноговицына Наталья Николаевна, воспитатель 2015г.
2
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I.
Теоретические взгляды на роль опытно-экстремальной деятельности на развитие ребенка……………………………………………....6 1.1 Физика для детей старшего дошкольного возраста……………………….8 1.2 Методы проведения опытно-экспериментальной работы среди дошкольников……………………………………………………………...9
Глава II.
Авторская п рограммапроведения опытно-экспериментальных занятий кружка «Тоҕус төгүл тоҕо»……………………………………………12 2.1. Обоснование программы…………………………………………………..13 2.2. Экспериментальная деятельность дошкольников………………………..14 2.3. Рекомендации воспитателю в проведении лабораторных работ……….17 Заключение……………………………………………………………………....18 Использованная литература…………………………………………………….19 Приложение ……………………………………………………………………..20
3
Введение
Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму. Китайская пословица. Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Ученые выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка». Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес кразличного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, мы в детском саду в подготовительной группе открыли лабораторию, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами для реализации предлагаемой нами работы. Это дает возможность педагогу: - работать с детьми малыми группами (по 6 -8 человек) по интересам; - использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей;
4 - не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений («испачкаешься», «прольешь»…); Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской лаборатории организуется один раз в неделю с детьми по 25 – 30 минут. Во время занятия проводится два – три эксперимента (в зависимости от сложности). Структура проведения игры – экспериментирования:  Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);  Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;  Проверка гипотез;  Подведение итогов, вывод;  Фиксация результатов;  Вопросы детей; Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:  Внешние стимулы (новизна, необычность объекта);  Тайна, сюрприз;  Мотив помощи;  Познавательный мотив (почему так?);  Ситуация выбора; Работа в детской лаборатории начинается с проведения игры, во время которой дети знакомятся с ведущими героями игры, с оборудованием и правилами поведения. После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мир. Мы не всегда торопимся с ответом, а способствуем тому, чтобы дети нашли его самостоятельно. Работа в лаборатории находит отражение и в творческой деятельности детей. Мы считаем, что овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.
Цель работы
: Познание окружающего мира старшими дошкольниками путем опытно-экспериментального исследования физических свойств и явлений.
Задачи
:  Создать оснащение детской лаборатории;  Научить в процессе наблюдения, опыта, эксперимента делать суждения и умозаключения;  Развивать любознательность и потребность в самостоятельном поиске на возникающие вопросы;
5  Выработать первичные навыки исследовательской деятельности;  Выявить интерес детей к экспериментированию;  Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями о химических и физических свойствах и явлениях;  Развитие у детей умений пользоваться приборами – помощниками при проведении игр – экспериментов;
Объект исследования:
Познание окружающего мира посредством исследования физических свойств и явлений.
Предмет исследования:
Опытно - экспериментальная деятельность на занятиях кружка у дошкольников.
Новизна исследования
: формирование первичных навыков экспериментирования у дошкольников с целью развития самостоятельной творческой личности.
Гипотеза:
- Если организовать опытно-экспериментальную работу, начиная с дошкольного возраста, то можно добиться следующих результатов: - Ребенок вырастет любознательным и творческим человеком. - Ребенок будет иметь навыки самостоятельного познания окружающей среды. - Ребенок будет бережно и заботливо относиться к природе - Ребенок будет информированным, подготовленным в мире современной технологии.
Методы исследования:


Метод наблюдения

Метод экспериментирования.

Метод беседы с воспитанниками и родителями.
Глава I. Теоретические взгляды на роль опытно-экстремальной деятельности в

развитии ребенка.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Широкое образовательное содержание становится основой для развития любознательности,
6 познавательных способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее прочного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. Современные исследователи (Иванова А.И., Куликовская И.Э., Николаева С.Н., Рыжова Н.А., Поддьяков Н.Н. и др.) рекомендуют использовать метод экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально- практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника виды деятельности – экспериментирование, занимает особое место. Именно в этой деятельности при условии освоения ребенком позиции субъекта происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и совершается естественное вызревание таких перспективных новообразований, как произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению. Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии его активного взаимодействия с миром. Построение педагогического процесса предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов и экспериментирования. Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем
7 разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Высшей целью общения детей с природой является выработка потребности к самосовершенствованию и совершенствованию всего окружающего мира в русле… гуманистических идеалов. Если это цель внутренние принята, то путь к формированию целостной, гармонически развитой личности открыт и человек идет по нему к пределам совершенства. Конечно, искушенным жизнью взрослым сложно сохранить яркость впечатлений первооткрывателей, но именно в этом и состоит труд воспитателя, заново открывающего мир вместе с детьми. Не за них – вместе с ними. Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условие, в которых раскрывается содержание данного объекта. Ученые выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста: «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка». Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок – дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес кразличного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Ведь к старшему дошкольному возраст заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения
8 знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества.
1.1. Физика для детей старшего дошкольного возраста.
Физику называют экспериментальной наукой. Дело в том, что опыт имеет в этой науке очень важное значение. Где бы вы сейчас не находились, вас окружает природа. Тысячью нитей человек связан с природой, сам является ее частью, зависит от нее. Многие законы физики открыты благодаря наблюдениям за явлениями природы или специально поставленным опытам. И еще одна роль опыта – он является «судьей»: опыт либо подтверждает, либо опровергает физические теории. Ученый бывает счастлив, когда его теория подтверждается опытом. В эти моменты говорят об открытии новых законов природы (ранее неизвестных), о прогрессе науки. Но неоднократно в истории развития науки были примеры, когда опыт опровергал выводы какой-либо теории. В этих случаях роль ее в науке изменялась. Становится понятным, как важно для человека, изучающего физику, уметь наблюдать, точно проводить опыты, правильно обращаться с физическими приборами. Путем проведения опытов выявить закономерности, существующую в изучаемых явлениях; проверить выдвинутое в ходе рассуждения предположение и сделать соответствующий вывод; измерить ту или иную физическую величину. Что показывают эксперименты.. С веществом мы сталкиваемся повсюду. Это вода и воздух, металлы и органические соединения, кристаллы, стекло и многое другое. Если раньше для изготовления различных предметов или конструкций человек искал в природе подходящий материал, то теперь для множества целей (например, для изготовления лекарств, микроэлектронных схем покрытий для космических кораблей) человек сам создает вещества с нужными ему свойствами. Такие достижения науки стали возможными благодаря тому, что ученым удалось проникнуть в тайны строения вещества. В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о представлении им возможности приобретать знания самостоятельно. В частности могу упомянуть имена таких известных российских педагогов как Г. М. Лямин, А. П. Усова, Е. А. Панько.
9 Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познает их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Материал усваивается прочно и надолго когда ребенок слышит, видит и делает все самостоятельно. Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в ученых и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные) опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их. Мы создали программу экспериментирования «Тоҕустөгүлтоҕо?», рассчитана на 18 занятий на год в подготовительной группе. Программа поможет сформировать мотивационные основы познавательного развития детей. Положительного результата можно будет достичь при систематичности и планомерности проведения поисковой деятельности.
1.2. Методы проведения опытно-экспериментальной работы среди

дошкольников.
Для ознакомления с физическими явлениями и свойствами используются различные методы и приемы. Например: наглядные, словесные, практические. Включена разнообразная деятельность с литературными произведениями: дети их слушают, инсценируют. Отведено место творческим процессам: восприятию детьми произведений искусства, рисованию. 1) К
наглядным методам
относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, фильмов. Наглядные методы, тем хороши, что позволяют сформировать у детей яркие, конкретные представления о природе. 2)
Практические методы
– это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов позволяет воспитателю уточнять представления детей, упражнять дошкольников в применении полученных знаний. Можно провести опыт с целью показать, что вода не имеет вкуса. 3)
Словесные методы
– это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседа о бережном отношении к воде.
10 Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально положительное отношение к природе.
4)
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один метод познания закономерностей и явлений окружающего мира -
метод

экспериментирования.
В системе дошкольного образования формируется еще один метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования. Слово «эксперимент» происходит от греческого слова « experimentum», что переводится как «опыт, проба». Можно использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Это зависит от возраста и возможностей детей, характером воспитательно- образовательных задач, которые решает воспитатель. Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы. Знакомя детей с природой, педагог использует разнообразный иллюстративно- наглядный материал: дидактические картины, репродукции с художественных картин, фотографии, вырезки из газет и журналов, модели, кино и видеофильмы. Таким образом, формируется система знаний, умений и навыков детей, воспитывается заботливое, внимательное и достойное, как у будущих членов/ Но при этом детей все же надо знакомить лишь с достаточно простыми зависимостями, в процессе познания которых существенную роль играют специфические формы мышления дошкольников, а именно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Знания в старшем дошкольном возрасте должны становится продуктом определенных познавательных действий ребенка. При формировании новых знаний необходима и организация новых познавательных действий детей. На основе этих положений в дидактике разработаны разнообразные методы обучения: опыты, эксперименты, игры.
11 Дошкольников знакомят с доступными для данного возраста явлениями неживой природы, учат самостоятельно рассматривать различные явления и производить с ними простые преобразования. К моменту поступления в школу ребенок должен иметь достаточно полные и правильные представления как о внешних свойствах явлений неживой природы, так и о некоторых внутренних связях и отношениях. Знакомство с явлениями неживой природы должно отличаться по содержанию и методам от школьного обучения. Прежде всего, детей знакомят с теми фактами действительности, которые так или иначе попадают в поле зрения в быту. Ознакомление должно базироваться на живом интересе ребенка и проводиться в увлекательной форме. В настоящее время в системе дошкольного образования формируется ещё один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования. Современные исследователи (Иванова А.И., Куликовская И.Э., Николаева С.Н., Рыжова Н.А., Поддьяков Н.Н. и др.) рекомендуют использовать метод экспериментирования и в работе с детьми дошкольного возраста.
Глава II. Авторская программапроведения опытно-экспериментальных занятий

кружка «Тоҕус төгүл тоҕо?»

Месяц

Тема
Сентябрь 1. Айыл5а – физика 2. Физика уонна техника Октябрь 1. Эттикистутулунтуһунанбастакыбилиһиннэрии. 2. Кытаанах, уба5ас, пар
12 Ноябрь 1. Эттикитиитин – тымныытынкээмэйэ 2. Температура туохтан тутулуктаа5ын чинчийии Декабрь 1. Ыйааһынуоннаэттиктэриыйаанкөрүү 2. Ыйааһынӊаыйыырбыраабылалар. Январь 1. Бириэмэмээрэйэ 2. Сахалыымээрэйдэр Февраль 1. Күүсараастара 2. Айыл5а5а уонна техника5а күүссуолтата Март 1. Архимед кууһэ 2. Эттикустуута Апрель 1. Сир тардаркүүһэ 2. Куйаар Май 1. Иьиттэристэринуоннакытаанахэттиктэркэриннэринкэмнээьин 2. Билэргэинтэриэьинэй
2.1. Обоснование программы
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду.Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.
13 Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает их волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий. Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами и пр.), в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей. Воспитатель своим примером побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы: он обращает внимание на новые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположение. В связи со всем вышесказанным можно выделить следующие задачи воспитания и развития детей в старшем дошкольном возрасте: 1. Воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям. 2. Развитие эстетических чувств детей, эмоционально-ценностных ориентаций, приобщение детей к художественной культуре. 3. Развитие познавательной активности, познавательной мотивации, интеллектуальных способностей детей. 4. Формирование готовности к школьному обучению, к новой социальной позиции школьника. 5. Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству. Это общие задачи, нашей же более частной задачей является при помощи системы методов и приемов, различных видов работы, формировать у детей представление об
14 окружающем мире, о свойствах неживой природы, в частности физических свойств и явлений, а также развития у детей познавательной активности, стремления к активной деятельности, умению добывать знания экспериментально-исследовательским путем в рамках своих возрастных способностей.
2.2. Экспериментальная деятельность дошкольников
Старший дошкольный возраст ребенка – это один из ответственных этапов, на котором закладываются основы знаний об окружающем мире, о физических свойствах предметов, о взаимоотношениях и связях между ними. Этот период является ступенью в системе непрерывного естественнонаучного образования, цель которого – наиболее полно раскрыть для детей огромный, необъятный, полный чудес мир, который их окружает, с которым они ежедневно соприкасаются, в котором им предстоит жить. Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Известно высказывание Л.С. Выготского о том, что обучение должно вести за собой развитие, а не плестись в хвосте, педагогика должна ориентироваться на завтрашний день, а не на сегодняшний. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. Задача педагога – не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как», что способствует развитию познавательной компетенции детей. Поэтому очень важно организовывать занятия по ознакомлению детей со свойствами воды и воздуха таким образом, чтобы не только преподносить им готовые знания, но и помогать им добывать эти знания сами с помощью игровых методов, экспериментирования, исследования. Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
15 Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Ученые выделяют деятельность дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка». Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес кразличного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познает их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в ученых и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные) опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их. В процессе детского экспериментирования дети учатся:  Видеть и выделять проблему;  Принимать и ставить цель;  Решать проблемы;  Анализировать объект или явление;  Выделять существенные признаки и связи;  Сопоставлять различные факты;  Выдвигать гипотезы, предположения;  Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;  Осуществлять эксперимент;  Делать выводы;
16  Фиксировать этапы действий и результаты графически. Структура детского экспериментирования:  Проблемная ситуация;  Целеполагание (что нужно сделать);  Выдвижение гипотез (как, с помощью чего, что получается);  Проверка предположения (отбор нужных средств, реализация в действии); Следовательно, показатели сформированности деятельности экспериментирования необходимо исследовать как на внешнем, так и на внутреннем уровнях, т.е. качественные изменения в структуре личности ребенка и их проявления во взаимодействии его с окружающим миром.
2.3. Рекомендации воспитателю по проведению лабораторных опытов.
 Организовывая работу с воспитанниками при проведении экспериментов, педагог должен стараться, чтобы дети были не просто слушателями, наблюдателями, а полноправными их участниками;  Соблюдать правила безопасности при проведении опытов, экспериментов;  Занятие должно проходить так, чтобы каждый ребенок от начала до конца был занят делом;  Увлекать детей интересным содержанием материала, наглядными пособиями;  Хвалить ваших воспитанников даже за самые незначительные наблюдения. Дайте возможность детям почувствовать свою причастность коткрытиям;  Беседы с детьми необходимо превратить из монологов в диалоги, чтоб дети почувствовали, что их любые высказывания вам интересны;  Дети не должны бояться высказывать свою точку зрения, даже если она неверна.  Отмечать активных детей, ищущих собственные способы решения задач;  В конце занятия подводить детей к самостоятельным выводам;  Соблюдать санитарно-гигиенические требования, после опытов - экспериментов, привлекать детей к самостоятельнойуборке рабочего места.  Методика проведения опытов: случайные наблюдения и эксперименты; плановые наблюдения и эксперименты; эксперименты как ответ на детские вопросы
17
Заключение
Таким образом, эксперименты на занятиях дошкольников развивают творческие способности, формируют трудовые навыки и укрепляют здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности. В ходе проведенного нами опытно-педагогического исследования нами было установлено, что экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Мы пришли к выводу, что детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников. Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности. Путем экспериментов воспитатель вводит каждого ребенка в окружающий мир природы, учит его понимать, воспитывает бережное отношение к природе. Природа - могучий древний источник познания и воспитания человечества. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и в детском саду. Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать ее.
18 Основная задача воспитателей дошкольного учреждения: ввести каждого ребенка в мир природы, научить его понимать ее, воспитать бережное отношение к ней. Старший дошкольный возраст является переходным от детства дошкольного к детству школьному, именно в этом возрасте уже начинается постепенная подготовка ребенка к школе. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности ребенка. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие.
Список использованной литература:
1. Гуревич А.Е. Физика. Строение вещества. 7 кл.: Учеб. Для обшеобразоват. Учеб. Заведений. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998. – 192 с.: ил. 2. Обруч. Журнал дошкольных и начальных образований. // Детское экспериментирование / Кто над кем экспериментирует? Встречный эксперимент. - М.: №4, 2010г. 3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / Под общ.ред. Л.Н. Прохоровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 64 с. 4. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт.- сост. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 333 с. 5. Перышкин А.В., Родина Н.А. Физика: Учеб. Для 7 кл. сред.шк. – 10-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1989. – 175 с.: ил. 6. Перышкин А.В., Родина Н.А. Физика: Учеб. Для 7 кл. сред.шк. – 1-е изд. На як. языке. – Якутск: Нац. кн. изд-во «Бичик», 1996. 192 с.: ил. 7. Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников», М.,АРКТИ, 2005г. 8. Савенков А.И. Маленький исследователь: Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль: Академия развития, 2002г.
19 9. Слепцова М.С. Физика: Уорэнэркинигэ / Рец. В.Г. Сыромятников. – Дьокуускай: Сахаполиграфиздат, 1994. – 192 с. 10.Тугушева, Г.Н.,Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста, 2001г. - №1. 11.Тугушева, Г.П.,Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010. – 128 с., ил. – (Библиотека программы «ДЕТСТВО».)
Приложение:

Сценарий игры – развлечения (месяц апрель, посвященный ко Дню космонавтики)

Тема: Сир уонна Улуу куйаар то5очоонун тобулуу.

Интеграция образовательных областей:
познание, коммуникация, безопасность, здоровье, музыка.
Виды детской деятельности:
коммуникативная, игровая, познавательно – исследовательская, двигательная, музыкально – художественная.
Сыала:
сир тардар күүһүн, Улуу куйаар хайдаҕын билиһиннэрии, өй - санаа өттүн сайыннарыы.
Былааннаммыт түмүк ситиһиилэрэ:
сир уонна Улуу куйаар то5очоонун чинчийии уонна опыт нөӊүө билиһиннэрии.
Туттуллар матырыйааллар:
мээчиктэр, хартыыналар, магнит, тимир дьоннор, ракета – макет, воздушнай – гелевай шартан киһи (космонавт), планеталар, глобус, обручтар, массыына оонньуурдар.
Тэрээһин чааһа:

I.
О5олор мээчик быраҕа оонньуу сылдьаллар. Ону Билбэтчэй көрөн турар. Онтон оҕолорго боппуруос биэрэр:
Билбэтчэй:
- О5олор, то5о мээчик үөһээ халлааҥҥа көтөн хаалбатый ? Аллараа сиргэ төттөрү түһэ турарый?
20
Иитээччи:
- Кырдьык даҕаны. Тоҕо мээчикпит көтөн бара турбатый?
-
О5олоор, тоҕотун билээри учуонайдар курдук опыт оӊоробут дуо? Бары таӊныаххайын. (таӊнабыт).
Иитээччи:
(глобуһу көрдөрөбүн ). –Бу курдук Сир шара эргийэр. Би һиги дьоннор сир шарыгар олоробут, хаамабыт, сүүрэбит, тоҕо эрэ төгүрүктэн сууллан түспэппит. Болҕойон көрүөҕүҥ (Иитээччи төгүрүк картон ылабын, аллара магнит тутабын. Үөһээ өттүгэр дьоннору уурталыыбын уонна картону оҕоҕо туттарабын. Оҕону кытта иитээччи опыт оӊорор).
Иитээччи оҕолортон ыйытар:
- Дьоннор тоҕо аллара түспэттэрий?
Оҕолор:

Иитээччи быһаарар:
Ол аата сир магниттаах эбит. Ол иһин тугу барытын бэйэтигэр тардар. Биһиги дьоннор сир магнитынан тардыстан хаама сылдьабыт, олоробут, сүүрэбит.
Иитээччи ыйытар:
Оччоҕо тоҕо мээчик үөһээ көтөн хаалбатый?
О5олор:

Иитээччи түмүк оҥорор:
Сир шара магниттаах, ол иһин сир үрдүгэр баар бары эттиктэр (дьоннор, мээчиктэр, массыыналар, дьиэлэр) магнитынан тардысталлар. Үөһээ халлааӊӊа көппөттөр.
II.

Физминутка.

Иитээччи:
- Билбэтчэй, эн билбэтэххинэ хайдах туттаҕыный? (Билбэтчэй хамсанан көрдөрөр)
Иитээччи:
Оҕолор, Билбэтчэй курдук бииргэ хамсанан көрүөххэ.
Билбэтчэй:
- Чэ, оҕолор эһиэхэ наһаа үчүгэйдик ыалдьыттаатым, наһаа элбэҕи биллим. Эһиэхэ өссө да кэлиэм, элбэххэ үөрэниэм. Көрсүөххэ диэри.
Хамсаныылаах оонньуу «Космонавтар».
Оҕо ахсааныттан бииринэн аҕыйах обруч ылабыт «ракета» буолаллар. Музыка тыаһыыр, оҕолор миэстэ былдьаһаллар «ракетаҕа», ким хойутаабыт ол оҕо оонньууттан туоруур.
III. Хартыына ыйанан турар
. «Таал – таал эмээхсин» уонна «Карлсон»
Иитээччи:
Оҕолор, эһиги бу остуоруйалары билэҕит дуо? Ханныктарый?
Оҕолор:

Иитээччи:
- Карлсон ханна олороруй? - Карлсон тоҕо көтө сылдьарый? (Кини мотуордаах) - Карлсон мотуорун ыллахха, хайдах буолуой? (Көппөт) - Тоҕо охторуй? То5о көппөтүй? (Сир тардар күүстээх). Бу икки остуоруйалар геройдара туох уратылаахтарый? Мууска сытарый? Сир тардар аптаах буолан.
Иитээччи:
-Ол аата оҕолоор, күүстээх мотуордаах буолан ракета сир тардыытын күүһүн кыайар эбит. Ол иһин самолеттар, ракеталар халлааӊӊа көтөллөр.
IV. Иитээччи:
- Онтон оҕолоор, манна көрдүбүт эрэ. Бу ким көтө сылдьарый? (Космонавт хартыына көстөр) геройдара. Аан дойду үрдүнэн аан бастаан Улуу куйаарга – космоска ким көппүтэй? (Юрий Алексеевич Гагарин хаартыскатын көрдөрөбүн) Кини көппүт кунэ муус устар 12 күнүн - космонавтика күнүнэн биллэриллибитэ. - Нууччалыы космос диибит. Онтон биһиги сахалар Улуу куйаар диибит. О5олор, Улуу куйаарга – космоска көтүөххүтүн баҕараҕыт дуо? Чэ, оччоҕуна ракетаҕа
21 олоруохха. Билигин биһиги бары космонавтарбыт, Улуу куйаарга көтөбүт. Сэрэхтээх буолар наадаттан курбутун баанабыт. ( музыка тыаһыыр) - Оҕолор, биһиги Улуу куйаарга кэллибит. Иллюминаторынан көрүөххэ, эрэ. - Көрүн, эрэ оҕолоор, туох эрэ көтө сылдьар. Туох буолуо дии саныыгытый? (газтаах шариктан оӊоһуллубут биир космонавт көтө сылдьар). (Оҕолор толкуйдаан эппиэттииллэр) - Тоҕо көтө сылдьара буолуой? (Оҕолор толкуйдаан эппиэттииллэр)
Иитээччи:
- оҕолор Үөһээ Улуу куйаарга салгын суох. Ол иһин туох барыта көтө сылдьар. Ол чолбоннор (планеталар) көстөллөр. Биһиги нууччалыы планета диибит, онтон сахалыы чолбон. - Ол төгүрүк Уран чолбон, Меркурий (сахалыыта Мэндэӊэ чолбон), Венера (Дьэллэӊэ) чолбон дииллэр, Марс (Кураан чолбоно), Юпитер (Хатааһын чолбоно), Сатурн (Сэндэли) чолбон.
Иитээччи:
кыһыл чолбон Марс, киниэхэ кыһыл таас элбэх ол иһин кыһыл чолбон дэнэр.
V
. - О5олор, космоска ыалдьыттаатыбыт, төптөрү сиргэ түһүөххэ. (Музыка тыаһыыр) Көрүӊ эрэ о5олор, бу массыыналар сүүрэ сылдьаллар эбит. Онтон бу массыыналар тоҕо туралларый? Туох дии саныыгыт?
VI. Дьарыктаныы түмүгэ:
- Оҕолор, эһиги тугу сөбүлээтигит? Тугу саӊаны көрдүгүт, биллигит? Ракета тоҕо көппүтэй? Кини туохтаах буолан?
Оҕолор:
Ол аата үөһээ Улуу куйаарга салгын суох. Сир аллараа тардар куустээх эбит. Космонавт ракетата куустээх мотуордаах буолан Улуу куйаарга көтөр. - Улуу куйаарга – космоска космонавтар курдук хорсуннук көтө сырыттыгыт, космонавтарга хорсуннарын иһин мэтээл кэтэрдэллэр. Ол курдук эһиэхэ мэтээл биэрэбин. Дьарыктаныыбыт бүттэ. Барыгытыгар баһыыба.
22
23
24
25
26
27