"Таблица умножения и деления на 4"

Автор: Шаткова Ольга Олеговна
Должность: старшая вожатая
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №5 г.Морозовска"
Населённый пункт: город Морозовск
Наименование материала: урок
Тема: "Таблица умножения и деления на 4"
Дата публикации: 16.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Конспект урока

по математике

2 класс

ТЕМА: «Таблица умножения и деления на 4 »





Цели урока:

1.Образовательные:
• формирование табличных навыков умножения и соответствующих случаев деления на 4. • закрепление новых знаний , умножения и соотвествующих случаев деления на 3и 4; • закрепление знаний переместительного свойства умножения; взаимосвязи умножения и деления; порядок действий в выражениях без скобок. • формирование вычислительных навыков.
2.Развивающие:
• развивать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение); психические процессы (внимание, память);творческие способности. •
3. Воспитательные:
• прививать интерес к математике, • воспитывать чувство сотрудничества и дружбы.
Оборудование урока:
• учебник “Математика 2 класс”, часть 2, • иллюстрации к произведению « Робинзон Крузо»; • карточки с заданиями; • аудиозапись «Звуки природы».
Ход занятия:

I.Организационный момент
Вот опять звенит звонок, Приглашает на урок. Будем дружно мы считать, И делить, и умножать.

II
.
Вступительное слово учителя
. – Сегодня мы отправимся на необитаемый остров к Робинзону Крузо на корабле.
( На доске показать фото корабля
). Робинзон прожил 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове, у берегов Америки, куда был выброшен кораблекрушением. Мы должны спасти его. Путешествие далекое, интересное, но опасное, поэтому с собой берем самых умных и находчивых. – Если вы знаете, о чем идет речь, хлопните в ладоши: • переместительное свойство умножения; • табличные случаи умножения и соответствующих случаев деления на 2 и 3; • компоненты при умножении; • компоненты при делении. – Как много вы уже знаете!Сегодня узнаете еще больше. Будьте старательными, активными, внимательными и у вас все получится. –Закрыли все глазки
( Звуки моря
) Итак отправляемся в путешествие. – Мы подплываем к острову и Робинзон Крузо уже ждёт нас. – Но что случилось? Наш корабль наткнулся на рифы и разбился. Чтобы выбраться на берег мы должны выполнить задание
. (фото разбитого

корабля).

III. На этапе актуализации знаний.
1. – Рассмотрите числа, записанные на доске:
:установим закономерности их

состава:

10, 12 , 14, …...

11, 13, 15, ……

12, 15, 18……
– Что их объединяет?
(

Они двузначные.)
– Найдите лишнее число в первой строки.
(– Лишнее число 10.)

Почему?(

Оно круглое.)
– Найдите закономерность следующего числа каждой строки.
(
– Каждое следующее число первой строки на 2 единицы больше предыдущего.Каждое следующее число второй строки больше на 2 единицы предыдущего.Каждое следующее число третьей строки больше на 3 единицы предыдущего.
)
– Продолжите ряды .
(К доске по цепочке выходят ученики
).
– Проверим выполнение задания в первом ряду. Какова закономерность следования чисел первого ряда?
(16, 18,20...)

(
– Продолжите ряд.)
(
– Каждое следующее число на 2 единицы больше предыдущего.) – Закономерность следования второго ряда?
(17, 19,21...)

(
– Каждое следующее число на 2 единицы больше предыдущего.) – Какова закономерность следования чисел третьего ряда?
(21, 24,27...)
(Каждое следующее число на 3 единицы больше предыдущего.) – Чем числа первой строки отличаются от чисел второй строки?
(

Числа первой строки чётные,а числа второй строки – нечётные;

числа первой строки –кратные 2.)
– Итак, мы выбрались на берег. Теперь нам нужно построить корабль, чтобы покинуть остров. Но без математики мы с вами этого сделать не можем. –Откройте тетради, запишите число, классная работа. –Отгадайте загадку, какую цифру мы с вами запишем? Сколько лапок у мангуста, Лепестков в цветке капусты, Пальцев на куриной ножке И на задней лапе кошки, Рук у Тани вместе с Петей И всего сторон на свете Да и океанов в мире, Знает циферка… (четыре) –Назовите, где в реальной жизни встречается число 4? (4 времени года, 4 времени суток,4 лапы у животного,4 ножки у стола ,4 угла у квадрата и д.р.; пословицы и поговорки: «
Конь на четырех ногах, да и то

спотыкается.

»

Физминутка
–Робинзон Крузо предлагает вам поиграть в игру « Море волнуется…». –Нам надо спешить, чтобы помочь Робинзону. Отправляемся дальше. (
Звук

моря)
– Лучший друг Робинзона – попугай, просит нас помочь выполнить еще задание
(фото попугая),
поможем ему?
Взаимосвязь умножения и деления

– Итак, на сколько нужно умножить 3, чтобы получить 12?
(

На 4)
На доске: 3 …=12 … 3=12 Запись решения:(3 4=12). (4 3=12). – Какое свойство умножения использовали?
(

Переместительное свойство

умножения.)
– Назовите компоненты при умножении.
(

Первый множитель, второй

множитель, произведение)
– Какая операция является обратной операции умножения? (–
Деление).
– Как связаны между собой умножение и деление?
(

Если произведение

разделить на один из множителей, то получим другой множитель.)
– Назовите компоненты при делении
(

Делимое, делитель, частное.)
– Составьте равенства на деление с данными числами.(
21,12,3,7,4)
–Запишите в тетради: 21:3=7;12:3=4;12:4=3;21:7=3. – Молодцы! Корпус лодки готов
( показ корпуса лодки из цв.бумаги

).

IV. Создание проблемной ситуации.
Давайте поиграем в “
Робинзонскую математическую молчанку”.
Действуйте по алгоритму: • внимательно рассмотрите выражения: 1)6 2+2 8; 2)4 9+24:4. • вспомни порядок действий в выражениях без скобок. • выполните действия; • запишите ответ в тетради и молча покажите, что вы закончили. • записывают: 6:2+2 8=12+16=28.
Начинаем игру
( на доске запись выражений) • 6 2+2 8 2) 4 9+24:4 – Кто нашел значение выражения? (Учитель записывает все варианты ответов). – Решение какого выражения вызвало затруднение?
(

Решение выражения

4 9+24:4.)
– Почему? (–
Не знаем случаев умножения и соответствующих случаев

деления на 4.)
–Какова тема урока?
(

Таблица умножения и деления на 4.)

–Какие цели поставим перед собой?
(Составить таблицу умножения и

деления на 4 ,научиться её использовать.)

V. “Открытие” новых знаний.
– Я предлагаю объединиться в пары и поработать . –Как вы думаете, с какого случая начнем составление таблицы умножения на 4? Обсудите
(Ответы разные 4 0; 4 1; 4 2 ; 4 3…;один ученик работает у

доски).
–Почему мы не будем начинать со случая 4 0?
(Знаем правило, при

умножении любого числа на 0 получаем 0.)
– Почему не будем начинать со случая 4 1?
(

Знаем правило, что при

умножении любого числа на 1 получается тоже число,какое умножали.)
– Почему не начнём со случаев 2 4; 3 4?
(Известный случай:от перемены

мест множителей произведение не изменяется.)
– С какого случая начнём?( со случая 4 4.) – Какая закономерность наблюдается в результатах таблицы умножения на 4?
(

Произведение увеличивается на 4.)
– Работа по учебнику(стр.76) 1 столбик : 4 4 4 5 4 6 4 7 4 8 4 9 Задание: – Прочитайте ответы. (
Хором)
– Как изменяется произведение, если увеличивается один из множителей?
(

Произведение увеличивается.)
– Рассмотрите следующий столбик: 16:4 20:4 24:4 28:4 32:4 36:4
– Что происходит с частным, если делимое увеличивается, а делитель не меняется?
(

Частное увеличивается.)
– Теперь послушайте задание. Я буду называть вам разные числа. Если вы услышите число, кратное 4 – хлопайте в ладоши:
12, 10, 16, 18, 22 ,24, 25, 32.
– Какую операцию мы выполнили?
(

Составили таблицу.)
– И вот мачта с флагом корабля готова (
на корпус прикрепить мачту
).
VI.

Первичное закрепление.
– Для чего нужно знать таблицу умножения на 4?
(

Что бы решать

примеры, задачи.)
– Вернемся к выражению, которое вызвало у нас затруднение:(4 9+24:4). –Найдите ответ, используя таблицу умножения и соответствующих случаев деления на 4. – Теперь убраем вопрос, а вы проверите себя.Ответ:
(42)
.У кого все правильно – молодцы, а тем, кто ошибся – спасибо за ошибку – вы помогли нам разобраться.
VII.

Самостоятельная работа с проверкой по образцу.
А значения выражений из 3-го столбика найдите самостоятельно. (Проверка по образцу) 20:5 24:6 28:7 32:8 36:9 – Что нам помогло успешно справиться с заданием?
(Знание таблицы

умножения на 4)
– Вот и паруса на корабле готовы.
VIII. Закрепление.
– Где мы можем применить таблицу умножения на 4? (–
При решении

задач,примеров, уравнений.)
– Вы правы. Сейчас мы решим задачу вместе с Робинзоном. (
Задача в

учебнике) .
–Мастер и четыре ученика изготовили за день 99 деталей.Сколько деталей изготовил мастер,если каждый ученик изготовил по 9 деталей? 1)9 4=36(д.)-всего изготовили ученики. 2)99-36=63(д.)
Ответ:63 детали изготовил мастер.
IX. Рефлексия.
– Вот и спасательный круг на корабль повесили. – Достигли мы цели нашего урока?
(Да.)


Обоснуйте.
(

Мы составили таблицу умножения на 4 и

соответствующих случаев деления на 4 и научились их применять).
– Можно ли утверждать, что мы научились уверенно применять таблицу умножения и соответствующих случаев деления на 4?
(

Нет.)
–Какую цель каждый из вас должен поставить перед собой? (–
Выучить таблицу умножения и деления на 4 наизусть.)
– Корабль готов. Мы помогли Робинзону Крузо. Оцените свою работу на уроке. Если всё получилось и у вас отличное настроение - нарисуйте весёлый смайлик, если было трудно и вам нужно ещё поработать над этой темой – грустный. – Спасибо за урок!