"Пейзаж в произведениях И.С.Тургенева,в музыке и в живописи".

Автор: Воронина Екатерина Викторовна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: МБОУ"Покрово-Пригородная СОШ"
Населённый пункт: с.Покрово-Пригородное
Наименование материала: презентация
Тема: "Пейзаж в произведениях И.С.Тургенева,в музыке и в живописи".
Дата публикации: 17.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Пейзаж в рассказах

И.С.Тургенева, в

произведениях живописи

и музыке.
Работу выполнила ученица 9 а класса МБОУ “Покрово- Пригородная СОШ” Лебедева Наталия
Природа в произведениях Тургенева всегда поэтизирована. Она окрашена чувством глубокого лиризма. Эту черту Иван Сергеевич унаследовал у Пушкина, эту удивительную способность извлекать поэзию из любого прозаического явления и факта; все то, что на первый взгляд может показаться серым и банальным, под пером Тургенева приобретает лирическую окраску и живописность. Все пейзажные зарисовки автора, по- моему, очень яркие, талантливые, еще раз показывают необычайную красоту природы и раскрывают широкую душу русских людей.

План
 1. Пейзаж в произведениях И.С. Тургенева  2. Деревенский пейзаж в романе И.С.Тургенева “Отцы и дети”. Картина Фёдора Васильева “Деревня”.  3. Пейзажные зарисовки И.С.Тургенева в рассказе “Бежин луг”, в картине И.И.Левитана “Июньский день”и в музыке П.И.Чайковского «Баркарола».  4. Ночь в рассказе «Бирюк»и в картине А.И.Куинджи «Ночь на Днепре».  5. Утренний пейзаж в рассказе “Бежин луг”, Эдвард Григ “Утро”, картина И.И.Шишкина “Туманное утро”.  6. «Ночное» в рассказе «Бежин луг» и картина  А.И. Куинджи «Ночное».  7. Романс «Утро туманное», музыка В. Абаза.  8.Заключение.  9. Список использованной литературы.
« Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране…» К.Г.Паустовский

Цель работы
: составить представление о писателе Тургеневе как мастере пейзажных зарисовок, сопоставить пейзаж в литературном произведении с пейзажем в живописи и музыке.
Задача исследования
: -раскрыть особенность тургеневского пейзажа – его живописность, «акварельность», легкость, звукопись, -показать пейзаж в картинах художников Шишкина, Левитана, Куинджи, Васильева, -сравнить пейзаж в литературном произведении и в полотнах живописцев, -провести анализ музыкальных произведений, показывающих явления природы, -показать умение писателя, художника, композитора- психолога создавать через пейзаж определенное эмоциональное состояние.

Гипотеза исследования
: изучение в произведениях Тургенева, картинах художников и музыкальных произведениях пейзажа не только как приема, позволяющего создать определенное эмоциональное настроение, но и одной из важнейших, бесспорных жизненных ценностей, отношением к которой проверяется человек.
Иван Сергеевич Тургенев в своем творчестве выразил свое отношение к природе как душе России. Человек и мир природы в произведениях писателя выступают в единстве, независимо от того, изображаются ли степи, звери, леса или реки. В знаменитых рассказах из «Записок охотника» это хорошо прослеживается особенно отчетливо.

Пейзаж в произведениях Тургенева.
 Творчество писателя богато пейзажными зарисовками, которые имеют своё самостоятельное значение. Характерной чертой тургеневского пейзажа является способность отражать душевный настрой и переживания персонажей. Изображение природы в произведениях Тургенева достигают ранее небывалой в мировой литературе полноты.

Деревенский пейзаж в романе “Отцы и дети”.
Практически все произведения Тургенева отличаются великолепными пейзажными зарисовками русской природы.И на фоне прекрасной природы Тургенев в романе “Отцы и дети” рисует картину действительности — русскую деревню с “низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами”, с “покривившимися молотильными сарайчиками с плетеными из хвороста стенами и зевающими воротцами”, с ее невежеством, бескультурьем, нищетой и полной разрухой.

Картина Фёдора Васильева “Деревня”.
Начиная рассказ о картине Федора Васильева «Деревня», стоит сказать, что сама работа была написана художником под прямым впечатлением от поездок по Тамбовской губернии Российской империи, а также по провинциальным городкам и селам Украины. Васильев провел лето, а также и осень 1869 года селе под названием Знаменское, которое находилось в Тамбовской губернии. Именно туда его пригласил к себе в гости граф Строганов.Впечатления от этих поездок вскоре были перенесены художником на полотно.

Пейзажная зарисовка И.С.Тургенева “Бежин луг”.
В такие дни жар бывает иногда весьма силен, иногда даже «парит» по скатам полей; но ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной, и вихри-круговороты — несомненный признак постоянной погоды — высокими белыми столбами гуляют по дорогам через пашню. В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи вы не чувствуете сырости. Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба…»

Картина И.И.Левитана “Июньский день”.
Сравним пейзажную зарисовку Тургенева с картиной художника Исаака Ильича Левитана « Июньский день» - 1890-е гг. Летние краски во всем многообразии задают тон работе. Край ржаного поля соседствует с небольшим кусочком природного поля. Строгое однообразие молодой нивы и природная красота - словно специально размещаются рядом, залитые щедрым солнцем, под одним бездонно голубым небом. Робкие, трепетные мазки составляют крону одинокой березы и кромки леса. Точно подобранные многочисленные цвета луга создают веселую, беззаботную атмосферу работы. Ощутимо чувствуется некоторое движение – летний свежий в етер.

Петр Ильич Чайковский « Июнь. Баркарола»
Прослушаем пейзажную зарисовку в музыке. Петр Ильич Чайковский. Июнь. Баркарола. Июль – веселые песни хлебопашцев, начинающих сбор урожая, равномерная и слаженная косьба, народные песни, падающие наземь спелые колосья ржи и веселый смех во время перерыва в работе. В любом виде искусства – живописи, стихотворениях, прозе, музыке - широко воспевается косьба, рисуется картина бескрайнего поля с островками стогов, усталые крестьяне, довольные урожаем. У Чайковского на протяжении всей пьесы звучат интонации, повторяющие ритмичность народных песен, в аккомпанементе слышны аккорды, имитирующие звуки народных музыкальных инструментов, навевающих воспоминания о деревенской страде и вечере, приносящем долгожданную прохладу . .

Ночь в рассказе «Бирюк», А.И.Куинджи «Ночь на

Днепре».
 А теперь тургеневская ночь. А между тем наступает ночь; за двадцать шагов уже не видно.Вон над черными кустами край неба смутно яснеет... Что это? пожар?.. Нет, это восходит луна. А вон внизу, направо, уже мелькают огоньки деревни... А.И. Куинджи в своей известной картине изобразил тихий спокойный пейзаж. Открывается большое широкое пространство, на переднем плане которого слегка различимы в ночной тьме крыши домов небольшой деревни. Картина словно окутана чем-то таинственным и загадочным. Весь мир застыл в ожидании чего-то особенного. Возникает ощущение, что как будто зло и добро встретились, и зло старается победить светлый лучик, который разгорается всё больше и больше.

Утренний пейзаж в рассказе «Бежин луг», Эдвард Григ "Утро", картина

Ивана Ивановича Шишкина «Туманное утро».
У Тургенева утренний пейзаж написан в рассказе «Бежин луг». … “ Утро зачиналось. Еще нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке. Все стало видно, хотя смутно видно, кругом...”  Картина И. И. Шишкина “Туманное утро”, как и многие работы великого мастера пейзажа, передает удивительно спокойную и мирную атмосферу. В центре внимания художника тихое, туманное утро на берегу реки. Пологий берег на первом плане, водная гладь реки, в которой лишь едва угадывается движение, холмистый противоположный берег в дымке утреннего тумана. Рассвет словно разбудил реку, и, сонная, ленивая, она только набирает силы, чтобы бежать вглубь картины... Три стихии - небо, земля и вода, - гармонично дополняют друг друга Эдвард Григ "Утро". Нежные краски утренней зари и мягкость их переливов Выразительные возможности музыки позволяют воспроизвести это в звуках.

«Ночное» в рассказе «Бежин луг» и картина Куинджи

«Ночное».
 Все рассказы Тургенева пронизаны поэтикой русской природы. Рассказ «Бежин луг» начинается с изображения особенностей изменения природы на протяжении одного июльского дня, который заканчивается наступлением вечера, заката солнца. Утомленные охотники и собака, которые сбились с дороги, охвачены чувством потерянности. Загадочная жизнь ночной природы давит на героев в силу своего бессилия перед ней. Картина Куинджи «Ночное» так напоминает нам пейзаж Тургенева. Обстоятельство незавершенности картины здесь выступает как некий символ вечности творческого пути. Эта ассоциация усиливается лунной освещенностью бескрайних равнин – как бы вечным светом на горизонте.
В последние годы жизни, живя во Франции, он сильно страдал не только из-за болезни, но еще и потому, что не мог побывать в своем Спасском-Лутовинове, не мог посидеть под сенью его те нистых дубов, побродить по его бескрайним полям и лугам, где он вдыхал аромат цветущих трав, не мог почувствовать неуловимую игру красок осеннего леса и послушать переливы соловьиного пения, восторженно полюбоваться вечерней зарей. Здесь он черпал вдохновение и обретал силы для своего творчества. С громадной художественной силой и глубиной отразил И.С. Тургенев всю неяркую и неброскую красоту русской природы средней полосы. «Когда вы будете в Спасском, — писал он своему другу, известному русскому поэту Я. Полонскому, — поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, — родине поклонитесь…»

Романс «Утро туманное»,

музыка В. Абаза.
 Есть у Тургенева замечательный романс «Утро туманное», музыка В. Абаза, где все так созвучно нашему утреннему пейзажу. В этом романсе чувствуется страстная любовь, неизбывная тоска по далекой и такой дорогой родине. Утро туманное, утро седое, Нивы печальные, снегом покрытые... Нехотя вспомнишь и время былое, Вспомнишь и лица давно позабытые. Вспомнишь обильные, страстные речи, Взгляды, так жадно и нежно ловимые, Первые встречи, последние встречи, Тихого голоса звуки любимые. Вспомнишь разлуку с улыбкою странною, Многое вспомнишь родное, далёкое, Слушая ропот колёс неустанный, Глядя задумчиво в небо широкое.
Природа в произведениях Тургенева всегда поэтизирована. Она окрашена чувством глубокого лиризма. Эту черту Иван Сергеевич унаследовал у Пушкина, эту удивительную способность извлекать поэзию из любого прозаического явления и факта; все то, что на первый взгляд может показаться серым и банальным, под пером Тургенева приобретает лирическую окраску и живописность. Все пейзажные зарисовки автора, по-моему, очень яркие, талантливые, еще раз показывают необычайную красоту природы и раскрывают широкую душу русских людей.

Список использованной литературы:
1. Петров С.М. И.С. Тургенев – великий русский писатель- реалист. – В кн.: Творчество И.С. Тургенева. Сборник статей. Пособие для учителя. Под общей редакцией С.М. Петрова. Редактор-составитель И.Т. Трофимов. М., 1958, с. 558. 2. Курляндская Г.Б. Указ. соч., с. 91, с. 98. 3. Писарев Д. Базаров. – В кн.: Русская литературная критика 1860-х годов. Избранные статьи. Сост., предисл. и примеч. профессора Б.Ф. Егорова. М., 1984, стр.229. 4. Орловский С. Указ. соч., с. 166. 5. Незеленов А.И. И.С. Тургенев в его произведениях. т.2. СПб., 1903, с. 245. 6. Брандес Г. Этюд. – В кн.: Иностранная критика о Тургеневе. СПб, с. 27.