Федеральный Закон "О Днях воинской славы и памятных датах России" как основа для разработки уроков и внеклассных мероприятий по истории России

Автор: Ангелова Стелла Григорьевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МКОУ СОШ №16
Населённый пункт: х.Быкогорка, Предгорный район,Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: Федеральный Закон "О Днях воинской славы и памятных датах России" как основа для разработки уроков и внеклассных мероприятий по истории России
Дата публикации: 17.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Ангелова С.Г. Учитель истории и обществознания МКОУ «СОШ №16», х.Быкогорка, Предгорный район, Ставропольский край Тема: Федеральный Закон «О Днях воинской славы и памятных датах России» как основа для разработки уроков и внеклассных мероприятий по истории России Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье является одним из основных принципов государственной политики в областио бразования . Цель современного образования – усиление воспитательной функции образования,формирование гражданственности, трудолюбия,нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине,семье, окружающей природе. Интерес к гражданскому образованию и патриотическому воспитанию в обществе обусловлен необходимостью и потребностью: профилактики девиантного поведения и правонарушений несовершеннолетних; формирования у учащихся правовой компетентности, то есть способности защищать свои права, осознавать ответственность за выполнение обязанностей, выстраивать свое поведение в соответствии с существующими в обществе нормами права и морали; сохранения исторической памяти поколений; воспитания патриотизма как особой направленности, самореализации и социального поведения граждан; организации социальной практики детей (участие личности в решении общественно значимых проблем). Таким образом, гражданско-патриотическое развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
В соответствии с этой целью мною была создана собственная методическая система учителя, которая включает в себя: цели, методический стиль учителя,особенности организации учебной деятельности учащихся,организация внеурочной деятельности учащихся,социально значимая деятельность. Тема методической системы: Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории,обществознания) и внеурочное время. Цель: воспитание гражданина и патриота, живущего в демократическомгосударстве, формирование активной позиции в условиях социальныхпреобразований, происходящих в стране. Задачи: формировать определенные знания, умения, ценности и желание участвовать в общественно-политической жизни, воспитать внутреннюю свободу ученика, создать условия для раскрытия личностного творческого потенциала; формировать у подрастающего поколения высокие нравственные,морально – психологические и этические качества, гражданский и воинский долг, ответственность за судьбу Отечества. Успешность работы в области гражданско-патриотического воспитания зависит не только от специальных знаний, но и личностных качеств учителя. Педагог, который готовится к передаче идей гражданско-патриотического образования, должен, прежде всего, сам стать гражданином и патриотом. Исходя из этого, сформировались мои педагогические принципы: 1. Принцип гуманистической направленности и целеустремленности воспитательного процесса означает приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. 2. Принцип коллективной деятельности. В правильно организованной коллективной деятельности формируется чувство ответственности за порученное дело, его результат; проявляются лидерские качества, умение сотрудничать с другими. 3.Принцип разумной требовательности. Основывается на развитии правового самосознания, правовой культуры всех участников образовательного
процесса. Можно все, что не противоречит закону, правилам школьного распорядка, не вредит здоровью, не унижает достоинство других. 4.Принцип стимулирования самовоспитания. Каждый школьник должен знать себя, научиться критически рассматривать свои поступки, воспитывать в себе чувство ответственности. Задача педагогов – создать такие условия, в которых ребенок приобретет опыт планирования и рефлексии своей деятельности. 5.Принцип собственного примера. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Особенностью воспитания Гражданина нашего Отечества является его многонациональный характер. Учѐт национальных особенностей в гражданском воспитании имеет особое значение. Этот учѐт предполагает приобщение учащихся к национальным культурам и историческим традициям народов. Во-вторых, это та область содержания образования, которая дает учащимся необходимую для полноценной гражданской жизни систему знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, образов поведения. Под гражданским воспитанием понимается формирование комплекса качеств, необходимых каждому члену современного общества, а именно: политической культуры, правовой культуры и культуры межнациональных отношений. Это относится и к культуре межнациональных отношений, основное содержание которой состоит в следующем: любовь к культуре своего народа и уважение, терпимость к другим народам. К задачам формирования культуры межнациональных отношений следует отнести знание истории, культуры, искусства своей родины, страны; любовь к своему народу и активное участие в сохранении и развитии национальной культуры; знание культур других народов своей страны и других государств, уважительное к ним отношение; наконец, умение строить отношения с представителями других культур и народов на принципах взаимоуважения и толерантности. Задачи, связанные с достижением этих целей: 1. формирование содержания понятия «патриотизм»: - чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
- уважительное отношение к языку своего народа; - заботу об интересах Родины; - осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства; - проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине; - гордость за культурные достижения своей страны; - гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ; - гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности. 2. формирование содержания понятия «Отечество» (личность, семья, родная земля – край отцов, страна, народ, государство, язык, история, культура, религия); 3. создание ситуаций, в которых учащиеся переживали бы чувство любви и гордости за свою Родину, восхищались ее героической историей, мужеством и храбростью патриотов, ее выдающейся ролью в развитии мировой цивилизации; 3. создание образовательных ситуаций, при которых ученик связывал бы самореализацию с учебной деятельностью, с саморазвитием, с личностью учителя. Решение этих задач возможно через самого учителя, через исторический материл, через форму подачи материала. История России богата знаменательными событиями. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. Помимо военных побед существуют события, достойные быть увековеченными в народной памяти. О таких событиях и говорится в Федеральном законе № 32 от 13 марта 1995 года, который получил название «О днях воинской славы и памятных датах России». Педагогически значимой при подготовке к этим датам является опора на воспитательный потенциал учебных дисциплин. Героические примеры отечественной истории должны стать прочной основой гражданско-
патриотического воспитания молодежи, особенно при преподавании историко-общественных дисциплин. Содержание исторического образования - проблема огромной важности. Знание истории своей страны предполагает формирование у подрастающего поколения высших духовных и социально значимых ценностей и таких качеств, как патриотизм, долг, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите. В оптике «политики памяти» любой исторический факт из давно прошедших времен становится событием новейшей истории. Поэтому любая памятная дата и день воинской славы России может стать предметом современной дискуссии, образовательного проекта, общественной акции и другого внеклассного мероприятия. Но как педагогически профессионально воспользоваться этим инструментом? Отнестись к датам российского Календаря с историко-исследовательских позиций, подготовить и провести со школьниками специальное занятие или включить соответствующие вопросы в мероприятия, посвященные конкретным праздникам:1) Какова цель принятия ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России»? В тексте первоисточника найдите и прокомментируйте соответствующие положения2) Выясните, существуют ли подобные законы и календари в других странах мира? Какие события своей (национальной) истории \ всемирной истории они увековечивают? Какой образ страны складывается на основе ее исторического календаря? 3) Как вы считаете, почему на протяжении последних 15 лет ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» неоднократно корректировался? Сравните тексты этого закона в разные годы и проанализируйте вносившиеся в него поправки. 4) Как Закон определяет понятия «день воинской славы России» и «памятные даты России»? Что между ними общего и чем они различаются? 5) Как Закон интерпретирует сущность конкретного Дня воинской славы и связанного с ним исторического события? 6) Выясните, как этот день или юбилей исторического события отмечался в России раньше (в Российской империи? В Советском Союзе?) Формы работы с учащимися могут быть самыми разнообразными, главное, чтобы они были интересными и действенными, способствовали воспитанию гордости за историю своего города, села, региона, страны и ее знаменитых
людей. Несомненно, следует, руководствоваться уровнем развития детей, их возрастным особенностями. Сообщения, презентации, фрагменты видеосюжетов и фильмов способствуют эмоциональному восприятию, а это усиливает такое чувство, как гордость за победы своих предков; Сочувствие, сопереживание, понимание цены победы усиливается, когда дети не просто знакомятся с событиями по тексту учебника или по рассказу учителя, а работают с документом (например, сопоставляют отрывки описания битвы по произведениям Куликовского цикла: -«Сказание о Мамаевом побоище»; -поэма «Задонщина»; -Летопись Куликовского сражения Мощным воспитательным воздействием обладает материал тем о нашествии монголо-татар, шведов и тевтонцев на Русь и борьба русского народа с врагами, образы знаменитых полководцев Александра Невского, Дмитрия Донского. «Не могу видеть вас побежденными, не могу этого терпеть, хочу с вами ту же общую чашу испить и тою же смертию умереть, за святую веру христианскую! Если же умру, то с вами, если спасусь – то с вами!» -слова Дмитрия Донского перед Куликовской битвой не оставляют равнодушными детей. Важнейший урок, который нам преподносит история, заключается в следующем: хотите понять историю войны - изучайте историю своей семьи, краеведческий материал. Очень важно и нужно проводить среди детей анкетирование типа «Война в биографии моей семьи». Чтоб ее заполнить, детям придется о многом расспросить своих дедушек и бабушек - ветеранов войны и труда, узнать о них (если их нет в живых) от своих родителей. Шаг за шагом ребенок узнает неизвестные ранее факты биографии своей семьи. Конечно, одно такое анкетирование не решает проблемы патриотического воспитания, но в ходе исследовательской и поисковой деятельности детей, мы формируем у школьников высокое и необходимое качество для гражданина - чувство сопричастности к прошлому.
Говоря о теме личной и семейной исторической памяти, преемственности культуры, важно показать, что привычные для нас ритуалы торжественных праздников, героические легенды, образы военной славы не должны заслонить и подменить личное содержание. Обсуждая тему цены войны, страдания людей и их мужества, невозможно не коснуться темы предотвращения войны - как это происходило в разные эпохи и происходит в наше время. Как удалось избежать новых мировых войн, как ведутся переговоры, как заключаются договора между странами - это тема, неотделимая от темы войны . Цель данных мероприятий: формирование патриотических чувств сознания у детей и подростков, популяризация технических и военно-прикладных видов спорта. О патриотизме надо говорить не только в этот период и поэтому необходимо обратить внимание и на другие знаменательные даты России в течение всего года: это и праздник Победы 9 мая, и День памяти и скорби 22 июня, и многие другие события истории России. Существует великое множество форм воспитательных мероприятий, посвященных названным датам. Они бывают массовыми, групповыми и индивидуальными, а так же словесными (собрания, читательские конференции, диспуты, встречи, устные журналы, беседы и т.п.), практическими (деловые игры, экскурсии, конкурсы, вечера, праздники и т.д.) и наглядными (выставки художественного творчества, книжные выставки, тематические стенды, наглядная агитация и т.п.). Каждая из форм воспитательной работы решает вполне определенные воспитательные задачи в целях развития личности, интересов и потребностей обучающихся, способствует формированию на этой основе тех или иных качеств, умений личности. Особенности формы воспитательной работы обусловлены тем, что каждая из них организует специфическую общественно-ценностную деятельность ученика, и они не повторяют друг друга. С моей точки зрения, в современной школе внеклассные мероприятия, посвященные Дням воинской славы, могут преследовать цель показать детям: -бесчеловечность любой войны, уникальность каждой человеческой жизни; -примеры сохранения человеческого достоинства в самых нечеловеческих условиях, предмет для гордости и подражания;
-примеры самопожертвования и того, что есть вещи, которые могут оказаться дороже собственной (но, ни в коем случае, не чужой) жизни. В нашей школе сформирована система мероприятий, направленных на развитие патриотизма учащихся через вовлечение их в практическую деятельность; школа активно принимает участие в районных мероприятиях и конкурсах по военно-патриотической направленности. Традиционно проводится месячник военно-патриотической работы,в ходе которого реализуются следующие мероприятия: конкурсы чтецов, рисунков, сочинений посвященных знаменательным героическим датам России; оказание шефской помощи ветеранам, участникам воин и вдовам;проведение акции «Милосердие», «Посылка воину»;экскурсии в музей г.Железноводска, в комнату Боевой Славы,встречи с участниками ВОВ, боевых действий; проведение урока Мужества с приглашением гостей: ветеранов, детей военных лет; молодых ребят, отслуживших в армии,тематические утренники, посвященные знаменательным датам . Одна из интересных для учащихся форм внеурочной деятельности- просмотр и обсуждение художественных и документальных фильмов. На уроках, классных часах звучат воспоминания детей войны, взятые из книг, сборников и приглашенных на школьные, классные мероприятия. Важно, чтобы это был не монолог классного руководителя или подготовленных заранее детей, а беседа, цель которой - помочь детям примерить описываемую ситуацию на себя. Дать возможность детям прочувствовать, что это означает- детство военных времен. Посещение мнемонических мест (мест памяти) и связанные с ним ритуалы – один из самых эффективных способов развития коллективной исторической памяти,гражданского и патриотического воспитания. От зрелища – к действию!» - таков вектор обновления форм внеклассной работы по истории, отвечающий на вызовы исторической политики и приоритеты гуманитарного образования школьников в современном мире. Деятельностный подход к внеклассной работе не только изменяет сущность мероприятий, расставляет иные акценты в процессе их подготовки и проведения, но и открывает новые педагогические ресурсы в средствах, изначально не ориентированных на школьное образование. В частности веб- сайты уже стали распространенным источником информации для подготовки
тех же исследовательских проектов, исторических вечеров. Являясь самостоятельной частью учебно-воспитательного процесса, внеклассная работа может интегрироваться с уроком, быть его продолжением, что обеспечивает реализацию воспитательных и развивающих функций в полной мере. При этом условии внеклассные занятия по Дням Воинской славы и памятным датам России позволяют школьникам углубить и расширить знания, полученные на уроках, обогатить жизненный опыт и ценностное отношение к историческому прошлому.