"Альманах медиа-лекций по художественно-єстетическому циклу"

Автор: Мухаметшина Альбина Асхатовна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБОУ ДОД СРДШИ
Населённый пункт: с. Кольчугино
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Альманах медиа-лекций по художественно-єстетическому циклу"
Дата публикации: 17.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный сборник учебно-методических материалов содержит ряд интерактивных лекций по предмету «Музыкальная литература»
(
ПО.02.УП.03.), «Слушание музыки»
(
ПО.02.УП.02.) и «Изобразительное искусство» (ПО.01.УП.02, ПО.01.УП.05.), «История искусства»
(
ПО.02.УП.02.). Данный материал предусматривает чтение лекций, проведение семинарских занятий, концертов, литературно-музыкальных гостиных, художественных салонов. Методический сборник предназначен в помощь педагогически работникам общеобразовательного и дополнительного обучения при осуществлении ими образовательной, учебной деятельности, при проектировании учебных занятий. Методологическое значение лекции состоит в том, что в ней раскрываются фундаментальные теоретические основы учебной дисциплины и научные методы, с помощью которых анализируются жизненные явления.
Главная обучающая цель
учебно-методического сборника - помочь учащимся в изучении теоретических дисциплины «Музыкальная литература», «Слушание музыки» и «Изобразительное искусство», «История искусств» представить дополнительный материал по изучаемым темам в наиболее интересной, удобной для понимания и запоминания форме. Развитие у школьников художественного вкуса, эстетического чувства. Изучение предметов художественно-эстетического цикла способствуют всестороннему развитию личности.
Задачами конспектов лекций
являются: - углубленное изучение содержания материала по изучаемым дисциплинам, - акцентирование внимания учащихся на наиболее важных проблемах учебных предметов. - расширение кругозора учащихся, - способствование наилучшему усвоению учебного материала. - развитие творческих способностей учащихся на уроках искусства, эмоциональной сферы личности. - развитие духовно-нравственного развития учащегося. - развитие социально-психологической установки к учебно-воспитательному процессу и к жизни в коллективе: готовности брать ответственность на себя; работать в коллективе ведомым и ведущим; общаться в коллективе сверстников, со старшими и младшими по возрасту.
Межпредметные связи.
Прослушивая и участвуя в лекциях, учащиеся получают новые знания в предметных областях, которые не включены в школьную программу, такие как вспомогательные
исторические дисциплины, основные виды искусства, мировой и отечественной литературы, истории искусств. Стремление лектора не просто изложить голые факты, а логично расположить материал, доказать его истинность, привести к обоснованным выводам, научить слушателей думать, искать ответы на возникающие вопросы и рассматривать приемы такого поиска – все это отличительные черты сборника лекции. Полученные в ходе лекции выводы и результаты служат основой при самостоятельной проработке рекомендованной литературы.
Формы проведения мероприятий
:  Лекция  Лекция - концерт с участием учащихся и преподавателей  Интерактивная лекция-презентация  Тематический концерт  Резервные уроки  Литературно-музыкальная композиция  Художественный салон Следует учесть, что лекции имеют название, видеоряд или слайдовую презентацию. Соответственно можно провести несколько форм мероприятий: лекция-рассказ, лекция-беседа, повествовательная лекция, информативно-диалогическая, проблемная лекция, предметная лекция, тематическая лекция, обзорная и обобщающая лекция, тематический концерт, а так же использовать как тему резервного урока.
Ожидаемая результативность в приобретении навыков по предметам после

прослушивания и участия в лекциях:

Слушание музыки:
- наличие дополнительных знаний о музыке, как виде искусства, ее основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах; - способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения
Музыкальная литература:
- знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;
- знания творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям; - знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности; - умение исполнять на музыкальном инструменте тематический материал пройденных музыкальных произведений;
Изобразительное искусство:

-
формирование представлений учащихся о структуре изобразительного искусства,- формирование у учащихся представления об историческом процессе развития образной системы и средств изображения внутри каждого вида искусств, взаимообогащении видов искусств; - формирование у учащихся понимания о взаимосвязи исторической, тематической, символической, религиозной, эстетической составляющих в системе художественных обра зов и композиционными, художественными средствами выражения произведения искусства; - развитие художественного профессионального мышления учащихся и способностей к теоретическому, критическому, искусствоведческому анализу произведений искусства; - формирование у учащихся навыков учебной исследовательской работы, владения профессиональной лексикой.
Статистические средства наглядности.
Изобразительная наглядность может обеспечиваться различ ными дидактическими материалами. В представленном сборнике лекций доступными можно отнести: - графические изображения на классной доске (по усмотрению учителя) - графические наглядные пособия; - диафильмы, слайды. - фильмы.
Технические средства визуальной информации.
Используется комплекс светотехнической, звуковой и аудиовизуальной аппаратуры: - диапроекторы - проекторы - CD – центр - компьютер
- телевизионные установки - ауди-установки
Программное обеспечение.
BIOS IBM-PC совместимых компьютеров,
Программы по созданию сайд, фото и видеошоу:

-
Movavi , Е dius,
Slideshow Maker

Краткое содержание лекций

Экскурс по лекциям.
В данной таблице представлены темы лекций, их тезисы, представлено возможное музыкальное оформление, картины художников, рассматриваемые в ходе лекции, а также используемые интернет-ресурсы по каждой тематике.
п

/

н

Тема лекции

Тезисы по лекции

Картины художников

Музыкальное

сопровождение

(на выбор)

Интернет-

ресурсы
1 «Эпоха Барокко» Экскурс по разным направлениям искусства. Широко представлены архитектура, изобразительное искусство, музыкальное искусство, танцы. Определены характерные черты эпохи. Описаны яркие представители того времени: Георг Фридрих Гендель, Иоганн Себастьян Бах, Антонио Вивальди, Питер Пауль Рубенс П. Рубенс «Меркурий, Аргус и Ио»; П.Рубенс «Снятие с креста»; П.Рубенс «Семейный портрет», «Автопортрет»; П. Рубенс «Персей и Андромеда»; Ритер «Кающаяся Магдалена»; Сурбаран «Детство Марии», «Святой Себастьян», «Оплакивание Христа». Г.Ф.Гендель сюита №1 F-dur музыка на воде, Г.Ф.Гендель Сарабанда c-moll, Г.Ф.Гендель Музыка феерверка 2 часть, Г.Ф.Гендель прибытие царицы Савской из оратории «Соломон», Г.Ф.Гендель оратория «Времена года» хор Гроза, Г.Ф.Гендель хор «Аллилуия» из оратории «Мессия»; А. Вивальди концерт «Времена года», Muzofon s://googl ewebhp? sourceid=chrome- instant&ion=1&es pv=2&ie=UTF-8
rubens
p   s://ru.wikipedi a/.../Музыкал ьные_инструмен ты_эпохи_барок к... music.nur.kz › Гендель
2 «Внутренний монолог И. С. Баха и Рембранта» В этой лекции дан сравнительный анализ двух судеб, двух мировых величин культуры. Широко представлен творческий путь каждого представителя. Дан сравнительный анализ двух мировых величин, двух судеб. И.С.Бах инвенция до мажор, до минор, фа мажор И.С.Бах органная предюдия ре минор И.С.Бах прелюдия и фуга до минор И.С.Бах симфония ля минор Сайт фестиваля педагогических идей «открытый урок», Сайт «мульти- урок» 3 «Моцарт и Рафаэль» Ни один представитель критики не сравнивал Рафаэля и Моцарта, т.к. считали их не сопоставимы. Все, кроме Гете. В лекции авторы попытались дать образно- эмоциальный анализ картины «Сикстинской мадонны» и лирической части «Реквиема» Лакримоза. 4 Спендиаров Список литературы. 1. Трофимов А.В. Подготовка и проведение лекции: методические рекомендации / А. В. Трофимов, Ю. П. Груненков. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2004. - 23 с.
СОДЕРЖАНИЕ:


1.

Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 2

2.

Краткое содержание лекций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 4

3.

Лекция «»

4.

Лекция «»

5.

Лекция «»

6.

Лекция «»

7.

Словарь терминов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 4

8.

Техническое обеспечение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 5

9.

Учебно-методическое обеспечение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 5

10. Список используемых ресурсов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.

н\п НАЗВАНИЕ ЛЕКЦИИ Используемые произведения композиторов Используемые картины художников Интернет- ресурс