"Психология как база методики обучения русскому языку"

Автор: Асаулова Дарья Андреевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ школа № 7
Населённый пункт: город Феодосия, Республика Крым
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Психология как база методики обучения русскому языку"
Дата публикации: 17.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 2 РАЗДЕЛ 1. ПОНЯТИЕ О МЕТОДИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ ……………………………………………. 6 1.1. Предмет и задачи методики русского языка …….………. 6 1.2. История возникновения методики русского языка……… 9 ВЫВОДЫ К РАЗДЕЛУ 1 11 РАЗДЕЛ 2. СВЯЗЬ МЕТОДИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА С ДРУГИМИ НАУКАМИ.................................................................................................................. 12 2.1. Связь методике обучения русскому языку с другими науками…………………………………………………………… 12 2.2. Психология как база методики обучения русскому языку 18 ВЫВОДЫ К РАЗДЕЛУ 2 ………………………………………………….. 22 ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ……………………………………………………….. 23 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….. 24 2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Неразрывна связь методики российского языка с психологией. При всем этом важными являются главные положения как общей психологии (к примеру, психологии памяти, восприятия, воображения и т.д.), так и возрастной, а именно психологии младшего школьника. Необыкновенную роль играет педагогическая психология – методика интенсивно вбирает в себя все то, что конкретно связано с процессом обучения. Используя данные психологии, учителя, определяют такие приемы работы с учащимися, которые содействуют правильному формированию интеллектуальных операций при овладении тем либо другим языковым понятием. К примеру, неоценима роль игры при обучении грамоте. Методика преподавания русского языка стоит в ряду педагогических наук. Это - прикладная наука, поскольку, опираясь на теорию, она решает практические задачи обучения, воспитания и развития учащихся. Предметом изучения методики является процесс овладения родным языком в условиях обучения (овладение речью, письмом, чтением, грамматикой и пр.). Методика преподавания русского языка призвана изучить закономерности формирования умений и навыков в области языка, усвоения систем научных понятий по грамматике и по другим разделам науки о языке. В разные годы данной проблемой занимались Л. С. Выготский и и психологи его школы А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, а также проблемами усвоения грамматики в школе занимались А.К. Маркова, С.Ф. Жуйков; орфографией, пунктуацией – Д.Н. Богоявленский, Г.Г. Граник; развитием речи учащихся – Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев.
Объект исследования
‒ обучение русскому языку.
Предмет исследования
‒ значение психологии в обучении русскому языку.
Цель исследования:
Психология как база методики обучения русскому языку 3
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие
задачи исследования:
 раскрыть предмет, сущность и основные задачи методики русского языка;  рассмотреть исторический аспект изучения методики русского языка;  раскрыть составные части методики русского языка;  рассмотреть психологию как одну из основных баз преподавания русского языка.
Методы

исследования
– анализ психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы по проблеме исследования.
Структура работы:
работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников.
Общий объем
курсовой работы составляет 26 страниц из них основного текста 18. 4

РАЗДЕЛ 1.

ПОНЯТИЕ О МЕТОДИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

1.1. Предмет и задачи методики русского языка
Методика преподавания русского языка - это педагогическая наука, имеющая свою объектно-предметную область, задачи и методы исследования, фундаментальные понятия и категории, которыми она отличается от других наук [6, c. 12]. Объект методики преподавания русского языка - процесс обучения, воспитания и развития на занятиях русским языком. Предмет методики преподавания русского языка - исследование закономерностей усвоения родной речи. Целью методики преподавания русского языка является создание системы обучения, адекватной современным задачам речевого личностного развития школьника. Из определения цели вытекают и задачи методики преподавания русского языка [9, c. 37]: 1) изучение закономерностей усвоения языка и речи; 2) определение содержания школьного курса родного языка, которое способствовало бы речевому развитию ребенка; 3) исследование принципов и методов обучения русскому языку; 4) создание целостной методической системы обучения языку и речи. Методическую систему обучения русскому языку графически можно представить так: 5
Рисунок 1.1. – Система обучения русского языка Задачи методики русского языка как области педагогической науки тесно связаны с задачами обучения, воспитания и развития школьников, а это, прежде всего, - формирование языковой [6]. лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенции. Формирование языковой компетенции предполагает обучение нормам родного языка и умениям пользоваться этими нормами в речи. Формирование лингвистической компетенции в узком смысле предполагает знания о языке, о его системе, т.е. владение метаязыком лингвистики. В широком смысле лингвистическая компетенция предполагает усвоение знаний о языке и речи, знание речеведческих понятий, теоретических основ лингвистики. Формирование коммуникативной компетенц и и предполагает знания о речи, ее функциях, развитие умений в области четырех основных видов речевой деятельности (говорения, слушания, письма, чтения). Коммуникативная компетенция в высшем ее проявлении - это способность к полноценному речевому обшению во всех сферах человеческой деятельности с соблюдением социальных норм речевого поведения. Основное же умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции, - умение создавать и воспринимать тексты как результат речевой деятельности. 6
Культуроведческая компетенция предполагает знания о языке и культуре в их взаимосвязи, об отражении в языке материальной и духовной культуры народа. Развитию речи в обучении родному русскому языку отведено значительное место в современных программах. Речь как деятельность по использованию языка в целях общения, знания о культуре речи, речеведческие понятия и речевые умения входят составной частью во все виды компетенции. Конечной целью обучения языку является речевое развитие ребенка. Под речевым развитием следует понимать развитие языковой способности ребенка под влиянием обучения. Языковая способность имеет уровневую структуру, соотносимую со структурой языка. Методика обучения русскому языку в средней школе опирается прежде всего на уровни языка, и потому в ней выделяются: методика фонетики, методика лексики, методика орфографии и пунктуации, методика морфологии и синтаксиса и т.п. Особым разделом методики является методика развития речи, которая в настоящее время получила мощный импульс к развитию благодаря новейшим достижениям в области наук, изучающих механизмы и закономерности речи, - психолингвистики (теории речевой деятельности), теории речи (речеведения) и др. Методика стилистики уже вычленяется в рамках методической науки, а ме- тодика культуры речи и риторики в большей степени разрабатываются в рамках педагогического речеведения [9, c. 42]. Методологической основой методики как науки является философское учение о сущности языка как важнейшего средства человеческого общения, положение о единстве языка и сознания, о функциях языка. Методика как наука обладает своей системой терминов. Различают собственно методическую терминологию (диктант, виды разбора, языковой анализ) и терминологию, смежную с другими науками (цели обучения, урок, развитие речи, словарь). 7

1.2. История возникновения методики русского языка
Возникновению методики преподавания русского языка как науки история обязана выдающимся ученым-лингвистам, историкам языка, педагогам Ф. И. Буслаеву и И. И.Срезневскому. Этих ученых объединяло стремление поставить обучение языку на научную основу, опираясь при этом на язык народа, на его историю, фольклор. Мысли, изложенные Ф. И. Буслаевым в его книге «О преподавании отечественного языка», вышедшей в 1844 году, удивительным образом перекликаются с мыслями И. И. Срезневского, которые он оставил потомкам в своих работах «Наставление преподавателям русского языка и словесности в гимназиях С.-Петербургского учебного округа» (1852), «Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте» (1861), «Замечания об изучении рус- ского языка и словесности в средних учебных заведениях» (1871) [1]. «Отечественный язык узнает всякий человек непосредственно, вместе с наглядной все приемлемостью внешних явлений и внутренних ощущений; потому дар слова непосредственно связывается с восприемлемостью и впечатлением, так что слова являются сознанию живым соответствием (correlatio) вещей» - так писал Ф. И. Буслаев, который впервые представил законченный труд по методике русского языка, где определил цели и задачи преподавания отечественного языка, обосновал принципы лингвометодики, так называемые правила для методы преподавания: правило природосообразности, сознательности в обучении родному языку; правила о единстве анализа и синтеза при изучении языковых явлений, о разнообразии упражнений при выработке умений, о единстве формы и значения при обучении языку. В программном труде Ф. И. Буслаева были заложены основы теории отечественной лингвометодики. У Ф. И. Буслаева находим строки о цели и задачах обучения русскому языку: «Первое дело в области преподавания отечественного языка состоит в 8
том, чтобы ученик практическим путем узнал все формы речи, чтобы они являлись ему не одни сами по себе, но постоянно в органической связи с мыслию, ими выраженною, так, чтобы ученику вместе с формою непрестанно давалось и содержание». Эти же мысли находим и в ранней работе И. И.Срезневского «Наставление преподавателям русского языка и словесности в гимназиях С.-Петербургского учебного округа», где сказано, что в результате обучения гимназист должен уметь «владеть родным языком, т.е. не только научиться понимать его строение и состав, но и выражаться на нем в живой речи и на письме... до некоторой степени с изяществом». Важнейшая цель обучения отечественному языку - духовное становление личности: «...Изучением языка родного или другого, заступившего его место, начинается и поддерживается развитие духовных сил человека» («Об изучении родного языка вообше и особенно в детском возрасте»). Главная мысль, которая объединила ученых-методистов, стоящих у истоков отечественной лингвометодики, была выражена в работе И. И.Срезневского «Мысли об истории русского языка»: «Народ выражает себя в языке своем». Именно этот принцип - принцип изучения языка как культурного кода народа - был поддержан затем К.Д.Ушинским и Л. Н.Толстым в XIX веке; этот подход становится одним из важнейших в веке XXI. 9

ВЫВОДЫ К 1 РАЗДЕЛУ
Методика русского языка – наука, которая изучает цели, содержание, принципы, средства и методы обучения русскому языку. Объектом изучения методики является естественный язык. Предмет методики: исследование основных закономерностей процесса обучения языка Методика преподавания русского языка стоит в ряду педагогических наук. Ее можно назвать прикладной наукой, поскольку она, опираясь на теорию, призвана решать практические задачи воспитания, обучения и развития учащихся. Методика русского языка изучает уровни знаний, умений и навыков учащихся на разных ступенях обучения, выясняет причины успехов или неудач в обучении, исследует типичные ошибки - речевые, орфографические и пр., находит способы их устранения и предупреждения. Время подсказывает свои задачи методике, как и педагогической науке в целом. 10

РАЗДЕЛ 2.

СВЯЗЬ МЕТОДИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА С ДРУГИМИ НАУКАМИ

2.1. Связь методики обучения русскому языку с другими науками
Теория методики преподавания русского языка разрабатывается на базе синтеза достижений лингвистики, психолингвистики, дидактики, психологии, а в последнее время и новых гуманитарных дисциплин - речеведения, социолингвистики, культурологии, лингвокультурологии и др. Методика связана со смежными науками, изучающими язык, речь, речевую деятельность, процесс познания, педагогический процесс. Данные смежных наук позволили определить методологическую основу методики русского языка. Главными положениями являются философские воззрения на язык как важнейшее средство человеческого общения, определение речи как деятельности по использованию языка в целях коммуникации, положения о функциях языка и речи, о структуре речевого акта и в связи с этим о задачах речевого развития ребенка. Методологическую базу данной дисциплины составляют также принципы дидактики (научности, системности и систематичности, доступности и др.) и современные психолого-педагогические воззрения на роль обучения в развитии ребенка. Рассмотрим основные из них подробнее. Философия. Методика, как и педагогика в целом, принадлежит к числу общественных наук. Она изучает определенные аспекты формирования личности: этим обусловлены ее связи с другими науками. Так, философия обеспечивает методологические основы методики, понимание целей и задач обучения языку. Философская теория познания утверждает, что путь к истине проходит этапы чувственного и рационального (логического) познания и завершается 11
проверкой на практике. Рациональное познание осуществляется средствами языка, и все огромное информационное богатство, накопленное человечеством и каждым отдельным народом, сохраняется и передается новым поколениям с помощью языковых единиц – слов, их сочетаний, предложений, текстов. Ус- воение языка – это связь времен, это овладение духовным наследством многих поколений. Обучение языку формирует мировоззрение школьников, включает их в социальную жизнь, дает им самое совершенное средство познавательной деятельности. Изучение языка развивает интеллект, оно должно быть опережающим по отношению к другим учебным предметам, по возможности – ранним, по преимуществу – практическим, направленным на овладение речевыми умениями: восприятием речи (устной и письменной), говорением и письмом – устным и письменным выражением мысли. Поскольку рациональное познание, осуществляемое в языковых формах, опирается на познание чувственное, неотрывное от объективной действительности, постольку и усвоение языка индивидом должно быть постоянно связано с реальностью: слово – с его денотатом, текст – с фактами жизни. Процесс познания завершается проверкой на практике; следовательно, изучение языка должно быть построено таким образом, чтобы изученные его единицы (слова, предложения, тексты) действительно использовались в индивидуальной и общественной практике учащихся: в их познавательной, трудовой, творческой и иной деятельности. Философами и физиологами установлена связь языка и сознания, языка и мышления. Мысль человека материализуется в речи, в языковых формах; строя свою речь – предложения, текст, школьник формирует самое мысль, придает ей четкость, свойственную языковым конструкциям. Мышление человека не может развиваться без языкового материала: овладение десятками тысяч слов, системой грамматических форм, механизмом их использования оказывает упорядочивающее воздействие на мышление. Языковые умения – 12
важнейший компонент развивающего обучения: например, изучение видов сложного предложения не самоцель, а одно из средств совершенствования мысли, доведения аморфной мысли до высокого уровня стройности, четкости, доказательности, последовательности. Как видим, на стыке с философией методика определяет свои исходные, методологические позиции, определяет цели и принципы обучения. Психология. Методика тесно связана с психологией, опирается на нее в изучении процессов восприятия учебного материала по русскому языку, его запоминания, воспроизведения, в развитии мышления школьников и их речи. В методике разрабатываются такие проблемы, в основе которых лежит психологический феномен: формирование умений и навыков правописания, усвоение языковых понятий, активизация познавательной деятельности учащихся, развитие их познавательных интересов. В основе методических разработок и рекомендаций используются и мыслительные операции, которые также изучаются психологией, – анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, определение понятий, сравнение и противопоставление. Понятия знания, умения и навыки, развитие, широко используемые в методике, взяты из психологии. Более подробно о соприкосновении психологии с методикой русского языка будет освещено в подразделе 2.1. данного раздела. Дидактика. Связи методики русского языка с дидактикой проходят по нескольким линиям. Первая – это определение применимости дидактических принципов в методике. Так, принцип воспитывающего обучения – общедидактический принцип – в методике родного русского языка интерпретируется следующим образом: во-первых, в отборе языкового материала воспитывающего характера – слов, их сочетаний, текстов. Во- вторых, изучение закономерностей и структуры (уровней) языка, всей его системы в ее развитии формирует лингвистическое мировоззрение и развивает логическое мышление учащихся. В-третьих, развивая культуру речи школьников, воспитывая любовь к русскому языку, к его красоте и богатству, показывая его роль среди языков мира, школа воспитывает у учащихся 13
патриотизм. В-четвертых, самовыражение учащегося – подростка, юноши – в сочинении, в рассказе формирует его самосознание, его личностные качества, его жизненную позицию. Принцип связи теории с практикой в методике русского языка понимается как такое обучение языку, которое приводит ученика к его использованию в жизни – к наилучшему, целесообразному выбору языковых средств, к грамотному письму, к свободному и точному выражению своих мыслей. Вторая линия связей с дидактикой – методы обучения. В курсах дидактики бывают представлены различные классификации методов – это затрудняет создание единой системы для дидактики и методики. Тем не менее могут быть названы методы репродуктивные, поисковый, проблемный, которые в методике русского языка получают своеобразные черты. Некоторые дидакты называют методы лекционный, практический, метод упражнения, метод анализа или синтеза, дедуктивный и индуктивный – все они находят применение и в методике. Есть методы собственно языковые: метод языкового анализа; в развитии речи – коммуникативный метод: в изучении словообразования – генетический; в обучении орфографии – метод решения орфографических задач (по проверке орфограмм), который может быть отнесен к числу поисковых методов, и пр. Третья линия связей методики и дидактики касается понятий и терминов. Многие дидактические понятия – цели обучения, воспитывающее обучение, межпредметные связи, урок, учебник и прочее – используются в методике применительно к предмету преподавания: урок русского языка, урок грамматики, учебник синтаксиса, орфографические умения, межпредметные связи русского языка, упражнения по русскому языку и пр. Языкознание. Дидактика дает широкое, обобщенное понимание процесса обучения (это необходимо учителю!), но она не опирается на конкретное содержание учебного предмета. Следовательно, важнейшая роль в связях методики принадлежит языковедению – науке о языке, речи, о русском 14
языке как предмете преподавания. Естественно, что в методике русского языка учитывается его природа: социальная функция, связь с сознанием, уровни (фонетический – лексический – морфемный – словообразовательный – морфологический – синтаксический – уровень текста), а также специфика его разделов. Например, свойства русского правописания рассматриваются как основа методики его преподавания, выбор методики определяется типом орфограммы. Язык – система, и изучение его в школе должно носить системный характер, т.е. все его уровни и разделы должны изучаться во взаимосвязи и взаимодействии: работа над грамматическим значением слова требует его фонетического и словообразовательного анализа, точного понимания значения, сочетаемости с другими словами, слово включается в предложение и в текст. Такой подход обеспечивает усвоение языка как единой функционирующей системы. Системный подход требует также моделирования процесса обучения. Исходным моментом такого подхода служит идеальная модель носителя языковых знаний и умений, или модель «языковой личности». Приступая к обучению школьников, учитель должен ясно представлять себе, какие языковые умения, способности будет иметь молодой человек, прошедший нашу систему обучения. В основу модели «языковой личности» положен «социальный заказ», т.е. сложившееся в современном обществе представление об его активном члене. При создании модели используются и исследования уровней языкового развития учащихся по возрастам, тенденции такого развития, а также трудностей в отдельных сторонах языкового развития: в восприятии речи, в орфографии, в литературном произношении и пр. Важно определить также наилучшее соотношение теоретического и практического в языковом развитии личности. Школа должна давать своим воспитанникам достаточно полные знания о родном языке – самом важном гуманитарном предмете. 15
На «входе» методики – модель «языковой личности», на «выходе» – то, что мы имеем в действительности: выпускник средней школы с его теоретическими познаниями о языке, с его речевыми умениями и навыками, с его грамотностью и культурой речи. Методика как наука несет ответственность за недостатки в реализации модели. Между «входом» и «выходом» располагается вся методическая система с ее методами и приемами, со структурированием содержания, с формами контроля и оценки. Все вопросы, возникающие в процессе создания и использования методической системы, опирающейся на модель «языковой личности», решаются с опорой на языкознание. Связи методики с языковедческими науками носят не только интегративный, но и дифференцированный характер. Методика связана с разделами языкознания, обеспечивающими произносительный и соответствующий ему графический уровни усвоения языка: фонетикой, фонологией, орфоэпией, графикой; с разделами языкознания, отражающими лексический уровень языка: лексикологией, лексикографией, морфемикой, словообразованием, семантикой, а также с фразеологией; с разделами языкознания, обеспечивающими обучение письму: теорией письма и орфографией. Методика связана с грамматикой – морфологией и синтаксисом, которые служат основой овладения культурой речи; орфографией и пунктуацией; механизмами практического использования языка в речи: построения словосочетаний и предложений, образования форм слов в соответствии с языковой нормой. Для методики родного русского языка важна также теория речевой деятельности. Это направление обеспечивает методические основы речевого развития школьников: их речи – устной и письменной, восприятия чужой речи (тоже устной и письменной). Современная методика сочинения в значительной степени строится на теории типов текста и синтаксисе текста, также новом, молодом научно-лингвистическом направлении. 16
Для успешного развития методики русского языка необходимы связи и с другими смежными научными направлениями – просодией, теорией дикции, стилистикой, риторикой, теорией литературных жанров. В развитии речи учащихся методика опирается на литературоведение, поэтику, логику, теорию сценической речи. Методика не может обойтись без опоры на историю русского языка (историческую грамматику, фонетику), а также на диалектологию. Последняя, в частности, совершенно необходима в той части методики, где рассматриваются методы и приемы работы над культурой речи учащихся, над усвоением норм русского литературного языка. Методика как наука очень чутка к новым появляющимся и развивающимся лингвистическим теориям. Так, за последние десятилетия в методике русского языка стали использоваться следующие новые языковые теории: теория словообразования, что дало основу для включения соответствующей темы в школьный курс русского языка; теория типов текста уже прочно вошла в методику сочинения и школьную практику; все глубже проникает в методику синтаксис целого текста и связей внутри компонента текста (ССЦ); делаются попытки применить в методике русского языка теорию актуального членения предложения, фонемную теорию орфографии. Создание трудов по функциональной грамматике русского языка стимулирует адекватный функциональный подход в методике.
2.2. Психология
Второй составной частью основ методики обучения русскому языку являются психология. Особую роль, безусловно, играет педагогическая психология - методика активно вбирает в себя все то, что непосредственно связано с процессом обучения. Так, основополагающей для методики обучения русскому языку, как и для методики обучения математике, природоведению и т. д., является 17
концепция соотношения обучения и развития, закрепившаяся в понятии «развивающее обучение». Выдвинутая Л. С. Выготским и разработанная психологами его школы (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов и др.) идея о том, что обучение, опираясь на достигнутый уровень детского развития, должно опережать его, вести за собой, является принципиально важной для решения как крупных, так и более частных методических вопросов [4, c. 42]. С точки зрения психологии овладение языком – это одна из граней формирования личности. Она изучает процессы общения между людьми, закономерности овладения речью в детском возрасте, механизмы речи (говорения, т.е. выражения мысли, и аудирования, т.е. восприятия чужой мысли). В психологии раскрываются ступени учебных действий, выделяются их этапы: этапы учебных действий мотивация ориентировка в новой теме операционный этап контрольно-оценочные действия учащегося Рисунок 2.1. – Ступени этапов учебных действий Использование в методике таких структур повышает ее четкость, научность. Психология помогает понять и оценить структуру деятельности учащихся по тем или иным методическим приемам и рекомендациям: например, ступени решения грамматико-орфографической задачи (алгоритм) по проверке орфограммы или процесс создания собственного текста (написание сочинения, изложения, статьи в газету и пр.). Психология дает основу для развития языковых способностей учащихся, для их творчества, для включения их в доступную возрасту исследовательскую деятельность по изучению языка. В методике используются данные о 18
возрастных возможностях усвоения знаний и умений, полученные в психологических исследованиях, а также данные возрастной физиологии о допустимых умственных нагрузках. Многие психологи-исследователи занимаются непосредственным изучением процессов усвоения школьниками родного языка. Так, проблемами усвоения грамматики в школе занимались А.К. Маркова, С.Ф. Жуйков; орфографией, пунктуацией – Д.Н. Богоявленский, Г.Г. Граник; развитием речи учащихся – Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев [4, c. 44]. В последние десятилетия в методике русского языка стали ис- пользоваться психологические материалы по управлению умственной деятельностью учащихся; все более актуальной становится проблема психологии общения школьника с компьютером. 19

ВЫВОДЫ К РАЗДЕЛУ 2
Методика обучения русскому языку – это ветвь педагогической науки. В ней находят конкретное приложение все главные принципы дидактики: принцип воспитывающего и развивающего нрава обучения, принцип систематичности и последовательности, связи теории с практикой, посильности и научности, наглядности, личного и дифференцированного подхода в рамках классно-урочной системы и др. Психология неразрывно связанна с методикой преподавания русского языка. Ребенок на протяжении всего учебного курса должен не только запоминать программу, получить навыки чтения и письма, а благодаря психологии сложить все полученные знания воедино в голове. Раскрыть сущность самой методике и применять полученные знания на практике. Поэтому изучение русского языка, так и других предметов ребенок должен понимать то, что пишет или читает, проанализировать полученные данные, в данном моменте помогает писхология. 20

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
Методика русского языка – наука, которая изучает цели, содержание, принципы, средства и методы обучения русскому языку. Зачем обучать языку? Что изучать? Как изучать? Как контролировать процесс обучения языку? – вопросы, на которые отвечает МПРЯ. Методика оперирует определенными фундаментальными понятиями. Это единственная методика, которая имеет свою теоретическую часть. Общее понятие о методике. Методика преподавания русского языка представляет собой одну из педагогических наук. Она изучает процессы обучения школьников родному языку (усвоение ими знаний о языке, формирование у них языковых и речевых умений и навыков). Методика родного языка опирается на лингвистические и психологические концепции о роли языка в социальном развитии, о связи языка и сознания, речи и мышления. Ф. И. Буслаев писал: "Родной язык есть неистощимая сокровищница всего духовного бытия человеческого". Методика обеспечивает такую систему обучения языку, которая строго соответствует современной теории лингвистики о сущности языка и его социальной функции - быть важнейшим средством человеческого общения, средством формирования мысли и ее выражения в языковом коде. Задача школы и научной методики - сделать для каждого учащегося его собственные языковые умения максимально гибким, совершенным органом интеллектуального мира человека. Методика тесно связана с психологией, опирается на нее в изучении процессов восприятия учебного материала по русскому языку, его запоминания, воспроизведения, в развитии мышления школьников и их речи. В методике разрабатываются такие проблемы, в основе которых лежит психологический феномен: формирование умений и навыков правописания, усвоение языковых понятий, активизация познавательной деятельности учащихся, развитие их познавательных интересов. В основе методических разработок и рекомендаций используются и мыслительные операции, которые 21
также изучаются психологией, - анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, определение понятий, сравнение и противопоставление. Понятия знания, умения и навыки, развитие,широко используемые в методике, взяты из психологии. С точки зрения психологии овладение языком - это одна из граней формирования личности. Она изучает процессы общения между людьми, закономерности овладения речью в детском возрасте, механизмы речи (говорения, т.е. выражения мысли, и аудирования, т.е. восприятия чужой мысли). В психологии раскрываются ступени учебных действий, выделяются их этапы: мотивация, ориентировка в новой теме, операционный этап, контрольно - оценочные действия учащегося. Психология помогает понять и оценить структуру деятельности учащихся по тем или иным методическим приемам и рекомендациям: например, ступени решения грамматико-орфографической задачи (алгоритм) по проверке орфограммы или процесс создания собственного текста (написание сочинения, изложения, статьи в газету и пр.). Психология дает основу для развития языковых способностей учащихся, для их творчества, для включения их в доступную возрасту исследовательскую деятельность по изучению языка. В методике используются данные о возрастных возможностях усвоения знаний и умений, полученные в психологических исследованиях, а также данные возрастной физиологии о допустимых умственных нагрузках. 22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Архипова Е.В., Воителева Т.М., Дейкина А.Д. и др. Теория и практика обучения русскому языку: Учебное пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений /Под ред. Р.Б. Сабаткоева. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. 2. Бабайцева В.В., Инфантова Г.Г., Николина Н.А., Чиркина И.П. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 3 ч.: Ч.III: Синтаксис: Учебник для филолог.спец.высш.учебн.зав. /Под ред. Е.И. Дибровой. 2-е изд., доп. и перераб. – Ростов-на-Дону, 1997. – 608 с. 3. Баранов М.Т., Ипполитова Н.А., Ладыженская Т.А., Львов М.Р. Методика русскогоя языка. Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений./ Под. ред. М.Т. Баранова - М.: Академия, 2001. - 368 с. 4. Басова Н. В. Педагогика и практическая психология. Ростов-на-Дону, 2000.- 416с. 5. Ларионова Л. Г. Методика преподавания русского языка/ Л.Г. Ларионова – М.: Просвещение, 2010.-112с. 6. Литневская Е.И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Лит- невской. - М.: Академический проект, 2006. - 590 с. 7. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка/ М.Р. Львов – М., 1999. 8. Рабочая программа дисциплины «Методика обучения русскому языку»/сост. Е.Ю.Токарева – филиал Тюменского государственного университета в г.Тобольске, 2014. - 31 с. 9. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения».- М.: Просвещение, 1979. - 431 с., ил. 23
10.Современный русский литературный язык: Учебник /П.А. Лекант, Н.Г. Гольцова, В.П. Жуков и др. Под ред. П.А. Леканта. – 4-е изд. – М., 1999. – 462 с. 11.Современный русский язык: Учебник для филолог.спец.высших учебных заведений /В.А.Белошапкова, Е.А. Брызгунова, Е.А.. Земская и др.; Под ред В.А. Белошапковой. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 1999. – 928 с. 12.Шаклеин В.М., Рыжова Н.В. Современные методики преподавания русского языка нерусским: Учеб. пособие./ В.М. Шаклеин, Н.В. Рыжов – М.: РУДН, 2008. – 258 с. 13.Хрестоматия по методике русского языка: Русский язык как предмет преподавания: Пособие для учителей / Сост. А. В. Текучев. М., 1982. 14.Федеральный портал Российского образования 15.Портал Министерства образования и науки 24