"Развитие познавательного интереса к экономическим знаниям у детей старшего дошкольного возраста"

Автор: Панина Галина Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 358 "Лесная полянка"
Населённый пункт: Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: Трансляция педагогического опыта
Тема: "Развитие познавательного интереса к экономическим знаниям у детей старшего дошкольного возраста"
Дата публикации: 18.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Проект: «Бизнес – образование дошкольника

или в поисках экономики»
(по развитию познавательного интереса к экономическим знаниям у детей старшего дошкольного возраста) Подготовила воспитатель МБДОУ №358 «Лесная полянка» города Екатеринбурга Панина Галина Витальевна Екатеринбург 2014 год

ВВЕДЕНИЕ
Изменения в социально-экономической сфере жизни общества предъявляют новые требования к содержанию воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Одной из функций воспитания является постепенное введение ребенка в социальную жизнь общества. Специальных исследований в области экономического образования детей дошкольного возраста до девяностых годов не велось. Но исследования на ступени младшего школьного возраста показали, что экономическое образование и воспитание начинаются уже в дошкольном детстве. И не смотря на сложность экономики как науки дети дошкольного возраста приходят в первый класс с достаточно богатым багажом знаний из области экономики. Во-первых, это достижение успешной работы дошкольных учреждений по ознакомлению детей с социальной действительностью, Л.И.Беляева, Н.Ф.Виноградова, С.А.Козлова и др. Первоклассники хорошо ориентируются в таких понятиях, как страна, родной край, чем он славен, народными промыслами. Во-вторых, это результат целенаправленного решения задач трудового воспитания дошкольников.(труд, работа, результат труда, деньги, цена, стоимость.). Реализация методики трудового воспитания практическими работниками дошкольных учреждений способствовала возникновению у детей знаний о труде, интереса к труду, начал трудолюбия, формированию элементарных навыков и умений – В.И.Логинова, Т.А.Маркова, В.Нечаева, Р.С.Буре и др. Во -вторых, дети активно закрепляют получаемые знания в своих играх. Поэтому закономерно считать игру источником усвоения детьми целого ряда экономических понятий, в том числе и усвоения, правил обращения с игрушками и другими игровыми материалами. В-третьих, базой экономического воспитания следует рассматривать воспитание жизненно важных нравственно волевых качеств у детей в соответствии с Программой воспитания и обучения в детском саду.
Выдвигалась и решалась задача воспитания у детей бережного отношения к окружающему предметному миру: к игрушкам, книгам, живой и неживой природе, ко всему, что окружает ребенка (Р.И.Жуковская, Д.В.Менджерицкая, И.И.Розанова, С.Н.Николаева, Л.М.Кларина). Итак, обнаруженные у дошкольников первоначальные экономические знания - явление не случайное. Это результат планомерной работы воспитательно-образовательной работы дошкольных учреждений на основе научно разработанной программы воспитания и обучения дошкольников. Социально-экономическая жизнь интересует детей не меньше, чем нас. В ней масса интересного, увлекательного, и это еще больше привлекает и интригует пяти-шестилетнего ребенка. Как сориентироваться ребенку в этой непростой жизни? Как понять, что хорошо, что плохо, что можно, должно, а что нельзя и наказуемо, почему в одном магазине люди расплачиваются долларами, в другом- евро, а реклама убедительно приглашает купить незнакомые привлекательные вещи, отдохнуть на прекрасном острове. Ребенку в такой ситуации непросто, а взрослым оставаться безучастными просто недопустимо. Информация о социальной действительности затрагивает не только ум, но и душу ребенка, оказывая огромное влияние на его формирующуюся личность. Ведь многие стороны нашей жизни настоятельно требуют объяснений, особенно те, которые вызывают животрепещущий интерес. К примеру - деньги, богатство, бедность, процессы купли-продажи, обмена, почему трудно и невозможно купить сразу все, что хочется. Эти экономические явления заключают в себе огромный не только информационный, но и нравственный потенциал и имеют прямое отношение не только к суждениям ребенка, но и к становлению его ценностных ориентации, нравственных позиций, поиску своего «Я» в складывающемся экономическом образе мышления. Воспитать дошкольника социально адаптированной личностью, умеющей ценить результаты труда взрослых, особенно близких ему
людей, непосредственно проявляющих заботу о нем, ценить блага детства и быть разумным потребителем этих благ, не просто. Психологи и педагоги постоянно подчеркивают, что именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется в памяти у него навсегда. Но в работе по экономическому воспитанию с детьми дошкольного возраста речь может идти только о возможности формирования предпосылок экономического воспитания. Можно по-новому подойти к отдельным вопросам математики, трудового и нравственного воспитания через обогащение привычных видов детской игровой деятельности, учитывая при этом, что развитие ребенка тесно связано с особенностями его чувств и переживаний. Важно как можно раньше начинать эту работу. Очевидно, необходимо знакомить малышей с такими понятиями, как разумное ведение домашнего хозяйства, экономия средств, использование сбережений. Это возможно при тесном взаимодействии с родителями воспитуемых. Ведь семья - это «реальная экономика», и в ней «.. .дети не учатся жить, а живут...» (Е. А. Аркин.) Одной из определяющих функций семьи является функция экономическая, к ней примыкает хозяйственно-бытовая. В реальной жизни они преследуют цель - содействовать материальному благополучию семьи, всех ее членов, и в первую очередь детей. Им предстоит жить в 22 веке. И от того, как и чему мы научим наших детей, зависит будущее нашей страны.
Анализ внешней ситуации
В современных условиях развития общества и становления рыночной экономики успех каждого человека, а значит и процветание общества в целом, возможны лишь в том случае, если большая часть людей сознательно, исходя из традиций и личного опыта, будет действовать в согласии с
объективно существующими закономерностями. Для обеспечения своего будущего в условиях рынка выдвигаются совершенно новые требования к подготовке будущего поколения к участию в производстве и формированию готовности включаться в современные формы экономических взаимоотношений, что возможно при условии изучения теории и практики экономики и формировании экономического мышления подрастающего поколения. Об этом указывается и в Концепции экономического образования в средней профессиональной школе: «В ближайшей перспективе народное хозяйство Российской Федерации должно получить молодую генерацию кадров, способную работать на биржах, в коммерческих банках, брокерских конторах, рекламных офисах, отделах по маркетингу и менеджменту, опираясь на мировой опыт свободной конкуренции и нового климата, вызванного приватизационными процессами в народном хозяйстве, акционированием собственности и др. Действенным инструментом реализации этого положения должны стать новые экономические дисциплины, специальности, учебные планы, позволяющие готовить специалистов в сфере банковского, коммерческого и биржевого дела, маркетинга, менеджмента, финансирования, кредитования, правоведения, страхования, налогообложения и т.д.» Не вызывает сомнения тезис о том, что многие серьезные трудности реализации государственных программ вывода экономики из кризисного состояния – результат профессиональной некомпетентности различных категорий работников, отсутствие у них экономических знаний и опыта рыночного хозяйствования. Все это диктует необходимость коренных перемен не только в содержании экономического образования, но и серьёзной организационно-методической перестройки учебного процесса. Речь идет о создании системы, основополагающими принципами которой должны стать преемственность всех её звеньев, ступенчатость и вариативность подготовки, учет региональных и отраслевых особенностей, потребностей отдельной личности и общества в целом.
Гражданское воспитание предполагает участие гражданина в общественной, политической, экономической жизни своей страны, человек должен быть самостоятельным, инициативным, интеллектуально развитым, умеющим строить коммуникативные связи, быть терпимым к другим людям, способным воспринимать происходящие изменения и принимать соответствующие решения. Все эти качества закладываются уже в дошкольном детстве, и поэтому очень важно, чтобы ребенок был способен: 1) Понимать, что у людей есть общее (потребность в еде, воде, жилище, отдыхе, деньгах и др.) и различия (социальное, экономическое положение в обществе, внешность, традиции, ценности и т.д.); 2) Быть готовым к тому, что в мире все постепенно меняется и понимать необходимость и неизбежность этих перемен; 3) Уметь выделять ситуации, в которых существует несколько возможностей для принятия решений, и выбор наиболее оптимального из них; 4) Жить в сообществе семьи, дошкольного учреждения, соседей, друзей; 5) Иметь представления о производстве, орудиях и продуктах труда, материалах, ресурсах и их происхождении; 6) Понимать взаимосвязи и зависимости живых существ, природных ресурсов и коллективного использования их людьми. Таким образом, существует социальный заказ современного общества на личность дошкольника, обладающего основами экономических знаний, как базисным основанием личности.
Анализ внутренней ситуации:
Воспитать дошкольника социально адаптированной личностью, умеющей ценить результаты труда взрослых, особенно близких ему людей, непосредственно проявляющих заботу о нем, ценить блага детства и быть разумным потребителем этих благ, - непросто. Психологи и педагоги постоянно подчеркивают, что именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в
окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него в памяти навсегда. Для постепенного введения ребенка в социальную жизнь общества необходима благоприятная среда. Проанализируем факторы и их воздействие на эффективность формирования экономических знаний детей в МБДОУ № 358 «Лесная полянка» города Екатеринбурга, старшая группа. Сильные стороны Слабые стороны  Я – педагог с дошкольным образованием.  Наличие программ и учебно – методических пособий по проблеме  Материальная поддержка со стороны родителей  Интерес детей к социально – экономической жизни  Отсутствие целостной педагогической системы формирования экономических знаний у дошкольников.  Недостаточная материально – техническая база дошкольного учреждения для создания предметно – развивающей среды.  Экономическая некомпетентность педагогов и родителей. Возможности:  Использование своего потенциала  Внедрение программ в практику Угрозы:  Неконкурентоспособность  Отсутствие правильного миропонимания у детей и организации эффективного взаимодействия с окружающим миром. ресурсное обеспечение группы: - Программа «Детство» -учебно-методическое пособие «Безопасность» п/р Н.Н, Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.В. Стеркиной, СПб, 2005 г. -учебное пособие «Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику» А.А.Смоленцева
-дидактические игры «Покупатель», «Монополия» - иллюстративный материал показатели развития Проанализировав уровень знаний детей по следующим понятиям, получены следующие результаты: дети Ребенок владеет первоначальными представлениями: о бюджете семьи; Не имеют представление что это такое о ценах на товары и продукты Понимают, что цены в магазинах бывают высокие и низкие. Имеют общее представление и ценообразовании о доходах Знают, что родители зарабатывают деньги о расходах Родители тратят деньги на квартплату, еду, одежду, ремонт машины. о профессиях людей (традиционных, новых профессиях) Знают от 4-до6 профессий, 4 детей до 10 профессий Дифференцированными представлениями: о деньгах (номинал) Знают российские деньги, 3 детей – номинал иностранную валюту о процессе их зарабатывания Ходят на работу, что-то делают родителям иногда дают деньги, но мало об основных личностных качествах, позволяющих ценить результаты труда других людей Затрудняются в ответах о рекламе, о ее предназначении, о Воспринимают как мультфильм
том, как ее воспринимать и относиться к ней Обобщенными представлениями (понятиями): о труде как основном виде деятельности людей, источнике их существования Затрудняются в ответах о связи между понятиями «продукт» — «товар» — «качество» — «цена» Нет связи о качествах хозяина (бережливость, аккуратность) и продолжительности жизни вещи Знают понятия, но как применять в жизни затрудняются. о закономерности влияния материальных возможностей на благополучие семьи Надо иметь много денег Проявляет интерес: к экономическим сторонам жизни своей семьи нет к социокультурным аспектам экономики (деньги, рек лама, богатые, бедные, благотворительность, щедрость и др.) нет Осуждает: аморальное поведение: воровство, обман, нечестный обмен, жадность, утаивание игрушек и др Осуждают понятия жадность и обман по отношению к другим людям Элементарными умениями: оказывает помощь взрослым в повседневных бытовых делах При напоминании проявляет бережливость, аккуратность, начала рационального поведения нет испытывает чувство неловкости, вины за поломку вещей, предметов и Потому что будут ругать взрослые
стремится устранить свою оплошность; проявляет сопереживание, сочувствие, содействие в ситуациях непредвиденной поломки вещей сверстниками нет чувствует и элементарно осознает границы материальных возможностей своей семьи нет руководствуется общественно- значимыми мотивами расходования денег (например, накопленных в копилке), желанием доставить радость близким людям (родным, друзьям) нет обращается с вопросом к родителям, хватит ли у них денег приобрести желаемое; спокойно воспринимает ситуации отказа от требуемой или желанной вещи (не кричит, не плачет и т.п.) нет Вывод: У детей выявлен низкий уровень сформированности основ экономических знаний.
Вывод:
ресурсное обеспечение недостаточное; у детей выявлен низкий уровень владения экономическими понятиями.
Проблема
Недостаточный уровень сформированности основ экономических знаний у детей дошкольного возраста.

Цель:
Сформировать систему знаний по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Задачи для реализации проекта
1. Познакомить детей с простейшими экономическими понятиями. 2. Овладение детьми на доступном им уровне качествами человека-хозяина: бережливостью, рациональностью, трудолюбием, экономичностью, честностью, добротой, отзывчивостью и др. 3. Развивать эмоциональную сферу детей, умение регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку. 4. Педагогическое просвещение родителей по вопросам ознакомления дошкольников с экономическими понятиями. 5. Создание предметно-развивающей среды по формированию экономических знаний. 6. Повышение квалификации педагогических кадров в проведении работы по социальному воспитанию дошкольников, направленному на формирование экономических знаний у дошкольников. Участники педагогического проекта: 1 .Дети старшей группы 2. Панина Г.В. - воспитатель МБДОУ № 358 «Лесная полянка» 3. Родители воспитанников 4.Педагоги-специалисты МБДОУ
Ожидаемые результаты:

ДЕТИ: - Осознание детьми на доступном уровне взаимосвязи понятий: «труд - продукт -деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества», признание авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие - и вместе с тем щедрость, честность, отзывчивость, доброта (приводить примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.). - Развитая эмоциональная сфера детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознавать чувства других людей. ПЕДАГОГИ: - Высокий уровень овладения теоретическими, методическими, технологическими знаниями педагогами по формированию экономических знаний у детей дошкольного возраста РОДИТЕЛИ: - Овладение родителями экономическими знаниями по ознакомлению детей дошкольного возраста с экономическими понятиями - Наличие предметно-развивающей среды в группе по ознакомлению детей с экономическими знаниями
Сроки реализации проекта
1 этап - подготовительный (сентябрь 2010-октябрь 2010) 2 этап - деятельный (декабрь 2010 - март 2011) 3 этап - оценочный(апрель 2011 – май 2011) Подготовительный этап Задачи Мероприятия Сроки Ответственный
Повышение собственной профессионально й компетентности Изучение, анализ и подбор альтернативных программ образования и развития детей дошкольного возраста Сентябрь 2010 Панина Г.В. Изучение методических разработок по интересующей теме Сентябрь 2010 Панина Г.В. Разработка системы знаний по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста Сентябрь 2010 Панина Г.В. Создание предметно – развивающей среды в группе Определение путей совершенствования и улучшения предметно – развивающей среды в группе Сентябрь – октябрь 2010 Панина Г.В. Создание библиотечного фонда детской литературы Сентябрь 2010 Панина Г.В. Подбор иллюстративного материала Сентябрь 2010 Панина Г.В. Педагогическое просвещение родителей Коллективные и индивидуальные беседы Сентябрь – декабрь 2010 Панина Г.В.
Консультации, проведение социологических опросов Сентябрь – декабрь 2010 Панина Г.В. Открытый показ занятия для родителей декабрь 2010 Панина Г.В. Подбор диагностического инструментария Выбор методик диагностирования Сентябрь 2010 Панина Г.В. Проведение диагностики- выявить исходный уровень экономических знаний у детей Декабрь 2010 Филиппова Е.А. Этап реализации Внедрение системы работы по экономическому воспитанию Составление перспективного плана работы Сентябрь 2010 Панина Г.В. Разработка конспектов занятий Сентябрь- декабрь 2010 Панина Г.В. Проведение специально организованных занятий согласно перспективному плану Октябрь 2010 – апрель 2011 Панина Г.В. Информирование родителей по проблеме Оформление информационных стендов Октябрь 2010 – апрель 2011 Панина Г.В.
Привлечение родителей к изготовлению пособий Октябрь 2010 – апрель 2011 Панина Г.В. Совместные экономические досуги, развлечения, праздники Ноябрь, февраль, апрель Панина Г.В. Работа с педагогами Консультации ежемесячн о Панина Г.В. Открытый показ занятия для педагогов Март 2011 Филиппова Е.А. Заключительный этап Оценка эффективности работы Выявление динамики сформированности знаний Апрель 2011 Панина Г.В.. Обобщение опыта Презентация проекта Май 2011 Панина Г.В. Разработка практики последующих действий Май 2011 Панина Г.В.
Отчет о проделанной работе
Цель: отслеживание результатов проекта. ДЕТИ: дети Ребенок владеет первоначальными
представлениями: о бюджете семьи; Знают, как в семье формируется бюджет, его составные части (доходы родителей, стипендия, пенсия) о ценах на товары и продукты Понимают, что цены в магазинах бывают высокие и низкие. Понимают, что цена товара зависит от качества, времени года, и кто этот товар сделал. о доходах Понимают, что доходы бывают разные о расходах Есть расходы основные (на продукты питания, квартплату и т.д.) и не основные (развлечения, игрушки, поездки и т.д.) о профессиях людей (традиционных, новых профессиях) Знают от 4-до6 профессий, 4 детей до 10 профессий Дифференцированными представлениями: о деньгах (номинал) Знают российские деньги, Умеют составлять из мелких купюр заданную сумму. Имеют представления об иностранной валюте. о процессе их зарабатывания Процесс зарабатывания денег сложный – требует от человека определенных знаний и умений об основных личностных качествах, позволяющих ценить результаты труда других людей Нужно быть ответственным, выполнять порученной дело до конца, не опаздывать, много знать, уметь работать на компьютере, учиться в институте. о рекламе, о ее предназначении, о том, как ее воспринимать и Реклама бывает полезно и не полезной. Люди из рекламы узнают
относиться к ней информацию о ценах и магазинах. Обобщенными представлениями (понятиями): о труде как основном виде деятельности людей, источнике их существования Понимают, что люди трудятся, чтобы иметь деньги, на которые они смогут себе купить еду, машину, квартиру и т.д. о связи между понятиями «продукт» — «товар» — «качество» — «цена» Могут объяснить взаимосвязь между понятиями о качествах хозяина (бережливость, аккуратность) и продолжительности жизни вещи Знают понятия, большинство детей применяют в повседневной жизни. о закономерности влияния материальных возможностей на благополучие семьи Понимают, что благополучие семьи зависит от рационального распределения денежных средств. Проявляет интерес: к экономическим сторонам жизни своей семьи Родители отмечают повышенный интерес детей к экономической стороне жизни семьи, интересуются дохода и расходами, дают «детские» советы. к социокультурным аспектам экономики (деньги, реклама, богатые, бедные, благотворительность, щедрость и др.) Предлагают родителям участвовать в благотворительности («Собери шоколадный дом», «Помоги больному ребенку» и т.д.) Обсуждают рекламы, выражают согласие и несогласие с рекламируемым товаром. Понимают значение пословиц. Осуждает: аморальное поведение: воровство, обман, нечестный обмен, жадность, утаивание игрушек и др Осуждают аморальное поведение: воровство, обман, нечестный обмен, жадность, утаивание игрушек и др. Могут объяснить, почему данные
поступки являются плохими и вызывают осуждение у других людей. Элементарными умениями: оказывает помощь взрослым в повседневных бытовых делах Многие родители приятно удивлены активностью детей в повседневных бытовых делах проявляет бережливость, аккуратность, начала рационального поведения Начало рационального поведения есть к всех детей, стараются проявлять бережливость, аккуратность испытывает чувство неловкости, вины за поломку вещей, предметов и стремится устранить свою оплошность; Научились ремонтировать книги, при оплошности в групповом помещении и дома ищут пути устранения. проявляет сопереживание, сочувствие, содействие в ситуациях непредвиденной поломки вещей сверстниками Сопереживают сверстникам чувствует и элементарно осознает границы материальных возможностей своей семьи Многие родители отмечают, что дети стали осознавать финансовые возможности семьи руководствуется общественно- значимыми мотивами расходования денег (например, накопленных в копилке), желанием доставить радость близким людям (родным, друзьям) Многие дети завели копилки дома. обращается с вопросом к родителям, хватит ли у них денег приобрести желаемое; спокойно воспринимает ситуации отказа от требуемой или желанной Родители отмечают: появился рационализм при посещении магазина (задают вопросы- «Мы можем купить?», «Есть ли у нас деньги на покупку игрушек?» и др.,
вещи (не кричит, не плачет и т.п.) стало меньше капризов)
ВЫВОД: получив в ходе контрольного среза результаты, я выявила

заметные улучшения знаний детей по усвоению экономических понятий

у детей.
РОДИТЕЛИ: В ходе проведенной работы мы тесно сотрудничали с родителями воспитанников. Так, в начале нашей работы лишь 25% родителей нас поддержали. После проведенной работы многие поменяли свое мнение -75%. Также родители оказали помощь в пополнении предметно-развивающей среды: -приобрели корпусную мебель для сюжетно-ролевых игр; -дидактические игры «Маленький оптовичок», «Путешествие рубля», «Экономист», «Мишка-бизнесмен». -изготовили разновидности денежных знаков; -пополнили наглядный и иллюстративный материал. Совместно с родителями был проведен вечер досуга « Аукцион». ПЕДАГОГИ: -Проведена консультация «Детские деньги и взрослые вопросы». -Подобрана методическая литература для работы с детьми. -Мастер-класс для молодых педагогов по изготовлению пособий для работы с детьми по экономическому воспитанию. Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что общий уровень экономических знаний детей в начале реализации проекта был ниже, чем в конце работы. Таким образом, положительные изменения, которые произошли в ходе реализации проекта, позволяют признать проведение педагогической работы
достаточно успешной, а эффективность предложенных педагогических условий развития экономических знаний детей старшей группе в условиях ДОУ подтвержденной. Получению такого результата способствовало проведение следующих запланированных мероприятий: 1. Проведение специально организованных занятий. 2. Организация индивидуальной работы по формированию экономических знаний. 3. Подбор методической литературы по данной проблеме. 4. Создание подготовленной предметно-развивающей среды. 5. Тесное сотрудничество с родителями, составление плана взаимодействия с семьей. 6. Проведение дидактических, сюжетно-ролевых игр. В ходе проведенной работы мы тесно сотрудничали с родителями воспитанников. В начале работы многие родители не понимали нас, были настроены скептически. Но в ходе экспериментальной деятельности многие поменяли свое мнение. Так, в начале нашей работы лишь 25% родителей нас поддержали. После проведенной работы многие поменяли свое мнение -75%
ЛИТЕРАТУРА:
1. Азбука Гнома-эконома/Издательство «Феникс» -Ростов-на-Дону., 1997. 2. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника
-
М.,2004. 3. Николаева СО. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками-М.,2005. 4. Казакова Н.В.Мы любим рекламу //Обруч. 1999.№1 .С.29-31. 5. Кнышева Л.В. Экономика для малышей, или как Мишка стал бизнесменом.,-М.,1995. 6. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное образование в России. -М., 1996.
7. Короткова Непродуктивная деятельность старших дошкольников//Дошкольное воспитание.2001 .№ 11 .С.51. 8. Кларина Л, М. Уроки гнома-эконома и феи экологии. М. 1995. Ю.Козлова Е.В.Концепция социального развития ребенка-дошкольника. Теоретические проблемы воспитания и обучения дошкольников. М,2001. 9. Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. М,2002. 10.Новые подходы к обновлению содержания дошкольного образования в ЧР.-Чебоксары,1998. 11. З.Петровский В.А., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. И др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 1993. Н.Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях.М.,2005. 12.Русские народные загадки, пословицы, поговорки / Сост., автор Ю.Г.Круглов. М., 1990. 13.Смоленцева А.А. Введение в мир экономики или как мы играем в экономику-Спб.,2008. 14.Сказки «Мена», «Волшебное кольцо», стихотворение Ш. Галиева «Три копейки на покупку», «Дудочка и кувшинчик» В. Катаева. 15.Трудовое воспитание дошкольников. М.,1974. 19.Шатова А.Д. 16.Экономическое воспитание дошкольников., М.,2005. 20.Шведова И. 17.Экономическая азбука для детей и взрослых. 21.Шорыгина Т.А. Беседы об экономике Методическое пособие.,М.-2009.