"Экологическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности"

Автор: Шутемова Наталья Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 358 "Лесная полянка"
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Экологическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности"
Дата публикации: 18.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Обобщение педагогического опыта

«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

средствами изобразительной деятельности»

Составитель: воспитатель

Шутемова Наталья Геннадьевна
1

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

средствами изобразительной деятельности

1.

Введение
"Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных возможностей". В.А.Сухомлинский. Мы живём в современном обществе, где существует множество проблем. Но проблема сохранения окружающей среды - одна из насущных. Последние десятилетия люди стремительно старались обуздать природу, забывая, что мы в ответе за тех, кого приручили. Мне кажется, что человек должен поменять устоявшуюся точку зрения на свое место в этом мире. Вызывающая позиция «Человек и природа» должна смениться на более нейтральную, более разумную: «Человек в природе». В настоящее время учёные всего мира настойчиво предупреждают об угрозе, нависшей над всеми формами жизни на Земле. Всё беднее становится растительность планеты, полностью истреблены некоторые виды животных, опасные химические вещества постоянно выбрасываются в атмосферу, реки, моря и озёра, в окружающей среде накапливаются неразлагающиеся отходы. Выживут ли будущие поколения Землян! Под будущим понимается время, отдалённое от нас отнюдь на столетиями. Учёные не уверены в том, смогут ли дети следующего столетия купаться в реке, море, океане, гулять в лесу, вдыхать аромат цветов и трав, любоваться звёздным небом. Поиски путей и средств решения этой глобальной проблемы человечества объединяют сегодня представителей различных областей фундаментальных наук многих стран мира. Вновь и вновь они обращаются к учению В.Н. Вернандского о биосфере. Он впервые сформулировал идею о том, что человеческий фактор становится главным, что будущее биосферы – это сфера разума. Не далёк тот день, когда будущее окажется в руках наших детей. От того, какие ценности они будут исповедовать зависит их собственная жизнь и будущее Планеты. Вот почему так важно сегодня помочь детям, подросткам освоить новую систему ценностей во взаимоотношениях с природой. 2
О росте в общественном сознании приоритета экологических ценностей свидетельствует тот факт, что XI век наречён мировым сообществом «Столетием окружающей среды». С принятием Законов Российской федерации «Об охране окружающей среды» и « Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Указ Президента России «По охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом декларации Конвенции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. В регионах страны созданы системы непрерывного экологического образования, первым звеном которых является дошкольное, так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития. В настоящее время происходит изменение традиционной иерархии ценностей, социокультурных установок, целей, человеческой меры разумности в отношении к природе утверждающих человека творящего, а не человека потребляющего. Происходит понимание первостепенности экологической деятельности во взаимодействии человека с природой, необходимости гармонии между ними. К.Д. Ушинский называл природу прекрасным воспитателем молодого поколения, оказывающим глубокое влияние на развитие эстетических чувств. Человек – это частица окружающего мира. Он должен научиться прислушиваться к природе, любить её и бережно к ней относиться. Для этого необходимо осуществлять экологическое воспитание подрастающего поколения, формировать у детей экологическое сознание, являющееся ядром экологической культуры, включающее в себя эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира. Таким образом, экологическое воспитание помимо воспитания гуманного отношения к природе (развитие экологической культуры, нравственное воспитание), формирования системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие), предполагает также развитие эстетических чувств (умения видеть и чувствовать красоту природы, восхищаться ею, 3
желания сохранить её), определяющих и обуславливающих прежде всего заинтересованное отношение к природе. Особенностями восприятия детьми прекрасного в частности природы, занимались специалисты по дошкольному воспитанию: Л.Шлягер, В.Шмидт, Е.Тихеева и др. Можно предположить, что применение художественно- эстетических средств способствует формированию экологической культуры детей дошкольного возраста. Поэтому ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ – повышение эффективности формирования экологической культуры дошкольников за счёт применения художественно-эстетических средств. Её решение определяет ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ – изучение влияния художественно-эстетических средств на процесс формирования экологической культуры. ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ выступают художественно- эстетические средства, используемые в формировании экологической культуры детей дошкольного возраста. ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является роль художественно- эстетических игр в процессе формирования экологических знаний детей о живой и неживой природе. ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ предполагает, что если применять художественно-эстетические средства, то формирование экологической культуры дошкольников будет проходить более эффективно. Учитывая объект, предмет, цель и гипотезу исследования, мы сосредотачиваем внимание на решении следующих ЗАДАЧ: -анализировать научную и методическую литературу по исследуемой проблеме; -определить влияние художественно-эстетических средств на формирование экологической культуры и экологических представлений о живой и неживой природе детей дошкольного возраста; -создавать условия для развития способности художественного видения мира, развития эстетических чувств, экологических представлений дошкольников; -предложить технологию формирования экологической культуры детей, основанную на использовании художественно-эстетических средств в экспериментальном исследовании. Теоретическую основу работы составили следующие положения: 4
-о важности дошкольного этапа развития ребёнка как первой ступени формирования экологической культуры личности (С.Д. Дерябо, С.Н. Николаева); -о дошкольном детстве как о самом ценном периоде развития личности (Концепция дошкольного воспитания);
2.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

2.1 АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ
Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, и капли росы, и маленького паучка). Я считаю, что предметы гуманитарно-эстетического цикла могут играть исключительно важную роль в формировании экологической культуры дошкольников, это связано с их особой чувствительностью к яркому, эмоциональному слову, богатству красок и форм. Искусство вообще и изобразительное искусство, в частности, дает возможность раскрыть красоту внутреннего мира человека для того, чтобы он увидел красоту окружающей действительности и захотел «творить» её сам. Связь восприятия действительности и собственной изобразительной деятельности особенно важна как средство активизации эстетического восприятия детьми природы. Без эстетически направленного восприятия практически невозможно существенное познание природных явлений и целостное их освоение. Дошкольный возраст – это период, когда актуальными являются эмоциональные переживания, связанные с процессом общения детей с объектами природы. Проанализировав литературу, могу сказать, что для дошкольного возраста характерны особенности, позволяющие развить экологическую культуру: это и эмоционально-положительное восприятие природы, проявляющееся в интересе к прекрасному и воплощению воспринятого в творчестве; и эстетическое бескорыстие в процессе общения детей с природой, и готовность к элементарному, но в то же время ответственному поведению и деятельности в природной и социальной среде. В это же время закладываются предпосылки и для экологического воспитания, без которого немыслимо полноценное формирование личности ребёнка и которое предполагает развитие внутреннего эмоционального состояния под воздействием окружающей его действительности. 5
Эстетическому воспитанию и восприятию природы с древних времен уделяли особое внимание и философы, и педагоги, начиная с Платона и Аристотеля. Особое внимание эстетической ценности природы придавал Жан Жак Руссо, отмечая роль рисования в общем развитии ребенка. Он говорил: «Я хочу, чтобы у него не было другого учителя, кроме самой природы…». С неменьшим вниманием к проблеме эстетического восприятия и освоения в процессе изобразительной деятельности явлений природы относились и выдающиеся деятели русской педагогики – К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко и др. Отмечая огромную роль художественно-графических средств в естественном стремлении детей выразить свои чувства, свое отношение к окружающему миру, В.А. Сухомлинский подчеркивал: «… детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входя в него как творцы красоты». Художественное воспитание, со своей стороны, развивает в ребенке чувство гармонии, присущей всем природным объектам и явлениям. Произведения искусства, также как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов, служат важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств. Поэтому занятия изобразительной деятельностью являются важной составляющей экологического воспитания дошкольников. Причем здесь важен не просто просмотр картин, репродукций, а непосредственное наблюдение за окружающей действительностью, которая дает возможность использовать по максимуму закономерности, явления, нужные для занятий рисованием, лепкой, аппликацией. Изобразительное искусство способствует решению еще одной важной задачи – формирования целостного восприятия ребенком окружающей действительности. Рисуя, ребенок пытается выразить свое понимание окружающего его предметного и пространственного, природного и социального мира. Во время рисования он как бы формирует, создает объект заново, осмысляя свой опыт и знания о нем. В этот момент в его сознании происходит превращение образов зрительного восприятия, опыта общения с миром и мысли – в конкретное изображение. Исследования психологов и педагогов доказали, что чем активнее будут, по их мнению, движения руки, глаза, слуха, тем полнее, интенсивнее будет восприятие предметного мира, его красок, форм, звуков. 6
Организованное восприятие, осмысление и прочувствование образного смысла произведений различных видов искусства, результатов детского творчества помогает ребёнку ощутить себя творцом, способным тонко чувствовать красоту природы, ощущать сопричастность с ней. Однако, данная проблема ещё недостаточно исследована. Анализ ситуации, сложившейся в педагогической теории и практике, выявил некоторые противоречия: -между стремлением повысить экологическое сознание детей и отсутствием необходимых для этого условий; -между желанием сформировать у детей бережное отношение к природе и непониманием взрослыми важности данной проблемы. Складывающаяся сегодня экологическая ситуация, говорит о необходимости формирования человека нового типа, с новым экологическим мышлением, человека, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умению жить в относительной гармонии с природой. Таким образом, традиционно проводимая работа по природному окружению и экологическому воспитанию детей оказывается недостаточной.
2.2

Теоретическое обоснование проблемы.
Давно принято считать, что педагог – сеятель, что он призван «сеять разумное, доброе, вечное». Знания, опыт, житейская мудрость – вот семена вдохновенного сеятеля. Однако в тени остаётся вопрос, как вырастить посеянное. Особое внимание в последние годы уделяется развитию чувственно- эмоциональной сферы и её основе – становлению ценностных ориентаций. Помогая каждому ребёнку развивать умения слушать и слышать, смотреть и видеть, познавать и понимать язык природы, педагог вместе с детьми открывает в себе то, что к сожалению, сегодня утрачивается – СО-чувствие, СО-переживание, СО-причастность с миром, осознание того, что ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ. Удивительный мир природы. Он встречает ребёнка морем звуков и запахов, тысячами разных загадок и тайн, заставляет остановиться и прислушаться, присмотреться, задуматься. Строя свою «школу радости» для дошкольников на основе непосредственного общения с природой, Василий Александрович Сухомлинский справедливо считал необходимым вводить малышей в окружающий мир так, чтобы каждый день открывал в нём что-то новое, чтобы каждый шаг детей был «путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы», чтобы каждый ребёнок рос «мудрым 7
мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю». Нравственность нельзя привить механически. Поэтому наши основные педагогические усилия направлены на активное присвоение детям общечеловеческих ценностей и нормативов поведения, уважительное отношение к «Земле – матушке», «Земле – кормилице». Не секрет, что бережное и уважительное отношение к природе – условие выживания человечества. Вся культура человечества строилась и строится на основе взаимодействия человека с окружающим миром. Если человек ощутит себя в гармонии с внутренним и внешним миром, он испытывает позитивные чувства и хочет их продлить. Радость и ощущение счастья, а также удовлетворённость творчеством выступают главными мотивами человеческой личности. Они стимулируют и познание, и наслаждение красотой, и постоянное созидание её сфер, побуждают к тем действиям, которые не причиняют вреда никому и ничему, потому что человеку хочется сохранить, что вызывает позитивные чувства. Художественные средства помогают направить внимание ребёнка на самые красивые и завораживающие явления природы и их таинственную целесообразность. Умелое сочетание художественного слова, изобразительной, музыкальной и театрализованной деятельности с непосредственными наблюдениями и природно-трудовой деятельностью детей поможет развить у них внимание и интерес к окружающему миру. Из вышесказанного можно сделать вывод о необходимости разработки целостной и целенаправленной системы экологического развития и формирования познавательных действий у дошкольников.
2.3
Результаты диагностики. Сегодня невозможно представить воспитательно – образовательную деятельность без целенаправленного анализа и конкретной оценки её результатов, выражающихся в развитии ребёнка. На первом этапе своей работы я провела обследование детей по направлениям развития. СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ -знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе; -владеет элементарными знаниями о животных и растениях родного края; -называет 3-4 названия комнатных растений, самостоятельно ухаживает за ними. ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ -умеет объяснить экологические связи в природе; -охотно участвует в выполнении творческих заданий по придумыванию загадок, сочинении сказок и рассказов. 8
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ -эмоционально откликается на литературные произведения о природе; -умеет выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки; -создаёт индивидуальные рисунки и композиции, используя различные материалы. Проанализировав знания детей в начале года, через наблюдения, дидактические и настольные игры, беседы, целенаправленные занятия по экологической тематике обнаружила, что дети 45% детей не проявляют интерес к природе; , 70% детей не могут объяснить происходящие в природе перемены, не проявляют инициативу в творческих придумываниях; 30% детей равнодушны к произведениям о природе, не могут сопоставить характер музыкального произведения реальным событиям в природе; не могут передать в рисунке цвет и форму природного объекта. Исходя из этого, можно сделать вывод, что требуется провести немалую работу по экологическому воспитанию детей, особенно в области художественно-эстетического развития. Мы должны помочь детям найти и полюбить красоту природы, поэзии, живописи, музыки. Это поможет ребёнку приобщиться к доброму, осудить зло, почувствовать красоту окружающего мира.
2.4Формы и методы.
Экологическое развитие детей дошкольного возраста предполагает использование разнообразных форм и методов работы: -непосредственная образовательная деятельность; -экскурсии; -практическая деятельность в природе; -природоохранные акции; -проведение экологических викторин; -совместный выпуск экологических листовок; -просмотр мультимедийных фильмов. Для активации детской деятельности в условиях эколого-развивающей среды проводятся : -оформление тематических выставок («осень в городе», «наши домашние любимцы», «берегите цветы»…); -совместная деятельность и сотворчество («кошкин дом», «выставка кактусов»…); -исследовательская деятельность (опыты, расширяющие эстетический опыт детей: смешивание краски, рисование свечей, отпечатки листьями, рисование « по мокрому», лепка из глины…); 9
-составление разнообразных «коллекций» : гербария растений, семян, камней, ниток, пуговиц, лоскутков… В содержание занятий по изобразительной деятельности я включаю знакомство с временами года, их спецификой и сменой, с такими явлениями, как дождь, снег, иней и другие, с животными и растительным миром. Предложение изобразить картины природы, животных всегда встречает у детей положительный отклик. Создаваемые детьми изображения на темы природы способствуют закреплению и уточнению знаний об её объектах и обогащают детское творчество новыми образами, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. И во время познания природы, и в момент её изображения у детей развиваются психические процессы: восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение), воображение, моторная координация)
2.4
ИНТЕГРАЦИЯ. В процессе ознакомления детей с природой интегрируется содержание разных образовательных областей. БЕЗОПАСНОСТЬ Во время прогулок и экскурсий в природу дети учатся соблюдать правила безопасного поведения (ядовитые растения и пр..). МУЗЫКА Слушают звуки природы, сопоставляя их со звуками музыкальных инструментов. ЗДОРОВЬЕ Дышат свежим воздухом, узнают о свойствах лекарственных растений, учатся одеваться « по погоде». ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Учатся преодолевать препятствия, ориентироваться в пространстве, упражняются в выносливости. СОЦИАЛИЗАЦИЯ Знакомятся с природой родного края, профессиями… ТРУД Знакомятся с трудом взрослых в природе, оказывают посильную помощь. 10
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Чтение, придумывание произведений о природе: загадки, сказки и рассказы. Узнают пословицы, поговорки и приметы об окружающей действительности. КОММУНИКАЦИЯ Участвуют в познавательно- исследовательской деятельности. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО Изображают объекты природного окружения в рисунках и поделках при помощи различных материалов и техник.
2.5 ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
Успешность экологического образования в ДОУ зависит от программного и учебно-методического обеспечения образовательного процесса, от характера и качества созданных условий. Одним из условий реализации экологического образования в ДОУ является правильная организация и экологизация развивающей пространственно- предметной среды, которая способствует развитию ребёнка, как личности. Вопросами воспитания экологической культуры в дошкольном возрасте и созданием эколого-развивающей среды в ДОУ занимались такие педагоги, как Н.А. Рыжова, Н.Н. Кондратьева. содержание экологического воспитания реализуется через образовательную область «Познание». Предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении должна создавать условия для: -познавательного развития ребёнка (создание условий для его познавательной деятельности; возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; усиление интереса к явлениям природы, к поиску ответов на интересующие ребёнка вопросы и постановке новых вопросов); -эколого-эстетического развития ребёнка (привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего мира, разнообразие его красок и форм); -оздоровления ребёнка (озеленение территории, создание условий для экскурсий, занятия на свежем воздухе); -формирования нравственных качеств ребёнка (создание условий для эмоционального отношения к природным объектам); 11
-формирование экологически грамотного поведения (развитие навыков ухода за животным и растениями, экологически грамотного поведения в природе и в быту); -экологизация различных видов деятельности (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование его на занятиях по изодеятельности и т.п.). ДОУ №358 находится в очень красивом месте Чкаловского района нашего города – микрорайоне Елизавет. Растительный мир разнообразен как на территории детского сада и микрорайона, так и на находящихся по близости смешанном лесу и реке. На протяжении всего года мы организуем выход детей на экскурсии в лес, целевые прогулки. Дети дышат свежим воздухом, получают эстетическое наслаждение от красоты природы в любой сезон. Экскурсии позволяют донести разнообразную информацию о природе родного края, сезонных изменениях в растительном и животном мире. Практическое взаимодействие с живой природой нельзя заменить или восполнить – только непосредственно в лесу дети приобретают навыки правильного поведения в природе, учатся действительно соблюдать правила посещения леса. К сожалению люди, порой бездушны к природе, что бросается в глаза даже детям: мусор, сломанные ветки на деревьях, мойка машин в реке и пр. всё это видят и оценивают наши дети. Так рождаются «листовки», напоминающие о правилах поведения в природе, природоохранные акции: « Ёлочка-зелёная иголочка», «Берегите лес от пожара», «Накормите птиц зимой»… Походы, экскурсии дают много эмоциональных впечатлений – их необходимо закрепить, поэтому все участники похода «фотографируют» всё интересное , красивое и удивительное, а возвращению в группу дети «проявляют» фотографии – рисуют, составляют рассказы., детям предлагается догадаться: о чём шелестит трава, о чём поют птицы, кому достанется найденная нами ягода (животное или птица) и т.д. Манипуляции с самим природным материалом дают детям проявить свою инициативу: они выкладывают рисунок из камешков, соломинок, ягод рябины, делают поделки из шишек, репья, сучьев и опавших листьев, составляют осенние букеты, рисуют на песке, лепят из снега. У детей накапливаются впечатления не только о красоте природы, но и о том, как она меняется, если приложить к ней труд. Они могут ухаживать за растениями на огороде, цветами, «лечат» сломанную веточку и т.д., 12
а также наблюдают за трудом взрослых в природе Богатство явлений действительности открывается перед детьми, если учить их прислушиваться к звукам и голосам природы. Ребёнок сопоставляет действительность и художественные образы, ярче чувствует красоту природных явлений. Театральные праздники и развлечения экологической направленности, также обладают богатым потенциалом в экологическом воспитании дошкольников, такие мероприятия активизируют полученный опыт и художественно-творческие способности детей. На чувства детей также оказывает большое влияние музыкальное сопровождение, художественное слово. Большую роль в работе по ознакомлению детей с природой, воспитании любви к ней играет художественная литература, которая способствуетразвитию речи, формированию умения образно мыслить, воспроизводить свои впечатления, развивает интерес к природе. Прослушав стихотворение или рассказ, проникшись его теплом, дети начинают внимательнее присматриваться ко всему, что живёт вокруг них. Роль педагога в процессе создания эколого-развивающей среды и сопровождения развития ребёнка в этой среде – это вместе, рука об руку войти в чудесный мир детства, жить и сотрудничать с ребёнком, радоваться и удивляться, познавать и творить, дарить друг другу радость общения. Для полноценного процесса экологического воспитания групповое помещение оформлено растительными композициями (флористика), имеются альбомы с подборкой иллюстраций по сезонам; альбомы, выполненные совместно с детьми «как прекрасен этот мир», «Добрые картинки»; папки с детскими работами о природе; коллекция поделок из глины, дерева, керамики разнообразных природных материалов и др. Центр краеведения (Книги, иллюстрации, открытки о Урале). Центр «наша библиотека» (энциклопедии о животном и растительном мире). Итак, для формирования экологической культуры и развития художественно- эстетических способностей созданы : -центр экспериментирования; -центр краеведения; -центр «Наша библиотека»; -территория детского сада; -экологическая тропа; 13
-эстетическое оформление помещения детского сада; -экологическая тропа; -центр творчества. Только образовательная среда, насыщенная соответствующими стимулами, создает уникальное настроение, благодаря которому каждое слово педагога становится более значимым и убедительным (В.А. Ясвин). Интерьер, в который органично включается мир природы, сам по себе оказывает на личность сильное психолого-педагогическое воздействие, и одновременно является наглядным пособием для изобразительной деятельности, которая способствует формированию целостного восприятия ребёнком окружающей действительности.
2.6.
РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ. Делюсь своими знаниями с коллегами. Предлагаю в пользование подобранный для занятий по природному окружению демонстрационный материал. Разработала и провела консультации на тему «Совместное творчество из природного материала», «Животный мир Урала», «Рисование нетрадиционными способами»,…. Организовала и оформила выставку «Цветы нашей планеты». Мастер-классы: «Уральская керамика» лепка из глины, « Поделки своими руками». Принимаю активное участиев подготовке сценариев к природоведческим развлечениям «День Земли», «Осень в гости просим».
2.7
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ. Главный вектор воспитания экологической культуры направлен не на то, чтобы взять у природы все её богатства, а на формирование сознания, при котором человек одновременно ощутил бы себя и садовником и рачительным хозяином. В какой мере родителям, педагогам удаётся продвинуть сознание детей в этом направлении, таков и воспитательный эффект. В этом отношении наибольший воспитательный потенциал заключает в себе семья – её образ и стиль жизни. Признавая важность проблемы экологии для благополучия своих детей, большая часть родителей оказалась неподготовленной в вопросах личного участия в её разрешении: как развивать познавательные интересы в области экологии, какую деятельность предложить детям? Это указывает на необходимость более тесных контактов родителей с педагогами. 14
Главное сегодня – совместные мероприятия : пешие прогулки в лес и парк, загородные поездки, туристические походы, участие в сельхозработах на даче или в саду. Конечно, здесь имеет значение и личный пример родителей. Можно отметить ряд мероприятий, которые проводились в нашем МАДОУ: -фотовыставка «Наши домашние любимцы»; -родительское собрание «Родителям об экологии» ; -выставки «Дары осени», «Осенняя фантазия» (цветочные композиции); -«Новогодняя ёлочка»; -участие в озеленении участков, подготовка грядок на огороде; Также вниманию родителей предложены консультации и рекомендации о том, в какие игры можно поиграть вместе с детьми , гуляя по лесу, о чём вести беседу, какие поделки из природного материала можно смастерить. «Развитие творческих способностей ребёнка через изготовление игрушек-самоделок», «Зелёное царство на окне», «Яблоко-от яблони…». Не без участия родителей были оформлены альбомы «Как прекрасен этот мир», «Здоровые рецепты»… Таким образом, анализ проведённой работы позволяет убедиться в том, что перспективы сотрудничества между ДОУ и родителями есть и это способствует воспитанию у детей бережного отношения к природе. ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА. В ходе проведённой работы уровень интегративных качеств детей повысился. Дети: -любознательны и активны; -эмоционально-отзывчивы; -способны управлять своим поведением и планировать свои действия; -способны решать интеллектуальные и личностные задачи; -имеют первичное представление о себе, семье, обществе, государстве, природе. Анализ результатов педагогической диагностики показывает выраженную положительную динамику уровня развития воспитанников по направлениям развития. СОЦИАЛЬНО – ЛИЧНОСТНОЕ развитие –повысился на 60% ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОЕ развитие – повысился на 60% 15
ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ развитие –повысился на 80% ФИЗИЧЕСКОЕ развитие – повысился на 70 %
3
.ЗАКЛЮЧЕНИЕ Исходя из этого, я считаю, что использование художественно-эстетических средств в экологическом воспитании помогает формировать у дошкольников неравнодушное, бережное отношение к природе, приобрести эмоционально- окрашенные, личностно-значимые знания об окружающем мире , т.е. способствуют становлению экологического сознания и формирования экологической культуры. В своей работе по развитию основ экологической культуры , я стараюсь развивать и формировать в детях следующие способности и умения: умение одухотворять (очеловечивать) «живую» и «неживую» природу; способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы; стремление заботиться о тех, кто зависит от человека, препятствовать насилию над природой; умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном – значительное, в неказистом – выразительное, любоваться уголками родной и экзотической культуры; способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать своё отношение к ним ; умение давать оценку продуктам своей и чужой деятельности, в суждениях стремиться выражать не чужую, а свою точку зрения; умение работать с гуашью, акварелью, восковыми мелками, с глиной, фломастерами, пластилином, белой и цветной бумагой, природными и бросовыми материалами т.п. готовность быть активными на занятиях, не стесняться спрашивать у педагога о том, что непонятно. Таким образом, если природа предстанет перед детьми в живом показе и не менее живом рассказе, то они лучше усвоят материал, охватят его не только умом, но и воображением, образной памятью. ПЕРСПЕКТИВЫ НА БУДУЩЕЕ 16

1.
Обобщить и систематизировать педагогическую деятельность по формированию экологической культуры у дошкольников.
2.
Разработать серию игровых интегрированных занятий по экологии с применением нетрадиционных техник изодеятельности.
3.
Разработать картотеку художественных произведений о природе.
4.
Разработать консультации для родителей о роли сотрудничества с ребёнком, о совместном творчестве, беседах о природе с детьми.
5.
Повышать свой профессиональный уровень через посещение, семинаров, методобъединений, курсов, отслеживание печатной информации и Интернет - сайтов. Своё сообщение хочу закончить следующими строчками из стихотворения:
Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, Узнать, Полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала, и росли, как цветы, малыши!

Чтоб для них экология стала не наукой, а частью души!
Литература: 1. Белавина И. Г. Планета - наш дом: мир вокруг нас: Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников / И.Г. Белавина, Н.Г. Найденская.- М.: Лайда, 1995.- 95 с. 2. Берестнева Н. П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и РТВ / Н. П. Берестнева. // Ребенок в детском саду.- 2006.- № 1.- С. 48- 52 . 3. 8. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. М., 2001. 4. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе дет. сада и нач. школы / [Т.С. Комарова, О.Ю. Зарянова, Л.И. Иванова и др.]; под науч. ред. Т.С. Комаровой.- М.: Пед.о-во России, 1999.- 150 с. 5. Копцева Т.А. "Природа и художник"/ Т. А. Копцева // Ребенок в детском саду.- 2005.- № 5.- С. 71-78, № 6.- С. 53-59; 2006.- № 1.- С. 39-43, № 2.- С. 62- 66. 17
6. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: пособие для воспитателей и учителей / Л. П. Молодова.- Минск: Асар, 1996.- 127 с. 7. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие: Для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева.- М.: Академия, 1999.- 181с. 8. Ребенок и современный мир :межвуз. сб. науч. и метод. ст. / М-во образования Рос. Федерации и др.; [редкол. Т.А. Соловьева (отв. ред.) и др.].- Архангельск: Поморский гос. ун-т, 2001.- 223 с. 9. Рогаткина, Т. Окошко понарошку. Изоэкология / Т. Рогаткина // Дошкольное воспитание.- 2004.- № 7.- С. 32-36. 10. Рыжова А. Н. Я и природа / А.Н. Рыжова; Н.А. Рыжова.- М.: Фирма "Линка-пресс", 1996.- 55,[1] с.- (Наш дом-природа: Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников).- Библиогр.: с. 53- 56. 11. Флерина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника. М., 2001. 12. Фокина Т. Программа художественно-эстетического развития дошкольников / Т. Фокина, В. Хитрова // Дошкольное воспитание.- 1999.-№ 1.-С. 35-38. 18