"Формирование высокого патриотического сознания у учащихся"

Автор: Сухочева Ольга Андреевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Капустиноярская СОШ МО "Ахтубинский район"
Населённый пункт: село Капустин Яр, Ахтубинский район, Астраханская область
Наименование материала: из опыта работы
Тема: "Формирование высокого патриотического сознания у учащихся"
Дата публикации: 18.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Сухочева О.А.,
МБОУ «Капустиноярская СОШ МО «Ахтубинский район».
Формирование высокого патриотического сознания среди учащихся

МБОУ «Капустиноярская СОШ МО «Ахтубинский район»

(из опыта работы).
Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. В работе нашей школы одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
* Духовно-нравственное
. Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности. •
Историко-краеведческое.
Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе. •
Гражданско-патриотическое воспитание
. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе
и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга. *
Социально-патриотическое
. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста. •
Военно-патриотическое
. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его защите, изучение русской военной истории, воинских традиций. •
Героико-патриотическое.
Составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям. •
Спортивно-патриотическое.
Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
Военно-патриотическое воспитание.

«Защита Родины есть защита и своего достоинства».

Николай Константинович Рерих
Военно-патриотическая работа со школьниками – это проверенный временем способ внушения молодым поколениям глубокого понимания нашей силы и веры в планетарную устойчивость России. Работа по военно- патриотическому воспитанию в нашей школе идет по двум системообразующим направлениям:
I направление.

Воспитание на боевых традициях народа и

Вооруженных Сил.

Данное направление включает в себя следующие мероприятия:

 Проведение экскурсий, уроков Мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны и труда.  Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов.  Проведение конкурсов военно-патриотической песни, а также других праздничных мероприятий посвященных великим праздникам.
Вахта памяти. 30 апреля

Дети хорошо усвоили главное, что любовь к Родине – это проявление

патриотизма, а защита Отечества – это долг и обязанность патриота.

II направление. Военно-спортивные игры.
Прежде всего, это “Зарница”,которая в комплексе решает задачи почти всех компонентов системы военно-патриотического воспитания. Практическая значимость игры четко прослеживается с помощью обратной связи “ШКОЛА – АРМИЯ”. Опыт проведения игры “Зарница” показал
популярность и важность этой формы военно-патриотического и физического воспитания обучающихся. “Зарница” оказывает положительное влияние на организационное укрепление коллектива, способствует развитию общественной активности детей, формирует качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины.
Команда юнармейцев, занявшая II место награждена дипломом

начальника ГЛИЦ им.Чкало
ва Руководитель команды:
Черепов Н.Н.

Историко-краеведческое.


Поисковый отряд молодых следопытов «ЖУРАВЛИ»
Руководитель:
Золоева Елена Васильевна

Спортивно-патриотическое.
В рамках решения задачи укрепления и сохранения здоровья в школе на достаточно высоком уровне реализуется работа по популяризации преимуществ здорового образа жизни, развития кругозора школьников в области физической культуры, спорта, краеведения, туризма. Разработана и внедрена в школьную жизнь система «выращивания» учащихся, показывающих высокие спортивные результаты. Сборные команды школы по баскетболу, футболу приняли участие во всех районных соревнованиях по данным видам спорта и были отмечены дипломами.

Команда школы успешно выступает на

Всероссийском физкультурно-образовательном фестивале «ДРОЗД»

Школьный этап президентских состязаний.


Патриотическое воспитание через систему дополнительного

образования.
Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в учебном процессе и внеучебное время; массовую патриотическую работу, работу в сфере дополнительного образования, направленную на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества. Патриотизм, любовь к Родине, верность своему гражданскому и воинскому долгу – это духовные качества человека.
Совместная работа школы с ЦДТ и библиотекой с.Капустин Яр.

Театра

льный

Поисков

ый отряд

Кру

жок

Воле

йбол

Кру

жок

Кру

жок

Вокал

ьный


Высту

пление танцевального коллектива «Глория»
От того, как будет поставлена работа по патриотическому воспитанию во всех школах нашей страны, и зависит во многом выполнение этой сложной проблемы современной жизни. Очень хотелось, чтобы данная система военно-патриотического воспитания была постоянно действующей и направленной на конечный результат – воспитывать гражданина – патриота своей страны. Мне кажется, что нашему педагогическому коллективу, совместно с социумом нашего села это удалось и мы на правильном пути. Вся работа, проводимая по военно-патриотическому воспитанию, дает свои положительные результаты. Ребята учатся в школе с увлечением, и это, пожалуй, радует больше всего. За последние годы не один выпускник нашей школы не пытался уклониться от службы в Вооруженных Силах России. При встрече с выпускниками, которые проходят службу в армии, курсантами военных училищ приятно слышать лестные отзывы о нашей работе в школе по военно-патриотическому воспитанию. Дети хорошо усвоили главное, что любовь к Родине – это проявление патриотизма, а защита Отечества – это долг и обязанность патриота. 15 лет в МБОУ «Капустиноярская СОШ МО «Ахтубинский район» живёт и работает общественное объединение обучающихся "Республика Друзей".

Девиз:
«Всё то, о чём мечтается, всё то, что мы хотим, всё то, что нам понравится мы сами создадим». 
Символом организации Республика Друзей является голубь.

Голубь – это птица мира, поэтому дети нашей организации готовы

дружить не только с детьми Астраханской области и нашей

страны, но и с детьми разных национальностей.

Голубь мира и голубой цвет – символ молодости, чистоты, а также

цвет Богоматери, покровительницы земли русской.
18 апреля 2014года состоялся торжественный сбор посвященный присвоению имени Героя Советского Союза Боканёва Алексея Михайловича
общественному объединению обучающихся "Республика Друзей". В этот торжественный день к нам на праздник пришли почетные гости: Председатель Совета ветеранов Угненко Иван Фёдорович, члены Совета ветеранов Леонтьев Владимир Иванович, Фёдоров Виктор Павлович

Кто такой патриот современной России?
 Патриот современной России – это тот, кто любит свою Родину не на словах, а на деле.  Патриот – этот тот, кто считает службу в Российской армии своим долгом.  Патриот – это человек любящий свою маленькую Родину, семью. Человек, который хочет получить хорошую профессию, чтобы потом своим трудом принести пользу нашей стране.  Патриот – это человек, который не хочет жить старыми, отжившими трафаретами. Ему нечего сказать миру. Нашу Россию может возродить только новая идея: её могут воссоздать только обновлённые души.  Россия возродиться творчеством – обновлённой религиозной верой, новым пониманием человека, новыми социальными идеями.  Я согласна с В.В. Путиным который сказал: «Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном суверенитете». (Из выступлений учащихся)

Система патриотического воспитания, созданная в нашей школе, реально помогает управлять процессом подготовки обучающихся к защите Родины, придает всей проводимой работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечивает преемственность в организации и развитии военно-патриотической деятельности школьников. Понимая всю сложность вопроса патриотического воспитания, я считаю, что школа должна принять на себя основную нагрузку по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, ведь именно здесь наше будущее, будущее нашей Родины. Остаюсь при мнении, что воспитание гражданина – патриота стратегическая цель школы, была, есть и будет. Патриотическое сознание наших граждан остается важнейшей ценностью, одной из основ духовно – нравственного единства общества. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима. Педагоги нашей школы выполняют ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов:
«
Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел,

который нужно зажечь!”

Храни огонь родного очага

И не позарься на огни чужие –

Таким законом наши предки жили

И завещали нам через века:

Храни огонь родного очага!

Люлей лоскут отеческой земли

Как не болотист, как ни каменист он,

Не потянись за чернозёмом чистым.

Что до тебя другие обрели.

Люлей лоскут отеческой земли!

И если враг задумает отнять

Твоим трудом взлелеянное поле,

Не по страничке, что учился в школе,

Ты будешь знать, за что тебе стоять.

Ты будешь знать, за что тебе стоять!
(Ольга Фокина)