"Будем птиц оберегать, друзьям пернатым помогать"

Автор: Суслова Людмила Федоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 268
Населённый пункт: город Уфа
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Будем птиц оберегать, друзьям пернатым помогать"
Дата публикации: 18.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

1
Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение Детский

сад № 268

городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Разработка образовательной деятельности

«Будем птиц оберегать, друзьям пернатым помогать

2
Ведущая:
Дорогие гости! Мы пригласили вас, на комплексное экологическое занятие «Будем птиц оберегать, друзьям пернатым помогать». И надеемся на ваше активное участие. Дети входит под музыку « В мире животных» (и садятся на стульчаки)
Ведущая:
Юные Почемучки! Сегодня я проведу с вами беседу «Расскажи о птицах». А начнем мы его с разговора о природе. На какие две части делится природа (живая и неживая). Что мы относим к неживой природе?
Дети:
Воздух, камни, гальки, песок, глина, вода и т.д.
Ведущая:
А что составляет живую природу?
Дети:
Животный и растительный мир.
Ведущая:
Назовите эти составляющие части по - научному?
Дети:
Фауна и Флора.
Ведущая:
Каких представителей Фауны можете назвать?
Дети:
Звери, рыбы, насекомые, птицы.
Ведущая:
Вот о птицах мы и будем вести беседу. И так, кто такие птицы?
Ребенок:
Птицы - дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подниматься выше облаков и гор, перелетать через пустыни и моря.
Ребенок:
Птицы – дети радуги. Перья их переливаются радужными оттенками.
3
Ребенок:
Птицы – это представители животного мира, тело которых покрыто перьями, опереньем. Поэтому мы их называем « Пернатыми».
Ребенок:
Птицы – это песня и полет, это голоса наших полей, лесов, гор и пустынь.
Ведущая:
Давайте послушаем звуки леса. Каких птиц вы слышите?
Ведущая:
Я согласна с вашими определениями, продолжим нашу беседу. На нашей планете существует огромное количество разных видов птиц. Посмотрите на этот птичий калейдоскоп и назовите их (страус, орел, филин, дятел, колибри, королёк). Все виды птиц отличаются друг от друга, назовите признаки отличия (окраска перьев, разные клювы, хвостики, размеры, птицы любят разную пищу – поэтому мы их относим к насекомоядным, травоядным, хищникам).
Ведущая:
А сейчас я предлагаю назвать признаки сходства всех птиц и составить модель понятия « Птицы» (клюв, перо, крылья, две лапки, яйцо).
Ведущая:
А сейчас поиграем.
Д/ игра
« Узнай по клюву»
Ведущая:
Юные почемучки скажите, что происходит с птицами, когда они теряют перышки? (Линяют). Процесс линьки (вместо старых вырастают новые, пушистые перья к зиме)
Игра
« Зимующие - перелетные» (зимующие – пружинка, перелетные – взмахи руками).
Ведущая:
Ребята, птицы наши друзья, доктора лесов, садов, парков, скверов.
Ребенок:
Птицы – это наши верные помощники, защитники лесов, полей, садов, огородов от вредных короедов, листогрызов, плодожорок и грызунов.
4
Ведущая:
А сейчас послушайте загадку.
Ребенок :
Над жуком и короедом Держит он всегда победу. По деревьям тук, да тук: Кто для леса верный друг?
(Дятел)

Ребенок :
Сколько сноровки, К труду интереса У пестрого дятла – Защитника леса. Он никогда не бывает без дела: Строит жилище Для птиц и для белок.
Ребенок :
Лечит деревья от многих болезней Стук его слышен издалека Труд его сложный Но очень полезный. Не нравиться только… Вредным жукам. ( Г. Ладонщиков)
Ведущая:
Ребята, наши пернатые друзья прилетели к нам на праздничное занятие, поближе познакомится с нами. Но сначала вы должны узнать этих птиц по загадке.
Задание « Узнай птицу по загадке»

Ребенок:
Ты с модницей этой конечно знаком:
5 Вертушке на месте никак не сидится- То хвастается синим своим сюртуком И шапочкой синей гордится
( Синица)

Ребенок:
Красногрудый, чернокрылый Люблю зернышки клевать, С первым снегом на рябине, Прилечу я к вам опять
( Снегирь)

Ребенок:
Снегирек уснул на ветке Под рябиновым зонтом. В теплой шубке спиться крепко: Снится мама, сниться дом…
Ребенок:
Эта маленькая пташка Носит серую рубашку. Подбирает быстро крошки И спасается от кошки
( Воробей)

Ребенок:
Воробьишке снится сон: Вместо гнёздышка - батон, Мягкий, как пуховичок, И вкусней чем червячок!
Ребенок:
Днем сплю, Ночью летаю, Птичек пугаю
(Сова)

Ребенок:

6 Все вертится, стрекочет, Весь день она хлопочет.
( Сорока)

Ребенок:
Я, Сорока - белобока, Прячу мелочи везде. А найду кольцо, заколку Прячу в собственном гнезде. И чего там только нет: Ключик маленький, браслет С ярким камушком сережка, Медальон, значок и брошка.
Ребенок:
На ветвях украшенных белой бахромой, Яблоки румяные выросли зимой. Яблоки на ветках весело снуют, Гусениц мороженых яблоки клюют
( Снегирь)

Ребенок:
Хищная она. Большая! Каждый птицу эту знает. Клюв крючком и гордый взор Царь степей и снежных гор.
( Орёл)

Ребенок:
Орёл – не маленькая птаха, Орёл – герой не знает страха. Гнездо его на круче, Под крышей темной тучи.
Ребенок:
Ее белокрылой
7 Все с детства зовут Как символа мира Все любят и чтут
(Голубь)

Ребенок:
Голубка плавно приземлилась, Отряхнула перышки, И на месте закружилась, Собирая зернышки. И воркуя, и кружась, Я танцую Венский вальс.
Ребенок:
Птичка яркая, лесная Гнезда вьет зимой она Клювом схожа с попугаем – Ест у шишек семена. В ельнике мелькает хвост Что за птица это?
(Клёст)

Ребенок:
Птичка с ярким хохолком, Очень шустрая притом. На рябину прилетела Вкусных ягод захотела
(Свиристель)

Ведущая:
Дорогие ребята, вы порадовали нас прекрасными знаниями о птицах, а сейчас я хочу провести викторину с вашими родителями. Вопросы:  Как называется наука, изучающая птиц? ( Орнитология)  Вспомните пословицы, в которых упоминаются птицы.  Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.  Хорошо птичке в золотой клетке,
8 А лучше того – на зеленой ветке!  Всякая птица своим носом сыта.  Рано пташечка запела, кабы кошечка не съела.  Красна птица перьем, А человек ученьем.  Всяк кулик свое болото хвалит
Ведущая:
Молодцы родители, настоящие Знатоки! А сейчас послушаем еще одну загадку.
Ребенок:
Гнездо не строит никогда, Соседкам яйца оставляет И о птенцах не вспоминает.
(Кукушка)

Ведущая:
Ребята кукушки не заботятся о своем потомстве, так их создала природа, но зато они поедают самых огромных, мохнатых гусениц, которые не по вкусу другим птицам.
А сейчас игра с родителями.
- Какими ласковыми словами, образованными от названия птиц мы называем своих деток? (Птенчик, косатик, ласточка, галчонок, пташка, соколик, воробушек).
Ведущая:
Ребята, я предлагаю вам вспомнить, какие звуки издают птицы? Воробьи – чирикают, голуби – воркуют, ласточки – щебечут, вороны- каркают, сороки – трещат, журавли – курлычут, утки – крякают, филины – ухают, пение соловьев – соловьиные трели, много птичьих голосов – птичий гомон.
Ведущая:
Ребята, вы знаете осень пора расставаний с перелетными птицами, вот и журавли курлычут в небе, прощаясь с нами.
Ребенок:
Шумела роща золотая, Ей море вторило вдали, И всхлипывали, пролетая,
9 Кочующие журавли… (В.Набоков)
Танец « Расскажите птицы»

Ведущая:
Юные друзья, а вы знаете, что даже птицы умеют дружить. Давайте послушаем разговор Грача и Синички.
Ведущая:
Грач на березовой ветке Признался синичке- соседке: Грач: Ты славная птичка – синичка, Словно родная сестричка. Мне жаль тебя покидать. Но время уже улетать. Тут холодно будет зимой Давай- ка, синичка, с тобой Отправимся вместе на юг. Поверь мне, что я тебе друг. Синичка: На юг я совсем не хочу!
Ведущая:
Синичка сказала Грачу. Синичка: В дружбу я верю, и все же Не полечу никуда! Нам Петя зимою поможет Перенести холода. Он и заботлив, и весел. Я верю, что снова зимой Для нас он кормушку повесит Под елкой иль под сосной. (Стих « Приглашение» Г. Ладонщиков)
Ведущая:
Верно, всегда грустно расставаться с друзьями, перелетными птицами
10 С нами остаются зимующие птицы, и мы будем беречь, и заботиться о них. Посмотрите, какой забавный воробушек прилетел к нам на праздник. Воробей: Прискакал воробей На пружинных ножках, Прочирикал воробей: « Дай поесть немножко» Поклевал, поклевал, А спасибо не сказал. Через день летит опять Смотрит – нечего клевать.
Ведущая:
Ребята, мы с вами надеемся , что в следующий раз наш воробушек не забудет правила вежливости. Мы приглашаем его повеселиться вместе с нами.
Песня « Всем нужны друзья» (инсценировка)

Ведущая:
И так, ребята, скажите, что значит «быть друзьями птиц»?
Дети:
Читать энциклопедии, книги о птицах, заботиться о пернатых друзьях, подкармливать в голодное зимнее время, мастерить кормушки.
Ребенок:
Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо.
Ребенок:
Небогаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна – И не страшна
11 Будет им зима.
Ребенок:
Сколько гибнет их – не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло.
Ребенок:
Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми.
Ребенок:
Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну!
Ребенок:
Всё короче зимний день. Не успеешь пообедать, Солнце сядет за плетень. Ни комарика, ни мушки Всюду только снег, да снег. Хорошо, что нам кормушки Сделал добрый человек.
Ведущая:
А сейчас мы продемонстрируем свои «птичьи кафе» (Дети берут кормушки и идут друг за другом под речевку:
Ведущая:
Раз, два – синева!
Дети:
Синева!
12
Ведущая:
Три, четыре-
Дети:
Солнце в мире!
Ведущая:
Кто шагают дружно вряд?
Дети:
Юных знатоков отряд. Будем птиц оберегать, Друзьям пернатым помогать!
Ведущая:
Наш девиз!
Дети:
Знай, люби, береги!
Дети:
Дружим с птицами всегда, Мы их верные друзья. Смастерили им «кафе», Подготовились к зиме.
Ведущая:
Сколько творчества, фантазии, в каждом вашем кафе. С такими заботливыми друзьями зимующим птицам не страшны лютые зимние морозы. ( Призы детям). Дорогие родители, благодарим вас за помощь в изготовление птичьих кафе, за активное участие в нашем празднике.
13