"Совершенствование походки у детей старшего дошкольного возраста"

Автор: Лисицына Татьяна Владимировна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ОГБПОУ Ивановский педагогический колледж
Населённый пункт: город Иваново, Ивановская область
Наименование материала: статья
Тема: "Совершенствование походки у детей старшего дошкольного возраста"
Дата публикации: 18.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Статья «Совершенствование походки у детей старшего дошкольного возраста»
Автор:
Лисицына Татьяна Владимировна, преподаватель физической культуры
Место выполнения работы:
ОГБПОУ Ивановский педагогический колледж Иваново, 2015
Содержание: Введение 2 Формирование походки и осанки дошкольников. 3 Факторы развития неправильной осанки 5 Формирование правильной осанки и профилактика ее нарушений. 7 Литература 11 Приложение 12 1
Введение Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, отклонения, несоответствия нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни. Актуальность данной темы заключается, в том, что большинство детей старшего дошкольного возраста имеют физические отклонения по развитию правильной осанки, у многих начинается плоскостопие, это может привести к нарушению походки, которая играет очень важную роль, не только, со стороны красоты и грации, но и здоровья всего организма, в целом. Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ является особенно актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста. Поэтому задача, стоящая, сегодня перед сотрудниками ДОУ, заключается в поиске и использовании специальных методик, которые позволяют подойти к вопросу развития детей (физического, психологического, интеллектуального) более продуктивно, применяя новые технологии.
2


Формирование походки и осанки дошкольников.
Походка и осанка ребенка формируются с первых лет жизни. Сегодня плоскостопие и сколиоз встречаются чуть ли не у каждого третьего школьника. Причем деформация стопы может привести к искривлениям позвоночника и наоборот. Нарушения опорно-двигательного аппарата, негативно влияющие на походку
Вальгусная постановка голеностопного сустава
(Вальгусная стопа). Выражается в том, что пяточ ная косточка у ребенка отклонена в сторону чуть дальше нормы (более чем на 3—5°С). Это дефект увеличивает нагрузку на внутренний продольный свод стопы, приводит к перерастяжению мышц и уплощению стопы и может усугубить развитие плоскостопия. «Сбивается» ось ноги, а это приводит к деформации суставов, нарушению положения таза и позвоночника, ухудшению осанки и дефор мациям позвоночника. Вальгусная стопа заметна при осмотре ног со стороны спины.
Косолапость
. Врожденная деформация, при кото рой нарушения костного аппарата ведут к изменени ям в мышечных тканях. Походка малыша (а впослед ствии и взрослого человека) меняется и напоминает шаги неуклюжего медвежонка. При этом косолапость может быть выявлена лишь на одной ступне. Ее видно сразу, как только ребенок начинает ходить: внутренний край стопы чуть приподнят, подошва «смотрит» внутрь. Косолапость чаще встречается среди мальчиков. Провоцирует возник новение плоскостопия.
Укорочение ножки
. Не является патологией, одна ко может серьезно изменить походку ребенка. При ходьбе происходит неправильное распределение нагрузки на мышцы нижних конечностей, особенно голени и стопы (она в большей степени приходится на укорочен ную ножку). Повышается тонус икроножной мышцы, мышц, приводящих стопу. Повышенный тонус икроножных мышц. Заметили, что малыш часто ходит на цыпоч ках? Это явный признак повыше ния тонуса мышц, причиной которого является натяжение пя точного сухожилия. При этом мо жет произойти деформация стопы со стойким сгибанием подошвы. Чтобы решить эту проблему, орто педы обычно назначают массаж, гимнастику и специальную обувь. Все это направлено на расслабле ние икроножных мышц. Таким детишкам рекомендовано наблюдение у невролога. Виды плоскостопия 3
Существуют 2 вида плоскостопия: продольное и попе речное.
Продольное плоскостопие
У малыша происходит уплотнение внутренней и наружной арок стопы, почти вся площадь подошвы стопы со прикасается (контактирует) с полом. Ортопеды считают это вполне есте ственным явлением, пока ребенок не достиг трехлетнего возраста. Однако затем, с возрастом (формируются кости, укрепляется связочный аппарат), свод должен выровняться. Если этого не происходит, можно говорить о формировании плоскостопия.
Поперечное плоскостопие
Уплотняется поперечная арка, а перед няя часть стопы расходится. Этот вид плоскостопия формируется с возрас том, в основном у представительниц прекрасного пола. Виной тому — неу добная обувь, высокий каблук, который дает чрезмерную нагрузку на передний отдел стопы. Развивается мышечная слабость, нарушается амортизационная способность. У мальчиков и девочек до трех лет подобный вид плоскостопия не встречается. Он развивается с годами, из-за неумения правильно носить обувь (этому тоже нужно учить ребенка с са мых ранних лет). Мамам девочек стоит еще раз напомнить: не спешите уверять малышку в том, что высокий каблук — выбор настоящей женщины. Подавайте ей хороший пример, чаще надевая туф ли на небольшом каблуке (2-4 см). Нормальная осанка малыша 3 лет характеризуется:  вертикальным положением головы (мочки ушей должны быть на одном уровне);  небольшим наклоном таза вперед;  симметричным расположением относительно позвоночни ка плеч (они слегка отведены назад) и лопаток (слегка высту пают назад и плотно прилегают к позвоночнику); широкой, «развернутой» грудной клеткой; подтянутым, несильно выдающимся животом; симметричными складками на ножках и ягодицах и подколенными ямками;  правильным положением стоп (поставьте их вместе: вну тренние поверхности должны полностью соприкасаться — от пяток до больших пальцев). В странах Востока девочек с малых лет учили носить на голове кувшины для формирования правильной осанки. Еще в древности считалось, что прямая спина — признак гармоничного развития и уверенности в себе. В наши дни редко, какой, ребенок не сталкиваются с нару шениями осанки. Постарайтесь создать все условия, чтобы отгородить своего кроху от проблем с позвоночником. 4
Последствия нарушения осанки:  затрудненное дыхание, которое обусловлено тем, что работа легких ограничена из-за сутулости и «скукоженности» грудной клетки;  снижение притока крови и кислорода к тканям тела, их недостаточное питание;  возникновение мышечных, спинной и головной болей;  искривление позвоночника;  повышенная утомляемость из-за регулярного перенапряже ния мышц, хроническая усталость и как результат — плохое настроение. У новорожденных детей позвоноч ник имеет форму дуги: пока он еще не отвык от положения, в котором ма лыш находился 9 месяцев в утробе ма - тери. Первый изгиб (шейный лордоз) проявляется у малыша в области шеи к концу первого месяца, когда он начи нает удерживать головку. К 6-му месяцу жизни, когда ребенок садится, у него можно заметить изгиб позвоночника на уровне груди (грудной кифоз). К 11 ме сяцам, когда он делает первые шаги, в поясничном отделе позвоночника по является третий изгиб — поясничный лордоз. Так, в год позвоночник приобре тает форму буквы Г, а шейный, грудной и поясничный изгибы формируют осан ку. Однако оценить, правильная она или нет, можно лишь к 2-3 годам.
Факторы развития неправильной осанки
Причин формирования дефектов осанки несколько, часть из них связаны с нарушениями нормального внутриутробно го развития плода. Сутулая спина может «достаться» малышу от мамы или папы. Однако до 95% случаев нарушения осанки у детей являются не врожденными и наследственными, а приобретенными. Вот их причины. Неправильное или однообразное положение во время сна. Матрас в детской кроватке обязательно должен быть упругим, что бы ни в коем случае не прогибаться под малышом. При его выборе учитывайте вес вашего ребенка — полному крохе под ходит более жесткий матрац, худенькому можно взять мяг че. Периодически переворачивайте малыша в кроватке, чтобы он привыкал спать в разных позах. Не носите ребенка все вре мя только на левой или на правой руке — это вызовет ассиметричное развитие мышц спины. Раннее высаживание и становление на ножки . Если физиологически ребенок еще не готов садиться и ходить, а нетерпеливые мама и папа изо всех сил стараются подтолкнуть его к этому, мышцы и связки детского 5
позвоночника пере гружаются и растягиваются, развива ются только определенные его участки. Так что не торопите события: тело кро хи должно постепенно и, главное, само стоятельно привыкнуть к вертикальному положению. Сажать малыша не рекомендуется раньше шести месяцев (причем, девочек следует сажать позже, чем мальчиков), а ставить на ножки — раньше десяти месяцев. Плоскостопие и косолапость. Вследствие данных нарушений у малыша понижается опорная функция ног, а положение таза и позвоночника перестает быть сбалансированным, что приводит к нарушению осанки. Близорукость и косоглазие. Малыши, которые страдают этими недугами, вынуждены, разглядывая предметы, низко наклонять голову, сутулиться. Таким образом, одни мышцы спины напрягаются чаще и сильнее, чем другие, и в результате этого происходит их неравномерное развитие. Перенесённые заболевания. Заболевания, напрямую оказывающие негативное влияние на скелет малыша (рахит, полиомиелит, радикулит), и бронхолегочные (сильный и длительный кашель, пневмония с осложнениями, бронхит и бронхиальная астма), влияющие на позвоночник косвенно: последние вызывают спазм околопозвоночных мышц и на пряжение в грудном отделе позвоночника. Лишний вес у ребенка. Если малыш склонен к полноте, ему сложнее поддерживать свое тело в вертикальном положении, нагрузка на мышцы- разгибатели спины увеличивается. Все это приводит к формированию неправильной осанки. 5-6 и 12-15 лет — нару шения осанки ча ще всего происходят в этом возрасте. Это период интенсивного роста ребенка, когда позвоночник растет быстрее, чем развиваются поддерживающие его мышцы.
Виды нарушений осанки.
Сутулость. Характерные при знаки: позвоночник заметно изо гнут лишь в верхних отделах (в райо не лопаток), ближе к пояснице спина выравнивается, плечи приподняты. Это самый легкий тип нарушения осанки, он встречается у большин ства детей дошкольного возраста и перестает быть заметным, как только ребенок выпрямляется. Круглая спина (кафолическая осанка). Характерные признаки: верхняя часть спины выгнута назад, голова и шея заметно наклоне ны вперед, плечи свисают вперед, живот выпячен, лопатки не прижаты к позвоночнику, чуть согнутые в коленях ноги, руки свисают чуть впереди туловища. 6
Вогнутая спина (лордотическая осанка). Характерные признаки: грудная клетка и таз подаются назад, сильно выраженная изогнутость позвоночника в поясничном отделе, свисаю щие и выдвинутые вперед плечи, сильно выступающий живот. Сколиоз – боковое искривление позвоночника (в форме буквы «С» при виде сзади). Характерные признаки: одно плечо выше другого, ассиметричное расположение лопаток относительно позвоноч ника, неравные просветы-треугольники, которые формируют линии рук, тазовых костей и боковых поверхностей туловища, мышцы на одной стороне туловища могут быть чуть более рельефными, чем на дру гой. Если предыдущие нарушения осанки довольно легко корректируются специальным массажем и комплексом упражнений, то сколиоз ле чится намного сложнее, дольше, а начинать лечение желательно на ранних стадиях его развития. Помимо перечисленных визуальных признаков, есть и другие «сигналы», по которым родители могут заподозрить у ребен ка нарушение осанки. Забеспокоиться и обратиться к ортопеду стоит, если: малыш жалуется на тупую боль в ногах после прогулки, не проявляет желание играть в подвижные игры, часто устает, вялый, его движения неуклюжие, он чаще находится в определенном положении, даже если оно, казалось бы, неудобно, ну и самое простое — когда он сутулится.
Формирование правильной осанки и профилактика ее

нарушений.


Осанка – это привычная, непринужденная манера держать свое тело. Если она правильная, то фигура человека выглядит красивой, стройной, а походка легкой и упругой. К сожалению, родители не всегда уделяют внимание формированию у ребенка правильной осанки. А ведь именно семья несет основную ответственность за формирование правильной осанки, являясь своеобразным «архитектором» фигуры ребенка. Главным средством предупреждения нарушений осанки в дошкольном возрасте являются физические упражнения. Следует использовать словесные указания, показ, контроль за осанкой как со стороны взрослого, так и со стороны самого ребёнка.
Памятка для родителей
 В условиях семьи необходимо стремиться соблюдать тот же четкий распорядок дня и занятий детей, что и в детском саду. 7
 У ребенка должна быть своя мебель, соответствующая его росту (стол, стул, кровать).  Когда ребенок сидит, ступни должны полностью касаться пола, ноги согнуты в коленях под прямым углом. Следите, чтобы ребенок сидел прямо, опираясь на обе руки (нельзя, чтобы локоть свисал со стола); можно откинуться на спинку стула; нельзя наклоняться низко над столом  Не рекомендуется детям младшего возраста спать на кровати с прогибающейся сеткой. Лучше приучать детей спать на спине.  Обратите внимание на то, чтобы дети не спали «калачиком» на боку с высокой подушкой, так как позвоночник прогибается и формируется неправильная осанка, появляется сколиоз.  Следите за походкой ребенка. Не следует широко шагать и сильно размахивать руками, разводить носки в стороны, «шаркать» пятками, горбиться и раскачиваться. Такая ходьба увеличивает напряжение мышц и вызывает быстрое утомление.  Постарайтесь выходить чуть раньше, чтобы ребенку не пришлось бежать за родителями, которые тянут его за руку, чаще всего за одну и ту же каждое утро. Все это может привести к дисбалансу мышечного корсета и нарушению осанки. Во второй половине дня рекомендуется проводить игры и занятия для укрепления мышечного корсета, навыков правильной осанки, профилактики плоскостопия. Для лечения и профилактики плоскостопия применяется целый ряд методов. Дети на занятиях лечебной гимнастикой занимаются босиком. Это оказывает не только оздоровительное, но и закаливающее воздействие. Для укрепления мышечно-связочного аппарата голеностопного сустава и стопы рекомендуются различные виды ходьбы: по гальке, песку, ребристым и ортопедическим дорожкам, массажным коврикам, по наклонной плоскости. Стопа при этом рефлекторно "подбирается", происходит активное формирование сводов. В результате уменьшаются и прекращаются боли в ногах, восстанавливается рессорная функция стопы, кроме того, повышается общий тонус организма, укрепляются ослабленные мышцы ног, тренируется координация движений, формируется правильная и красивая походка. (рекомендации № 1) Необходимо установить единство в подходе к укреплению здоровья детей в детском саду и дома. С этой целью рекомендуется проводить родительские собрания, консультации специалистов, открытые просмотры занятий, спортивные досуги, праздники и развлечения. Родители принимают активное участие в создании развивающей среды в группе, изготовлении 8
ортопедических дорожек. Отношение родителей к физическому воспитанию, к увлечению детей подвижными играми и упражнениями влияет на формирование детских интересов и предпочтений. Об этом мы должны постоянно напоминать родителям, побуждая их к совместным занятиям с детьми утренней гимнастикой, играми и упражнениями. Воспитанию у ребенка устойчивой привычки к регулярному участию в утренней гимнастике способствует пример родителей. Дома целесообразно пользоваться комплексами утренней гимнастики, которая проводится в детском саду. На период летних каникул для сохранения достигнутых результатов в укреплении опорно-двигательного аппарата и навыков правильной осанки родителям должны выдаваться описания комплексов упражнений и методические рекомендации по проведению занятий корригирующей гимнастикой дома. В основе всех комплексов упражнений лежат игры. Цель работы: оздоровление подрастающего поколения; создание условий для охраны и укрепления здоровья детей; формирование ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни; профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата детей через ортопедическую игру (рекомендации № 2). Задачи ортопедических игр:  воспитывать сознательное отношение к занятиям;  усваивать и закреплять элементы навыков правильной осанки, мелкой моторики пальцев ног;  обучать навыкам принимать и фиксировать правильную осанку;  обучать правильному выполнению упражнений для формирования осанки и укрепления свода стопы;  обучать массажу рук и стоп мячами-массажерами; В соответствии с задачами ортопедические игры делят на пять основных групп. 1. Направленные на ознакомление со свойствами материалов (камешки, песок, вода и т.д.). 2. Направленные на совершенствование отдельных элементов техники движений (держи спину, проверь осанку и т.д.). 3. Направленные на ознакомление с окружающим миром (животные, растения и т.д.). 4. Направленные на развитие физических качеств. 5. Направленные на работу, как с предметами (мячами, обручами, палочками и т.д.), так и без них. 9

Для правильной осанки детям полезно:
 Кататься на велосипеде с высоко поднятым рулем;  Плавать;  Стрелять из лука (если нет сколиоза);  Приседать, ползать на четвереньках;  Поднимать и спускаться по шведской стенке;  Тренировать координацию движений: делать «ласточку», стойку на одной ноге, ходить по бревну;  Носить ранец до 6-7 класса;
Чего не следует делать:
 Чрезмерное подгибание ног под сиденье стула неблагоприят но для кровотока в ногах.  Вредно класть ногу на ногу.  Когда человек пишет, рисует, его локти должны находиться на столе.  Одежда, ремень и браслет часов не должны быть тугими, что бы не ухудшать кровоток в соответствующих частях тела.  Не давать на переобувку в ДОУ спортивную обувь. Кроссовки пред - назначены лишь для кратковременного ношения. Для здорового функционирования стопы приобретите удобную обувь — это, как пра вило, кожаные туфли с широким носком, жесткой пяткой и мягкой подошвой, с небольшим каблучком, ортопедической стелькой (супинатором). При соблюдении этих не хитрых правил, можно избежать больших проблем. 10

Литература:
1. Антонов Ю.Е., Иванова Е.Ю. Основные положения программы. Здоровый дошкольник // Обруч, 2006, N 1. - С. 5-6 2. Бернштейн Н.А. Очерк по физиологии движений и физиологии активности. -М., 1966.. 3. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. М.: Феникс, 2003. – 287с. 4. Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам. - М.: Владос, 2001.- 289с. 5. Громова С. Сюжетные физкультурные занятия с элементами коррегирующей гимнастики. // Дошкольное воспитание. - 2006.- NN 6,8, 10. 6. Гутникова Л. Спорт + игра = радость. //Дошкольное воспитание. - 2001. - N 12. 7. Ерофеева Т.И, Современные образовательные программы для дошкольных учреждений//.М, 2005. С- 170, 99, 2-12. 8. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология ХХ1 века. Авторы-составители Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. - М.: АРКТИ, 2000, С-88. 9. Зелинская.Д. Школа здоровья-М, Акварель, 2005,т.2. С 2-12 10. Кудрявцева В.Т. Развивающая педагогика оздоровления. - М.: Линка - Пресс, 2000.-350с. 11. Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские народные подвижные игры. - М.: Просвещение, 2005.-378с. 12. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теогия и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М., Просвещение. 2002. -386с. 13. Мартынов С.М. Здоровье ребенка в ваших руках. - М.: Просвещение, 2001.-357с. 14. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. - М., 2000. Народное образование N9,2003, С-325 15. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. - М.: Просвещение, 2006.-369с. 16. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. Физические упражнения и подвижные игры дошкольников. - М.: Просвещение, 2001.-369с. 17. Рунова М. Сохранение и укрепление здоровья ребенка// Ж. Дошкольное воспитание. - 2003. - N 6. С.41-43. 18. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. М.: Академия, 2004.-258с. 19. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. - М.: Просвещение, 2004.-368с.
11
Приложение

рекомендация № 1

Упражнения для закрепления правильной походки.
1. Ходьба с предметом на голове. 2. Ходьба по горизонтальной, по наклонной плоскости в сочетании с движениями руками: за спину, назад, за голову, вверх, то же при ходьбе на носках. 3. Ходьба с поворотом головы налево под левую ногу, направо - под правую ногу. 4. Разновидности ходьбы: обычный шаг, на носках, прыжками ноги врозь - вместе, легкий бег и др. 5. Ходьба "мягким шагом". Мягкий шаг выполняется с постановки стопы с пальцев, затем следует перекат на всю стопу. 6. Ходьба "высоким шагом", при котором шаг вперед выполняется с быстрым сгибанием ноги вперед, когда бедро и голень образует угол 90 о . 7. Ходьба "пружинящим шагом" - из стойки на носках выполняется маленький шаг вперед с энергичным перекатом на всю стопу и сгибанием ноги. Затем, быстро разгибая колено опорной ноги, встать на носок и вынести другую ногу вперед. 8. Ходьба “перекатным шагом” - это ходьба мягким шагом, но через полуприсед до стойки на носках. При выполнении ходьбы специальными шагами тело прямое. Уравновешивание боковых колебаний туловища производится разноименным движением рук. При обучении специальным шагам используются расчлененный (разучивание по частям) и целостный методы. Для повышения интереса к занятиям целесообразно использовать сюжетные задания, например: Кто ходит тихо, Кто пройдет красиво, Кто пройдет по натянутому канату, как в цирке, и т.п. 9. Освоение техники танцевальных шагов: приставного, переменного, русского, шага вальса, шага польки, шага галопа и др. Сначала разучивают шаги на носках, затем с постановкой стопы на опору перекатом. Первые движения выполняются медленно, последующие - быстро и мягко. Занимающиеся, заинтересованные в исправлении индивидуальных недостатков в осанке и походке, должны ежедневно выполнять комплексы гигиенической гимнастики, больше времени проводить на воздухе в форме прогулок с оздоровительной направленностью.
12
рекомендация № 2
В практике успешно используется оборудование, предназначенное для профилактики плоскостопия и сохранения правильной осанки.
"Зебра"
Дорожка выполнена из плотной ткани, сложенной вдвое (ткань подвергается санитарно-гигиенической обработке) и простроченной на несколько отделений. В каждое отделение вложены различные наполнители (горох, камешки, шишки и т.д.).
"Цветочная поляна"
На плотную ткань нашиваются различные предметы (пуговицы, пластмассовые цветы, косточки отсчет и т.д.).
"Извилистая дорожка"
На полоску плотной ткани нашивается веревка с завязанными на ней узелками, которая располагается в виде змейки.
"Полоса препятствий"
Поролон делится на квадраты 50×50 см и обшивается плотной тканью. На каждый квадрат нашиваются различные раздражители для стоп (палочки, карандаши, пуговицы, пластмассовые крышки от бутылок, веревочки различной длины и толщины и т.д.). Квадраты соединены между собой различными способами: шнуровкой, замками "молниями", пуговицами, карабинами и т.д. Данное оборудование помогает детям уверенно выполнять задание, при этом сохранять правильную осанку и положение головы в пространстве, служит профилактикой плоскостопия, формирует у детей навыки правильной осанки, силовую выносливость мышц стоп; воспитывает желание добиваться правильного выполнения упражнений. Игры на укрепление осанки, мышц спины и брюшного пресса Цели: совершенствовать навыки правильной осанки в различных исходных положениях, с различными движениями рук; укреплять мышцы спины и брюшного пресса; совершенствовать координацию движений.
"Рыбки и акулы"
Выбирают водящего — "акулу", остальные дети — "рыбки". По сигналу "Раз, два, три — лови!" дети разбегаются по залу, а водящий их "салит" — дотрагивается рукой. Чтобы спастись от погони "акулы", игрок останавливается в любом месте зала и принимает положение строевой стойки. 13
Правила: 1. разбегаться можно только после команды "Лови!"; 2. если, остановившись, игрок не успел или не сумел принять положение правильной осанки, водящий "салит" его; 3. пойманные "рыбки" отходят к стене и принимают положение правильной осанки, стоя спиной к стене (пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки, затылок касаются стены, живот подтянут, руки внизу ладонями вперед).
"Морская фигура"
Дети, взявшись за руки, образуют круг, стоя лицом к центру. Размахивая руками вперед-назад, они произносят слова: "Волны качаются -раз, волны качаются — два, волны качаются — три, на месте, фигура, замри!" После слова "замри" дети принимают положение правильной осанки, стоя, сидя, опустившись на колени. Педагог выбирает лучшую "фигуру" — ребенка, который сумел принять и сохранить положение правильной осанки. Правила: 1. принятую после слова "замри!" позу нельзя менять; 2. при повторении игры необходимо найти новую позу; 3. ребенок, не сумевший сохранить положение правильной осанки, отходит в сторону и выполняет корригирующее упражнение по указанию педагога.
"Футбол"
Дети лежат на животе по кругу, лицом в центр круга, руки под подбородком, ноги вместе. Водящий бросает мяч любому игроку, тот отбивает его двумя руками, при этом, прогибаясь, поднимает голову и грудь. Ноги остаются прижатыми к полу.
"Кораблики"
Дети лежат на ковриках на животе. Руки под подбородком, ноги вместе. Перед лицом чашка с водой и лодочкой с парусом. Нужно прогнуться, поднимая голову и грудь, выдыхая спокойно воздух на лодочку. Дуть следует спокойно, чтобы лодочка поплыла, но не опрокинулась. Игры и упражнения для профилактики плоскостопия Цель: формировать навыки прав ильной осанки, укреплять мышечную систему; упражнять в правильной постановке стоп при ходьбе; укреплять мышцы и связки стоп с целью предупреждения плоскостопия; воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.
Эстафета "Загрузи машину"
Оборудование: машины, палочки, карандаши, фломастеры.
Дети стоят босиком, руки на поясе, спина прямая, пальцами ног поочередно берут палочки и передают их друг другу по цепочке, последний 14 складывает в машину. Усложненный вариант. Соревнуются две команды.
Эстафета с палочкой
Оборудование: палочки длиной 20 см. Дети стоят в одну линию, плечо к плечу. Первый ребенок берет пальцами ноги палочку и передает ее следующему участнику, не опуская на пол. Усложненный вариант. Соревнуются две команды.
Эстафета "Построим лесенку"
Оборудование: то же. Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка лежит 12- 18 палочек. Дети передают по одной палочке друг другу, а последний выстраивает лесенку.
Эстафета с машиной
Оборудование: машина с веревочкой. Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка стоит машина с веревочкой. Он пальцами ноги берет веревочку и подтягивает машину до второго ребенка, передает ее следующему, не опуская на пол. Усложненный вариант. Соревнуются две команды.
Игра-имитация "Перейди вброд"
Оборудование: ящик, наполненный камешками (галька, косточки отсчет). Дети имитируют движение мышат. Приставным шагом идут по камешкам друг за другом.
"Нарисуй картину"
Оборудование: палочки (фломастеры, карандаши различной длины и цвета). Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют разнообразные сюжеты, используя палочки различного цвета и длины.
"Сложи узор"
Оборудование: то же и образец — схема-рисунок. Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют узор по образцу и схеме.
"Рисуем кистью"
Оборудование: бумага, гуашь, кисти.
Дети берут пальцами ноги кисть, набирают гуашь и рисуют солнышко (ягодку, дерево, заборчик, дом, машину и т.п.).
"Поймай рыбку" ("Достань жемчужину")
15 Оборудование: таз с водой, плавающие предметы (пробки), камешки. Методика проведения: в таз с водой опускаются камешки и пробки, дети пальцами ног "ловят рыб" (пробки) и достают со дна "жемчужины" (камешки).
"Найди клад"
Оборудование: таз с водой, мелкие камешки и любой предмет, отличающийся от камней формой и величиной. Ребенок становится в таз с водой и, перебирая камушки, ищет спрятанный предмет.
"Стирка"
Оборудование: платочки (салфетки). На полу перед детьми платочки. Пальцами ноги дети собирают платочек в гармошку и отпускают 2 раза (стирают). Затем берут платочек за край, поднимают и опускают его (полощут) и снова собирают в гармошку (отжимают) и вешают платочек сушиться.
16