"Правописание суффиксов и окончаний у глаголов прошедшего времени"

Автор: Пасечник Татьяна Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №57 с музыкально-хоровым профилем обучения
Населённый пункт: город Севастополь, Крым
Наименование материала: презентация к уроку
Тема: "Правописание суффиксов и окончаний у глаголов прошедшего времени"
Дата публикации: 18.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Добро пожаловать на урок русского языка!!!

Глагол
Это самая живая часть речи , обладающая огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий
Я желаю вам дружной, интересной и результативной работы

Блиц-опрос
• Глагол – это … • Обозначает … • Отвечает на вопросы … • Если определённая форма оканчивается не на
–ти
, то пишется … • Глаголы изменяются по … • Прошедшее время изменяется … • Настоящее и будущее время изменяется … • Окончание глагола в прошедшем времени называются … • Окончания глагола в настоящем и будущем времени называются … • В неопределённой форме и в прошедшем времени суффикс … • В безударных личных окончаниях … • В окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа …
Ребята, а вы считаете, что одних правил достаточно, чтобы грамотно писать?
 Проверять …  Работать …  Изменять глаголы по …  Решать …  Доказывать … Чем же мы будем сегодня заниматься на уроке?
Тема нашего урока … «Повторение изученного о глаголе. Правописание суффиксов и окончаний в глаголах прошедшего времени.»
зала…ть постро…ть вид…ть раста…ть слуш…ть слыш…ть
Словарная работа

залаять построить видеть растаять слушать слышать Запишите эти глаголы в форме:  Мальчики – (прош. в. ед. ч. м. р.)  Девочки – (прош. в. ед. ч. ж. р.)
Проверка


Проверка
залаять залаял залаяла построить построил построила видеть видел видела растаять растаял растаяла слушать слушал слушала слышать слышал слышала

Вывод:
 О каком правиле нужно помнить при написании суффиксов глаголов прошедшего времени?  Чем отличаются глаголы у мальчиков и девочек?  На что указывает нулевое окончание?  На что указывает окончание –а?  Как называются такие окончания? В н.ф. и прош. в. суффикс один и тот же На форму прош. в. ед. ч. м. р. Окончаниями родовые На форму прош. в. ед. ч. ж. р. Оцените свою работу

Работа в парах
У вас на столах лежат карточки. Прочитайте задание, обсудите и выполните его.

Проверка
Ребята
решили помочь
птицам. Они
сделали
кормушку для них и
повесили
ее на березу. Дети
насыпали
в кормушку хлебных крошек. Для синиц они
привязали
на дерево кусочки сала. К кормушке
подлетели
снегири, воробьи, голуби. На ветку берёзы
сели
прелестные птички. На голове черная шапочка. Спина, крылья, хвостик и головка синие. Это синицы.

Вывод:
o Все ли глаголы одинаковой формы? o В какой форме стоят все остальные глаголы? o Возможно ли определить у них род? o Как пишется частица «не» с глаголами? Помочь – н.ф. глагола Во мн.ч. Род определить нельзя раздельно В форме прош.в. мн.ч. Оцените свою работу

Проверка дополнительного задания
привязали подлетели потрудились Чем эти слова схожи по составу? Чем различаются?

Физкультминутка
Потрудились? А теперь время отдыха! Давайте немножко пошалим и будем делать всё наоборот!

Работа в

ТПО

Откройте ТПО на стр. 47, упр. 338


Работа по плану
1) Внести исправления. 2) Записать мудрые мысли, применяя правила. 3) Отметить орфограммы. 4) Указать над глаголами число и лицо.
• Умелые руки не знают скуки. • Без труда не вынешь и рыбку из пруда. • Под лежачий камень и вода не течёт.
Проверка
наст. в. мн. ч. 3л. наст. в. ед. ч. 3л. буд. в. ед. ч. 2л.

Вывод:
 Какие орфографические задачи вам пришлось решить?  Какая орфограмма есть в глаголе во втором предложении? Правописание «не» с глаголами, безударные глассные, парные по глухости и звонкости Личное окончание «-ешь» Оцените свою работу

Разноуровневые задания
У вас на партах лежат каточки с заданиями. Выберите задание по уровню сложности и выполните его самостоятельно (писать на карточках).

Самопроверка
I уровень II уровень Зима наступила Птицы прилетели Снег выпал Солнце светило Дети слепили Снежинка растаяла III уровень Зима наступила Дети играли Небо потемнело ед. ч. ж. р. мн ч. ед. ч. м. р. ед. ч. ср. р. ед. ч. ж. р. ед. ч. ж. р. мн ч. мн ч. ед. ч. ср. р.

Вывод:
 Где вы не смогли определить род?  На что указывает нулевое окончание?  На что указывает окончание «–а»?  На что указывает окончание «–o»?  От чего зависит окончание глаголов прошедшего времени? Во мн. ч. На форму глагола в ж.р. На форму глагола в с.р. На форму глагола в м.р. Оцените свою работу От рода имени существительного

Глаголы прошедшего времени

Отвечают на вопросы

Изменяются по

-л-

Что делал?

Что делала?

Что делало?

Что делали?

числам

родам в ед.ч.

Ед.ч.

Мн.ч.

ж.р.

м.р.

с.р.

Что делала?

Что делал?

Что делало?





-
В н.ф. и прош. в. Перед –л суф- фикс один и тот же НЕ с глаголами пишется раздельно

Рефлексия

деятельности
Выберите и закончите предложения 1) Сегодня я узнал … 2) Сегодня я проверил … 3) Теперь я могу … 4) Было интересно … 5) Мне ещё нужно поработать … 6) Мне было трудно … 7) Я очень доволен своей работой, так как …

Подведём итоги


Домашнее задание
По выбору:  Упр. №339, 1 часть до флажка  Упр. №339. Задание под флажком повышенной трудности  Выписать из художественной литературы отрывки, где есть глаголы прошедшего времени и определить формы глаголов

Всех с наступающим

праздником!!!