"МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С КЕЙСАМИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ"

Автор: Богданова Ольга Александровна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №22"
Населённый пункт: город Миасс
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С КЕЙСАМИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ"
Дата публикации: 18.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальный конкурс профессионального мастерства педагогических ра- ботников учреждений общего, дополнительного и дошкольного образования «Методическая разработка - 2015»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С КЕЙСАМИ

НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Автор: Богданова Ольга Александровна, учитель биологии и химии МБОУ «СОШ № 22» Миасский городской округ 2015г. 1

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Характеристика кейс метода 4-5 1.2. Типы кейсов, способы их представления 6-8 1.3. Технология обучения методом кейсов 9-10
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1.
Методика работы с кейсов на уроке 11-12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
13-14
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
15
ПРИЛОЖЕНИЕ (CD-R диск)

Введение
Создание методического пособия обусловлено актуальностью проблем- ного обучения в современном образовании. Введение Федеральных образова- тельных стандартов в образовательную деятельность предусматривает ис- пользование на уроках новых современных технологий. 2
Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учеб- ных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназна- ченное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обоб- щению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариан- тов ее решения в соответствии с установленными критериями. Кейсовая тех- нология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состо- ит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат актив- ной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать тео- рию и практику, что представляется достаточно важным при овладении мате- риалом предмета. Метод кейсов способствует развитию умения анализиро- вать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. С помощью этого метода учащиеся имеют возможность проявить и усовершенствовать свои аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное ре- шение поставленной проблемы. И если в течение учебного цикла такой под- ход применяется многократно, то у обучающегося вырабатывается устойчи- вый навык решения практических задач. Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Кейс не предлагает обу- чающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного про- цесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в опи- сании кейса. Данное методическое пособие разработано с целью, разобрать кейсо- вую технологию, которую можно эффективно использовать на уроке, а так же, познакомить с типологией кейсов, их структурой и содержанием. В при- ложении представлены разработки уроков по некоторым темам биологии. Методическими рекомендациями, представленными в данном пособии, мо- жет воспользоваться любой педагог, желающий ввести в свою образователь- ную практику современные технологии, а именно метод case-stady.
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. Характеристика кейс метода
3
Кейс ‒ метод возник в начале XX века в Школе бизнеса Гарвардского университета (США), а внедрение его в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Кейс-метод представляет собой целую группу образовательных приёмов обучения, основанных на решении конкретных проблем и постав- ленных задач. Его относят к интерактивным методам обучения, которые поз- воляют взаимодействовать всем обучающимся, включая учителя. Название метода произошло от латинского термина – «казус» - запутанный или необычный случай, а также от английского case – портфель, чемоданчик. Кейс имеет несколько определений:  Кейс ‒ это описание реальной ситуации. [1,2]  Кейс ‒ это события, реально произошедшие в той или иной сфере деятельности и описанные авторами для того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, «сподвигнуть» обучающихся к обсуждению и анализу ситуации, и принятию решения. [12]  Кейс ‒ это «моментальный снимок реальности», «фотография действительности». [14]  Кейс ‒ не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. [1,3]
Цель метода
– научить обучающихся, анализировать проблемную си- туацию – кейс, возникшую при конкретном положении дел, и выработать ре- шение; научить обучающихся работать с информационными источниками, перерабатывать ее из одной формы в другую. Итогом будет являться – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.
Задачи данного метода:
1.Формирование и развитие информационной компетентности; 2.Развитие умений искать новые знания, анализировать ситуации; 3.Развитие навыков самоорганизации, самостоятельности, инициативности; 4.Развитие умений принимать решения, аргументировать свою позицию; 5.Развитие умений и навыков сотрудничества. Несомненным достоинством метода является не только получение зна- ний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценно- стей обучающихся, профессиональную ориентацию, формирование различ- ных жизненных установок, своеобразного мироощущения и миропознания (например, в роли ландшафтных дизайнеров). Преимуществом метода кейсов становится эмоциональность, творческая конкуренция, оставляя далеко на втором плане сухость и неэмоциональность изложения материала, с которой могут столкнуться учителя, преподающие в школе. Кейс метод направлен научить школьников решать сложные неструкту- рированные проблемы, которые невозможно решить аналитическим спосо- бом. Кейс активизирует обучающихся, развивает информационные и комму- никативные компетентности, оставляя обучаемых один на один с реальными ситуациями. 4
Особенностью кейс ‒ метода является его образовательная открытость с одной стороны, а с другой, замкнутость и жесткость в результативности обучения. Выделяют пять ключевых критериев, по которым можно отличить кейс от другого учебного материала:  Источником создания любого кейса являются люди, которые вовлечены в определенную ситуацию, требующую решения.  Процесс отбора: содержание должно быть реальным для сферы, которую описывает кейс, иначе он потеряет интерес.  Содержание кейса должно отражать учебные цели. Кейс может быть коротким или длинным, может излагаться конкретно или обобщенно. Но материала должно быть достаточно для выполнения всех необходимых задач.  Проверка в классе ‒ это апробация нового кейса непосредственно в учебном процессе для диагностики его последующего использования (дополнить, изменить, уменьшить, не использовать вовсе)  Процесс устаревания: большинство кейсов постепенно устаревают, поскольку новая ситуация требует новых подходов. Кейсы, основанные на истории, хорошо слушаются, но работа с ними происходит неактивно, поскольку «это было уже давно». Проблемы, рассмотренные в кейсе должны быть актуальны для сегодняшнего дня. [15] Кейс ‒ метод предназначен для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. К кейс - методам, активизирующим учебный процесс относятся:  метод инцидента, особенность которого заключается в том, для принятия решения имеющейся информации недостаточно, поэтому обучающийся сам находит информацию для принятия решения и анализирует ее.  метод разбора деловой корреспонденции, в котором обучающиеся получают от учителя папки с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения и вопросы, которые позволяют найти решение.  метод ситуационного анализа, является самым распространенным методом, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности. [12] 5

1.2. Типы кейсов и их классификация
Кейс представляет собой результат отражательной деятельности учителя. Разработка кейса является сложной задачей, требующей эрудиции, педагогического мастерства и времени. Кейс – это подбор соответствующего реального материала, в котором моделируется проблемная ситуация и отражается комплекс знаний, умений и навыков, которыми нужно овладеть обучающимся. Кейс как интеллектуальный продукт имеет свои источники. Они делят- ся на первичные – общественная жизнь во всем её многообразии, образова- ние и наука, а также вторичные – художественная и публицистическая ли- тература, статистические материалы, научные статьи, местные материалы, Интернет-ресурсы. В практике конструирования кейсов чаще всего наблюдается доминирование одного из источников. Данный подход положен в основу классификации кейсов по степени воздействия их основных источников:  практические, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации;  обучающие, основной задачей, которых выступает обучение;  научно-исследовательские, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности. [13] Хотя каждый кейс несет обучающую функцию, степень выраженности всех оттенков этой функции в различных кейсах различна. Так кейс с доминированием обучающей функции отражает: во-первых, типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни, и с которыми придется столкнуться в процессе деятельности; во-вторых, в обучающем кейсе на первом месте стоят учебные и воспитательные задачи, ситуация, проблема такие, какими они могут быть в жизни. Подобное же свойственно и для
исследовательского кейса
. Его основной смысл заключается в том, что он выступает моделью для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция кейса, в данном случае сводится к обучению навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования. Строится такой кейс по принципам создания исследовательской модели. Поэтому применять его лучше для работы с небольшой творческой группой обучающихся. Основная задача
практического кейса
заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию. По сути дела такой кейс создает практическую, что называется «действующую» модель ситуации. При этом учебное назначение такого кейса может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный их смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности. Некоторые ученые считают, что кейсы бывают «мертвые» и «живые». К «мертвым» кейсам можно отнести те, в которых содержится вся необходимая 6
для анализа информация. Чтобы «оживить» кейс, необходимо построить его так, чтобы спровоцировать обучающихся на поиск дополнительной информации для анализа. Это позволяет кейсу развиваться и оставаться актуальным длительное время». [13] Одним из широко используемых подходов к классификации кейсов яв- ляется их сложность. При этом различают:  иллюстративные учебные ситуации – кейсы, цель которых – на определенном практическом примере обучить обучающихся алгоритму при- нятия правильного решения в определенной ситуации;  учебные ситуации – кейсы с формированием проблемы, в кото- рых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и чет- ко формулируются проблемы; цель такого кейса – диагностирование ситуа- ции и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;  учебные ситуации – кейсы без формирования проблемы, в кото- рых описывается более сложная, чем в предыдущем варианте ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, оцен- ках общественного мнения, органов власти и т.д.; цель такого кейса – само- стоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с ана- лизом наличных ресурсов;  прикладные упражнения, в которых описывается конкретная сло- жившаяся ситуация, предлагается найти пути выхода из нее; цель такого кей- са – поиск путей решения проблемы. [3] Классифицироваться кейсы могут и в зависимости от доминирующей функции (Таблица 1). 7

ТИПЫ КЕЙСОВ, СПОСОБЫ ИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Типы

кейсов

(Гарвардская

школа)

Способ представления

Создание

проблемной

си-

туации

Подготовка

кейса

Содержание кейса

Обучающий

кейс
Иллюстративные учебные ситуации-кей- сы, цель которых – на определенном практическом примере обучить алгорит- му принятия правильного решения в определенной ситуации Преподаватель за- дает, определяет проблему Педагог готовит кейс Кейс содержит 2-3 го- товых варианта реше- ния по рассматривае- мой проблеме
Аналитиче-

ский кейс
Учебные ситуации – кейсы, в которых описывается учебная ситуация в конкрет- ный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы. Цель такого кейса – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме Преподаватель за- дает, определяет проблему Педагог готовит кейс Кейс несколько (3-4) решения и неко- торое количество ин- формационных источ- ников по рассматрива- емой проблеме
Эвристичес-

кий кейс
Прикладные упражнения, в которых опи- сывается конкретная сложившаяся ситуа- ция, предлагается найти пути выхода из нее; цель такого кейса – поиск путей ре- шения проблемы. Преподаватель определяет проблему в об- щих чертах, обу- чающиеся кон- кретизируют Учитель гото- вит началь- ный кейс. Обучающиеся его дополня- ют, при необ- ходимости Кейс содержит неко- торое количество ин- формационных источ- ников по рассматрива- емой проблеме, может содержать некоторые варианты решений, и др.
Исследова-

тельский кейс
Учебные ситуации – кейсы без формули- рования проблемы, в которых описывает- ся более сложная, ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в ста- тистических данных, оценках обществен- ного мнения, и т.д. Цель такого кейса – самостоятельно выявить проблему, ука- зать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов Преподаватель определяет проблемное направление, обу- чающиеся само- стоятельно задают проблему Преподава- тель готовит начальный кейс, обучаю- щиеся его до- полняют Кейс содержит неко- торое количество ин- формационных стов по рассматривае- мой проблеме 8

1.3. Технология обучения методом кейсов
Представить кейс на уроке можно различными способами, но, как прави- ло, представляется в печатном виде, однако включение в текст фотографий, диаграмм, таблиц делает его более наглядным. В последнее время все попу- лярнее становится мультимедиа презентации. Однако фильм, видео и аудио презентации могут создавать некоторые проблемы. С печатной информацией легче работать и анализировать ее, чем информацию, представленную, например, в фильме. Ограниченные возможности многократного интерактив- ного просмотра могут привести к искажению информации и ошибкам. Воз- можности мультимедиа представления кейсов позволяют избежать вышена- званных трудностей и сочетают в себе преимущества текстовой информации и интерактивного видео. [2,6] При преподавании биологии кейсы могут использоваться на разных стадиях обучения: в процессе обучения, в процессе закрепления и в процессе контроля.
В реализации кейс-метода выделяют следующие этапы:
При составлении кейсов нужно придерживаться следующих основных этапов создания кейсов: 1.
Формирование целей кейса
. Этот этап включает определение ме- ста кейса в структуре урока, определение в какой части урока он будет уме- стен, которому посвящена данная ситуация; формулирование целей и задач. Не все темы учебной программы можно строить в технологии кейсов. Важно понимать, что должна быть жизненная конкретная ситуация, которую обуча- ющимся нужно решить. На данном этапе учителю так же важно определить, сколько учебных часов будет посвящено решению данного кейса. 2.
Определение проблемной ситуации
. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Для работы с такой ситуацией необходимо пра- вильно поставить учебную задачу, и для ее решения подготовить «кейс» с различными информационными материалами (статьи, литературные расска- зы, сайты в сети Интернет, статистические отчеты и пр.) 3.
Построение содержания кейса
, состоящего из основных тези- сов, которые необходимо воплотить в тексте. Учителю необходимо четко по- нимать, что должно быть в кейсе, а без чего можно обойтись. 4.
Сбор информации
относительно тезисов содержания кейса. 5.
Написание текста кейса
. Содержание текста и объема кейса должно быть ориентировано на возрастные особенности обучающихся. Кей- сы могут быть представлены в различной форме: от нескольких предложений на одной странице до множества страниц. Если школьники еще только знако- мятся с принципами работы с кейсами, то и сами кейсы должны быть не- большие по объему, понятны каждому обучающемуся. Затем тексты могут быть несколько расширены. Может даваться «запутанная» информация. Нет определенного стандарта представления кейсов. Как, правило, кейсы пред- ставляются в печатном виде или на электронных носителях, однако включе- ние в текст фотографий, диаграмм, таблиц делает его более наглядным для обучающихся[5]. 9
Ученики сами должны выбрать те данные, которые им необходимы для решения проблемы. В связи с развитием компьютерных технологий, содержа- ние текста может даваться в виде ссылок на информационные ресурсы Ин- тернет. Величина кейса прямо зависит от его назначения. Мини-кейс, занимающий по объему от одной до нескольких страниц, может быть рассчитан на то, что он займет 1 урок. Кейс средних размеров занимает обычно 2 часа, а объем- ный кейс, составляющий до нескольких десятков страниц, может использо- ваться в течение нескольких практических занятий. К кейсам предъявляются определенные требования: 1. Кейс должен:  быть написан интересно, простым и доходчивым языком;  показывать как положительные примеры, так и отрицательные;  содержать необходимое и достаточное количество информации;  быть актуальным на сегодняшний день. Текст кейса не должен подсказывать ни одного решения относительно по- ставленной проблемы. 2. При составлении кейсов нужно учитывать следующие требования к формату и структуре кейса:  Сюжетная часть – описание ситуации, содержащее информацию, позволяющую понять окружение, при котором развивается ситуация, с указа- нием источника получения данных.  Информационная часть – информация, которая позволит правиль- но понять развитие событий.  Методическая часть – разъясняет место данного кейса в структу- ре учебной дисциплины, формулирует задания по анализу кейса для студен- тов. 3. Внедрение кейса в практику обучения, его применение при проведении учебных занятий[6]. Обычно кейсы готовятся в пакете, включающем в себя: 1. вводный кейс (сведения о наличии проблемы, ситуации, явления; описание границ рассматриваемого явления); 2. информационный кейс (объем знаний по какой-либо теме (пробле- ме), изложенный с той или иной степенью детальности); 3. стратегический кейс (развитие умения анализировать среду в условиях неопределенности и решать комплексные проблемы со скрытыми детерминантами); 4. исследовательский кейс (аналогичен групповым или индивиду- альным проектам — результаты анализа некоторой ситуации представляются в форме изложения); 5. тренинговый кейс (направлен на упрочение и более полное освое- ние уже использованных ранее инструментов и навыков - логических и т.п.). [4] 10

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Методика работы с кейсом на уроке
У каждого учителя своя технология, свои методы и свои наработки, ведь задача учителя ‒ давать им на каждом уроке реализовывать свои творче- ские и исследовательские задатки, что существенно повышает мотивацию изучения предмета и повышает качество обучения. Кейс – метод не используется ежеурочно, поэтому дает возможности сочетания в преподавании других технологий и методов. Работа над кейсом на уроке строится в 3 этапа:
1 этап – ознакомительный этап ‒ индивидуальная подготовка
. На данном этапе происходит знакомство с кейсом и вовлечение обучаю- щихся в живое обсуждение реальной ситуации. Практика показывает, что на уроке лучше всего использовать печатные кейсы объёмом не более 1-3 стра- ниц, прочитать которые можно непосредственно во время занятия за 5-10 ми- нут (Приложение 1).
2 этап – основной этап – этап работы в малых группах.
Именно на этом этапе сталкиваются различные подходы к решению проблем. Школьники учатся творчески применять имеющиеся знания и от- стаивать свою точку зрения. Здесь имеется возможность высказать свое мне- ние тем обучающимся, которые по характеру менее активны и порой остают- ся в тени при работе с целым классом. Итогом работы в малой группе являет- ся выработка общего решения, которое может сопровождаться схемами, тези- сами, но общее решение в данном случае для учителя не является самоцелью. Оно желательно, но каждый обучающийся имеет право остаться при своей точке зрения и высказать её при общей дискуссии на третьем этапе. При формировании групп не нужно придерживаться принципа, соглас- но которому группа должна состоять из слабых и сильных обучающихся. Же- лательно, чтобы группа состояла из школьников с одинаковым уровнем раз- вития, для того чтобы активизировать работу слабых обучающихся, при этом оптимальное количество участников в группе должно быть 4-6 человек. Оп- тимальное количество групп в одной аудитории – четыре. При увеличении размера группы или числа групп понадобятся дополнительные усилия для контроля над ситуацией, а обучающимся ‒ дополнительное время для третье- го этапа, что в целом снизит эффективность урока. Время, отводимое на рабо- ту в малых группах, должно быть ограниченным (10-15 минут), чтобы сде- лать обсуждение в группах более напряженным. Учитель, в случае затрудне- ний обучающихся может обобщать, пояснять, напоминать теоретические ас- пекты или делать ссылки на соответствующую учебную литературу. Традиционно кейс эффективен на занятиях, посвященных закреплению изучаемой темы. Но практика показывает, что работа с кейсом является про- дуктивной и при изучении нового материала.
3 этап ‒ итоговая презентация авторского продукта группы с после-

дующей дискуссией
. Каждая группа должна представить свой вариант решения проблемы всей аудитории кратко и ясно. Итоговая групповая презентация обычно зани- 11
мает не более 3 минут, чтобы хватило времени на проведение межгрупповой дискуссии, которая является естественным завершением работы с конкретной ситуацией и содержит в себе высокий развивающий потенциал. Важно рас- считать время урока так, чтобы его хватило на межгрупповую дискуссию, иначе подводя итоги урока, учитель навязывает свою точку зрения на реше- ние проблемы. Роль преподавателя на этом этапе очень важна: он обобщает сказанное, логически разделяя между собой разные блоки дискуссии; подводит ее итог. В конце обсуждения учитель высказывает свою точку зрения, не настаивая на том, что она единственно правильная, тем самым подчеркивая, что он и обу- чающиеся партнеры при решении данной проблемы. На этом же этапе проис- ходит оценивание работы обучающихся [1,3].
Примеры использования кейсов на уроках
В качестве примера рассмотрим фрагмент урока в 5 классе по теме «Лишайники». Учебная задача: представления учащихся об особенностях организации лишайников, как уникальной группы живых организмов. Формируемые ключевые компетентности: - информационная (умение анализировать текст, выделять проблему, устанав- ливать причинно-следственные связи, предлагать пути решения проблемы); - коммуникативная (умение вести диалог, убеждать окружающих, защищать свою точку зрения, умение слушать, оценивать поведение людей); - регулятивная (контролировать себя); - рефлексивная (умение анализировать свое мнение и мнение других людей).
Таблица 2. «Методика работы с кейсом»
Распределения функций между учащимися и преподавателем: Фаза ра- боты Действия преподавателя Действия учащегося До заня- тия 1.Подбирает кейс 2.Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки учащихся 3.Разрабатывает сценарий занятия 1.Получает кейс и список реко- мендованной литературы 2.Индивидуально готовится к занятию Во вре- мя заня- тия 1.Организует предварительное обсу- ждение кейса 2.Делит группу на подгруппы 3.Руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивает учащихся дополнительными сведе- ниями 1.Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы 2.Разрабатывает варианты решений, принимает во внима- ние мнения других 3.Принимает или участвует в принятии решений После занятия 1.Оценивает работу учащихся 2.Оценивает принятые решения и поставленные вопросы Составляет письменный отчет о занятии по заданной форме
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
12
Кейс-метод – это достаточно сложная технология обучения. Не каждый педагог, желающий внедрить этот метод в свою работу, сможет в полной мере овладеть методикой ее преподавания. Во-первых, сложность заключается в том, что на первом этапе создают- ся кейсы различных видов (обучающий, аналитический, эвристический, ис- следовательский). Учителю необходимо понять, как правильно создавать эти кейсы, четко формулировать проблему, отбирать необходимый материал. Поэтому неправильно созданный кейс к запланированным результатам на уроке не приведет. Во-вторых, начиная работать в данной технологии, учителю важно не остановиться на полпути. Так как создание кейсов – процесс очень трудоем- кий и требует немало времени, преподавателю просто может не хватить сил и упорства довести начатое до конца. Но если кейсы будут созданы педагогом в соответствии с требованиями, на последующие годы это будет являться большим преимуществом в работе. Педагогу надо будет только дополнять кейсы в зависимости от времени и актуальности проблемы. При внедрении кейс-метода в свою практику, педагог должен учитывать степень и уровень обученности детей в разных возрастных категориях. Один и тот же кейс не всегда подходит для работы учащихся одной параллели, но с разным уровнем мыслительной деятельности. Для слабых учащихся кейс приходится делать проще, например из эвристического - аналитический, для сильных кейс должен стать сложнее, из эвристического перерасти в исследо- вательский. Еще одним преимуществом работы с кейс-методом является обучение учащихся социальному взаимодействию. Ребята в группах учатся слушать друг друга, обмениваться мнениями, высказывать и отстаивать свою точку зрения. При работе с данной технологией нельзя не отметить такой положи- тельный момент изменилась роль учителя и обучающихся: учитель из транс- лятора знаний становится организатором деятельности обучающихся, а школьники в свою очередь из пассивных слушателей становятся активными. Обучающиеся должны разрешить поставленную перед ними проблему и по- лучить реакцию окружающих (учителя и других школьников) на свои дей- ствия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. А учитель помогает обучающимся рассуждать, спорить, а не навя- зывать им своё мнение. Обучающиеся должны с самого начала понимать, что риск принятия решения лежит на них, преподаватель только поясняет послед- ствия принятия необдуманных решений. Роль учителя состоит в направлении беседы или дискуссии с помощью проблемных вопросов, в контроле времени работы, в побуждении обучающихся отказаться от поверхностного мышле- ния, вовлечения всех членов группы в процесс анализа кейса. Применение кейс - метода позволяет сформировать высокую мотива- цию к учебе; реализовать основную ведущую потребность подростков - об- щение со сверстниками; развить такие личностные качества, значимые для 13
будущей профессиональной деятельности, как способность к сотрудничеству, чувство лидерства; сформировать основы деловой этики. В заключении надо отметить, что ни один метод обучения не является универсальным. Обучение с помощью метода кейсов имеет многочисленные преимущества и содержит недостатки. Поэтому его применение в учебном процессе должно быть весьма избирательным с точки зрения места и време- ни. Только оптимальное сочетание различных методов может принести мак- симальный обучающий эффект. Однако, не смотря на все сложности и на титанический труд, который предстоит учителю, результаты стоят потраченных сил и времени. Ведь глав- ная радость для учителя – это его успешный ученик, в котором воплощаются все его идеи и стремления. И чем более успешными и развитыми будут уче- ники, тем большее удовлетворение от своей работы получает учитель.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
14
1. Земскова, А.С. Использование кейс-метода в образовательном процессе. [Текст] / А.С. Земскова // Совет ректоров. – 2008. – №8. – С. 12-16. 2. Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс – стадии. / Под редакцией Г.Н. Прозументовой [Текст] – Томск – 2003. – C. 56. 3. Михайлова, Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия. [Текст] / Е.И. Михайлова // Маркетинг – 1999. – №1. – C. 12-13. 4. Уткина, Т.В. Достижение метапредметных результатов через учебно-исследовательскую и проектную деятельность учащихся: учебное по- собие. [Текст] / Т.В. Уткина, Е.А. Низдиминова. // Челябинск: ЧИППКРО – 2014. – 192 с. 5. • Гордин В.Э. Использование кейс-метода в производственной и преддипломной практике студентов [Электронный ресурс]. - — Режим досту- па. 6. Метод проектов как педагогическая технология [Электронный ре- сурс]. — Режим доступа. 7. Окно в ситуационную методику обучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа. 15