Информационная безопасность

Автор: Сушкова Галина Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ ВО "Лискинский промышленно-транспортный техникум"
Населённый пункт: г.Лиски Воронежская область
Наименование материала: рабочая программа
Тема: Информационная безопасность
Дата публикации: 18.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

«ЛИСКИНСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ТРАНСПОРТНЫЙ

ТЕХНИКУМ ИМЕНИ. А. К. ЛЫСЕНКО»
УТВЕРЖДАЮ: Директор ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени. А.К. Лысенко» __________Бровченко Н.А. Приказ № ____-уч от «____»____________20___г.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Информационная безопасность
название учебной дисциплины
Для специальности

09.02.03 Программирование в компьютерных системах
Лиски 2015 г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП 00.10. «Информационная безопасность» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности Программирование в компьютерных системах утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 804 от 28 июля 2014года Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Лискинский промышленно-транспортный техникум им. А. К. Лысенко» Разработчики: Чернышова О.В. преподаватель Ф.И.О., ученая степень, звание, должность. Программа рассмотрена на заседании цикловой комиссии «Промышленность» протокол №1 от 28.08.2014. Программа одобрена на заседании УМС протокол №1 от 28.08.2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИН 12

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 20

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ 21


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

1.1.

Область применения программы
Программа учебной дисциплины «Информационная безопасность» предназначена для изучения информатики и информационно-компьютерных технологий в техникуме, при подготовке профессии технического цикла 09.02.03 Программирование в компьютерных системах.
1.2.

Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной

программы:
При освоении специальности технического цикла 09.02.03 Программирование в компьютерных системах предмет «Информационная безопасность» изучается как учебная дисциплина регионального компонента.
1.3.

Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения

дисциплины:
Программа ориентирована на достижение следующих целей:  усвоение знаний по нормативно-правовым основам организации информационной безопасности, изучение стандартов и руководящих документов по защите информационных систем;  ознакомление с основными угрозами информационной безопасности;  правилами их выявления, анализа и определение требований к различным уровням обеспечения информационной безопасности;  формирование научного мировоззрения, навыков индивидуальной самостоятельной работы с учебным материалом. Содержание каждой темы включает теоретический и практико- ориентированный материал, реализуемый в форме лабораторной работы с использованием средств ИКТ.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося в объеме 99 ч., из них 66 часов аудиторных и 33 часов внеаудиторной самостоятельной работы.



1.5. Использование часов вариативной части ОПОП

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,

самостоятельная работа обучающихся

1

2

Раздел 1. Информационная безопасность и уровни ее обеспечения
Тема 1.1. Понятие "информационная безопасность" различные подходы к определению понятия "информационная безопасность", составляющие понятия "информационная безопасность", определение целостности, конфиденциальности и доступности информации, задачи информационной безопасности, уровни формирования режима информационной безопасности, Тема 1.2. Составляющие информационной безопасности составляющие понятия "информационная безопасность", определение целостности информации, определения конфиденциальности и доступности информации. Тема 1.3. Система формирования режима информационной безопасности задачи информационной безопасности, уровни формирования режима информационной безопасности, особенности законодательно-правового и административного уровней, подуровни программно-технического уровня. распределять задачи информационной безопасности по уровням ее обеспечения Тема 1.4. Нормативно- правовые основы информационной безопасности в РФ нормативно-правовые основы информационной безопасности общества; основные положения важнейших законодательных актов РФ в области информационной безопасности и защиты информации, ответственность за нарушения в сфере информационной безопасности.
Тема 1.5. Стандарты информационной безопасности: "Общие критерии основное содержание оценочного стандарта ISO/IEC 15408,отличия функциональных требований от требований доверия, классы функциональных требований и требований доверия. Тема 1.6. Стандарты информационной безопасности распределенных систем основное содержание стандартов по информационной безопасности распределенных систем, основные сервисы безопасности в вычислительных сетях, наиболее эффективные механизмы безопасности, задачи администрирования средств безопасности. Тема 1.7. Стандарты информационной безопасности в РФ роли Гостехкомиссии в обеспечении информационной безопасности в РФ, документы по оценке защищенности автоматизированных систем в РФ. Тема 1.8. Административный уровень обеспечения информационной безопасности цели и задачи административного уровня обеспечения информационной безопасности, содержание административного уровня, направления разработки политики безопасности определять политику безопасности организации, Конституция Российской Федерации, доктрина информационной безопасности Российской Федерации, федеральные законы в области информации и информационной безопасности, указы президента РФ и постановления правительства РФ в области информации и информационной безопасности, правовые режимы защиты информации. Тема 1.9. Классификация угроз "информационной безопасности" классы угроз информационной безопасности, причины и источники случайных воздействий на информационные системы, каналы несанкционированного доступа к информации
выявлять и классифицировать угрозы информационной безопасности
Раздел 2. Компьютерные вирусы и защита от них.
Тема 2.1. Вирусы как угроза информационной безопасности характерные черты компьютерных вирусов, проблемы при определении компьютерного вируса. Тема 2.2. Классификация компьютерных вирусов классы компьютерных вирусов, характеристику различных компьютерных вирусов Тема 2.3. Характеристика "вирусоподобных" программ виды "вирусоподобных" программ, деструктивные возможности "вирусоподобных" программ. Тема 2.4. Антивирусные программы виды антивирусных программ, принципы функционирования антивирусных программ, факторы, определяющие качество антивирусной программы. Студент должен уметь, классифицировать антивирусные программы. Тема 2.5. Профилактика компьютерных вирусов наиболее распространенные пути заражения компьютеров вирусами, правила защиты от компьютерных вирусов, получаемых не из вычислительных сетей проводить профилактику компьютерных вирусов.
Тема 2.6. Обнаружение неизвестного вируса общий алгоритм обнаружения неизвестного вируса. проверить систему на наличие макровируса
6 семестр

Раздел 3. Информационная безопасность вычислительных сетей

1
Тема 3.1. Особенности обеспечения информационной безопасности в компьютерных сетях особенности обеспечения информационной безопасности компьютерных сетей, основные цели информационной безопасности компьютерных сетей, специфику методов и средств защиты компьютерных сетей. Тема 3.3. Модель взаимодействия открытых систем OSI/ISOтеоретические основы построения компьютерных сетей, протоколы передачи данных.
Тема 3.2. Сетевые

модели передачи

данных
структура модели открытых систем OSI/ISO и назначение ее уровней использовать модель OSI/ISO для описания процесса передачи данных между узлами компьютерной сети. принципы адресации в современных вычислительных сетях, классы адресов протокола IP и структуру IP-адреса, иерархический принцип системы доменных имен
преобразовывать двоичный IP-адрес в десятичный, определять тип сети по IP-адресу. классы удаленных угроз и их характеристику. Тема 3.6. Типовые удаленные атаки и их характеристика типовые удаленные атаки и механизмы их реализации. классифицировать типовые удаленные атаки по совокупности признаков. причины успешной реализации удаленных угроз информационной безопасности в вычислительных сетях.
1
Тема 3.8. Принципы защиты распределенных вычислительных сетей принципы защиты распределенных вычислительных сетей.
Раздел 4.

Механизмы

обеспечения

"информационно

й безопасности"

14
2структуру криптосистемы, методы шифрования данных.Тема 4.1. Идентификация и аутентификация
1 Тема 4.2. Криптография и шифрование использовать электронную цифровую подпись для проверки целостности данных. Тема 4.3. Методы разграничение доступа методы разграничения доступа, методы управления доступом, предусмотренные в руководящих документах Гостехкомиссии. защитные свойства механизма регистрации и аудита, методы аудита безопасности информационных систем. использовать механизмы регистрации и аудита для анализа защищенности системы. Тема 4.5. Межсетевое экранирование механизм межсетевого экранирования. составляющие технологии виртуальных частных сетей.


2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
При освоении программы у обучающихся формируется информационно-коммуникационная компетентность – знания, умения и навыки по данному предмету, необходимые для изучения других общеобразовательных предметов, для их использования в ходе изучения специальных дисциплин профессионального цикла, в практической деятельности и повседневной жизни. Программа содержит тематику учебных проектов для организации самостоятельной деятельности обучающихся в процессе изучения информатики и информационно-компьютерных технологий.
Код

Наименование результата обучения
ПК 2.4 Реализовывать методы и технологии защиты информации в базах данных ПК 5 Осуществлять разработку программных продуктов с учетом требований информационной безопасности. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

99

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

66
в том числе: теоретические занятия в том числе: 40 зачет 1 практические занятия 26
Самостоятельная работа обучающегося (всего)

33
в том числе: Повторение пройденного материала Конспектирование Подготовка доклада Работа с дополнительной литературой Подготовка к контрольной работе Подготовка к зачету Итоговая аттестация в форме зачета
3.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,

самостоятельная работа обучающихся

1

2

Раздел 1. Информационная безопасность и уровни ее обеспечения
Тема 1.1. Понятие "информационная безопасность"
Теоретическое занятие:
различные подходы к определению понятия "информационная безопасность", составляющие понятия "информационная безопасность", определение целостности, конфиденциальности и доступности информации, задачи информационной безопасности, уровни формирования режима информационной безопасности, Тема 1.2. Составляющие информационной безопасности
Теоретическое занятие:
составляющие понятия "информационная безопасность", определение целостности информации, определения конфиденциальности и доступности информации. Тема 1.3. Система формирования режима информационной безопасности
Теоретическое занятие:
задачи информационной безопасности, уровни формирования режима информационной безопасности, особенности законодательно-правового и административного уровней, подуровни программно-технического уровня.
Практическое занятие:
распределять задачи информационной безопасности по уровням ее обеспечения Тема 1.4. Нормативно- правовые основы информационной безопасности в РФ
Теоретическое занятие:
нормативно-правовые основы информационной безопасности общества; основные положения важнейших законодательных актов РФ в области информационной безопасности и защиты информации, ответственность за нарушения в сфере информационной безопасности. 14
Тема 1.5. Стандарты информационной безопасности: "Общие критерии
Теоретическое занятие:
основное содержание оценочного стандарта ISO/IEC 15408,отличия функциональных требований от требований доверия, классы функциональных требований и требований доверия. Тема 1.6. Стандарты информационной безопасности распределенных систем
Теоретическое занятие:
основное содержание стандартов по информационной безопасности распределенных систем, основные сервисы безопасности в вычислительных сетях, наиболее эффективные механизмы безопасности, задачи администрирования средств безопасности. Тема 1.7. Стандарты информационной безопасности в РФ
Теоретическое занятие:
роли Гостехкомиссии в обеспечении информационной безопасности в РФ, документы по оценке защищенности автоматизированных систем в РФ. Тема 1.8. Административный уровень обеспечения информационной безопасности
Теоретическое занятие:
цели и задачи административного уровня обеспечения информационной безопасности, содержание административного уровня, направления разработки политики безопасности
Практические занятия
определять политику безопасности организации, Конституция Российской Федерации, доктрина информационной безопасности Российской Федерации, федеральные законы в области информации и информационной безопасности, указы президента РФ и постановления правительства РФ в области информации и информационной безопасности, правовые режимы защиты информации. 15
Тема 1.9. Классификация угроз "информационной безопасности"
Теоретическое занятие:
классы угроз информационной безопасности, причины и источники случайных воздействий на информационные системы, каналы несанкционированного доступа к информации
Практические занятия
выявлять и классифицировать угрозы информационной безопасности
Раздел 2. Компьютерные вирусы и защита от них.
Тема 2.1. Вирусы как угроза информационной безопасности
Теоретическое занятие:
характерные черты компьютерных вирусов, проблемы при определении компьютерного вируса. Тема 2.2. Классификация компьютерных вирусов
Теоретическое занятие:
классы компьютерных вирусов, характеристику различных компьютерных вирусов Тема 2.3. Характеристика "вирусоподобных" программ
Теоретическое занятие:
виды "вирусоподобных" программ, деструктивные возможности "вирусоподобных" программ. Тема 2.4. Антивирусные программы
Теоретическое занятие:
виды антивирусных программ, принципы функционирования антивирусных программ, факторы, определяющие качество антивирусной программы. Студент должен уметь, классифицировать антивирусные программы. 16
Тема 2.5. Профилактика компьютерных вирусов
Теоретическое занятие:
наиболее распространенные пути заражения компьютеров вирусами, правила защиты от компьютерных вирусов, получаемых не из вычислительных сетей
Практические занятия
проводить профилактику компьютерных вирусов. Тема 2.6. Обнаружение неизвестного вируса
Теоретическое занятие:
общий алгоритм обнаружения неизвестного вируса.
Практические занятия
проверить систему на наличие макровируса
6 семестр

Раздел 3. Информационная безопасность вычислительных сетей
Тема 3.1. Особенности обеспечения информационной безопасности в компьютерных сетях
Теоретическое занятие:
особенности обеспечения информационной безопасности компьютерных сетей, основные цели информационной безопасности компьютерных сетей, специфику методов и средств защиты компьютерных сетей. Тема 3.2. Сетевые модели передачи данных
Теоретическое занятие:
теоретические основы построения компьютерных сетей, протоколы передачи данных. Тема 3.3. Модель взаимодействия открытых систем OSI/ISO
Теоретическое занятие:
структура модели открытых систем OSI/ISO и назначение ее уровней
Практическое занятие:
использовать модель OSI/ISO для описания процесса передачи данных между узлами компьютерной сети. 17
Тема 3.4. Адресация в глобальных сетях
Теоретическое занятие:
принципы адресации в современных вычислительных сетях, классы адресов протокола IP и структуру IP-адреса, иерархический принцип системы доменных имен
Практическое занятие:
преобразовывать двоичный IP-адрес в десятичный, определять тип сети по IP-адресу. Тема 3.5. Классификация удаленных угроз в вычислительных сетях
Теоретическое занятие:
классы удаленных угроз и их характеристику. Тема 3.6. Типовые удаленные атаки и их характеристика
Теоретическое занятие:
типовые удаленные атаки и механизмы их реализации.
Практическое занятие:
классифицировать типовые удаленные атаки по совокупности признаков. Тема 3.7. Причины успешной реализации удаленных угроз в вычислительных сетях
Теоретическое занятие:
причины успешной реализации удаленных угроз информационной безопасности в вычислительных сетях. Тема 3.8. Принципы защиты распределенных вычислительных сетей
Теоретическое занятие:
принципы защиты распределенных вычислительных сетей.
Раздел 4. Механизмы обеспечения "информационной безопасности"
18
Тема 4.1. Идентификация и аутентификация
Теоретическое занятие:
механизмы идентификации и аутентификации, идентификаторы, используемые при реализации механизма идентификации и аутентификации. Тема 4.2. Криптография и шифрование
Теоретическое занятие:
структуру криптосистемы, методы шифрования данных.
Практическое занятие:
использовать электронную цифровую подпись для проверки целостности данных. Тема 4.3. Методы разграничение доступа
Теоретическое занятие:
методы разграничения доступа, методы управления доступом, предусмотренные в руководящих документах Гостехкомиссии. Тема 4.4. Регистрация и аудит
Теоретическое занятие:
защитные свойства механизма регистрации и аудита, методы аудита безопасности информационных систем.
Практическое занятие:
использовать механизмы регистрации и аудита для анализа защищенности системы. Тема 4.5. Межсетевое экранирование
Теоретическое занятие:
механизм межсетевого экранирования. Тема 4.6. Технология виртуальных частных сетей (VPN)
Теоретическое занятие:
составляющие технологии виртуальных частных сетей.
Зачет
Промежуточная аттестация в форме зачета Итого теоретических занятий Итого практических занятий 19
Итого самостоятельной работы Итого максимальная нагрузка Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 20

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебной аудитории «Информационно-коммуникационных систем». Оборудование учебной аудитории:  посадочные места по количеству обучающихся;  рабочее место преподавателя; Технические средства обучения:  компьютеры для студентов и преподавателя с лицензионным программным обеспечением;  мультимедиапроектор с экраном.
4.2.

Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,

дополнительной литературы

Основные источники:
Информационная безопасность Мельников В.П., Клейменов С.Л, Петраков А.В.- электронная версия.
Дополнительные источники:
1. Грязнов Е., Панасенко С. Безопасность локальных сетей – Электрон. журнал "Мир и безопасность" №2, 2013. – Режим доступа к журн. 2. Галатенко В. А. Основы информационной безопасности. – М: Интернет- Университет Информационных Технологий – ИНТУИТ. РУ, 2013. 3. Щербаков А. Ю. Введение в теорию и практику компьютерной безопасности. – М.: Издательство Молгачева С. В., 2011. 4. В. Г. Олифер, Н. А. Олифер. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы. – СПб: Питер, 2011. 5. Карпов Е. А., Котенко И. В., Котухов М. М., Марков А. С., Парр Г. А., Рунеев А. Ю. Законодательно-правовое и организационно-техническое обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем и информационно- вычислительных сетей / Под редакцией И. В. Котенко. – СПб.: ВУС, 2011. 6. Спортак Марк, Паппас Френк. Компьютерные сети и сетевые технологии. – М.: ТИД "ДС", 2012.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
21

Контроль

и

оценка
результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Таблица 1
Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные

знания)

Форма контроля и оценивания

Промежуточн

ая аттестация

Рубежный

контроль

Текущий контроль
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь
:  классифицировать компьютерные вирусы.  определять вирусоподобные программы по характерным признакам  классифицировать антивирусные программы  использовать механизмы идентификации и аутентификации для защиты информационных систем. В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать
:  характерные черты компьютерных вирусов;  проблемы при определении компьютерного вируса.  классы компьютерных вирусов;  характеристику различных
5 семестр

5 семестр
– контрольная работа
5 семестр
- тестирование, технический диктант, самостоятельная работа, практическая работа
6 семестр
– Зачет
6 семестр
– контрольная работа
6 семестр
- тестирование, технический диктант, самостоятельная работа, практическая работа Таблица 2 22

Результаты

(освоенные

профессиональные

компетенции)

Основные показатели

оценки результата

Формы и методы контроля и

оценки
ПК 2.4 ПК 5 Уметь защищать информацию и поддерживающую инфраструктуру от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, которые могут нанести неприемлемый ущерб субъектам информационных отношений.
Текущий контроль
: тесты, практические занятия, технический диктант, самостоятельная работа, практическая работа, отчет по экскурсии.
Рубежный контроль
: контрольные работы
Промежуточная аттестация
: зачет Таблица 3
Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели

оценки результата

Формы

и методы

контроля и

оценки
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Способность проявлять интерес к выбранной профессии. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе прохождения практики. Для проверки сформированност и ОК используется портфолио. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Умение выбирать и применять методы и способы решения профессиональных задач Способность оценки эффективности и качества выполнения работ. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Способность ориентироваться в той или иной ситуации, оценивать её и принимать решение по дальнейшим действиям. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Эффективность поиска необходимой информации; Умение использовать различные источники информации, включая электронные. Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Умение пользоваться средствами информационно- коммуникационных технологий для достижения профессиональных целей. 23
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Способность взаимодействия с обучающимися, преподавателями и руководителями в ходе прохождения практики. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. Способность принимать решения Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. Способность к управленческой деятельности. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. Умение пользоваться средствами информационно- коммуникационных технологий для достижения профессиональных целей. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). Умение использовать полученные профессиональные компетенции в различных ситуациях.
Разработчики:
Чернышова Ольга Владимировна , преподаватель Ф.И.О., ученая степень, звание, должность. 24