"Роль внеурочной деятельности по математике в формировании личностных результатов освоения ООП"

Автор: Олейникова Наталья Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Павловская СОШ №2
Населённый пункт: город Павловск, Воронежская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль внеурочной деятельности по математике в формировании личностных результатов освоения ООП"
Дата публикации: 18.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Роль внеурочной деятельности по математике в формировании личностных результатов освоения ООП. Оглавление: 1. Введение. Проблема продуктивного воспитания учащихся в свободное от обучения время. 2. Глава 1. Цели и задачи внеурочной деятельности школьников младших классов по математике при организации ФГОС. 3. Глава 2. Личностные результаты освоения ООП НОО по математике во внеурочной деятельности. 4. Глава 3. Формы внеучебной работы по математике: a) по виду основной деятельности; b) познавательно-развивающие; c) постоянные и временные формы; d) математические курсы (Холодова О.А. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей».) 5. Заключение. Необходимость массовой внеурочной работы по математике. 1
Введение В ФГОС помимо привычных требований к образовательным результатам выпускника начальной школы по учебным предметам выделен новый результат "выпускник получит возможность научиться", например: результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания, самостоятельно использовать ранее накопленные знания и умения и др. Этого можно достичь с помощью организации занятий по внеурочной деятельности в начальной школе. Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно-нравственный потенциал, высокий уровень самосознания, дисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор, то есть личностные качества обучающихся. В процессе внеурочной деятельности педагог вместе с детьми размышляет о тех проблемах, с которыми сталкиваются дети, ищет пути их разрешения, обеспечивая развитие нравственного и этического мышления учащихся, всестороннюю ориентировку в окружающем мире. Поэтому объектом исследования в данной работе является организация внеурочной деятельности учащихся в современной школе. Предмет исследования – внеурочная деятельность младших школьников по математике. Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что определение путей организации внеурочной деятельности младших школьников, направленных на повышение качества образования по математике через 2
формирование личностных результатов освоения ООП НОО будет успешнее при соблюдении следующих условий: - учитывать психофизиологические особенности младших школьников своего класса, его отдельных групп; - учитывать гигиенические условия; - учитывать специфику учебного материала и дидактических задач предмета; - знать потенциальные возможности данного УМК и путей повышения эффективности внеурочной деятельности. Целью исследования является систематизация теоретического и практического опыта внеурочной деятельности школьников, рекомендаций в данной области. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: 1. Проанализировать методическую литературу по проблеме исследования. 2. Раскрыть задачи по организации внеурочной деятельности детей. 3. Раскрыть содержание внеурочной деятельности современных школьников по формированию личностных результатов освоения ООП НОО. Глава 1 Внеурочная работа по математике является важнейшей составной частью работы по привитию интереса к предмету. Не секрет, что для многих учеников математика не является любимым предметом. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому главная задача внеурочной работы – привитие школьникам интереса к математике и воспитанию потребности изучать его. Познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения. Уровень познавательного интереса выражается, в характере познавательной деятельности, с которой справляется и к которой стремится 3
ученик: репродуктивно-фактологический, описательно-поисковый или творческий. В процессе прохождения поступления от одного вида деятельности к другому у ученика развивается познавательный интерес. Хорошо организованная и систематическая внеурочная деятельность дает возможность углублять приобретаемые на уроках знания, совершенствовать умения и навыки анализа, расширять математический кругозор школьников, воспитывать и повышать культуру общения, развивать творческий потенциал учащихся, знакомить учащихся с такими факторами предмета, которые не изучаются на уроках, но знание некоторых необходимо в жизни. Она создает благоприятные условия для умственного развития: ученик активнее пользуется справочной литературой для поиска ответов на вопросы углубленного уровня, идет параллельно подготовка к ЕГЭ и ОГЭ, готовится к мероприятиям познавательного плана по математике. Школьная дисциплина – математика играет значимую роль в формировании таких качеств как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. В новых стандартах образования говорится о том, что «одной из целей математического образования является овладение школьниками системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности». Расширение границ образовательной программы по математике такими словами как, «Разрезание», «Раскраска», «Логика», «Комбинаторика» у детей вызывает сначала любопытство, а потом понимание. Исходя из основной цели внеурочной деятельности по математике, можно выделить и частные задачи, которые решаются учителем в процессе такой деятельности: развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: 4
1) развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний; 2) формирование коммуникативной культуры школьников; 3) расширение и углубление знаний, умений учащихся и формирование интереса в целом; 4) выявление и поддержка математически одаренных учащихся. Новые требования к результатам образовательной деятельности требуют определенных изменений в содержании и организации процесса обучения. Поэтому для решения новых современных задач образования вводится внеурочная деятельность. Под внеурочной деятельностью понимается активное взаимодействие педагога с детьми, направленное на достижение определенных воспитательных целей. В ходе научно-педагогических исследований прошлых лет выделены несколько направлений, которые органично легли в традиционные разделы воспитательной работы школы и находят своё отражение во внеурочной деятельности (нравственное, эстетическое, гражданско-правовое, интеллектуальное, трудовое, экологическое, оздоровительное, военно- патриотическое). В нашей школе создана прочная система воспитательной деятельности. Можно сделать вывод о том, что педагогический коллектив вышел на качественно новый уровень подхода к воспитанию. Целью внеурочной деятельности является создание условий для позитивного общения обучающихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах. 5
Основными задачами организации внеурочной деятельности детей является:  выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности;  создание условий для индивидуального развития каждого ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;  развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей;  создание условий для реализации обучающимися приобретенных знаний, умений и навыков;  развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества обучающихся;  расширение рамок общения школьников с социумом. Внеурочная деятельность
с
тавит своей целью, прежде всего, развитие личности обучающихся и в соответствии с требованиями ФГОС организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно- нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Содержание деятельности учащихся во внеурочное время должно быть направлено прежде всего на апробацию, тренировку и развитие УУД, предполагаемых ФГОС, и личностных результатов освоения ООП, таких как:  осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями;  умение давать оценку своим действиям;  ориентация в человеческих качествах, осознание значимости таких нравственных категорий, как добро, красота, истина;  осознание себя гражданином (знание своих основных обязанностей и прав, умение действовать в группе и на благо группы, ставить для себя запреты и др.); 6
 умение выражать собственное мнение и т. д. Внеурочная деятельность опирается на содержание основного образования, интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики. В процессе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит становление личности ребенка. Для младших школьников – это способ научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя. Получение ребенком такой возможности означает не только и не столько включение в занятия по интересам, сколько иной способ существования – безоценочный, но обеспечивающий достижение успеха в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным предметам. Внеурочная деятельность увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать лучшие свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. Во внеурочной деятельности ребенок сам выбирает содержание и форму занятий. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении личностных результатов удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов. Глава 2 Современное время требует современного подхода к обучению. С введением новых стандартов целью обучения становится развитие личности 7
ребенка, научение «добывать», а не только «получать» знания. Это и меняет принципы деятельности учителя. Приоритетным становятся: - достижение и поддержание высокого уровня мотивации ребенка к образованию; - достижение уровня знаний, необходимых и достаточных для следующей ступени образования, обеспечивающего компетентностное освоение и решение (на уровне самостоятельной деятельности) задач учебной и социальной направленности; - достижение самостоятельности в учебной и социально направленной деятельности, рефлексивной оценке и самооценке результатов. В условиях введения ФГОС нового поколения особое внимание в организации внеурочной деятельности акцентируется на достижении личностных результатов. Личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности. Работа с обучающимися во внеурочное время по математике направлено на достижение следующих целей в направлении личностного развития: 1) формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры; 2) о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; 3) развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей. 8
У учащихся могут быть сформированы следующие личностные результаты:  ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;  осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;  способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;  умение контролировать процесс и результат математической деятельности;  первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;  коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;  критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;  креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач. Глава 3 К внеурочной работе относятся разнообразные формы обучения и воспитания, реализуемые во внеурочное время под руководством учителя. К этому типу работы не нужно относить выполнение домашних заданий в процессе подготовки к уроку, считая это компонентом классно- урочной формы обучения. 9
Внеурочная работа – естественное продолжение работы на уроке или же, наоборот, подготовка к усвоению нового программного материала. В любом случае она является составной частью учебного процесса, хотя в отдельных своих формах имеет отличные от урока дидактические задачи. Внеурочные формы обучения, построенные на принципе добровольности, не регламентированные необходимостью выставления оценки учащимся, проходящие в более непринужденной, раскрепощенной по сравнению с уроком атмосфере, требуют от учителя высокого уровня профессионального мастерства. Он должен не только иметь солидную математическую эрудицию, но и обладать такими необходимыми качествами, как контактность, педагогический такт, доброжелательность. Только при оптимальном сочетании высокого профессионализма учителя и заинтересованности в учебе, работоспособности ученика можно достичь главного в обучении математике – формирования обобщенных математических отношений и развития способности обобщать математический материал. Спектр форм внеурочной деятельности определяется запросами обучающихся и требованиями к результатам их личностного развития. Формы внеучебной работы условно можно подразделить на такие группы: словесные формы (лекции, читательские конференции, диспуты, встречи, устные журналы и т.п.); практические формы (походы, экскурсии, спартакиады, конкурсы, кружки, трудовые дела и т.п.); наглядные формы (школьные музеи, тематические стенды и выставки и т.п.) Для реализации в школе по математике доступны следующие виды внеурочной деятельности: познавательная, игровая деятельность и проблемно-ценностное общение. Педагогам во внеурочной работе, можно успешно культивировать у детей те качества, без которых творческая личность может не состояться. 10
Трудно переоценивать в этой связи роль таких проверенных многолетней практикой форм внеурочной работы, как кружки, секции, клубы, мастерские и т. д. Эти классификации носят условный характер и не отражают всего богатства форм организации воспитательного процесса. За последнее время появилось, много новых организационных форм. Например, организации познавательно-развивающей деятельности учащихся более всего соответствуют такие формы: викторина, аукцион знаний, «Что? Где? Когда?», заседание клуба любознательных, конкурс проектов, конкурс эрудитов, интеллектуальный конкурс, деловые игры, смотр знаний, научные конференции учащихся, конкурс изобретателей и фантазеров, турнир ораторов, различные формы работы с книгой (читательские конференции и др.), устный журнал, практические занятия «НОТ школьника», «Учись учиться» и др. Специфической чертой внеурочной работы по математике, с учетом решаемых в ней дидактических задач, а также возрастных особенностей учащихся, является то, что формы ее организации делятся на постоянные и непостоянные (временные). Исходя из этого, в отличие от традиционного количественного признака при классификации форм обучения (групповые, массовые, индивидуальные, индивидуально-групповые формы), в качестве главного, классификационного признака можно применить временную характеристику форм организации внеурочной работы. Постоянные формы внеурочной работы имеют систематический характер, хотя и ограничены определенными хронологическими рамками. К постоянным формам относятся, например, математический кружок, творческая группа математиков, научное математическое общество школьников, математическая лаборатория, школа юного математика и др. Временные формы внеурочной работы приурочены к определенному отрезку учебного года – проведению предметной декады (недели), концу 11
четверти, полугодия и т.д. Эти формы выступают в качестве фрагмента учебного процесса, дополняя и оживляя его. К временным формам относятся, например, математический вечер, математическая олимпиада, математический бой, математический КВН и др. По своей дидактической задаче временные формы имеют приоритетно диагностический характер. Математический кружок — одна из самых емких постоянных форм организации внеурочной работы. Кружок формируется из учащихся, проявивших интерес к изучению математики, стремящихся к обогащению своих знаний, к совершенствованию своих математических навыков и умений. Оптимальное количество членов кружка от 10 до 20 учащихся. Работа кружка планируется на учебный год и на перспективу. Руководство кружком осуществляет учитель. В кружковой работе намного больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, ведь внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника и родителей, стремится к их удовлетворению, требует индивидуального подхода в обучении. Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д. Задания должны подбираться с учётом умственного развития учащихся и переходить от менее сложного к более сложному. Неотъемлемой частью работы кружка считается применение новых информационных технологий. Они помогают как учителю, так и ученику при изучении какой-либо темы, предоставляя обширный учебный или методический материал. 12
По сравнению с математическим кружком творческая математическая группа еще более узкопрофильная форма внеурочной работы по математике. Творческая группа создается из особо одаренных учащихся. Как показывает практика, целесообразно руководство творческой группой поручать наиболее квалифицированному учителю математики. Основная дидактическая задача творческой математической группы — создание максимальных условий для развития математических способностей учащихся. В состав творческой группы должно входить не более 7 учащихся, оптимально 3-5, при этом каждый член группы может разрабатывать отдельную математическую проблему, однако обсуждение промежуточных и конечных результатов индивидуальной работы проводится на заседании творческой группы. В школах нового типа (гимназиях, лицеях, колледжах, школах с углубленным изучением математики), где в старших классах вводятся предметные спецкурсы и спецсеминары, внеурочная работа творческой математической группы органически связана со специальными аудиторными формами учебной работы по математике. В тех школах, где внеурочная математическая работа поставлена основательно, где имеется несколько математических кружков, творческие математические группы, в последнее время получило распространение создание научных математических обществ школьников (НМОШ). НМОШ — управленческая форма, оно строит свою работу в тесном взаимодействии с методобъединением учителей математики: координируют работу математических кружков, готовят и проводят общешкольные массовые мероприятия: декаду (неделю) математики, а также отдельные математические конкурсы, математичские олимпиады, математические бои, КВНы и т.п. Временные формы организации внеурочной работы по математике очень разнообразны по своей структуре и содержанию. Они универсальны с 13
точки зрения возможности реализации в любых возрастных образовательных звеньях школы. По функции временные формы можно разделить на познавательные и соревновательные, хотя познавательные формы почти всегда содержат элемент соревнования, а соревновательные формы несут и познавательно-воспитательную функцию. К познавательным временным формам относятся, например, математические вечера, математические конференции, творческие отчеты, а также внеурочные математические мероприятия развлекательно-познавательного характера типа «часа познавательной математики»; разнообразные ауди-познавательные формы – математические уголки, стенгазеты, рукописные журналы и т.п. Математический вечер имеет главной дидактической задачей вызвать у учащихся интерес к изучению математики. По характеру математического материала вечер может быть обзорным и тематическим. Непременным требованием структуры математического вечера является проведение ее фрагментов в игровой форме, включение художественной части, а также элементов соревновательного характера — викторин, конкурсов и т.п. Игровая часть может предваряться тематической беседой или небольшим научно-популярным докладом. Математическая конференция имеет своей дидактической задачей выработать у учащихся творческий подход к освоению внепрограммного материала по математике, дать возможность учащимся проявить свои математические способности в нестандартной учебной ситуации, вызвать интерес к изучению дополнительной математической литературы как у докладчиков, так и у слушателей. Математическая конференция приурочивается к общешкольной предметной декаде (неделе). Важно, чтобы программа и ход конференции широко рекламировались, чтобы информация о работе секций, фамилии выступающих, итоги конференции своевременно публиковались в школьной печати. Это повышает чувство ответственности у 14
докладчиков и привлекает внимание учащихся, еще не охваченных работой в этом направлении, вовлекая в ряды юных математиков новых членов. Математические олимпиады в последние годы получили так же широкое распространение в процессе обучения математике. Прочно вошла в жизнь многоуровневая система организации олимпиад: внутриклассная олимпиада – школьная олимпиада – районная (городская) олимпиада – областная (краевая, республиканская) – всероссийская – международная. Являясь, по сути, диагностической формой, математическая олимпиада в силу присущего ей яркого соревновательного характера не только решает задачу выявления наиболее одаренных и подготовленных учащихся, но и привлекает к дополнительным занятиям по предмету большое число школьников, побуждает их к углубленному изучению математики. Математический бой – это командный вид соревнования. Матбой – развивающаяся форма внеурочной работы по математике. Она активно вошла в практику школы в последние 10-15 лет. Технология проведения математических боев неоднократно описывалась в различной методической литературе (журналы «Квант», «Математика в школе»). Во-первых, матбои могут быть организованы как турниры внутриклассные, общешкольные, либо как городские или районные, когда соревнуются сборные команды школ или районов. Во-вторых, матбои могут проходить как тренировочные соревнования и как официальные турниры, организованные по различным системам: круговой – каждая команда встречается с каждой, иногда в два круга; олимпийской – с выбыванием, выходом в финал двух команд; швейцарской системе – в подгруппах по круговой, далее по олимпийской и т.д. В-третьих, матбои всегда проводятся в виде конкурсов, результаты которых оцениваются жюри. Матбои – очень увлекательная и эмоциональная форма математического состязания, команды всегда должны чувствовать поддержку своих болельщиков. Задания в матбоях могут быть рассчитаны на выполнение в определенный промежуток времени, иногда на выполнение 15
задания команде дается недельный срок. Однако особенно интересны матбои с экспресс-заданиями, которые выполняются в считанные минуты и сразу же оцениваются жюри. В таких случаях матбои по накалу страстей у участников команд и болельщиков приближаются к развлекательным формам внеурочной работы по математике. Одной из наиболее распространенных развлекательных форм внеурочной работы являются математические КВНы
.
Школьники всегда охотно участвуют в подготовке и проведении этих математических праздников. Математика у этой формы работы выступает лишь как повод, главное же место принадлежит занимательным, типичным для КВНов конкурсам: приветствие команд, домашнее задание, конкурс капитанов; более частным конкурсам художников, чтецов, поэтов и т.п. Тем не менее, все конкурсы строятся как пусть и нетрудные, но все-таки математические соревнования. Проявить находчивость и смекалку — вот главная задача математического КВНа. Все задачи, которые стоят сегодня перед учителем в преподавании математики, успешно решает проектная деятельность. Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. Конечно, сразу создать систему проектов и начать использовать её в 1-2 классах невозможно. На начальном освоении этого рода деятельности следует говорить о применении системы проектных задач, которые подготовят обучающегося к полноценной проектной деятельности и успешному выступлению на различных уровнях конкурсов в старшем возрасте. Под проектной задачей понимается задача, в которой через систему заданий стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике обучающегося 16
результата или «продукта» деятельности, и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Цель работы над проектами во внеурочной деятельности по математике – развитие личности и создание основ творческого потенциала обучающихся. Задачи, которые решаются при использовании системы проектов: 1) формирование позитивной самооценки, самоуважения; 2) формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: - умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; - способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; - формирование социально адекватных способов поведения; 3) формирование способности к организации деятельности и управлению ею: - воспитание целеустремленности и настойчивости; -формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; - формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; - формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения; 4) формирование умения решать творческие задачи. 5) формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование. В процессе творческой работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция обучающегося. Проектные задачи есть шаг к проектной деятельности в подростковой (основной) школе. Эти задачи имеют творческую составляющую. 17
Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения. Они помогают сложиться учебному сообществу, поскольку учат обучающихся видеть и слышать друг друга, формируя коммуникативные учебные действия. Благодаря проектным задачам у детей появляется возможность овладения культурными способами действий и возможность к их использованию в модельных ситуациях. Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Проектный метод позволяет организовать деятельность учащихся не только с опорой на личный опыт, но и развивать такие черты характера, как самостоятельность, любознательность, развивать социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, приобретать опыт исследовательской деятельности, формировать креативность мышления, интеллектуальные, информационные, коммуникативные навыки. Систему внеурочных форм работы по математике можно представить в виде следующей схемы 1. На воспроизведенной схеме приведены далеко не все конкретные формы внеурочной работы, но показана их системная организация. При этом видно, что любая внеурочная форма обучения математике обязательно содержит познавательную функцию. Схема 1 ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ 18
Различные математические курсы призваны обеспечить числовую грамотность учащихся, дать первоначальные геометрические представления, усилить развитие логического мышления и пространственных представлений детей, сформировать начальные элементы конструкторского мышления, умение решать текстовые задачи и т.д. Курс «Математика и конструирование» даёт возможность дополнить учебный предмет «математика» практической конструкторской деятельностью учащихся. Курс Коновой Е.Г. «РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество» создает условия для социальной адаптации при начале обучения в школе, творческой самореализации личности ребёнка. Занятия направлены на то, чтобы каждый ученик мог ощутить свою уникальность и востребованность. Курс Холодовой О.А. «Юные умники и умницы» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет и имеет социально-педагогическую направленность. Главная задача обучения детей - достижение оптимального общего психологического развития каждого ребенка. Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: 19
самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. Личностными результатами становятся:  Целостное восприятие окружающего мира.  Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.  Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.  Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.  Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат. В своей работе я использую курс Холодовой О.А. «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика. (6 – 10 лет)». В 1 классе были проведены стартовая и итоговая работа по курсу. Стартовую работу для дальнейшего мониторинга группы я провела во всем классе (30 человек). Выбрали это направление внеурочной деятельности для занятий 16 человек. По результатам стартовой работы из 30 человек показали высокий уровень развития психических процессов – 6 человек, средний уровень – 18 человек и низкий уровень – 6 человек. Из оставшихся 16 учащихся, которые посещали этот курс, в конце года повысили на несколько баллов свои показатели все, кроме одного. Таким образом, можно утверждать, что систематические занятия по тетрадям Холодовой О.А. дают возможность школьникам развивать основные психические показатели, необходимые для обучения. Серьёзная работа принимала форму игры, что очень привлекало и заинтересовывало младших школьников. На каждом занятии после самостоятельной работы проводилась коллективная проверка решения задач. Главное здесь в пояснении: «...задание надо было выполнить так потому, что...». Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у разных детей, а именно: у детей, у которых хорошо развиты 20
мыслительные процессы, но учебный материал усваивается плохо за счет слабо развитых психических процессов (например, памяти, внимания) самооценка повышается. У детей же чьи учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью, происходит снижение завышенной самооценки. Интересу к занятиям способствуют разнообразные виды деятельности: игровая, познавательная (интеллектуальная игра, занятие-соревнование, беседа-диалог, практические работы, словотворчество, тренинг, решение логически-поисковых заданий.) Основным результатом обучения по данному курсу является расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития. Сейчас я продолжаю вести этот курс во 2 классе. Дети быстрее и с меньшими усилиями могут выполнять нестандартные задания не только по математике. Они любят участвовать в олимпиадах различного уровня, выполняют проекты, четко обосновывают свою точку зрения. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. 21
Заключение Таким образом, в практике внеурочной работы по математике современная отечественная школа накопила большой опыт, в котором находят свою реализацию разнообразные формы обучения. Внеурочная работа рассматривается, как средство развития интереса к предмету «математика», повышения качества знаний, развития творческой самостоятельности, формирования элементов материалистического мировоззрения, эстетического, нравственного воспитания школьников. Необходимый набор знаний достигается непосредственно через содержание заданий. Во внеурочной деятельности, в том числе и по математике, формируются знания, которые человек умеет применить на практике. Это не заученная научная информация, в учебнике, а знания, «пропущенные» через личностный опыт ученика. Знания начнут усваиваться учеником, если он к ним неравнодушен, если они будут представлять для него личностный смысл. А это возможно в результате создания учителем условий для возникновения у учащихся ценностного субъективного отношения к изучаемым предметам. В настоящее время возникла необходимость включения во внеурочную работу по математике всех учащихся. Это обусловлено повышением интереса учащихся к школьному курсу математики. Необходимость массовой внеурочной работы по математике с учащимися начальных классов вызвана еще и тем, что общество ждет от школы всесторонней подготовки подрастающего поколения к жизни. Внеурочная работа по математике – органичная часть учебного процесса, она дополняет, развивает и углубляет его. На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует 22
дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. На занятиях по внеурочной деятельности у учащихся формируются личностные результаты: ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умение контролировать процесс и результат математической деятельности; первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач. Г.А.Цукерман пишет, что «детское учебное (добавим и внеучебное), сотрудничество пытается разрешить проблемы саморазвития, самообучения, самовоспитания и прочих форм детской самостоятельности». Подтвердим это важностью приобретения следующих личностных результатов:  развитие любознательности, сообразительности при выполнении  разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;  развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения  преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности  любого человека; 23
 воспитание чувства справедливости, ответственности;  развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. Внеурочные занятия имеют не только пропедевтическое, познавательное и развивающее значение, но и огромное воспитательное. Общение взрослых с детьми происходит в рамках товарищеского сотрудничества. В любом классе есть ученики, которые стремятся получить больше знаний по математике, задавая вопросы, которые не касаются базы предмета. Стремление к учебе, к труду, интерес к посильной исследовательской работе учащихся необходимо постоянно воспитывать. Для всего этого внеклассная работа дает большое поле творческой деятельности. Внеклассная работа по предмету повышает и квалификацию самого учителя, побуждает его к изучению разнообразной литературы по предмету. 24