"Жизнь и творчество С.А. Есенина"

Автор: Новицкая Наталья Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ РО РСК
Населённый пункт: город Ростов-на-Дону
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Жизнь и творчество С.А. Есенина"
Дата публикации: 18.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Ростовский - на - Дону строительный колледж» Цикловая комиссия «Литературы и языков» Методическая разработка урока по дисциплине: «Литература» по теме: «Жизнь и творчество С.А. Есенина » Преподаватель Н.Н. Новицкая Ростов-на-Дону 2016
Тема: “Жизнь и творчество С.А. Есенина”


Цели урока:
- показать динамику развития любовной лирики Есенина, - совершенствовать навыки выразительного чтения, - создать целостный образ поэзии Есенина, - воспитывать интерес к произведениям русской литературы, - любовь ко всему земному. Урок: комбинированный Методические приёмы: лекция с элементами беседы, аналитическое чтение. Оборудование: фотографии, портреты поэта, песни и романсы на стихи Есенина, сборники стихов поэта, учебники.
Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы должны с вами познакомиться с жизнью и творчеством великого поэта. Научится анализировать его стихи, рассмотреть тематику его стихотворений, мы будем учится любить Родину так, как любил С. Есенин, понимать животный мир, восхищаться природой.
Домашнее задание:
Так как на дом было задано выучить и проанализировать стихи Есенина, то мы, конечно, послушаем этих студентов, только не вначале урока, а в процессе занятия.
Преподаватель:
Презентация: “Биография С.А. Есенина”. С. Есенин принадлежал к такому литературному течению как имаженизм.
Что такое имаженизм?

Запишите в тетрадь:

Имажинизм (imagо — образ) — литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа.Основное выразительное средство имажинистов — метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного.Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы. Точкой отсчёта в истории имажинизма считается 1918 год, когда в Москве был основан «Орден имажинистов».Создателями «Ордена» стали приехавший из Пензы Анатолий Мариенгоф, бывший футурист Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин.
Преподаватель:
Итак, о любви Есенин пишет уже в самых ранних своих стихах.Любовь к женщине - лишь акцент в проявлении чувства любви ко всему земному. “ Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине”, - говорил сам поэт. Родина – это не только страна, в которой он жил, это и “рязанские просторы”, и родимый дом. Такая любовь к родному краю не могла не отразиться в его творчестве.
Преподаватель раздаёт фотографии и знакомит студентов с родным и любимым

краем С. Есенина.
(Чтение отрывков из стихотворений с показом соответствующих иллюстраций). Кто желает познакомить нас с прекрасными стихами о Родине, о родном крае?
Студент
рассказывает стихотворение:
«Возвращение на родину» Сергей Есенин
Я посетил родимые места, Ту сельщину, Где жил мальчишкой, Где каланчой с берёзовою вышкой Взметнулась колокольня без креста. Как много изменилось там, В их бедном, неприглядном быте. Какое множество открытий За мною следовало по пятам.
Отцовский дом Не мог я распознать: Приметный клён уж под окном не машет, И на крылечке не сидит уж мать, Кормя цыплят крупитчатою кашей. Стара, должно быть, стала… Да, стара. Я с грустью озираюсь на окрестность: Какая незнакомая мне местность! Одна, как прежняя, белеется гора, Да у горы Высокий серый камень. Здесь кладбище! Подгнившие кресты, Как будто в рукопашной мертвецы, Застыли с распростёртыми руками. По тропке, опершись на подожок, Идёт старик, сметая пыль с бурьяна. «Прохожий! Укажи, дружок, Где тут живёт Есенина Татьяна?» «Татьяна… Гм… Да вон за той избой. А ты ей что? Сродни? Аль, может, сын пропащий?» «Да, сын. Но что, старик, с тобой? Скажи мне, Отчего ты так глядишь скорбяще?» «Добро, мой внук, Добро, что не узнал ты деда!..» «Ах, дедушка, ужели это ты?» И полилась печальная беседа Слезами тёплыми на пыльные цветы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . «Тебе, пожалуй, скоро будет тридцать… А мне уж девяносто… Скоро в гроб. Давно пора бы было воротиться». Он говорит, а сам все морщит лоб.
«Да!.. Время!.. Ты не коммунист?» «Нет!..» «А сестры стали комсомолки. Такая гадость! Просто удавись! Вчера иконы выбросили с полки, На церкви комиссар снял крест. Теперь и богу негде помолиться. Уж я хожу украдкой нынче в лес, Молюсь осинам… Может, пригодится… Пойдём домой - Ты все увидишь сам». И мы идём, топча межой кукольни. Я улыбаюсь пашням и лесам, А дед с тоской глядит на колокольню. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . «Здорово, мать! Здорово!» - И я опять тяну к глазам платок. Тут разрыдаться может и корова, Глядя на этот бедный уголок. На стенке календарный Ленин. Здесь жизнь сестёр, Сестёр, а не моя, - Но все ж готов упасть я на колени, Увидев вас, любимые края. Пришли соседи… Женщина с ребёнком. Уже никто меня не узнает. По-байроновски наша собачонка Меня встречала с лаем у ворот. Ах, милый край! Не тот ты стал, Не тот. Да уж и я, конечно, стал не прежний. Чем мать и дед грустней и безнадежней, Тем веселей сестры смеется рот. Конечно, мне и Ленин не икона, Я знаю мир… Люблю мою семью…
Но отчего-то все-таки с поклоном Сажусь на деревянную скамью. «Ну, говори, сестра!» И вот сестра разводит, Раскрыв, как Библию, пузатый «Капитал», О Марксе, Энгельсе… Ни при какой погоде Я этих книг, конечно, не читал. И мне смешно, Как шустрая девчонка Меня во всем за шиворот берёт… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . По-байроновски наша собачонка Меня встречала с лаем у ворот.
Почему стихотворение грустное?
Есенин очень скучал по родному краю. Ему очень хотелось вернуться туда, где прошло его детство, где остались близкие и дорогие ему люди. Часто в своих стихотворениях он использует уменьшительно-ласкательные суффиксы, чтобы передать свою любовь. (поднималась красна зорюшка, понагнулась, как старушка, улыбнулись сонные берёзки, сторона ль моя сторонка, моя старушка)
Студент:

Анализ стихотворения Есенина «Возвращение на родину»
Спустя десять лет после переезда в Москву Сергей Есенин все же нашёл возможность побывать в родном селе Константиново и встретиться со своими родными. Отец поэта к тому времени уже скончался, однако ещё жива была мать и сестры, а отчий дом, покосившийся и просевший, все так же приветливо смотрел на улицу резными окнами. Этому путешествию в прошлое поэт посвятил множество стихов, среди которых – «Возвращение на родину», написанное в 1924 году. Место, где прошло детство поэта, стало совсем иным, и уже новое поколение мальчишек бегает по сельским улицам, хотя очень «много изменилось там, в их бедном неприглядном быте». Открытия, которые поджидали поэта в родном селе, произвели на него странное впечатление. Есенин не смог найти свой родной дом, клен возле которого оказался срублен. А случайный прохожий, у которого он решил поинтересоваться, где же нынче живёт его мать, Татьяна Есенина, оказался его собственным дедом.
Эта встреча оказалась неожиданной и совсем безрадостной – «полилась печальная беседа слезами тёплыми на пыльные цветы». Дед рассказал поэту о том, как изменилось село за это время, и очень сетовал на то, что вместе с новой властью пришла эра безбожия. Сестры поэта, став комсомолками, выбросили из дома все иконы. «На церкви комиссар снял крест. Теперь и богу негде помолиться», — сетует дед на новые порядки. Дом, такой знакомый и любимый с детства, производит на Есенина, у которого слезы наворачиваются на глаза, не менее удручающее впечатление. «Тут разрыдаться может и корова, глядя на этот бедный уголок», — отмечает поэт. Он удивляется, что люди стали жить гораздо беднее, чем до революции, а иконы на стенах заменили портреты Ленина. Есенин понимает, что упустил в этой жизни что-то очень важное, он уже не вписывается в новое общество, которое живёт по иным законам. Тем не менее, автор признается: «Но все ж готов упасть я на колени, увидев вас, любимые края». Сестры поэта давно выросли, и теперь являются ярыми сторонницами нового порядка, для них Библией стали труды Маркса и Энгельса, хотя сам поэт признается: «Я этих книг, конечно, не читал». И ему очень смешно, что «шустрая девчонка» пытается обратить его в свою веру навязывая коммунистические идеалы, к которым поэт совершенно равнодушен. Есенин понимает, что даже в родном доме он – совершенно чужой человек, которого не ждали и не рассчитывали увидеть самые близкие люди, изменившиеся за это время и ставшие абсолютно чужими.
Преподаватель:
Многие воспринимали поэта как легкомысленного юношу. А этот юноша так тонко чувствовал чужую боль.
Поэзия Есенина разнообразна. От чего зависит тематическое разнообразие

поэзии?
(от богатства внутреннего мира, от связи с народной культурой, от характера поэта…) А ещё от способности любить. И действительно, мы видим, что вся поэзия пронизана любовью: к природе, к животным, к родному краю, к женщине и, конечно, к матери. Любовь к матери - это ещё одна тема творчества поэта. Сергей Есенин очень любил свою мать. Есть стихотворение, которое он назвал “Письмо матери”
Студент
рассказывает стихотворение:
«Письмо матери» Сергей Есенин

Ты жива ещё, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет! Пусть струится над твоей избушкой Тот вечерний несказанный свет. Пишут мне, что ты, тая тревогу, Загрустила шибко обо мне, Что ты часто ходишь на дорогу В старомодном ветхом шушуне. И тебе в вечернем синем мраке Часто видится одно и то ж: Будто кто-то мне в кабацкой драке Саданул под сердце финский нож. Ничего, родная! Успокойся. Это только тягостная бредь. Не такой уж горький я пропойца, Чтоб, тебя не видя, умереть. я по-прежнему такой же нежный И мечтаю только лишь о том, Чтоб скорее от тоски мятежной Воротиться в низенький наш дом. я вернусь, когда раскинет ветви По-весеннему наш белый сад. Только ты меня уж на рассвете Не буди, как восемь лет назад. Не буди того, что отмечалось, Не волнуй того, что не сбылось,- Слишком раннюю утрату и усталость Испытать мне в жизни привелось. И молиться не учи меня. Не надо! К старому возврата больше нет. Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет. Так забудь же про свою тревогу, Не грусти так шибко обо мне. Не xоди так часто на дорогу В старомодном ветxом шушуне.
Анализ стихотворения Есенина «Письмо матери»

В 1924 году, после 8-летней разлуки, Сергей Есенин решил посетить родное село Константиново и встретиться со своими близкими. Накануне отъезда на родину из Москвы поэт написал проникновенное и очень трогательное «Письмо матери», которое в наши дни является программным стихотворением и одним из наиболее ярких образцов есенинской лирики. Творчество этого поэта весьма многогранно и незаурядно. Однако отличительная особенность большинства произведений Сергея Есенина в том, что в них он предельно честен и откровенен. Поэтому по его стихотворениям можно легко проследить весь жизненные путь поэта, его взлеты и падения, душевные терзания и мечты. «Письмо матери» в этом смысле не является исключением. Это – исповедь блудного сына, полная нежности и раскаянья, в которой, между тем, автор прямо заявляет о том, что менять свою жизнь, которую к тому моменту считает загубленной, не собирается. Литературная известность пришла к Есенину довольно быстро, и еще до революции он был достаточно хорошо известен читателям благодаря многочисленным публикациям и сборникам лирических стихотворений, поражающих своей красотой и изяществом. Тем не менее, поэт ни на миг не забывал о том, откуда он родом, и какую роль в его жизни играют близкие ему люди – мать, отец, старшие сестры. Однако обстоятельства сложились так, что долгие восемь лет у любимца публики, ведущего богемный образ жизни, не было возможности побывать в родном селе. Вернулся туда он литературной знаменитостью, однако в стихотворении «Письмо матери» нет и намека на поэтические достижения. Наоборот, Сергей Есенин беспокоится о том, что до матери наверняка докатились слухи о его пьяных дебошах, многочисленных романах и неудачных браках. Несмотря на свою известность в литературных кругах, поэт осознает, что не смог оправдать ожиданий матери, которая в первую очередь мечтала видеть сына хорошим и порядочным человеком. Каясь в своих проступках перед самым близким человеком, поэт, тем не менее, отказывается от помощи и просить мать лишь об одном – «не буди того, что отмечталось». Для Есенина мать – не только самый родной человек, который может все понять и простить, но и душеприказчица, своего рода ангел-хранитель, чей образ оберегает поэта в самые трудные минуты его жизни. Однако он прекрасно осознает, что уже никогда не будет таким, как прежде – богемный образ жизни лишил его духовной чистоты, веры в искренность и преданность. Поэтому Сергей Есенин с затаённой грустью обращается к матери со словами: «Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет». Что кроется за этой тёплой и нежной фразой? Горечь разочарования и осознание того, что жизнь сложилась совсем не так, как хотелось бы, и менять что-либо уже поздно – слишком тяжёл груз совершенных ошибок, исправить которые невозможно. Поэтому, предвкушая встречу с матерью, которой суждено стать последней в жизни поэта, Сергей Есенин интуитивно понимает, что для своей семьи он – практически
чужой человек, отрезанный ломоть. Однако для матери он по-прежнему остаётся единственным сыном, беспутным и слишком рано покинувшим отчий дом, где его все ещё ждут, несмотря ни на что. Понимая, что в даже в родном селе, где с детства все знакомо, близко и понятно, обрести душевный покой ему вряд ли удастся, Сергей Есенин уверен, что предстоящая встреча будет недолгой и не сможет залечить его душевные раны. Автор чувствует, что отдаляется от своей семьи, но готов принять со свойственным ему фатализмом и этот удар судьбы. Он беспокоится не столько за себя, сколько за мать, которая переживает за сына, поэтому просит ее: «Не грусти так шибко обо мне». В этом строчке – предчувствие собственной гибели и попытки хоть как-то утешить ту, для которой он всегда останется самым лучшим, дорогим и любимым человеком.
Преподаватель:
О чём ещё писал Сергей Есенин? (о животных) Не секрет, что в деревнях держат кошек и собак, и мы не задумываясь, топим их или можем бросить в них камень… Никто и никогда не задумывался о том, что животные испытывают теже самые чувства, что и люди. Что они тоже страдают и плачут, когда теряют родных и близких. Никто об этом из поэтов в стихотворении не сказал лучше, как С. Есенин.
Студент
рассказывает стихотворение:
«Песнь о собаке» Сергей Есенин
Утром в ржаном закуте, Где златятся рогожи в ряд, Семерых ощенила сука, Рыжих семерых щенят. До вечера она их ласкала, Причёсывая языком, И струился снежок под талый Под тёплым ее животом. А вечером, когда куры Обсиживают шесток, Вышел хозяин хмурый, Семерых всех поклал в мешок. По сугробам она бежала, Поспевая за ним бежать… И так долго, долго дрожала Воды незамерзшей гладь. А когда чуть плелась обратно, Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой Одним из ее щенков. В синюю высь звонко Глядела она, скуля, А месяц скользил тонкий И скрылся за холм в полях. И глухо, как от подачки, Когда бросят ей камень в смех, Покатились глаза собачьи Золотыми звёздами в снег.
Анализ стихотворения Есенина «Песнь о собаке»
Сергей Есенин неоднократно признавался в том, что животных любит гораздо больше, чем людей. По мнению поэта, братья наши меньшие – существа более благородные и возвышенные, их натуре присущи преданность и честность, а жестокость обусловлена не тщеславием и попыткой самоутвердится, а банальным инстинктом самосохранения. Подобные мировоззрения на тот момент не были новаторскими, и до Есенина их высказывали многие литераторы. Однако мало кому удавалось так контрастно и ярко противопоставить человека животному, как сделал это поэт в своём стихотворении «Песнь о собаке», написанном в 1915 году. В основе сюжета этого произведения – типичная и весьма банальная история о том, как на сельском подворье ощенилась рыжая сука, а хозяин, не пожелавший возиться со щенками и решать, куда же их пристроить, попросту утопил малышей в реке. С человеческой точки зрения такой поступок , безусловно, является жестоким, однако в этот момент мало кто задумывается над тем, что и у обычной дворовой собаки тоже есть чувства, она может страдать так же сильно, как и человек. Когда «хмурый хозяин» сложил новорождённых щенков, которых она так тщательно «причёсывала языком», в мешок и понёс к реке, собака бежала за ним по сугробам, а после смотрела, как «долго, долго дрожала воды незамёрзшей гладь». Подчиняясь воле человека, который решил, что имеет право распоряжаться жизнями щенков, их мать не смогла смириться с потерей. Но и изменить что-либо было не в ее власти. Поэтому, еле плетясь в хлев и слизывая пот с боков, она силилась понять своим собачьим умом, почему люди, которым она служила верой и правдой, обошлись с ней так жестоко и несправедливо. Однако все, что осталось рыжей суке, так это выть на молодой месяц, который животное приняло за одного из своих щенков. О том, что горе животного может быть таким же огромным, как у человека, свидетельствует финальная фраза стихотворения «покатились глаза собачьи золотыми звёздами в снег». Вся жизнь этого животного – это подачка, которая, по
мнению автора, больше похожа на камень, который швыряет в беззащитное существо веселящаяся людская толпа. Есенин недоумевает, почему мир настолько жесток, что любая жизнь не стоит в нем ни гроша. И в первую очередь страдают те, кто доверчив и не может себя защитить от более сильных, самоуверенных и безжалостных существ, которые именуются людьми. Поэт неоднократно возвращался к теме неравенства между человеком и животным, опровергая саму концепцию того, что люди являются высшими созданиями. Для Есенина все живые существа были равны, и даже обычные деревья в своих произведениях он наделял разумом и чувствами. Однако автор был убежден в том, что лично ему гораздо комфортнее в обществе берез и кленов, чем в компании пьяных представителей столичного бомонда и проституток, алчных, беспринципных и лишённых тех высоких духовных качестве, которыми обладают низшие существа – животные. Кроме того, на примере обычной собаки поэт попытался показать, что люди беспощадны не только по отношению к тем, кого приручили, но и к самим себе. Они готов уничтожить каждого, кто встаёт у них на пути и мешает осуществлению честолюбивых замыслов. Человеческая жизнь, равно как и собачья, по мнению поэта не представляет для общества какую-либо ценность. Но если у человека все же есть возможность себя защитить, то животные лишены и этой малости. Поэтому Есенин сочувствует им гораздо больше, чем людям, и намного ближе воспринимает горе обычной дворовой собаки, чем человека. Это стихотворение после публикации вызвало много споров и насмешек в адрес Есенина, которому критики предлагали ориентироваться в своих произведениях на впечатлительных барышень. Однако лишь некоторые литераторы смогли понять, что именно хотел поэт сказать своей «Песней о собаке», в которой попытался развеять миф о бездушности животных.
Преподаватель:
Большую часть творчества занимает любовная лирика. Это целая тема: “Любовь к женщине”. Она навсегда останется украшением нашей поэзии рядом со стихами Пушкина, Лермонтова, Тютчева и др. С этой темой мы и будем знакомиться. (Студенты делятся на 2-3 группы, каждой группе преподаватель раздаёт текст поэмы «Письмо к женщине» и задания). У каждого поэта стихи о любви посвящаются какой – то женщине. У Есенина оно, бесспорно, посвящено тоже женщине, но не только, и так задача: слушая стихотворение, подумайте, какая вторая сюжетная линия существует в данном стихотворении. (учащиеся слушают аудио стихотворение)
Письмо к женщине!

Вы помните, Вы все, конечно, помните, Как я стоял, Приблизившись к стене, Взволнованно ходили вы по комнате И что-то резкое В лицо бросали мне. Вы говорили: Нам пора расстаться, Что вас измучила Моя шальная жизнь, Что вам пора за дело приниматься, А мой удел - Катиться дальше, вниз. Любимая! Меня вы не любили. Не знали вы, что в сонмище людском Я был, как лошадь, загнанная в мыле, Пришпоренная смелым ездоком. Не знали вы, Что я в сплошном дыму, В развороченном бурей быте С того и мучаюсь, что не пойму - Куда несет нас рок событий. Лицом к лицу Лица не увидать. Большое видится на расстоянье. Когда кипит морская гладь, Корабль в плачевном состоянье. Земля - корабль! Но кто-то вдруг За новой жизнью, новой славой В прямую гущу бурь и вьюг Ее направил величаво. Ну кто ж из нас на палубе большой Не падал, не блевал и не ругался? Их мало, с опытной душой, Кто крепким в качке оставался.
Тогда и я Под дикий шум, Но зрело знающий работу, Спустился в корабельный трюм, Чтоб не смотреть людскую рвоту. Тот трюм был - Русским кабаком. И я склонился над стаканом, Чтоб, не страдая ни о ком, Себя сгубить В угаре пьяном. Любимая! Я мучил вас, У вас была тоска В глазах усталых: Что я пред вами напоказ Себя растрачивал в скандалах. Но вы не знали, Что в сплошном дыму, В развороченном бурей быте С того и мучаюсь, Что не пойму, Куда несет нас рок событий... .. . . . . . . . . . . . . . Теперь года прошли, Я в возрасте ином. И чувствую и мыслю по-иному. И говорю за праздничным вином: Хвала и слава рулевому! Сегодня я В ударе нежных чувств. Я вспомнил вашу грустную усталость. И вот теперь Я сообщить вам мчусь, Каков я был И что со мною сталось! Любимая! Сказать приятно мне: Я избежал паденья с кручи.
Теперь в Советской стороне Я самый яростный попутчик. Я стал не тем, Кем был тогда. Не мучил бы я вас, Как это было раньше. За знамя вольности И светлого труда Готов идти хоть до Ла-Манша. Простите мне... Я знаю: вы не та - Живете вы С серьезным, умным мужем; Что не нужна вам наша маета, И сам я вам Ни капельки не нужен. Живите так, Как вас ведет звезда, Под кущей обновленной сени. С приветствием, Вас помнящий всегда Знакомый ваш Сергей Есенин. 1924
Анализ стихотворения
«Лицом к лицу Лица не увидать.Большое видится на расстоянье».Эти строки, как и все стихотворение С.Есенина «Письмо к женщине», были написаны в 1924 году. К кому они обращались? Советское правительство использовало их для доказательства полной лояльности Есенина к советской власти. Вчитываясь в стихотворение, ясно, что эти строки можно отнести и к женщине, которую когда-то любил поэт, но потерял. Теперь ему остается только сожалеть о ней. Действительно, в «Письме к женщине» сплетаются, сходятся и расходятся две линии, два мощных пласта:
1. Какие это линии?

Ответ:
личные и общественные, любовь к женщине и любовь к родине.
2. В какой форме построено произведение?


Ответ:
Произведение построено в форме письма к дорогой герою женщине. Начинается оно сугубо интимным, личным воспоминанием. Герой описывает сцену их расставания. Любимая женщина бросала в лицо герою резкие и горькие обвинения. Она хотела расстаться с ним,
3. Почему? найдите ответ в стихотворении

потому что
… вас измучила Моя шальная жизнь, Что вам пора за дело приниматься, А мой удел – Катиться дальше, вниз. В ответ лирический герой выдвигает свои обвинения.Эта женщина просто не понимала его, его душевного разлада и трагедии в мире, когда одна страна уходит безвозвратно в прошлое, а на место ей приходит что-то совершенно новое и неизведанное.
4. Через какое художественное средство поэт передает свое состояние?

Ответ:
Поэт очень ярко передает свое состояние
сравнением
: «Я был, как лошадь, загнанная в мыле, Пришпоренная смелым ездоком». Лирический герой тщетно пытался понять в то время «куда несет нас рок событий».
5. С чем сравнивает поэт Россию? Докажите строками из текста…
Герой сравнивает Россию в эпоху революционных перемен с кораблем во время сильной морской качки.Больше всего в это время страдают люди. Поэт использует просторечия и вульгаризмы, чтобы сильнее и ярче передать болезненное состояние людей: «Ну кто ж из нас на палубе большой Не падал, не блевал и не ругался?» Кто смог сразу понять и оценить те колоссальные перемены, которые обрушились на страну в 1917 году? Только избранные, кто обладал дальновидностью, мудростью и умом.
Преподаватель:
Поэт пишет, что время перемен – это всегда страшное время, проверка на прочность, которую многие не выдерживают. Смотреть на человеческую слабость («людскую рвоту») очень страшно. Тонкая душа лирического героя этого не выдержала. Она спряталась, нашла отдохновение в «корабельном трюме» - русском кабаке:

6. Найдите подтверждающие строки в тексте:
И я склонился над стаканом, Чтоб, не страдая ни о ком, Себя сгубить В угаре пьяном. Далее мысль поэта вновь возвращается к его любимой женщине.Он горестно сожалеет, что та, которую он любил, не любила и не понимала его.Строфа «Но вы не знали, Что в сплошном дыму…» повторяется в стихотворении дважды, тем самым подчеркивается ее важность и значимость. Кроме того, эта строфа как бы отделяет то, что было, от того, что есть теперь. Всем метания, сомнения и душевные муки в прошлом.
7. Когда герой осознал и понял все произошедшие тогда события:
Найдите подтверждающие строки в тексте… Теперь года прошли, Я в возрасте ином. И чувствую и мыслю по-иному. И говорю за праздничным вином: Хвала и слава рулевому! Герой сам осознает произошедшие с ним перемены.Он как бы отчитывается любимой женщине обо всем, чтобы показать, каким он стал теперь.Герой словно испытывает чувство вины перед этой женщиной и оправдывается перед ней.А может быть, он ее просто до сих пор любит? Теперь он, по его словам, полностью принимает Советскую власть и «За знамя вольности И светлого труда Готов идти хоть до Ла-Манша».
8. Завершается стихотворение личной темой
, в которую, правда, также «вмешивается» общественная. Переплетение этих линий показывает и подчеркивает всю значимость для героя и самого поэта всего того, что касается его страны, его любимой родины. В финале герой просит прощения у своей любимой, теперь нет сомнения, женщины за все. С горечью он говорит о том, что он ей не нужен. У героини новая семья, «серьезный и умный муж».А герой стал для нее лишь…знакомым. Недаром именно так подписывает свое письмо. Он, в традициях русской классической поэзии (вспомним Пушкина и его «Я вас любил…»), желает любимой счастья «под кущей обновленной сени».

9.Найдите в стихотворении метафоры, изображающие Россию во время

перемен?
Стихотворение наполнено различными средствами художественной выразительности. Среди ни выделяются метафоры. Это и
развернутая метафора

Россия - корабль
. Кроме того, и «
я в сплошном дыму, в развороченном бурей

быте», «несет рок событий», «в прямую гущу бурь и вьюг ее направил», «я в

ударе нежных чувств», «я избежал паденья с кручи»
и так далее.
10. Найдите эпитеты в стихотворении, характеризующие его жизнь?
Много в стихотворении
и ярких эпитетов
: «шальная жизнь», «прямая гуща», «дикий шум», «пьяный угар», «праздничное вино», «грустная усталость», «яростный попутчик», «светлый труд».
Очень ярко сравнение
«Я был, как лошадь, загнанная в мыле, Пришпоренная смелым ездоком».
11. Обратите внимание, сколько обращений, восклицательных предложений,

найдите их в тексте?…..
В стихотворении много обращений, восклицательных предложений, подчеркивающих эмоциональность произведения.
Заключение.

Многие стихи Есенина стали песнями, романсами. И эта вторая жизнь лирики

поэта стала частью нашей жизни.

Преподаватель:

Давайте сделаем вывод:
Мы видим как разнообразно творчество Сергея Есенина. И о чём бы мы ни говорили, всё время подчёркивали связь его поэзии с устным народным творчеством. Пожалуй, это главное. Есенин в своих стихах создал мир, где всё живое равноправно. В его мире одинаковую ценность имеет любая жизнь: животного ли, растения ли, человека ли.
Однажды поэт сказал о своём понимании мира так:
“ Все мы яблони и вишни одного голубого сада; все от дерева. Наверное, поэтому его стихотворения столь человечны. Его стихи просты и естественны. Писать он может только о том, с чем связан.
Есенин был связан с русской природой, c деревней, с народом. Поэтому, естественно, что народное творчество повлияло на творчество поэта. Эпитеты, сравнения, метафоры Есенин находил в народной речи. Часто он использовал фольклорные выражения: “ковёр шёлковый, кучерявая голова, девица- краса”. Для Есенина характерно одушевление природы. (осень улетела, примчалася зима, Туча кружево в небе связала, пригорюнились девушки-ели) Это пример олицетворения, когда о неживом мы говорим как о живом. Вся поэзия Есенина кажется естественной, как будто она льётся из самого сердца. Как песнь простая. А песни русские Сергей Есенин очень любил. За ними он проводил целые вечера, а иногда и дни. Любил её - грустную, задорную, старинную, современную. Понимал её, чувствовал как-то по - особенному, по-своему. Наверно, поэтому на стихи Есенина создано более 300 вокальных произведений. Это и оперы, и романсы, и песни.
Задание перед песней:
Какое настроение передаёт автор в этом стихотворении? Сколько эпитетов у него? А какое у вас настроение? С помощью каких художественных средств ему удаётся это настроение вызвать у нас? (слушание песни “Отговорила роща золотая “)
Анализ стихотворения С.А. Есенина "Отговорила роща золотая"
В стихотворении «Отговорила роща золотая...» (1924) осень, пора увядания природы, соотносится с состоянием лирического героя. Здесь поэт создаёт яркий и красочный и многоцветный мир природы, наполненный переливами цветов (золотая роща, голубой пруд, рябиновые кисти). Но весь этот многоцветный мир подёрнут грустью: «отговорила» роща, журавли «грустно» улетают, «костёр рябины красной» никого не может согреть, деревья роняют листву. Эти минорные ноты соответствуют состоянию самого героя: ему грустно и одиноко, он вспоминает весёлую юность и «души сиреневую цветь», заявляя: «ничего в прошедшем мне не жаль». Однако следующие строки дают понять, что на самом деле герой с горечью и тоской думает о том, как много было «лет растрачено напрасно».
Природа отцветает, как отцвела душа героя, но она способна возродиться: «не обгорят рябиновые кисти», «от желтизны не пропадёт трава». И лирический герой пытается вылечить душу от грусти и тоски слиянием с природой. Краткий миг человеческой жизни сливается здесь с вечным потоком мирового времени.
Преподаватель:
Высказывания писателей о Есенине:
Н.Тихонов:
“Его всеобъемлющая человечность, его предельная искренность, его любовь ко всему живому давали ему большое право обо всём говорить в стихах”.
П.Тычина:
“Кого мне поставить в один ряд с ним – таким высокоодарённым, самобытным певцом России? Кто ещё из поэтов мог так сильно чисто, взволнованно и высоко передать в песнях свою любовь к родной земле, к своему народу?” Эти высказывания подвели итог нашим раздумьям и позволяют повторить главную мысль всей темы: “Есенин – это вечное.” Человек будущего так же будет читать Есенина, как его читают люди сегодня. Его стихи не могут состариться. В их жилах течёт кровь вечно живой поэзии.
Преподаватель:
я бы хотела в завершение сказать такие строки…
Стихотворение “До свиданья, друг мой, до свиданья”
До свиданья, друг мой, до свиданья. Милый мой, ты у меня в груди. Предназначенное расставанье Обещает встречу впереди. До свиданья, друг мой, без руки, без слова, Не грусти и не печаль бровей, - В этой жизни умереть не ново, Но и жить, конечно, не новей.
Я благодарю всех учащихся за урок, спасибо!

Большое спасибо вам, коллеги, что посетили нас.

Домашнее задание:
прочитать и проанализировать поэму «Анна Снегина». Выставление оценок.