"Игра в жизни, воспитании, обучении и развитии детей дошкольного возраста"

Автор: Низамова Эльвира Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/c "Снежинка" с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей
Населённый пункт: п. Нижнесортымский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Игра в жизни, воспитании, обучении и развитии детей дошкольного возраста"
Дата публикации: 19.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Игра - основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом - обаяние игры. В каждую эпоху общественного развития дети живут тем, чем живет народ. Но окружающий мир воспринимается ребенком по - иному, чем взрослыми: ребенок - « новичок», все для него полно новизны, значения; ребенок в игре делает « открытия» того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель - играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственности жизни детей. Выдающийся советский педагог Н.К. Крупская, подчеркивая особенности детских игр, писала: « Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.» Н.К. Крупская указывала на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождения детей в жизнь, связи игр с жизнью. « Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего» Развивая мысль о необходимости широко использовать игру как средство воспитания, А. С. Макаренко обращал внимание родителей на то, что « воспитание будущего деятеля должно заключаться не в устранении игры, а в такой организации ее,
когда игра остается игрой, но в игре воспитываются качества будущего работника и гражданина» Игра является средством воспитания, когда она включается в целостный педагогический процесс. Руководя игрою, оказывая влияние на ее содержание, организуя жизнь детей в игре, их взаимоотношения, родитель воздействует на все стороны личности ребенка", на сознание, чувство, волю, отношения, поступки и поведение в целом. Ценность игры как воспитательного средства заключается и в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Организуя жизнь ребенка в игре формируются не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры. Таким образом, при правильном руководстве детьми игра становится школой воспитания. Игра является и средством первоначального обучения, усвоения детьми « науки до науки». В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Но дети даже старшего дошкольного возраста воспринимают лишь внешние стороны и в меньшей степени могут усвоить причины, связи. Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, родитель имеет возможность направить детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. И вместе с тем он питает интерес ребенка, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры, а через игру, в процессе игры формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Руководя игрой, родитель воспитывает активное стремление детей что-то узнавать, искать, проявлять усилие и находить, обогащает духовный мир ребенка. А это все содействует умственному и общему развитию.