"Защитники Отечества"

Автор: Сейтоплаева Лемара Рефатовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 28
Населённый пункт: ст. Тамань Краснодарский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Защитники Отечества"
Дата публикации: 19.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Методическая разработка по теме: «Защитники Отечества»
Вид (разновидности) деятельности детей:
- двигательная деятельность (гимнастика); - восприятие художественной литературы и фольклора (чтение (слушание), обсуждение (рассуждение)); - коммуникативная деятельность (диалог-взаимодействие, монолог- повествование, комплексное взаимодействие); - музыкальная деятельность (слушание (восприятие) музыки).
Содержание деятельности детей
(дидактические единицы): - представления о подвигах героя-земляка (В.А. Носов); - представления о значении праздника 23 февраля; - умение отражать представления о самолетах в изобразительной деятельности (лепка с элементами сюжетного рисования).
Интегрированная форма:
творческая мастерская.
Задания для совместной деятельности детей

Задание
(действие и его содержание)
Способ

предъявления задания

Способ

презентации

детьми

результатов

выполнения

задания
1. Послушайте песню, музыку и слова которой написал Миши Комаров, «Защитники Отечества» и выскажите свое мнение: «О чем эта песня». Аудио- слуховой (прослушивание песни) Обмен мнениями по теме услышанной песни. 2. Послушайте стихотворение скажите, о чем это стихотворение? Словесный (чтение стихотворения) Эмоционально откликаются на содержание стихотворения. 3. Послушайте рассказ о празднике 23 февраля Словесный (рассказ о празднике) Выражают свое отношение к празднику, к герою- земляку. 4. Ответьте на вопросы о боевой технике Словесный (беседа) Отвечают на вопросы педагога. 5. Рассмотрите сюжетную картину «Вечный огонь у Кремлевской стены» и расскажите о том, что вы увидели. Наглядный (рассматривание картины) Рассматривают картину, высказывают свои впечатления об увиденном. 6. Выполните упражнения «Самолеты». Практический (упражнения) Выполняют движения по показу педагога 7. Вспомните приёмы изображения самолета простым карандашом, накладывания пластилина по контуру и его размазыванию, а затем дорисовки мелких деталей сюжета цветными карандашами. Наглядно-словесный (проговаривание и показ приемов изображения) Слушают объяснения педагога и уточняют последовательность выполнения
работы. 8. Изобразите самолет с помощью карандашей и пластилина. Практический (изображение самолета), взаимоконтроль Выполняют работу, обращаются за помощью к педагогу, друг другу в случае возникновения затруднений. 9. Рассмотрите готовые работы и ответьте на вопросы о готовых работах (коллективный смотр, самопроверка с помощью нормирующих средств (сравнение с образцом) Наглядно-словесный Отвечают на вопросы, выражают отношение к проделанной работе. 10. Выберите лучшие работы (рефлексия деятельности). Словесный Выбирают лучшие работы.
Образовательные задачи.
1. Задачи, ориентированные на получение когнитивного опыта: 1.1. Уточнить представления детей о подвиге героя-земляка (В.А.Носов) в ВОВ; 1.2. Расширять представления детей о значении праздника 23 февраля. 2. Задачи, ориентированные на получение эмоционального опыта: 2.1. Способствовать развитию у детей чувства гордости за подвиг народа и уважения к участникам ВОВ; 3. Задачи, ориентированные на получение опыта деятельности: 3.1. Развивать у детей мелкую моторику рук, формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов, сильнее размазывая пластилин по контуру карандаша, как того требует предлагаемая техника; 3.2 Развивать у детей композиционные навыки, пространственные представления: выделять в рисунке главное и второстепенное.
Материалы и оборудование.

1. Стимульный материал:
аудиозапись песни («Защитники Отечества», музыка и слова Миши Комарова).
2. Материалы для деятельности детей:
Материалы для представления заданий и результатов деятельности: конструкция для размещения материалов с выполненными заданиями («Стена творчества»). Материальные средства для деятельности детей: – художественно-изобразительные средства (карандаши, бумага, салфетки, доски для лепки); – бумага, пластилин.
3. Дидактический материал:
– сюжетная картина «Вечный огонь у Кремлевской стены»; – текст стихотворения "Неизвестный солдат" (Ю. Коринец).
4. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей
: – магнитофон, – ноутбук.
Конструктор совместной деятельности педагога и детей

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивационно-

целевой
Обращает внимание на звучащую песню. Читает стихотворение "Неизвестный солдат" (Ю. Коринец). Рассказывает детям о празднике 23 февраля. Проводит беседу. Слушают песню. Слушают стихотворение. Дети внимательно слушают педагога, эмоционально откликаются на рассказ
педагога.
Содержательно-

деятельностный
Показывает слайд, иллюстрирующий сюжетную картину «Вечный огонь у Кремлевской стены». Рассматривают слайд, эмоционально откликаются, вступают в диалог с педагогом, рассуждают. Задает вопросы. Обобщает ответы детей. Отвечают на вопросы педагога. Предлагает детям выполнить движения из упражнения «Самолеты» (динамическая пауза). Выполняют движения по показу педагога. Объясняет детям, что они будут сегодня изображать: прорисовка контура простым карандашом, накладывание пластилина по контуру и его размазывание, дорисовка мелких деталей сюжета цветными карандашами. Слушают объяснение педагога и уточняют последовательность выполнения работы. Помогает детям в случае затруднений, дает рекомендации. Обращаются за помощью к педагогу, друг другу при возникновении затруднений.
Оценочно-

рефлексивный
Организует беседу рефлексивного характера. Отвечают на вопросы, выражают отношение к проделанной работе.
Методы и приемы:
1. Методы стимулирования и мотивации деятельности детей, их интереса к деятельности (эмоциональная и интеллектуальная стимуляция): – слушание аудиозаписи песни "Защитники Отечества", музыка и слова Миши Комарова. Защитники Отечества. Я жду письма четвертую неделю, И о тебе, любимый, вижу сны. Хочу с тобой увидеться в апреле, Ещё хочу, чтоб не было войны. У нас звенят крещенские морозы, Стоят в снегу по пояс тополя. Увидимся не рано, и не поздно, Как раз на 23-е февраля. Припев: Защитники Отечества, мне Вас поздравить хочется! Горят на солнце ваши ордена. Защитники Отечества, пускай война закончилась, За Вами необъятная страна. Уже вернулись многие ребята. Опять звенят гитары под окном. Теперь я знаю, что поют солдаты, И жду тебя сильнее с каждым днём. Припев: Защитники Отечества, мне Вас поздравить хочется! Горят на солнце ваши ордена. Защитники Отечества, пускай война закончилась, За Вами необъятная страна.
– Вводная беседа, актуализирующая имеющийся опыт детей + эмоциональная стимуляция. Вопросы беседы: 1. О ком эта песня? 2. Кто является Защитниками Отечества? 3. Какими должны быть Защитники Отечества? – Предъявление требований к выполнению задания (в вербальной форме): 1. Выделите основные части самолета. 2. Нарисуйте самолет с элементами вооружения. 3. Нарисуйте дома и деревья в нижней части листа. 4. Раскрасьте картину с помощью пластилина. 5. Используйте темный пластилин для фона ночного неба, а светлый для закрашивания самолета. 2. Методы организации и осуществления деятельности:
– Словесные:
1. Чтение стихотворения:
Неизвестный солдат (Ю. Коринец
.) Ярко звезды горят, И в кремлевском саду Неизвестный солдат Спит у всех на виду. Над гранитной плитой Вечный свет негасим. Вся страна сиротой Наклонилась над ним. Он не сдал автомат И пилотку свою. Неизвестный солдат Пал в жестоком бою. Неизвестный солдат Чей-то сын или брат, - Он с войны никогда Не вернется назад. 2. Беседа о Дне Защитника Отечества. Вопросы беседы: 1. Ребята, кто мне ответит, какой праздник мы отмечаем 23 февраля? 2. Почему он так называется "День Защитника Отечества"? 3. Объясните значение слова Отечество? 4. Почему мы чтим память героев- Защитников Отечества? 3. Рассказ педагога о празднике «День Защитника Отечества» В 1918 г. полки старой царской армии были расформированы, их солдаты, измученные войной, отправлялись по домам, но мирная передышка была недолгой. 21 февраля 1918 г. кайзеровская Германия, нарушив перемирие, двинула войска на Петроград. советское правительство, приняв декрет о создании рабоче-крестьянской Красной армии, обратилось к народу с воззванием вступить во вновь формируемую армию. А 23 февраля 1918г. уже сражалась с противником и остановила его наступление под Псковом и Нарвой. Этот день и стали считать днем рождения Красной армии и Военно-морского флота, а армию и флот – родными братьями. Мы с вами живем в стране, которая называется Россия. Россия – это наше Отечество. В нашей стране есть армия, в которой служат солдаты, моряки, пограничники, летчики.
Их называют защитниками Отечества. Скоро наступит праздник нашей армии – День Защитника Отечества. В армии есть различные рода войск – такая армия сильная. Она может защитить свою страну и на море, и на суше, и в воздухе.
Пограничники
– это солдаты, которые охраняют границу. Они первыми встречают вражеские войска, когда переходят границу. Пограничники, как и все военные, являются защитниками нашего Отечества. В пограничном отряде есть проводник с собакой. Собака помогает пограничникам, идёт по следу.
Военно-морской флот.
Морские просторы нашей Родины защищают военные корабли. Там служат моряки, среди них есть и капитаны. Это командиры корабля, они в ответе за весь корабль. Большие надводные корабли оснащены пушками, зенитками, ракетами, бомбами. Они могут защищать нашу Родину на воде.
Военно-воздушные силы
готовы защищать в случае необходимости наше Отечество с воздуха. Лётчики – члены экипажа самолёта или вертолёта – должны не бояться высоты и уметь в критической ситуации брать ответственность на себя. В
сухопутных войсках
служат пехотинцы, артиллеристы, ракетчики, танкисты. Танки – самоходные машины на гусеничном ходу, что позволяет им проходить по любой местности. Танки снабжены пушками и пулемётами. Ещё в сухопутных войсках служат связисты, минёры, военные строители. В мирное и в военное время армия охраняет наше Отечество от любых врагов. И мы всегда с благодарностью вспоминаем наших славных воинов-защитников, отстоявших мир в битвах и подаривших нам возможность жить без войны под чистым небом. 4. Пояснение к слайду, иллюстрирующего сюжетную картину "Вечный огонь у Кремлевской стены": – картина знакомит нас с вечным огнем, который горит в память павшим неизвестным героям-защитникам Отечества. 5. Вопросы по сюжетной картине: – Что вы видите на картине? – Где это находится? – Кто был здесь? – Почему люди приносят цветы к могиле неизвестного солдата? 6. Обобщение по сюжетной картине. Мы видим звезду, в центре которой горит огонь. На складках боевого знамени лежит солдатская каска и лавровая ветвь, как символ нашей победы. Около "Могилы Неизвестного солдата" мы видим много венков и цветов. Их принесли люди, которые чтят память павших героев-солдат, защитников нашего Отечества. 7. Вопросы, актуализирующие опыт детей: – Ребята, кто из вас видел различную боевую технику? – Какая она бывает? – Кто из вас видел самолет? 8. Обобщающий рассказ о самолете: Самолет – это боевая машина, летящая в небе. Самолет можно сравнить со стальной птицей. Чтобы самолет ярче выделялся на фоне ночного неба, используют контрастные сочетания цветов (самолет светлый, небо темное). 9. Чтение текста динамической паузы "Самолет": Руки ставим все вразлет: Появился самолет. Правое крыло вперед, Левое крыло вперед, Полетел наш самолет. Заправляем самолет, Отправляемся в полет. Руки в стороны держите,
Друг на друга поглядите. Опустили руки вниз И на место все садитесь. 10. Постановка задачи, объяснение задания детям. Ребята, сегодня мы будем выполнять лепку с элементами рисования "Самолет в ночном небе". Начнем с основных частей самолета. Нарисуем длинную прямую линию с небольшим наклоном. На самом конце линии – квадрат. Это будущая кабинка пилота. С обеих сторон от основной линии наметим наклонные, обозначая крылья самолета. В самом конце наметим еще два маленьких крыла – задние. Там же рисуем и закрылки. Изображаем кабину летчика. Прорисовываем крылья нашего самолета, затем топливные баки и турбины, из которых вылетает пламя. Добавим вооружение: ракеты, находящиеся под крыльями внизу. Это военный самолет. Самолет совершает ночной вылет. На темном фоне у нас получится красивый яркий самолет. Самолет летит над лесом, над городом. Можно нарисовать деревья, дома. На нашем рисунке самолет является главным объектом и будет занимать большую часть будущей композиции. Не главное, второстепенное место отводится изображению домов и деревьев, расположить их нужно в нижней части листа.
– Аудиовизуальные
Показ слайда, иллюстрирующий сюжетную картину "Вечный огонь у Кремлевской стены".
– Наглядный:
Показ динамической паузы "Самолеты".
– Практические
Выполнение упражнения "Самолеты". 3. Методы контроля и оценки деятельности детей: – Коллективный смотр; – Беседа рефлексивного характера по вопросам: 1. Дети, что нового мы сегодня узнали? 2. Что мы сегодня изображали с помощью пластилина и карандашей? 3. Какому празднику посвящена наша выставка?