"Дружба"

Автор: Хлыстова Елена Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Трудармейская СОШ"
Населённый пункт: Кемеровская область, Прокопьевский район, п.Трудармейский
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Дружба"
Дата публикации: 20.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Урок по курсу ОРКСЭ
Модуль «Светская этика» Базовый учебник: ОРКСЭ «Основы светской этики» 4-5 класс, изд. Дрофа, Москва, 2012 г
Тема
: Дружба.
Цель
: развитие представлений о дружбе, друге, добродетельности, понимания их значения в жизни.
Задачи
:  показать ценность и необходимость дружбы, важность друзей в семейной и общественной жизни человека;  развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими, с общими человеческими ценностями;  развивать навыки сотрудничества со сверстниками.  воспитывать у школьников чувство доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. 1. Предметные: а) Выявить представление детей о том, что такое «дружба», «друг». б) Учить видеть, понимать, оценивать поступки других, объяснять свои суждения. 2. Метапредметные: а) Коммуникативные УУД: - формировать умение оформлять свои мысли в устной речи; - формировать умение слушать, понимать речь других, участвовать в диалоге; - формирование умение работать в группах б) Познавательные: - формировать умение находить необходимую информацию ( в учебнике, словаре); - формировать умение перерабатывать информацию и делать простые выводы; - формировать умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной речи; - формировать общеучебные умения (анализ, синтез, сравнение) в) Регулятивные: - формировать умение определять цель учебной деятельности; - формировать умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; - формировать умение контролировать свою деятельность, делать самопроверку; - формировать умение преодолевать учебные трудности, адекватно реагировать на ошибки;. 3. Личностные: 1) Формировать положительную мотивацию к обучению;
2) Формировать умение ценить и принимать базовые ценности («настоящий друг») 3) Формировать умение жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм.
Тип урока
: изучение нового материала.
Формы работы
: групповая, фронтальная, индивидуальная
Виды деятельности:
беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка к написанию рассказа.
Технологии
: Модульное обучение (умения находить нужную информацию и способность применять её для самостоятельного получения знаний), игровое обучение (игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность), проблемное обучение (постановка познавательных задач), информационно-коммуникационные технологии , групповая работа. Основные термины и понятия: “дружба”, “друг”, “избирательность”, “бескорыстность”.
Методы:
проблемно – поисковый,словесный (беседа),метод стимулирования интереса к учению (создание эмоционально – нравственных ситуаций), частично – поисковый (эвристическая беседа).
Оборудование:
м\медийная установка, экран, листочки, раздаточный материал, карандаши.
Планируемый результат:
учащиеся смогут сформулировать понятия “друг”, “дружба”, назвать правила дружбы; практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем; приобрести навыки работы в сотрудничестве.
Ход урока
1. Организационный момент: Эмоциональный настрой. - Ребята! Давайте улыбнемся друг другу и подумаем, как хорошо, что сегодня мы снова вместе. Глубоко вздохнем и выдохнем. Выдохнем - обиды, зло и тревогу. Вдохнем – хорошее настроение, радость, бодрость. Тихонько сели.
2.
Введение в новую тему. Тему урока, о которой мы будем говорить сегодня, узнаете, если прослушаете песню.(Звучит песня Шаинского «Если с другом вышел в путь») - Слайд №1. -О чем эта песня? -Как вы думаете, почему прозвучала именно эта песня? -Вы догадались верно, мы будем говорить о дружбе. - А что вы хотели бы узнать о дружбе? (ответы учеников) - А умеете ли вы дружить? А что значит – быть настоящим другом? На эти вопросы мы сегодня постараемся найти ответы. Вопросы трудные, серьезные. Не будем терять времени. Начнем работу. -Как думаете, что такое «дружба»? ( Мозговой штурм).
РАБОТА НАД ЗНАЧЕНИЕМ СЛОВА «ДРУЖБА». - Какое прекрасное слово «дружба»! Когда я произношу это слово, то сразу вспоминаю своего друга, с которым мне всегда интересно, тепло и уютно, с ним я могу посекретничать о своем. Где можно найти значение слова «дружба»? Слово Дружба в словаре Ожегова ДРУЖБА- близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. - Как вы думаете, между кем может быть дружба? (Между людьми разного возраста, между девочкой и мальчиком, между родителями, между животными). -А считаете ли вы что дружить должны все на свете? - А кто это все на свете? - Почему должны дружить все на свете?
4.Открытие нового знания.
- Ребята! Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы у вас было много друзей? (нужно помогать друг другу, уважать, уметь дружить….) - Иметь друга - великое благо. А жизнь устроена так, что её блага не сваливаются на нас с неба, ради них нужно трудиться. Ради дружбы необходимо трудиться душой. Есть мудрое старое правило: «Хочешь иметь друга – будь им». - Как понимаете? (Т.е. восприми его радости и горести как свои и подумай о том, как сделать его жизнь счастливее. Не пожалей ни времени, ни своих сил, ни своих чувств). Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живёт один раз на Земле, поэтому нужно каждый день творить добро. Дружба должна быть бескорыстной. - Что такое бескорыстие?( выслушиваются мнения ребят)
5. Первичное закрепление
СЕРДЕЧКО Однажды ребята играли у речки,Попался им камешек в виде сердечка: Гладкий и мокрый, такой симпатичный!Как сувенир – да он просто отличный! Каждый сердечком хочет владеть, У каждого веские доводы есть. Тянут сердечко на разные части, Делят удачу и общее счастье…Выскользнул камешек, в речку упал: Он снова ничей, он бесследно пропал! Жалко сердечко! С ним вместе исчезли Дружба, улыбка, радость, веселье…Надёжно хранит этот камешек речка, Чтоб в добрые руки попало сердечко! - Почему пропало сердечко? - Знаешь ли ты, что такое уступчивость?
У нашего народа есть много пословиц о дружбе. А насколько вы хорошо их знаете, покажет игра « Собери пословицу». Каждая группа получает конвертик со словами пословицы. Ваша задача: собрать ее и приготовиться объяснить значение. -Проверяем. 1 группа: Один за всех и все за одного. (6 слайд) 2 группа: Старый друг лучше новых двух. 3 группа: Друг познается в беде. - Какие еще пословицы о дружбе вы знаете? (Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Человек без друзей, что дерево без корней. Дружбу за деньги не купишь. ) - Закончите пословицу (7 слайд) - Давайте эти пословицы, как правила дружбы запомним, и будем выполнять. Дружить можно со всеми и с кем-то одним, дружить можно и в классе и в семье, но всё-таки самая главная дружба начинается в семье. Ведь семья-это начало нашей жизни, мы здесь родились, растём и взрослеем. Недаром одна из пословиц гласит «Нет лучше дружка, чем родная матушка» ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (под музыку) (8 слайд)
6. Разбор ситуаций ( 9 слайд)
Их везде можно было увидеть вместе: в библиотеке, в школьной столовой, на улице. Олег и Миша были друзьями уже три года. Вместе они посещали научное общество учащихся и были отличниками. Однажды, когда проходила городская олимпиада по математике, участниками которой были оба мальчика, Олег занял первое место. В этот день многие восхищались им и поздравляли его. И только Миша молчал и был спокоен, как будто ничего не произошло. А дня через два Миша пересел от Олега на другую парту, ссылаясь на то, что ему не очень хорошо видно классную доску. Олег не понял, что произошло с другом. Вопросы для обсуждения - Что случилось с Мишей? - Почему он повел себя так? - А как бы вы повели себя в такой ситуации? - Были ли в вашей жизни подобные ситуации? - Можно ли назвать отношения этих ребят дружбой? Истинная дружба проходит испытание не только горем, бедой, но и радостью. Настоящий дуг никогда не будет завидовать успехам товарища, наоборот, он искренне разделит его радость. (10 слайд) Часто дружба,
К своей устремившись звезде, вдруг замрет на каком- то градусе. Кто сказал: Человек познается в беде? Человек раскрывается в радости! - Какими же личными качествами, по вашему, должен обладать настоящий друг?
Работа в группах (создание ромашки-дружбы) (11 слайд)
- У каждой группы на столе лежит листочек со словами, обозначающие нравственные качества личности. Прочитайте их, обсудите и вычеркните те качества личности, которыми настоящий друг обладать не должен.
Слова на карточках
: доброжелательность, грубость, лживость, терпимость, уступчивость, отзывчивость, равнодушие, забота, вредность, скупость, честность, щедрость, драчливость, жадность, бескорыстность, зависть, ответственность, подлость, эгоизм, хвастовство, вежливость. -Перечислите, какими качествами обладает настоящий друг. (Слайд 12) -А нужно ли вам самим обладать такими же нравственными качествами как и ваш друг? Почему? - Действительно, народная мудрость гласит: «Найти хорошего друга – это только половина дела: нужно еще самому быть таким». - Как вы считаете, легко ли быть хорошим другом?
10 законов дружбы ( 13 слайд)

7. Подведение итогов. Рефлексия.
- Чему научил вас этот урок? Когда дружбу можно считать настоящей? - Какую роль играет дружба в жизни человека? Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке? - Какие правила дружбы вы запомнили? - С каким настроением уходите с урока? (Выбери цветочек, если настроение хорошее – оранжевый, если тревожное – красный и плохое – синий) - Посмотрите какая цветочная поляна получилась. (Звучит музыка) - Спасибо всем за урок!!!
8.
Д. задание: написать небольшой рассказ о своем друге.