"Времена года в поэзии Федора Ивановича Тютчева"

Автор: Донгак Сайлык Юрьевна
Должность: учитель русского языка и илтературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 8
Населённый пункт: Город Кызыл, Республика Тыва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Времена года в поэзии Федора Ивановича Тютчева"
Дата публикации: 20.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации



Министерство образования и науки Республики Тыва МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА Тема: « Времена года в поэзии Федора Ивановича Тютчева» Автор: Донгак Сайлык Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №8 города Кызыла г. Кызыл 2015 2

Содержание:
1. Пояснительная записка………………………………………………………….. 2. Структура занятия……………………………………………………………….. 3. Ход занятия………………………………………………………………………. 4. Самоанализ занятия……………………………………………………………… Список литературы…………………………………………………………… Приложение Текст лирических произведений Тютчева Ф.И ………………………... 3



1 Пояснительная записка
Методическая разработка по теме «Времена года в поэзии Федора Ивановича Тютчева» направлена на формирование у обучающихся интереса к личности и творчеству поэта, развитие умения анализировать лирические произведения и факты биографии поэта, воспитывать у обучающихся правильное бережное отношение к природе. Для достижения данных целей выбраны:  Оформление урока: портрет Фёдора Ивановича Тютчева, рядом цветы; выставка книг о Тютчеве и сборники его стихотворений; аудиозаписи, иллюстрации времен года.  Тип урока: урок-экскурсия, методы и приемы: сообщения учащихся, выразительное чтение, прослушивание музыкальной записи, анализ текстов стихотворений, экскурсия по лесу в разные времена года. Цель экскурсии: - прививать любовь к окружающему миру; - развить умения сравнивать и анализировать; - помочь учащимся войти в поэтический мир Федора Ивановича Тютчева, исследуя в его творчестве эволюцию понятия «Человек и природа»; - совершенствовать навыки групповой и индивидуальной работы; - воспитывать интерес к творчеству поэта. Задачи: Обучающая: Учить правильному поведению в природе. Приобщить детей к чтению произведений Ф.И.Тютчева. Развивающая: а) развивать познавательные интересы к природе, вырабатывать умение видеть красоту родного края в разное время года и находить отличительные черты; б) проанализировать произведения поэта в контексте «человек и природа»; в) формировать у пятиклассников умение читать, воспринимать и анализировать пейзажную лирику; г) провести исследовательскую работу со стихотворениями «Весенняя гроза», «Есть в осени первоначальной», «Летний вечер», «Зима недаром злится», «Весна» Ф.И.Тютчева; д) развивать навык выразительного чтения. Воспитательная: эстетическое воспитание; воспитание патриотизма, любви к природе. 4

Методы и приемы
: словесный метод, самостоятельная работа учащихся, выразительное чтение учащихся, наглядный метод, прослушивание музыкальной записи, анализ текстов стихотворений, работа с дополнительной литературой.
Тип урока
: урок - экскурсия
Предполагаемый результат занятия
: учащиеся получают эмоциональный опыт, расширяют кругозор и пополняют словарный запас, развивают интерес к бережному отношению к природе и окружающей среде.
Оформление
: портрет Фёдора Ивановича Тютчева, рядом цветы; выставка книг Тютчева и сборники его стихотворений; романсы на стихи Тютчева; аудиозапись, плакаты: времена года, (экспонаты в музее).
Структура занятия
:
1.

Вступительная беседа.

2.

Знакомство (краткое) с творчеством писателя.

3.

Ознакомление учащихся с правилами поведения в лесу.
Анализ стихотворений. Итог. Рефлексия. 5

3. Хода занятия:
Тема открытого урока: «Времена года в поэзии Федора Ивановича Тютчева». Класс: 5 класс Форма проведения: урок – экскурсия
Цель экскурсии:
- прививать любовь к окружающему миру; - развить умения сравнивать и анализировать; - помочь учащимся войти в поэтический мир Федора Ивановича Тютчева, исследуя в его творчестве эволюцию понятия «Человек и природа»; - совершенствовать навыки групповой и индивидуальной работы; - воспитывать интерес к творчеству поэта.
Задачи:
Обучающая: Учить правильному поведению в природе. Приобщить детей к чтению произведений Ф.И.Тютчева. Развивающая: а) развивать познавательные интересы к природе, вырабатывать умение видеть красоту родного края в разное время года и находить отличительные черты; б) проанализировать произведения поэта в контексте «человек и природа»; в) формировать у пятиклассников умение читать, воспринимать и анализировать пейзажную лирику; г) провести исследовательскую работу со стихотворениями «Весенняя гроза», «Есть в осени первоначальной», «Летний вечер», «Зима недаром злится», «Весна» Ф.И.Тютчева; д) развивать навык выразительного чтения. Воспитательная: эстетическое воспитание; воспитание патриотизма, любви к природе.
Ход урока – экскурсии.

Вступительная беседа.
- Ребята, кто из вас любит читать стихотворения? - Что ж, на уроке мы попытаемся доказать, что создание стихов – это великое искусство, каждое поэтическое слово способно передавать множество образов и значений. Нам сегодня предстоит научиться слышать и чувствовать мелодию стихотворения и передавать свои ощущения в чтении. Нам в этом помогут прекрасные стихотворения Ф.И.Тютчева, выдающегося русского поэта 19 века. - Ребята каких поэтов вы знаете, которые в своих стихах воспевают родную природу? 6
- О каком времени года вы предпочитаете читать в стихотворениях? - А мы с вами познакомимся со стихотворениями об осени, зиме, весне и о лете в поэзии Ф.И. Тютчева.
II. Знакомство краткое с творчеством писателя.
- Для начала вкратце вспомним про творчество писателя: Ф.И. Тютчев (1803 - 1873) принадлежит к числу выдающихся русских поэтов. Тютчев давно уже признан ярчайшим поэтом. У Тютчева природа наделена своей жизнью, обычно таинственной и непостижимой для человека. Природа у Тютчева, действительно, не «слепок»: она живет, движется, дышит. Так построено знаменитое стихотворение «Весенняя гроза» («Люблю грозу в начале мая…», 1828). С восторгом, с эмоциональным подъемом воссоздает поэт буйство, высшее проявление стихийных сил природы. Природа у него одушевлена, очеловечена; и в этом проявляется его убеждение в целостности мира, и единстве человека и природы. Поэзия Тютчева часто строится на контрастах. Свету противопоставляется тьма, югу – север, дню – ночь, зиме – лето, осени – весна. Тютчев воспринимает мир во всем его многообразии. Вот почему он так часто обращается к переходным состоянием, идет ли речь о временах года или временах суток («Весна», «Летний день», «Есть в осени первоначальной…», «Зима недаром злится…»). Диалектическое восприятие действительности придает его стихотворениям подлинно философскую глубину.
III. Ознакомление учащихся с правилами поведения в лесу
Учитель: Ребята, я вам предлагаю отправиться на экскурсию в наш лес в разные времена года. Назовите, какие правила нужно соблюдать, придя в лес. (Дети отвечают) Нельзя разжигать костер в лесу пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом место, где горел костер, хорошо ли он потушен. Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе. Учитель: Правильно, молодцы, ребята! Вы не только назвали правила поведения в природе, но и сумели их объяснить. Итак, в путь. Введение в тему урока – экскурсии (создание эмоционального настроя). Снова птицы летят издалека, К берегам, расторгающим лед, Солнце теплое ходит высоко И душистого ландыша ждет. 7
А.Фет -
О каком времени года говорится в стихотворении?
(О весне). - Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне? (Появляются ландыши). - Какие признаки весны назвал автор в своем стихотворении? (Прилет птиц, освобождение рек ото льда, солнце находится выше над горизонтом, чем зимой, весной цветут ландыши).
IV. Анализ стихотворений.
Учитель: Природа у Тютчева – это и течение человеческой жизни, и смена времен года, и все явления, волнующие поэта. Тютчев говорит о временах года, находя во всех отражения разных состояний его души и всегда в каждом свою прелесть. 1). Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к весне и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны и какие чувства нам передает Тютчев:
Стихотворение «Весенние воды»
(рассказывает ученик 1) Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят – Бегут и будят сонный брег, Бегут, и блещут, и гласят… Они гласят во все концы: «Весна идет, весна идет, Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперед! Весна идет, весна идет, И тихих, теплых майских дней Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней!...». 8
Учитель: 1.Каково настроение этого стихотворения? О каком времени года говорится? - Оно было написано в 1830 году. Читая стихотворение, действительно ощущаешь весеннюю атмосферу). 2.Найдите в стихотворении приметы наступающей весны. - Действительно, в этих строках чувствуется, как в воздухе пахнет талым снегом, вокруг раздается пение птиц, солнце растапливает зимнюю стружу, наполняя душу восторженным возбуждением и радостью). 3.На сколько частей можем поделить стихотворение: о чем говорится в начале и в конце? - Стихотворение можно разделить на две части, основываясь на настроении автора в начале и в конце произведения. В первой части у земли состояние еще сонное – она «еще не проснулась», но на помощь весне спешит вода, которая будит и гласит: «Весна идет!» Автор рисует два плана – землю и воду. - Что же мы слышим в первой части? В первой части слышим шум воды, быстрое движение, которое вызывает бурную радость. - Найдите, какие согласные передают звуки весенних вод в стихотворении? Повтор согласного звука (б) (аллитерация) и шипящего (ш), в слове шумят, помогает передать начинающее движение воды, а затем половодья. Бегущие воды – символ очищения природы после долгого зимнего сна, осветления после застоя. Вторая часть стихотворения – это ожидание майских дней, веселых, светлых. 4.Внимательно вчитайтесь в строки: «Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперед!», «Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней! ... Определите в образе кого предстает весна, весенние дни в этих строках? (Весне художник придает черты девушки, а майским дням – маленьких детей, которые водят хороводы. Хороводы водят обычно праздники, таким образом, весна – это праздник года. Потому настроение стихотворения праздничное, светлое, радостное.
2) А какое же время года сменяет весну, такое же веселое, радостное?
За «веселым хороводом майских дней» следует лето красное. Послушаем, как описывает летний вечер Тютчев.
Стихотворение «Летний вечер»
(рассказывает ученик) 9
Уж солнца раскаленный шар С главы своей земля скатила, И мирный вечера пожар Волна морская поглотила. Уж звезды светлые взошли И тяготеющий над нами Небесный свод приподняли Своими влажными главами. Река воздушная полней Течет меж небом и землею, Грудь дышит легче и вольней, Освобожденная от зною. И сладкий трепет, как струя, По жилам пробежал природы, Как бы горячих ног ею Коснулись ключевые воды. (Федор Тютчев) Учитель: О чем говорится в этом стихотворении? Каково настроение этого стихотворения по сравнению с предыдущим? - Автор пытается передать, всю красоту летнего вечера, описывая, как на землю опускается вечер, природа начинается охлаждаться, становится приятней, мягче, легче. «Солнца раскаленный шар…» - тем самым это доказывает вышесказанные строки. 2. Как же себя чувствует природа и человек прохладным вечером после летнего знойного дня? Приведите примеры из текста. - В душе у Федора Ивановича, была далеко не тревога, а при написании он был так легок, умиротворен, так всецело посвящен природе, природе которая, вечерея открывает 10
свои красоты. Можно сделать вывод о том, что это одухотворенное стихотворение, в нем передано состояние души автора, созвучное прохладному летнему вечеру. 3. Укажите олицетворения. Какую роль они играют в этом произведении? 4. С помощью, каких глаголов поэт олицетворяет объекты и явления природы? 5. Найдите в тексте сравнение. В чем его необычность? - Так, например, в стихотворении «Летний вечер» он говорит о наступлении вечера и отражении этого в природе и человеке: после того как зашло солнце и на небе появились звезды, река начала «течь полней» грудь человек – «дышать легче и вольней», и сладкий трепет пробежал по природе, как когда человек касается горячими ногами ключевые воды, - у природы и человека началось время отдыха, время накопления сил. Таким образом, ребята, мы еще раз убедились, что человек и природа – единое целое, они должны находиться в гармонии. И в этом основная мысль стихотворения Тютчева.
2) Какое время года сменяет лето красное?
После прекрасной поры – лета, приходит осень золотая, каждый год одаривающая нас волшебной красотой. Послушаем, как передает осени Ф.И.Тютчева.
Стихотворение «Есть в осени первоначальной…»
(рассказывает ученик 3) Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера… Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все – простор везде, - Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде. Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь – И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле… (Федор Тютчев) 11
В стихотворении «Есть в осени первоначальной…» поэт говорит о начале осени. Это удивительно красивая пора. Природа словно дарит на прощание все свои яркие краски. Она готовится ко сну, напоследок радует человеческий взор волшебной красотой. Дни становятся невыразимо прекрасными, мир вокруг удивительно красив. Особую радость доставляет погода – мягкая, поражающая своим волшебным спокойствием: Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера… Но вместе с тем человеческую душу тревожат тягостные мысли. Осень всегда напоминает о скором наступлении холодов. Поэтому появляются некие изменения, заставляющие особенно остро переживать последние дни лета. Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все – простор везде, - Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде. Люди заканчивают свои привычные работы, связанные с наступлением нового сезона. Полным ходом идет приготовление к зиме. Теперь уж поля не радуют буйным ростом пшеницы, постепенно подкрадываются холода. Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь – И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле… Стихотворение создает яркое и отчетливое ощущение неразрывной связи человека с окружающим миром. Красота природы не существует сама по себе. Она заставляет человека особенно остро ощутить свою принадлежность к этому миру.
3) Какое время года сменяет осень?
(Осень сменяет зима.) Зима Три долгих зимних месяца: снежный декабрь, морозный солнечный январь и сердитый метелями февраль. Зимняя природа погружена в сладкий сон, надежно укрывшись под белым покрывалом пушистого снега. В одни дни мороз, тишина и благодать, изредка нарушаемая лишь хрустом ветки в лесу, а в другие снежная вьюга с холодным завыванием ветра. Зима недаром злится, Прошла ее пора – 12
Весна в окно стучится И гонит со двора. И все засуетилось, Все нудит Зиму вон – И жаворонки в небе Уж подняли трезвон. Зима еще хлопочет И на весну ворчит. Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит… Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя, Пустила, убегая, В прекрасное дитя… Весне и горя мало: Умылася в снегу, И лишь румяней стала, Наперекор врагу. В стихотворении Тютчева о зиме отсутствуют, как ни странно, и безнадежность, и грусть, часто навеваемые холодом и темнотой зимы. Напротив, поэт воспринимает это время года как обновление природы после дождливой осени, снежное зимнее покрывало - как волшебный наряд уснувших лесов. Тем не менее, какой бы чудесной ни была зима, весна всегда прекрасна и долгожданна. В одном из своих стихотворений Тютчев олицетворяет зиму и весну и красочно изображает, как обе они борются за власть над миром: Зима недаром злится, Прошла ее пора – Весна в окно стучится И гонит со двора. При помощи двухсложного размера, ямба, Тютчев передает стремительность наступления весны, и мы понимаем, что зима уже не задержится и время пойдет своим чередом. В стихотворении Ф.Тютчева зима и весна олицетворены. «Зима недаром злится», Зима – «ведьма злая», бесится, злится, хлопочет, ворчит на Весну, бросает в нее снег. Весна – «прекрасное дитя», в окно стучится, гонит Зиму со двора и хохочет ей в глаза. В стихотворении смена времен года осмыслена в соответствии с народно-поэтическими представлениями как борьба двух врагов. 13
Вывод: Какое время года сменяет зиму? Таким образом, зиму сменяет весна, лето, осень – совершается круговорот времен года и вместе с ним круговорот жизни человека. В лирике Тютчева мы в первую очередь обращаем внимание на природу, ее картины, а времена года – отражение «времен жизни» человека. В стихотворениях о весне, лете мы как бы между строк читаем мысли поэта о предстоящей осени, но и в «зимней» лирике можно уловить воспоминание о прошедшей весне.
Y. Рефлексия.
Какое настроение у вас возникло на уроке? Что бы вам хотелось сделать дома после знакомства со стихотворениями Ф.И.Тютчева?
YI. Итог.

4. Самоанализ мероприятия
Данный урок был проведен в 5 классе. Для достижения поставленных целей выбраны: объяснительно – иллюстративный метод, практический метод; фронтальная форма организации урока; материально – 14
техническое оснащение – доска, учебники, дидактический материал, художественные тексты, плакаты, портреты. Для активизации мыслительной деятельности учащихся даётся вступительное слово учителя. Для ознакомления обучающихся с новой учебной информацией была построена схема, позволяющая чётко выделить основные направления нового материала; в тетрадях записаны основные мысли и тема художественного произведения. На данном этапе работа осуществлялась как совместная деятельность учителя и учащихся. Для проверки глубины и полноты усвоения материала учащиеся анализировали художественное произведение, работали индивидуально, высказывали своё мнение и отношение к произведению. Для закрепления изученного материала учащиеся получили домашнее задание закрепляющего характера, предполагающее анализ лирического произведения по временам года. В заключении подведены итоги урока с учащимися Цели занятия полностью достигнуты. Учащиеся проявили активное участие в подготовке к данному уроку, с желанием и интересном принимали участие на протяжении всего урока. Список литературы: 1. Е.С. Роговер. Русская литература второй половины 19 века: учебное пособие. – СПб – Москва: САГА – форум, 2004. 2. Русская литература 19 века. 10 кл.: Учебное пособие. В 2ч. Ч2/ Под ред. А.Н. Архангельского. – М.: Дрофа, 2006. 3. Русская литература 19 века. Учебник – практикум для общеобр. учреждений/под ред. Ю.И. Лысого. – М.: Мнемозина, 2003. 15
4. «Современники о Ф. И. Тютчеве», сборник литературно-критических, мемуарных и эпистолярных материалов (Сост. В. Г. Деханова, Тула, Приокское книжное издательство, 1984 г.). 5. Тютчев Ф.И. Стихотворения. – М.: Художественная литература, 1986.Роговер Е.С. 6. Русская литература второй половины XIX века: учебное пособие. – СПб – Москва: САГА- форум, 2004. 7. Жизнь и творчество Ф. И. Тютчева. М., 2009 Приложение Текст лирических произведений Ф.И. Тютчева 1.
Стихотворение «Весенние воды»
Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят – 16
Бегут и будят сонный брег, Бегут, и блещут, и гласят… Они гласят во все концы: «Весна идет, весна идет, Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперед! Весна идет, весна идет, И тихих, теплых майских дней Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней!...».
2. Стихотворение «Летний вечер»
Уж солнца раскаленный шар С главы своей земля скатила, И мирный вечера пожар Волна морская поглотила. Уж звезды светлые взошли И тяготеющий над нами Небесный свод приподняли Своими влажными главами. Река воздушная полней Течет меж небом и землею, Грудь дышит легче и вольней, Освобожденная от зною. 17
И сладкий трепет, как струя, По жилам пробежал природы, Как бы горячих ног ею Коснулись ключевые воды.
3. Стихотворение «Есть в осени первоначальной…»
Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера… Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все – простор везде, - Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде. Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь – И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле…
4. Стихотворение «Зима недаром злится…»
Зима недаром злится, Прошла ее пора – Весна в окно стучится 18
И гонит со двора. И все засуетилось, Все нудит Зиму вон – И жаворонки в небе Уж подняли трезвон. Зима еще хлопочет И на весну ворчит. Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит… Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя, Пустила, убегая, В прекрасное дитя… Весне и горя мало: Умылася в снегу, И лишь румяней стала, Наперекор врагу. 19