Использование деятельностного метода на уроках математики.

Автор: Балакирева Галина Викторовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2 им.А.И.Исаевой
Населённый пункт: город Нефтеюганск ХМАО-Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование деятельностного метода на уроках математики.
Дата публикации: 20.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Автор: Балакирева

Галина Викторовна,

учитель математики

МОУ «СОШ № 2 им.А.И.

Исаевой»,


Когда людей станут учить не тому, что они должны думать,

а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения.

Г. Лихтенберг

Цель:
создание необходимых условий содействующих развитию мотивации личности школьника к изучению математики, на основе раскрытия их индивидуального потенциала.

Задачи:
1. Изучить опыт работы использования деятельностного метода на уроках математики. 2. Апробировать деятельностный метод на уроках математики. 3. Поддерживать положительную мотивацию к учению 4. Способствовать самостоятельности и творческой активности при усвоении новых знаний 5. Создавать комфортные условия учащимся в процессе обучения математики 6. Использовать и развивать навыки рефлексии для осознания приобретения информации и собственной позиции по отношению к новому знанию

Обоснование темы.
Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Изучая современные технологии, я обратила свое внимание на технологию деятельностного метода.

Преимущества использования

деятельностного метода:

Для меня, как учителя:

Технология деятельностного метода помогает раскрепостить детей,

развивает у них самостоятельность, способность творчески

мыслить. Большинство из них отдает предпочтение урокам, на

которых надо самому «открывать» новое знание.

Включение учащихся в активную деятельность
(усвоение материала повышается до 75%). 
Формируется познавательная мотивация, общеучебные умения,

коммуникативные и деятельностные способности (целеполагание,

планирование, рефлексивная самоорганизация, самоконтроль и

самооценка и др.).

Позволяет работать с учеником дифференцированно и

индивидуально.

Обеспечить положительный эмоциональный фон урока.

Повысить свой профессиональный рост.

Учителю этот процесс тоже приносит много положительных эмоций,

хотя его задача многократно усложняется. Теперь он должен не

просто объяснить новое знание, а создать ситуацию, когда дети сами

его «откроют» для себя.


Преимущества использования

деятельностного метода:

Для учащихся:

Снижается тревожность, утомляемость, заболеваемость.

Повышается уровень развития психических функций

(память, внимание, речь, мыслительные операции,

воображение и др.).

Развивается познавательный интерес, общительность,

инициативность.

Воспитывается самостоятельность, способность принимать

решения.

Такой способ учения становится для детей привычным и

радостным, так как позволяет не только усвоить знания, но и

пережить свой личный успех в познавательной

деятельности, найти и исправить собственные ошибки без

страха быть наказанным за промах.


При изучении литературы я обратила внимание,

на то, что помогает эффективнее реализовывать

общедоступные принципы обучения:


Технология деятельностного метода

обучения.

1) уроки «открытия» нового знания;

2) уроки рефлексии;

3) уроки общеметодологической

направленности;

4) уроки развивающего контроля.



1. Урок «открытия» нового

знания.

Деятельностная цель:
формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель:
расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. Технология деятельностного метода для урока «открытия» нового знания включает в себя следующие шаги:
1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности.(1-2 минуты)

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном

действии.(5-6минут)

3. Выявление места и причины затруднения.(4-5 минут)

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план,

средство).(7-8минут)

5. Реализация построенного проекта.( 2-3 минуты)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.(4-5 минут)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (4-5 минут)

8. Включение в систему знаний и повторение.(7-8 минут)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).(2-3 минуты)


Алгоритм конструирования урока «открытия» нового знания.

1.

Выделить и сформулировать новое знание.

2.

Смоделировать способ открытия нового знания.

3.

Вычленить мыслительные операции, используемые при

открытии нового знания.

4.

Определить необходимые знания, умения, навыки и способы их

повторения.

5.

Подобрать упражнения для этапа актуализации(согласно

необходимым ЗУНам и мыслительным операциям).

6.

Смоделировать затруднение и способ его фиксации.

7.

Сформулировать метод решения учебной задачи.

8.

Сконструировать диалоги для третьего и четвертого этапов

урока.

9.

Составить самостоятельную работу и объективно обоснованный

эталон самопроверки.

10.Определить приемы организации первичного закрепления и

подобрать задания в систему знаний и повторений.

11. Подобрать задания для этапа включения нового знания в

систему знания и повторения.

12.Продумать форму организации этапа рефлексии.

13.Прописать план-конспект урока.

14.Провести анализ конспекта в соответствии с требованиями к

этапам урока в технологии деятельностного метода.

15.Внести коррективы в план-конспект.

5 класс.
Тема урока: "Степень числа".

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
1) – Сравнить и найти значения выражений: 51·8-46·8 52·9-47·9 53·10-48·10 54·11-49·11
2)

У каждого учащегося на столе таблицы чисел (7Х5).

– Зачеркните в таблице крестиком числа данного ряда и соедините

полученные точки замкнутой ломаной линией без самопересечения.
36 37 38 39 41 4243 21 40 46 35 55 49 26 28 22 23 24 25 30 32 31 44 27 28 54 58 51 52 45 29 53 50 59 56
3) – Что интересного в данном ряду выражений?

3;

3·3;

3·3·3;

3·3·3·3;

3·3·3·3·3


3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.

Цель этапа:
1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;2) согласовать цель и тему урока.
4.Построение проекта выхода из затруднения.

Цель этапа:
1) организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения; 2) зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.
5. Первичное закрепление во внешней речи. Цель этапа:
зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи. № 722 (2, 4) Запиши выражение короче: 2) 8  8  8  8  8  8  8  8  8; 4) 125  125  125  125  125  125. № 723 Прочитай выражение и найди его значение: 26; 34; 105; 72; 43.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель этапа:
проверить своё умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.
7. Включение в систему знаний и повторение. Цель этапа:
1) тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным: нахождение НОД и НОК методом разложения чисел на простые множители.
8. Рефлексия деятельности.

Цель этапа:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; 2) оценить собственную деятельность на уроке; 3) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока; 4) зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности; 5) обсудить и записать домашнее задание.

Геометрия.

Теоремы Пифагора (8 кл )
На берегу реки рос тополь одинокий. Вдруг ветра порыв его ствол надломал. Бедный тополь упал. И угол прямой С теченьем реки его ствол составлял. Запомни теперь, что в этом месте река В четыре лишь фута была широка Верхушка склонилась у края реки. Осталось три фута всего от ствола, Прошу тебя, скоро теперь мне скажи: У тополя как велика высота? «Почему треугольник назван"треугольником"? Можно ли дать ему другое название, также связанное с его свойствами?» «Как можно объяснить название "развернутый угол"?»
«Площадь трапеции» (8 кл).
Задание. а) Разделите трапецию на простые фигуры, площади, которых вы уже умеете находить. б) «Перекроите» трапецию в: треугольник, параллелограмм, прямоугольник. в) Достройте трапецию до параллелограмма. Все задания попытайтесь выполнить несколькими способами. Результаты этой практической работы используются для поиска различных вариантов вывода формулы площади трапеции.

2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель:
формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно- контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Образовательная цель:
коррекция и тренинг изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д. Урок рефлексии имеет такую же структуру, что и урок новых знаний. Отличительной особенностью являются фиксирование и анализ затруднений в собственной учебной деятельности, а не в решении той или иной задачи. Понятие эталона, образца и эталона для самопроверки, которые необходимы для грамотного проведения данного урока, покажу на примере.

Задание
. Решите уравнение: 0,1х + 3,56 = 3,72.
Образец:
0,1х + 3,56 = 3,72 0,1х = 3,72 – 3,56; 0,1х = 0,16; х = 1,6
Подробный Эталон:
0,1х + 3,56 = 3,72
a + x = b
0,1х = 3,72 – 3,56;
x = b – a

Уравнять количество цифр после запятой

Записать числа в столбик по разрядам, так, чтобы запятая была под запятой

Выполнить действия, как с натуральными числами

В результате поставить запятую под запятой
0,1х = 0,16;
ax = b
х = 0,16 : 0,1
x = b : a

При умножении десятичной дроби на 0,1; 0,01; 0,001 и т. д. запятая переносится на 1. 2, 3 и

т. д. цифры влево, а при делении – соответственно на 1, 2, 3 и т. д. цифры вправо.

Или

Перенести в делимом и делителе запятую вправо на столько знаков, сколько их стоит

после запятой в делителе.

Выполнить деление на натуральное число по известному алгоритму.
х = 1,6 При проверке работ по эталону учащиеся должны уметь проверять себя по
эталону для

самопроверки.
Отмечу, что способность к проверке себя по эталону формируется у учащихся постепенно. Сначала они учатся проверять свою работу по ответам, потом по краткому решению, далее - по подробному (образцу), последовательно переходя к проверке своей работы по эталону для самопроверки. Для того чтобы исправление ошибок учащимися было неформальным, а осмысленным нужно построить алгоритм исправления ошибок.

Алгоритм исправления ошибок.
Проверь правильность записи условия Условие задания записано верно? Проверь по образцу (по ответу) да нет Запиши условие задания верно Реши заново Совпал ответ? да Сравни свое решение с эталоном для самопроверки
Реши повторно,

используя подробную запись

решения

(воспользуйся представленными на

доске эталонами)
нет
Проверь по подробному

образцу

Ответ совпал с

образцом?
Нет Подчеркни место ошибки Найди шаг в решении, в котором допущена ошибка Определи правило, в котором допущена ошибка да Есть ошибка? Выполни дополнительные задания, предложенные учителем
Можешь

определить

правило?
Исправь ошибку, на основе правильного применения правила Сравни свое решение с эталоном для самопроверки Сравни свое решение с эталоном для самопроверки Есть ошибка? На каждый тип ошибки придумай или выбери из предложенных учителем 2 аналогичных задания и реши их Исправь ошибку, на основе правильного применения правила
Молодец!
Нет Да Нет Да

Алгоритм конструирования урока рефлексии.

1. Анализ типичных ошибок и затруднений по изучаемой теме.

2. Составление списка способов действий (норм)- понятий, алгоритмов (правил), свойств,

которые требуют коррекции ошибок.

3. Подбор заданий для самостоятельной работы на этапе актуализации знаний на

применении зафиксированных способов действий(норм).

4. Подготовка образца выполнения самостоятельной работы и эталона для самопроверки.

5. Проектирование способа повторения с учащимися выбранных норм и их фиксации, а

также способа предъявления соответствующих эталонов.

6. Проектирование деятельности учащихся, не допустивших ошибок ( подбор для них

заданий, планирование способов их предъявления и проверки, включение в

консультационную деятельность).

7. Конструирование диалога по уточнению алгоритма исправления ошибок.

8. Конструирование диалога для этапа локализации затруднений (выявление мест и

причин затруднений).

9. Конструирование диалога по постановке цели деятельности для этапа локализации

затруднений.

10. Подбор заданий для этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

11. Подготовка эталона для самопроверки.

12. Проектирование способа коррекции ошибок на этапе самостоятельной работы с

самопроверкой по эталону.

13. Составление списка норм для этапа повторения, выбор соответствующих заданий и

форм работы.

14. Определение способа проведения этапа рефлексии.


3. Урок общеметодологической

направленности.

Деятельностная цель

:
формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. •
Образовательная цель

:
построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно- методических линий. Эти уроки являются наиболее сложными по организации. Строятся они в соответствии с технологией деятельностного метода. Уроки данного типа могут проводится как в начале изучения некоторой главы, так и в конце ее изучения. В первом случае эти уроки будут являться уроками построения ориентировочной основы действий, во втором- уроками систематизации и обобщения изученных способов действий. Но при любом варианте они будут направлены на включение нового знания в систему знаний.

4. Урок развивающего

контроля.

Деятельностная цель:
формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. •
Образовательная цель:
контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Алгоритм конструирования урока

развивающего контроля.

1.

Выделение необходимого материала для контроля.

2.

Определение и форм контроля.

3.

Составление контрольной работы или самостоятельной работы.

4.

Разработка образца для самопроверки.

5.

Разработка алгоритма проведения контрольной работы.

6.

Вычленение необходимых ЗУНов и способов их повторения.

7.

Разработка подробного образца и эталона для самопроверки.

8.

Проектирование деятельности учащихся, не допустивших ошибок

( подбор для них заданий, планирование способов их предъявления

и проверки, включение в консультационную деятельность).

9.

Конструирование и уточнение алгоритма исправления ошибок.

10. Подбор заданий для этапа самостоятельной работы с

самопроверкой по эталону и проектирование способа коррекции

ошибок на этом этапе.

11. Составление списка норм для этапа включения в систему знаний и

повторения, выбор соответствующих заданий и форм работы.

12. Определение способа проведения этапа рефлексии.


Результативность использования

технологии деятельностного метода на

уроках математики

.

Результаты диагностики по

выявлению уровня мотивации по

математике

Наряду с уровнем мотивации

обучения учащихся по предмету

отслеживалась их позитивная

динамика общей успеваемости и

качества

знаний по математике.


Общая успеваемость и качество

знаний по математике в 8б классе.


2003-2004 учебный год Сербин Иван (8вкласс) 2

место по округу в математическом конкурсе

«Кенгуру»,

2004-2005 учебный год Сербин Иван (9в класс) -

1 место в городской олимпиаде,

2005-2006 учебный год Теодам Александр (6б

класс) – 2место в городской олимпиаде

«Юниор»,

2006-2007 учебный год Теодам Александр (7б

класс) – 3место в городской олимпиаде

«Юниор».


Использование

деятельностного метода на

уроках позволяет :
- активное участие учащихся в контроле и оценке своих учебных достижений; - пробуждение стремления учащихся к успеху в учебно-познавательной деятельности; - стимулирование самостоятельности, инициативности и состоятельности в учебе; - учет индивидуальных качеств учащихся.