"Применение системы контроля и мониторинга качества знаний"

Автор: Малашко Елена Ивановна
Должность: учитель математики и физики, директор
Учебное заведение: ГБОУ СОШ пос.Октябрьский г.о.Похвистнево
Населённый пункт: город Похвистнево, Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Применение системы контроля и мониторинга качества знаний"
Дата публикации: 20.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

1


«Применение системы контроля и мониторинга качества знаний

PROCLass при изучении математики »

Выполнила: Малашко Елена Ивановна,

учитель математики

ГБОУ СОШ пос.Октябрьский

г.о.Похвистнево Самарской области

Содержание.
1.Введение 2.Основная часть. Проектирование учебного занятия на основе современных информационных технологий. 2.1. Описание содержания и видов организации учебной деятельности по формированию и развитию ИКТ-компетенций на уроках математики. 2.2. Способы выявления качества знаний учащихся на уроках математики. 2.3.Система контроля и мониторинга качества знаний PROClass 2.3.1. Общая характеристика PROClass 2.3.2. Педагогические преимущества PROClass 2.4. Применение PROClass на уроке математики в 6 классе. 3. Вывод
2 4.Используемая литература 5.Приложения. 5.1.Приложение №1. Тест системы PROClass « Формулы сокращенного умножения»( в электронном виде)
I. Введение.
Основная стратегическая цель образования в настоящее время – переход от парадигмы преподавания (передачи информации) к парадигме учения (овладения компетенцией – потенциалом действия). Принятие и реализация в России новых стандартов общего образования призвано обеспечить достижение этой цели. Основным принципом, лежащим в основе организации процесса обучения и воспитания во всей системе непрерывного образования, является ориентация на результаты обучения, которые определены в рамках ФГОС нового поколения в виде компетенций как способностей целостного использования в деятельности освоенных знаний, умений, навыков, опыта и личностных качеств выпускника школы. Результаты общего образования определяются как единство предметного,
3 метапредметного и личностного результатов при условии сохранения здоровья учащихся. Проектирование педагогом учебного процесса в информационной образовательной среде требует иных подходов не только к планированию новых образовательных результатов, но и к отбору содержания обучения, методов и форм организации учебной деятельности обучающихся.
2.1. Описание содержания и видов организации учебной

деятельности по формированию и развитию ИКТ-компетенций на

уроках математики.
Содержание обучения, нацеленное на получение конкретного образовательного результата, становится средством достижения этого результата. Эффективная модель формирования ИКТ – компетентностности, когда ученики учат других – и в режиме лекции, и в режиме работы малой группы, и в режиме индивидуального консультирования. В ходе этого достигаются метапредметные и личностные результаты для всех участников. Учащихся могут строить вместе с учителем отдельные элементы курса (темы) с ИКТ-поддержкой. Общий принцип формирования ИКТ-компетентности состоит в том, что и конкретные технологические умения, и навыки, и универсальные учебные действия, по возможности, формируются в ходе их осмысленного применения при решении задач. Основное внимание уделяется способностям учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии при выполнении универсальных учебных действий: • познавательных: поиск и организация информации, применение интеллект-карт , моделирование, проектирование, хранение и обработка больших объемов данных; • регулятивных: управление личными проектами, организация времени ; • коммуникативных: непосредственная коммуникация (общение в сети, выступление с компьютерным сопровождением) , опосредованная
4 коммуникация ( создание документов и печатных изданий, создание мультимедийной продукции, создание электронных изданий). По каждому из перечисленных направлений умение выполнять что- либо с применением средств ИКТ включает умение выполнять это действие в принципе и уже, затем делать это с применением ИКТ. Но при этом важно уделять основное внимание не сугубо компьютерно- инструментальной стороне вопроса, а более эффективному и результативному выполнению того или иного действия, что возможно только с применением ИКТ. Например, обучая публичным выступлениям с компьютерным сопровождением, внимание концентрируется не на технологических нюансах подготовки презентации, а повышении эффективности и результативности самого выступления вследствие применения компьютерной поддержки.
Рассмотрим классификацию видов учебной деятельности,

используемых на уроках математики в современной информационной

образовательной среде с применением мультимедийного оборудования,

интерактивной доски, разнообразных электронных образовательных

ресурсов, а также образовательных ресурсов библиотеки и Интернета.
Источни к информации Виды учебной деятельности Форма представления результата деятельности СЛОВО Подготовка и представление ответа на поставленные задачи, публичного выступления в виде презентации словесная Поиск информации в учебнике, библиотеке, сети Интернет (энциклопедии, печатные издания, электронные базы, банки данных идр.) Контент-анализ сообщений учителя, одноклассников. Отбор и сравнение материала из нескольких источников (образовательный ресурс сети Интернет, ЭОР, текст учебника, текст научно-популярной литературы и др.) Составление с помощью различных компьютерных средств обучения плана, тезисов, резюме, аннотации, аннотированного обзора литературы и др. Подготовка выступлений и докладов с использованием разнообразных источников информации
5 Выполнение заданий по классификации понятий, видов, форм и др. ОБРАЗ Просмотр и обсуждение учебных фильмов, презентаций, роликов когнитивная схема Наблюдение за демонстрационным опытом Объяснение и интерпретация наблюдаемых явлений (экскурсии, кинофоильмы, опыты) Анализ графиков, таблиц, схем, диаграмм и т.п. Анализ проблемных учебных ситуаций ДЕЙСТВИЕ ученика Постановка опыта гипотеза, цель, план, осуществление деятельности как таковой, анализ, другие варианты решения проблемы Демонстрация опыта Моделирование и конструирование Подготовка и оформление с помощью прикладных программ общего назначения результатов самостоятельной работы в ходе учебной и научно- познавательной деятельности
2.2. Способы выявления качества знаний учащихся на уроках

математики
Одной из наиболее актуальных проблем образования всегда были способы выявления качества знаний учащихся, поиск наиболее оптимальных форм контроля знаний. Диагностика и анализ качества образования не могут быть достаточно эффективными, если не взаимосвязаны с таким важным направлением деятельности как мониторинг. Мониторинг качества знаний учащихся включает в себя диагностику знаний обучающихся, их оценку в соответствии с поставленными целями обучения и корректировку ошибок. Это необходимо для получения объективной информации о результатах обучения, для выявления условий повышения успеваемости обучающихся, их более эффективного приобщения к активной жизни и готовности овладевать знаниями всю жизнь. Основные виды мониторинга можно классифицировать по времени и объему содержания. Выделяют текущий, тематический и итоговый монито- ринг. Текущий вид мониторинга подразумевает, в первую очередь, проверку знаний и умений учащихся на разных этапах урока. Тематический мониторинг связан с контролем знаний и умений учащихся после изучения
6 крупной темы. Итоговый мониторинг – это контроль за результатами обучения после крупного раздела или курса в целом. Традиционными методами проверки и контроля знаний учащихся в процессе осуществления мониторинга являются: устный (фронтальный и индивидуальный) опрос. Недостатки устного опроса – большие затраты урочного времени, узкий охват учащихся, отсутствие активности всего класса, невозможность фиксации ответа, высокий риск проявления субъективизма учителя при оценке ответа ученика. Некоторое время назад на смену малоэффективному устному опросу пришел письменный тестовый контроль. Однако его подготовка и проведе- ние требует немалых материальных и временных затрат педагога, повышает вероятность списывания, исключает достаточный контакт между учителем и учеником. Оказать существенную помощь в проведении контроля и мониторинга качества знаний могут интерактивные системы голосования и опроса, ко- торые в школьной образовательной среде используются как интерактивные системы тестирования.
2.3.Система контроля и мониторинга качества знаний PROClass

2.3.1. Общая характеристика PROClass
Система контроля и мониторинга качества знаний PROClass – это интерактивная система тестирования, которая предназначена для оперативной проверки знаний учащихся и может быть успешно использована в начальной, основной и старшей общеобразовательной школе, учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования. Применение системы PROClass позволяет анализировать уровень восприятия и понимания материалов занятия каждым учащимся, находящимся в аудитории, а также проводить промежуточные и итоговые контрольные работы. К компьютеру подключается приемник сигналов, мультимедийный проектор и устанавливается программное обеспечение. Учащимся раздаются
7 беспроводные пульты для ответа на вопросы преподавателя. В ходе занятия преподаватель задает вопросы (вопрос отображается на экране при помощи мультимедийного проектора), и учащиеся отвечают на них простым нажатием на кнопки пульта. Результаты опроса сохраняются и отображаются в режиме реального времени.
2.3.2. Педагогические преимущества PROClass
С помощью PROClass можно быстро провести текущий контроль знаний учащихся. В программу заранее вводятся данные обо всех учащихся класса, полученные ответы немедленно отражают степень усвоения учебного материала. Если большинство ответов оказались неправильными, учитель может повторно объяснить учебный материал, если верными – перейти к следующей теме. По окончании занятия PROClass автоматически создает подробный отчет для учителя – полную таблицу результатов с именами и фамилиями всех учеников, а также ответов на все вопросы во время урока. При желании результаты опроса можно отправить родителям по электронной почте. Аналогично проводится тематический и итоговый контроль знаний. Созданную один раз базу данных можно использовать и в системе электронного журнала. Результаты тестов по всем предметам наполняет портфолио учебных достижений ученика. По итогам одного теста, изученной учебной темы, итогам учебной четверти и года, всего периода обучения можно легко проводить мониторинг качества знаний учащихся. В основе работы PROClass лежат три принципа: интерактивность, удобство, успех. Интерактивность – влияние системы на атмосферу урока в целом и ее польза индивидуально для каждого ученика: • Учитель может представить вопрос всемуклассу, и все ученики могутотвечать и участвовать в обсуждении. При этом даже те учащиеся, которые стесняются отвечать вслух или боятся ошибиться, могут принять участие в опросе и сразу узнать правильно ли они ответили.
8 • Вопросы адресуются всемуклассу, полученные ответы немедленно отражают понимание материала каждым учеником. Темп обучения задается в соответствии с потребностями большинства учащихся. • По окончании занятия автоматически создается подробный отчет для учителя – полную таблицу результатов с именами и фамилиями всех учеников, а также ответов на все вопросы во время урока. • По результатам опроса учитель может определить, кому из учеников было трудно усвоить материал на уроке, и оказать дополнительную помощь. Удобство – простота эксплуатации, повышение эффективности работы учителя: • Благодаря статистическому представлению результатов, преподаватель сразу видит слабые места в подготовке – соответственно, он может вернуться к пройденной теме и проработать ее с аудиторией еще раз. • Возможность проведения интерактивного урока без предварительной подготовки презентации. Более того, можно использовать любой вариант подачи материала – на доске, на бумаге, непосредственно с web-сайтов. • Система проверяет ответы на вопросы, представленные на листе или в файле Word, и выставляет оценку автоматически.  Успех – достижение наивысших результатов образовательной деятельности учителя и учащихся. Таким образом, достигается максимальная эффективность контроля знаний.
2.4.Фрагмент

урока в рамках экспериментальной работы по

технологии

«Компетентностно-контекстная

модель

обучения

и

воспитания» с применением системы PROClass

9 Предмет: алгебра Тема: Применение ФСУ для преобразования целых выражений Класс: 7 .Учебник: Алгебра. 7 класс Ю. Н. Макарычев, Г. Н. Миндюк и др. М.: Просвещение, 2009 г Этап изучения темы: самореализация Тип урока: урок-практикум. Цель: систематизировать и обобщить способы применения ФСУ для преобразования целых выражений. Тема урока «Применение ФСУ для преобразования целых выражений» 1) Здравствуйте, сегодня мы с вами продолжаем применять ФСУ. 2) Сначала предлагаю еще раз убедиться, что вы действительно можете применять ФСУ. Для этого выполните следующие задания на экране.( Работа в программе PROClass. Учащимся раздаются пульты с присвоенными адресами, задания высвечиваются на экране посредством мультимедийного проектора, после выполнения теста выводится таблица результатов по каждому ученику и по классу в целом) Приложение 1. Презентация с заданиями теста. 3) Теперь обсудим ход решения тех заданий, которые вызвали у вас затруднения( разбираются задания с которыми справилось 50 и менее процентов класса) Решение западающих заданий оформляется на доске под диктовку учащихся, справившихся с данным заданием.
3. Вывод
Современный человек сегодня должен не только овладеть суммой знаний, но и сформировать готовность и способность к саморазвитию личностному самоопределению. Очень важно научить его общим, универсальным способам деятельности. Для того чтобы подготовить такого человека необходима другая
10 образовательная среда, которая позволит обеспечить • Ученику: - повышение мотивации обучения и его качества; - расширенные ресурсы для обучения; - компетентность в области информационных, компьютерных и цифровых технологий; - доступность профильного и дополнительного образования; - ресурсы и навыки самообразования. • Учителю: - возможность освоения нового оборудования и его эффективного применения в УВП; - возможность освоения и внедрения в учебный процесс цифровых технологий; - трансформацию обучения для повышения активности и самостоятельности учеников. Целью формирования современной информационно – образовательной среды становится оптимизация образовательного процесса и повышение качества образования. Образование не стоит на месте. Президент ставит задачу создания модели новой школы: с добротной школьной архитектурой, с высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополостным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями. Перед учебным образовательным учреждением также стоит задача реализации основной образовательной программы общего образования. И, чтобы эти задачи были реализованы, мы используем новое современное оборудование, которое поступило в школу, одной из составных частей которого является система контроля и мониторинга качества знаний PROClass.
11
4.Используемая литература
1.Основная общеобразовательная программа основного общего образования ГБОУ СОШ пос.Октябрьский г.о.Похвистнево Самарской области. 2.Active Education® «Современные средства обучения» 3.«Использование ИКТ для повышения качества обучения учащихся на уроках» 4«Использование современных информационных и коммуникационных технологий в образовании» 5. « Технические и технологические аспекты реализации информационных процессов в образовании»