"Золотое кольцо России"

Автор: Степанова Юлия Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Данковская СОШ
Населённый пункт: м. Данки Московская область, Серпуховский район
Наименование материала: методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе
Тема: "Золотое кольцо России"
Дата публикации: 20.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


МОУ Данковская СОШ
Тема:
«Золотое кольцо России»

Предмет: окружающий мир, 3Б класс
Учитель начальных классов Степанова Юлия Владимировна
2016


Тема: «Золотое кольцо России».

Тип урока:
изучение нового
Оборудование:
интерактивная доска, проектор, карточки, видеообращение, книги по теме урока, рюкзак, сувениры.
Ход урока
1.
Орг. Момент.
Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. С вами все должны понять, Много нового узнать.
2. Настрой на работу.
- Чтобы наша работа на уроке была успешной, вам нужно внимательно слушать и принимать активное участие в обсуждении. Я думаю, что тема нашего урока будет вам интересна.
3. Самоопределение к деятельности.
- Ребята, на электронную почту Данковской школы пришло видео – письмо от ученицы 2 А класса гимназии №1 г. Серпухова. Давайте посмотрим. (с экрана девочка обращается с просьбой к ученикам 3Б класса. Текст обращения:»Здравствуйте ребята. Меня зовут Степанова Варя. Уже 2 года я с интересом изучаю английский язык. Помогает мне в этом переписка с другом Майклом, который живет в Лондоне, столице Великобритании. В этом году я пригласила Майкла в Россию. Друг очень обрадовался, потому что давно мечтал побывать у нас. Майкл пишет, что хочет посетить Золотое кольцо России. Я растерялась, я не знаю что это. Ребята, прошу вас, помогите мне найти ответ, что же такое Золотое кольцо России. Неужели по этому колечку хочет проехать Майкл? Показывает маленькое женское колечко » ) - Поможем Варюше? Конечно. - А что такое кольцо? (украшение) - Кому может принадлежать кольцо? (одному человеку) - А сегодня пойдет речь о Золотом кольце, которое принадлежит всему русскому народу. И украшено оно особыми Российскими самоцветами – это древние города России. - Назовите тему урока? Золотое кольцо России. - Наверное, у вас, ребята, появились вопросы по теме урока? (Почему кольцо? Почему Золотое?) - Какие цели нашего урока? Откройте учебник с…. Прочитаем .
4. Работа по теме урока.
- Рассмотрите карту маршрута. Какие города вы видите? (дети перечисляют) - Почему туристический маршрут назван кольцом? (напоминает его по форме). И не только. - Начинаясь и заканчиваясь в Москве, маршрут проходит по территории пяти областей: Московской, Ярославской, Костромской, Владимирской, Ивановской. В России эти области занимают особое место. Здесь
складывалось единое русское государство, ставшее потом великой державой. Мы не раз говорили, что Русские земли подвергались нападениям других государств. Поэтому русские князья стремились укрепить границы России, чтобы враг не проник в глубь страны. Строились мощные крепости из кирпича и камня. Во Владимиро – Суздальской земле скопилась сила для будущих побед над монголо-татарами. А в Ярославле и Костроме собирали народ для битвы с польско-литовскими захватчиками Минин и Пожарский. Мы познакомимся с несколькими городами, составляющими славу Золотого кольца. - А почему маршрут назван золотым? Мой вопрос вызвал затруднение? - В поездку по Золотому кольцу мы отправимся из Москвы златоглавой. С этим городом мы уже знакомились во 2 классе. У вас на партах лежат путеводные листы, в которые мы будем записывать основные достопримечательности. - Итак, Москва это - ……(столица России). - Кто основал Москву? (Юрий Долгорукий). В каком году? - Какие достопримечательности вам известны? (дети отвечают по 2-3 предложения о Царь-пушке, Царь-колокол, Красная площадь, памятник Минину и Пожарскому, самый главный храм страны Христа Спасителя). На доске лист ватмана: отвечая, дети крепят картинку достопримечательностей Москвы. Весь опрос сопровождается слайд-шоу о Москве. - Молодцы ребята. Конечно, в Москве очень много музеев, театров, памятников, старинных церквей. - А какие сувениры на память о Москве может купить Майкл? (ответы детей) - Кому он их подарит? (ответы детей) - Я предлагаю положить образцы сувениров в этот рюкзачок. - Посмотрите на карту нашего путешествия. Какой следующий город? - К северо-востоку расположен город Сергиев Посад. Работа в группах. (1 группа – объясняет название города, 2 группа – рассказывает об исторических памятниках, 3 группа приводит интересные факты. В ходе работы дети заполняют путеводитель.) - У каждой пары дана карточка – сообщение. Ваша задача – выбрать нужную информацию по своей теме. (выделяют маркером) Используйте учебник. Чья группа завершит исследование – поднимет руку. - Итак, вы готовы. Заслушаем представителей групп. (ответы детей) - Какие сувениры на память о Сергиев Посаде может купить Майкл? - Я предлагаю положить образцы сувениров в рюкзачок.
5. Физкультминутка.
Еле-еле, еле-еле завертелись карусели. А потом кругом, кругом, все бегом, бегом, бегом. Тише, тише, не спешите, карусель остановите! Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра. Раз-два, раз-два, в другой город нам пора...
Продолжение работы по теме.

- Чтобы узнать, в какой город мы приехали, разгадайте ребус.(разгадывают) - Мы приехали в древний русский город Кострому. (работа в парах) - Ребята, может кто-то из вас уже был в Костроме? (нет). - У каждой группы учеников информация о городе. Возьмите конверт прочитаем ее. (1 ученик читает вслух, остальные следят). Теперь каждая группа составит вопросы для викторины о Костроме.(вопросы задаются по очереди; вопрос - ответ) - А какие сувениры на память о Костроме может купить Майкл? (ответы детей) - Кому он их подарит? (ответы детей) - Я предлагаю положить образцы сувениров в этот рюкзачок. Звучит колокольный звон. - Ребята, что вы слышите? Это нас встречает колокольным звоном Ростов Великий! Это не просто звон – это настоящая музыка! И чтобы услышать ее, люди приезжают отовсюду. - Найдите в тексте учебника абзац о городе Ростове. Прочитаем. (1 ученик читает, остальные следят) - Итак, какие достопримечательности есть в этом городе? (ответы детей) (ученик Саша поднимает руку, говорит: «Я хочу добавить ответы ребят.») - А какие сувениры на память о Ростове может купить Майкл? (ответы детей) - Кому он их подарит? (ответы детей) - Я предлагаю положить образцы сувениров в этот рюкзачок.
Рефлексия.
- Ребята, на сегодняшний день наша экскурсия заканчивается, т.к. урок подходит к концу. Путешествие продолжится на следующих уроках окружающего мира. - Ребята, сегодня вы получили много информации о древних городах России. Что вы использовали для получения знаний? (учебник, дополнительную литературу, интернет) - Ребятам, которые хотели бы еще больше узнать о городах Золотого кольца, я хочу предложить обратить внимание на выставку книг. - Как вы думаете, пригодятся эти знания? - Как их можно использовать? (рассказать другим людям) - В начале урока мы поставили перед собой цель: помочь девочке Варе узнать, что такое Золотое кольцо России, почему оно так называется. Достигли ли мы поставленной цели? (ответы детей)
Итог.
- Что же такое Золотое кольцо России? (несколько древних русских городов, в которых сохраняют памятники истории)