Рабочая программа по биологии 7 класс ФГОС к учебнику Сонина Н.И., Захарова В.Б.

Автор: Варгина Виктория Михайловна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МКОУ Юрловская ОШ
Населённый пункт: Ульяновская область, Базарносызганский район, с.Юрловка
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Рабочая программа по биологии 7 класс ФГОС к учебнику Сонина Н.И., Захарова В.Б.
Дата публикации: 20.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии, авторской про граммы Н. И. Сонина, В. Б. Захарова (линейный курс) и ориентирована на работу по учебнику и рабочей тетради: • Сонин Н. И. Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения. 7 класс: учебник/Н. И. Сонин, В. Б. Захаров. - М.: Дрофа, 2014. • Захаров, В. Б. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: рабочая тетрадь к учеб нику Н. И. Сонина, В. Б. Захарова «Биология. Многообразие живых организмов» / В. Б. Захаров, Н. И. Сонин. - М.: Дрофа, 2014. Рабочая программа разработана по учебнику Н.И. Сонина, В.Б.Захарова «Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения». 7 класс, издательства «Дрофа», 2013 года, Москва (линейный курс). Программа составлена на основе ФГОС второго поколения. Программа рассчитана на 70 ч, 2 ч в неделю. Основана на применении системно-деятельностного подхода к обучению. В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения. В основу данного курса положен системно-деятельностный подход. Курс предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний. В результате освоения данной программы учащиеся должны будут овладевать универсальными учебными действиями: работать с различными источниками информации, выделять главное, составлять конспект, таблицу, схему, сравнивать, анализировать, обобщать, применять знания к конкретной ситуации, формулировать вопросы и др. Программа подразумевает овладение ИКТ-компетентностями. Это поиск информации в электронных ресурсах, владение работой на компьютере, умение работать в сети Интернет, создание презентаций, работа с интерактивной доской и другие. Большое внимание в программе уделяется исследовательской деятельности учащихся: лабораторным и практическим работам, учебному исследованию, созданию проектов. Особое значение придается развитию у учащихся навыков смыслового чтения и работы с текстом. Результаты изучения предмета разделены на предметные, метапредметные и личностные. Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметок). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля, а также по результатам выполнения лабораторных и практических работ.

Целями изучения биологии в основной школе являются
: • социализация обучающихся, то есть вхождение их в мир культуры и социальных отноше ний, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность как носителей ее норм, ценностей, ориентации, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы; • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки. Помимо этого, биологическое образование
призвано обеспечить:
• ориентацию обучающихся в системе моральных норм и ценностей: признание высокой цен ности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; формирование экологического сознания, воспитание любви к природе; • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой при роде, познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладе нием методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений; • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными; • формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе природоохранных мероприятий, мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства. Поэтому главная цель российского образования

заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В соответствии с ФГОС базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить учащимся высокую
биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в решении широкого круга вопросов, связанных с живой природой. Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для образовательных учреждений РФ. На изучение биологии в 7 классе основной школы выделяется 70 часов (2 часа в неделю, 35 учебных недель).
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Роль учебного курса биологии 7 класса в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы заключается в достижении следующих результатов:  предметные результаты — освоенный обучающимися 7 класса в ходе изучения биологии опыт специфической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.  личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки учащихся 7 класса, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;  метапредметные результаты — освоенные обучающимися 7 класса универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).

Формы и средства контроля
Обязательные формы и методы контроля: текущая аттестация (-устный опрос;- письменная самостоятельная работа;- терминологические и понятийные диктанты; - тестовые задания; проверочная работа с использованием ЦОР; - графическая работа;- изложение материала; - доклад;- творческая работа) Иные формы учета достижений: итоговая (четверть, год) аттестация (диагностическая контрольная работа) Урочная деятельность (анализ динамики текущей успеваемости), внеурочная деятельность (участие в выставках, конкурсах, соревнованиях; - активность в проектах и программах внеурочной деятельности; - творческий отчет) Формы представления образовательных результатов:  табель успеваемости по предмету в журнале;  тексты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся (информация об элементах и уровнях проверяемого знания – знания, понимания, применения, систематизации);  устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов обученности по предметам;  портфолио;  результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств обучающегося, УУД. Основные направления работы проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся:
 Вовлечение учащихся в научно-исследовательскую деятельность эколого-биологического направления;  обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования;  знакомство и сотрудничество с представителями науки, оказание практической помощи учащимся в проведении экспериментальной и исследовательской работы;  основы организации научно-исследовательской работы учащихся.  ботаника и экология растений;  зоология и экология животных;  растениеводство и экология культурных растений;  исследование экосистем;  охрана окружающей среды;  организация индивидуальных консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований учащихся;  рецензирование научных работ учащихся при подготовки их к участию в конкурсах и конференциях. Основные виды самостоятельных работ:  работа с книгой, работа с рабочей тетрадью-тренажером;  выполнения практических и лабораторных работ;  проверочные самостоятельные работы;  контрольные работы, диктанты, сочинения;
 подготовка докладов, рефератов;  домашние опыты, наблюдения, техническое моделирование и конструирование;  исследовательские и проектные работы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Р

АЗДЕЛ

1. О

Т

клетки до биосферы (11 ч + 1 час к. р.)

Тема

1.1. Многообразие живых систем (3 ч)
Разнообразие форм живого на Земле. Понятие об уровнях организации жизни: клетки, ткани, органы, организмы. Виды, популяции и биогеоценозы. Общие представления о биосфере.
Демонстрация. Таблицы, иллюстрирующие особенности организации клеток, тканей и органов, организмы различной сложности, границы и структуру биосферы.
Тема

1.2. Ч. Дарвин о происхождении видов (2 ч)
Причины многообразия живых организмов. Явления наследственности и изменчивости. Искусственный отбор; породы домашних животных и культурных растений. Понятие о борьбе за существование и естественном отборе. Демонстрация. Породы животных и сорта растений (таблица). Близкородственные виды, приспособленные к различным условиям существования (таблица).
Тема

1.3. История развития жизни на Земле (4 ч)
Подразделение истории Земли на эры и периоды. Условия существования жизни на древней планете. Смена флоры и фауны на Земле: возникновение новых и вымирание прежде существовавших форм. Демонстрация, Представители фауны и флоры различных эр и периодов (таблица).
Тема

1.4. Систематика живых организмов (2 ч)
Искусственные системы живого мира; работы Аристотеля, Теофраста. Система природы К. Линнея. Основы естественной классификации живых организмов на основе их родства. Основные таксономические категории, принятые в современной систематике. Демонстрация, Родословное древо растений и животных (схема). Лабораторные и практические работы. Лабораторная работа 1. Определение систематического положения домашних животных.
Раздел

2. Царство Бактерии (4 ч)

Тема

2.1. Подцарство Настоящие бактерии (2 ч)
Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Стро ение прокариотической клетки, наследственный аппарат бактериальной клетки. Размножение бактерий. Демонстрация. Строение клеток различных прокариот (таблица). Лабораторные и практические работы.
Лабораторная работа 2. Зарисовка схемы строения прокариотической клетки, схемы размножения бактерий.
Тема

2.2. Многообразие бактерий (2 ч)
Многообразие форм бактерий. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот, их распространенность и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение. Профилактика инфекционных заболеваний.
Раздел

3. Царство Грибы (8 ч)

Тема

3.1. Строение и функции грибов (4 ч)
Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Демонстрация. Схемы строения представителей различных систематических групп грибов. Различные представители царства Грибы (таблица). Строение плодового тела шляпочного гриба (таблица). Лабораторные и практические работы. Лабораторная работа 3 . Строение плесневого гриба мукора.
Тема

3.2. Многообразие и экология грибов (2 ч)
Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Оомикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение грибов, их роль в биоценозах и хозяйственной деятельности человека. Болезнетворные грибы, меры профилактики микозов. Демонстрация. Схемы, отражающие строение и жизнедеятельность различных групп грибов; муляжи плодо вых тел шляпочных грибов, натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья). Лабораторные и практические работы. Практическая работа 1. Распознавание съедобных и ядовитых грибов.
Тема

3.3. Группа Лишайники (2 ч)
Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников. Особен ности жизнедеятельности, распространенность и экологическая роль лишайников. Демонстрация. Схемы строения лишайников. Различные представители лишайников (таблица).

Контрольная работа по темам:
Бактерии. Грибы. Лишайники (1 ч).
Раздел

4. Царство Растения (34 ч + 1 час к. р.)

Тема

4.1. Группа отделов Водоросли: строение, функции, экология (6 ч)
Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенно сти строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли. Бурые водоросли и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение. Демонстрация.
Схемы
строения водорослей различных отделов. Лабораторные и практические работы. Лабораторная работа
4
. Изучение внешнего вида и строения водорослей.
Тема

4.2. Отдел Моховидные (2 ч)
Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Демонстрация. Схема строения и жизненный цикл мхов. Различные представители мхов. Лабораторные и практические работы. Лабораторная работа 5 . Изучение внешнего вида и строения мхов.
Тема

4.3. Споровые сосудистые растения: отделы Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные (6 ч)
Отдел Плауновидные: особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Хвошевидные: особенности организации, жизненного цикла. Распростране ние и роль в биоценозах. Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение и роль в биоценозах. Демонстрация. Схемы строения и жизненные циклы плауновидных и хвошевидных. Различные представители плаунов и хвошей (таблица). Схемы строения папоротника; древние папоротниковидные. Схема цикла развития папоротника. Различные представители папоротников (таблица). Лабораторные и практические работы.
Лабораторная работа 6. Изучение внешнего вида и строения спороносяшего хвоща. Лабораторная работа 7. Изучение внешнего вида и внутреннего строения папоротников (на схемах).
Тема

4.4. Семенные растения. Отдел Голосеменные (8 ч)
Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизнен ные формы голосеменных. Многообразие, распространенность голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение. Демонстрация. Схемы строения голосеменных, цикл развития сосны. Различные представители голосеменных (таблица). Лабораторные и практические работы. Лабораторная работа 8. Изучение строения и многообразия голосеменных растений. Лабораторная работа 9. Изучение строения хвои и шишек хвойных растений (на примере местных видов).
Тема

4.5. Покрытосеменные (цветковые) растения (10 ч)
Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жиз ненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространенность цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности. Демонстрация. Схемы строения цветкового растения, строения цветка. Цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение) (схема). Представители различных семейств покрытосеменных растений (таблица). Лабораторные и практические работы. Лабораторная работа 10. Изучение строения покрытосеменных растений. Практическая работа 2. Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения.
Тема

4.6. Эволюция растений (2 ч)
Возникновение жизни и появление первых растений. Развитие растений в водной среде оби тания. Выход растений на сушу и формирование проводящей сосудистой системы. Основные этапы развития растений на суше. Демонстрация. Изображение ископаемых растений, схемы, отображающие особенности их организации. Лабораторные и практические работы.
Лабораторная работа 11. Построение родословного древа царства Растения.
Раздел

5. Растения и окружающая среда (8 ч)

Тема 5.1. Растительные сообщества. Многообразие фитоценозов (4 ч)
Растительные сообщества - фитоценозы. Видовая и пространственная структура раститель ного сообщества; ярусность. Роль отдельных растительных форм в сообществе. Демонстрация. Плакаты и видеоролики, иллюстрирующие разнообразие фитоценозов. Лабораторные и практические работы. Лабораторная работа 12. Составление таблиц, отражающих состав и значение отдельных организмов в фитоценозе.
Тема

5.2. Растения и человек (2 ч)
Значение растений в жизни планеты и человека. Первичная продукция и пищевые потребно сти человека в растительной пище. Кормовые ресурсы для животноводства. Строительство и другие потребности человека. Эстетическое значение растений в жизни человека. Демонстрация. Способы использования растений в народном хозяйстве и в быту. Лабораторные и практические работы. Практическая работа 3. Разработка проекта выращивания сельскохозяйственных растений на школьном дворе.
Тема

5.3. Охрана растений и растительных сообществ (2 ч)
Причины необходимости охраны растительных сообществ. Методы и средства охраны при роды. Законодательство в области охраны растений. Демонстрация. Плакаты и информационные материалы о заповедниках, заказниках, природоохранных меро приятиях. Лабораторные и практические работы. Лабораторная работа 13. Разработка схем охраны растений на пришкольной территории.
Планируемые результаты изучения предмета

Личностными результатами
изучения предмета «Биология» являются:  соблюдение учащимися правил поведения в природе;  осознание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;
 умение реализовывать теоретические познания на практике;  осознание значения образования для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;  понимание важности ответственного отношения к обучению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;  проведение учащимися работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;  привитие любви к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, развитие эстетических чувств от общения с растениями;  признание учащимися права каждого человека на собственное аргументированное мнение;  готовность учащихся к самостоятельным поступкам и активным действиям на благо природы;  умение аргументированно и обоснованно отстаивать свою точку зрения;  критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их результаты;  понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;  умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:  основные понятия и термины: «искусственный отбор», «борьба за существование», «естественный отбор»;  основные уровни организации живой материи: молекулярный, клеточный, тканевый, орган ный, организменный, популяционно- видовой, биогеоценотический и биосферный;  подразделение истории Земли на эры и периоды;  искусственную систему живого мира; работы Аристотеля, Теофраста; систему природы К. Линнея;  принципы построения естественной системы живой природы;  строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий;  разнообразие и способы распространения бактерий и грибов;  роль бактерий и грибов в природе и в жизни человека;  методы профилактики инфекционных заболеваний;
 основные понятия, относящиеся к строению про- и эукариотической клеток;  строение и основы жизнедеятельности клеток гриба;  особенности организации шляпочного гриба;  меры профилактики грибковых заболеваний;  основные методы изучения растений;  основные группы растений (Водоросли, Моховидные, Хвощевидные, Плауновидные, Папо ротниковидные, Голосеменные, Цветковые), их строение, особенности жизнедеятельности и многообразие;  особенности строения и жизнедеятельности лишайников;  роль растений в биосфере и в жизни человека;  происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;  определение понятия «фитоценоз»;  видовую и пространственную структуру растительного сообщества, понятие ярусности;  роль растений в жизни планеты и человека;  необходимость сохранения растений в любом месте их обитания. Учащиеся должны уметь:  в общих чертах описывать механизмы эволюционных преобразований;  объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни;  иметь представление о естественной системе органической природы;  давать аргументированную критику ненаучных мнений о возникновении и развитии жизни на Земле;  давать общую характеристику бактерий;  характеризовать формы бактериальных клеток;  отличать бактерии от других живых организмов;  объяснять роль бактерий и грибов в природе и в жизни человека;  давать общую характеристику бактерий и грибов;  объяснять строение грибов и лишайников;  приводить примеры распространенности грибов и лишайников;  характеризовать роль грибов и лишайников в биоценозах;  определять несъедобные шляпочные грибы;  объяснять роль бактерий и грибов в природе и в жизни человека;  давать общую характеристику царства Растения;  объяснять роль растений в биосфере;
 характеризовать основные группы растений (Водоросли, Моховидные, Хвощевидные, Плауновидные, Папоротниковидные, Голосеменные, Цветковые);  объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;  характеризовать распространение растений в различных климатических зонах Земли;  объяснять причины различий в составе фитоценозов различных климатических поясов;  определять тип фитоценоза;  выявлять различия между естественными и искусственными фитоценозами;  обосновывать необходимость природоохранных мероприятий.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:  различать объем и содержание понятий;  различать родовое и видовое понятия в наименовании вида;  определять аспект классификации и проводить классификацию;  выстраивать причинно-следственные связи;  работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;  составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;  пользоваться биологическими словарями и справочниками для поиска определений биологических терминов;  разрабатывать план-конспект темы, используя дополнительные источники информации;  готовить сообщения на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;  пользоваться поисковыми системами Интернета;
 выполнять лабораторные работы под руководством учителя;  сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;  оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;  находить информацию о растениях в дополнительных источниках, анализировать и оцени вать ее, переводить из одной формы в другую;  работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;  составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке; -разрабатывать план-конспект темы, используя дополнительные источники информации;  готовить устные сообщения и письменные доклады на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;  пользоваться поисковыми системами Интернета;  объяснять необходимость ведения хозяйственной деятельности человека с учетом особенностей жизнедеятельности живых организмов;  под руководством учителя оформлять отчет о проведенном наблюдении, включающий опи сание объектов наблюдения, его результаты и выводы;  организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.). Учащиеся должны знать:  существующую программу курса;  учебники и другие компоненты учебно-методического комплекта;  иллюстративный и вспомогательный учебный материал (таблицы, схемы, муляжи, гербарии и т. д.); осознавать целостность природы, взаимосвязанность и взаимозависимость происходящих в ней процессов.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплексов) по биологии 7 класс. Основная учебно-методическая литература:  Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: учебник.— М.: Дрофа, 2015 г.  Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: рабочая тетрадь.— М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.  Марина А. В., Сивоглазов В. И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: методическое пособие.— М.: Дрофа, любое издание после 2012 г. Дополнительная учебно - методическая литература  Гуленков С. И., Сонин Н. И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: тестовые задания. — М.: Дрофа, любое издание.  Сонин Н. И., Семенцова В. Н., Мишакова В.Н. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: дидактические карточки задания. — М.: Дрофа, любое издание.  Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.— М.: Дрофа, 2014..  А.В. Марина. Методическое пособие к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонин Биология. Многообразие организмов. – М.: Дрофа,  Семенцова В.Н. Биология. Технологические карты уроков: Метод. Пособие.- СПб  Биология.. Лучшие нестандартные уроки: Пособие для учителя / Сост. Сонин Н.И. – 2-е изд.- М.: Айрис-пресс. Литература для учащихся  Никимов А.И. Биология. Справочник школьника.  Детская энциклопедия «Я познаю мир».  Трайтак Д.И. Растения. Грибы Бактерии.  Энциклопедия животных.
 И.Акимушкин Мир животных. М: Мысль  Интернет - ресурсы: Печатные пособия  Портреты ученых биологов  Комплект таблиц  Набор раздаточного дидактического материала Учебно - практическое и учебно - лабораторное оборудование  Лупа ручная  Микроскоп лабораторный  Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ Демонстрационный материал: модели . Модели остеологические  Скелеты позвоночных животных:  Скелет кошки  Разборный скелет лягушки  Части скелета позвоночных  Скелет человека Модели – аппликации  Размножение папоротника  Размножение сосны  Размножение одноклеточной водоросли  Размножение мха  Размножение многоклеточной водоросли  Размножение шляпочного гриба  Строение клеток растений и животных:  Строение цветка  Ткани животных и человека  Растительные ткани  Разнообразие клеток живых организмов  Циклы развития паразитических червей:  Цикл развития аскариды
 Цикл развития бычьего цепня Муляжи  Плодовые тела шляпочных грибов  Муляжи Овощи и Фрукты Натуральные объекты Гербарии:  Гербарии, иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений, экологические особенности разных групп:  Деревья и кустарники  Основные группы растений  Растительные сообщества  Дикорастущие растения  Культурные растения Влажные препараты: Влажные препараты иллюстрирующие внутреннее строение животных:  Внутреннее строение лягушки  Внешнее строение паразитических червей  Внешнее строение змеи Коллекции:  Вредители сельскохозяйственных культур  Коллекции плодов и семян Натуральный фонд  Комнатные растения Технические средства обучения  Компьютер  Мультимедиапроектор.  Динамики  Экран