"Рабочая программа по мордовскому (мокшанскому) языку 2 класс"

Автор: Зеленова Татьяна Александровна
Должность: учитель мордовского языка
Учебное заведение: МБОУ "Красноподгорная СОШ"
Населённый пункт: д. Красная Подгора, Краснослободский район, Республика Мордовия
Наименование материала: Учебная программа
Тема: "Рабочая программа по мордовскому (мокшанскому) языку 2 класс"
Дата публикации: 20.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Рабочая программа

по мордовскому (мокшанскому) языку

2 класс

Составитель:
Зеленова Татьяна Александровна, учитель мордовского языка 2015 год

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель изучения учебного предмета:

Цели обучения:
- пробудить у детей интерес и стремление к общению на мокшанском языке, создать настрой для дальнейшего его изучения; -воспитывать детей в духе уважения к мордовскому народу, его истории и культуре.
Задачи обучения:
-научить школьников воспринимать и понимать мокшанскую речь на слух, говорить и читать по-мокшански в пределах доступной им тематики, предусмотренной программой; -формировать у детей навыки коммуникативного общения с учётом программного речевого материала; -ознакомить учащихся с устно-поэтическим творчеством мордовского народа, с его традициями и обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством, культурой.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

- краткая характеристика:
Программа подготовлена для учителей, которым предстоит обучать мокшанскому языку русских детей и детей мордвы-мокши, не владеющих родным языком, а также детей других национальностей. Обучение предлагается вести на основе коммуникативно-деятельностного метода, при котором учитель придумывает и организует разнообразные игровые ситуации, которые приближают ребёнка к восприятию языка в повседневной жизни. На занятиях используется не только практический языковой материал, но и решаются образовательно-воспитательные задачи: дети знакомятся с праздниками, традициями и обычаями мордовского народа, осознают собственную национальную принадлежность; воспитываются в духе уважения к другим народам, в духе взаимопонимания и миролюбия. Обучение начинается с устного курса, который завершается в первом полугодии. Во втором полугодии дети должны научится читать по учебнику на мокшанском языке и выполнять различные грамматические и письменные задания. В первый год обучения дети предположительно должны усвоить до 200 активно употребляемых слов и 100 слов иметь в пассивном лексическом запасе.
Программа опирается на принципы:
-
коммуникативной насыщенности
(язык будет усваиваться тем лучше, чем больше будет общения на этом языке); -
переход от аудирования к письму
(в начальном периоде нужно научится понимаю речи (слушание, аудирование) и говорению, а потом уже к чтению и письму) -
комбинированного подхода к построению урока – слушание, чтение, письмо
(дети на одном и том же уроке слушают, спрашивают, разговаривают, рассказывают, а также читают и пишут); -
синтаксической опоры при усвоении лексики и грамматики
(лексика и грамматика, предусмотренные программой, усваиваются в большей степени, если при образовании новых слов и их форм учитель будет опираться на синтаксис); -
применения лексико-грамматических аналогов родного языка детей
(при обучении мокшанскому языку учитель прибегает к родному языку детей, обращает их внимание (в том или другом случае), как это можно выразить на родном языке) Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы : Исайкиной А.И. по изучению мокшанского языка во 2-4 классах школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год
3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
На изучение мордовского языка в 5,6,7 классах отводится по 2 ч в неделю – 204 ч (34 учебные недели) в Вариативной части (курсы по выбору и другие виды деятельности) учебного плана школы
4. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА

Ценность жизни
– признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра
– направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства
как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы
основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно- популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии
– основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины
– это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи.
Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества.
Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности
– осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма.
Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества.
Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
5.ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ИПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТТЫ ОСВОЕНИЯ

КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА КУРСА
Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
-представление о своей этнической принадлежности;
-развитие чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние мордовского народа — мордовский язык; -представление об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.); -осмысление необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле; -осознавание положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку; -представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины; -положительное отношение к языковой деятельности; -заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности; -понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы; -развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.; -этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителей; -развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности; -представление о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой деятельности.
Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия
– принимать и сохранять цель и учебную задачу; – высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи; – планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; – учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения; – выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках); – проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; – оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; – понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи; – выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные УУД
– осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); – воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты); – ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника); – работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно; – осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях; – пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач; – пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
– осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); – составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст); – составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку; – анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности); – осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя); – ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения; – находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий; – осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям; – обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно); – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; – подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.); – осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения; – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.
Коммуникативные УУД
– слушать собеседника и понимать речь других; – оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); – принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.); – выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками; – задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания; – признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию; – формулировать собственное мнение и аргументировать его; – работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; – строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
Предметные результаты
- усвоить словарь и весь лексический материал, предназначенный для первого года обучения; - правильно произносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания, и предложения мокшанского языка, соблюдать интонацию повествовательных и восклицательных предложений; - понимать речь учителя, детей, речь в звукозаписи в объёме программы; - уметь отвечать на вопросы одним словом или предложением, самому задавать вопросы, вести небольшой диалог; - называть своё имя и спрашивать имена других, понимать обращённую к ним речь в рамках предусмотренного программой языкового материала; - давать краткое описание предмета, явления, указывая наиболее существенные признаки: цвет, вкус, размер, принадлежность; - рассказывать о себе, о своей семье, о жизни в школе в форме краткого изложения; - составлять из 3-5 предложений по вопросам учителя или по картинке небольшой рассказ наблюдаемой или воображаемой ситуации;
- усвоить несколько произведений из устно-поэтического творчества мордовского народа: песенки, считалки, загадки, сказку и воспроизводить их наизусть.
Межпредметные связи, раскрытые в ходе изучения курса

.
Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, что позволяет применять учителю и учащимся в деятельности различные источники информации. Использование потенциала межпредметных связей курса окружающий мир расширяет знания обучающихся о закономерностях пространственной организации мира, развитии страны на разных этапах развития. При знакомстве с новыми терминами, понятиями обязательно даётся их этимология (происхождение, перевод, значение). Речевая деятельность является основой межпредметных связей с предметами «русский язык» и «литература».
6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, ДИСЦИПЛИНЫ

1.Фкя-фкянь мархта содамась. (Мы знакомимся.) 5 часов
Приветствие. Знакомство с учителем, друг с другом: Шумбрат, Ваня. Шумбрат, Вера Ивановна. Кода тонь лемце? Монь лемозе Саша. Слова, необходимые для знакомства: стирня, цёраня, шаба (идь). Вопросы и ответы, необходимые для знакомства: кие? кит? Тя стирня? - Да, тя стирня. Тя шаба? - Да, тя шаба. Тя кие? - Тя цераня (ученик, учительница). Нят кит? - Шабат. Личные местоимения: мон, тон, сон. Указательное местоимение: тя. Тя кие? - Тя мон. Тя тон? - Да, тя мон.
2.Монь семьязе. (Моя семья.) 5 часов
Члены семьи: тядя, аля, сазор, брад, ака, атя, баба. Речевые образцы: Тя тядя. Тя ака. Тя аля? - Да, тя аля. Нят итть? - Да, нят итть. Обращение к членам семьи: тядяй, акай, атяй, щавай... Шумбрат, тядяй. Шумбрат, аляй. Указательное местоимение: нят. Нят алят? - Да, нят алят. Нят кит? - Нят итть.
3.Кельгома налхксемане. (Любимые игрушки.) 4 часа
Название игрушек: нумол, офта, келазь, ур, топа, няка, шеер, ката, пине. Применение существительных в уменьшительно- ласкательном значении: нумол - нумолня, келазь - келаськя, няка-няканя. Единственное и множественое число существительных: нумол - нумолхт, топоня - топонят. Вопросы: мезе? месть? Тя мезе? - Тя лопа. Нят месть? - Нят лопат. Вопросы: мезе? месть? Тя мезе? - Тя лопа. Нят месть? - Нят лопат Прилагательные: оцю, ёмла. Речевые образцы: Офтсь оцю. Шеернясь ёмла.
4.Школаса. (В школе.) 3 часа
Рассказ о школе: оцю или ёмла, од или ташта: Школась од. Школась оцю. Что есть в школе. Учителя. Ученики, их имена. Речевые образцы: Тя ученик? - Да, тя ученик. Кода сонь лемоц? - Лемоц Саша. Тя учитель? - Да, тя учитель. Кода сонь лемоц? - Лемоц Николай Петрович. Повелительное и побудительное значение глаголов: стяк - стяда, озак - озада, листь - сувак, лиседа - сувада. Усвоение частиц: ули, аш (аяш): Монь ули тетрадезе. Монь аш ручказе.
5.Минь классоньке* (Наш класс.) 4 часа
Классная комната: оцю, валда, лямбе, ару, штаф. Предметы в классе. Единственное и множественное число имен существительных (парта - партат, шъра - шърат, вальмя - вальмат). Учебные принадлежности: ручка, тетрадь, пур, карандаш. Глаголы: кулхцондомс, сёрмадомс, морафтомс, панжемс, сёлгомс. Речевые образцы: Мон сёрмадан. Тон сёрмадат. Сон сёрмады. И т.д. Понимание и выполнение действий: сёлк кенкшть, панчк вальмять, сак сей, сада сей.
6.Сёксесь. (Осень.) 4 часа
Приметы осени. Существительные: мода, менель, пизем, сёксе, ърдаз, лопа, нармонь. Глаголы: самс, тумс, молемс. Прилагательные: акша, равжа, сенем, сянгяря, якстерь, тюжя.
Частицы: да, аф (аяф). Тя тон? - Да, тя мон. Тя сон? - Аф, тя мон. Речевые образцы: Мон молян. Тон молят. Сон моли. Лопась тюжя. Менельсь сенем. Модась равжа. Сась сёксесь. Моли пизем. Нармоттне тусть Тядязе кочкай марьхть. Мон шувондан мода.
7.Перень сёротне. (Овощи и фрукты.) 3 часа
Существительные: куяр, помидора, капста, модамарь, тикла, марь, груша, вишня, слива. Прилагательные: ламбама, танцти, керы. Вопрос: кодама? Марьсь кодама? - Марьсь якстерь. Марьсь танцти. Речевые* образцы: Куярсь сянгяря. Вишнясь ламбама. Лопась тюжя. Капстась оцю. Менельсь сенем. Сась сёксесь. Моли пизем.
8. Тялось. (Зима.) 3 часа
Приметы зимы. Существительные: тяла, якшама, лов, эй, варма, конькат, сокст, нурдонят. Глаголы: курькснемс, налхксемс. Речевые образцы: Тя лов. Ловсь кодама? - Ловсь акта. Тялонда якшама? - Да, тялонда якшама. Мон курькснян конькаса. Тон ардат нурдоняса. Понимание указаний: шак пальтацень, щасть пальтантень, путк вазцень, мольхтяма ульцяв.
9. Од Кизось. (Новый год.) 3 часа
Подготовка к Новому году. Существительные: Ловонь баба, Ловонь атя, Ловонь стирня, кузня, налхкшт. Глаголы: морамс, кштимс, азондомс. Речевые образцы: Мон моран. Тон морат.Сон морай. Сась Од кизось. Тя Ловонь атясь. Тя Ловонь стирнясь. Нят налхкшт. Синь мазыхть. Вопросы: месенди? месендихть? Стирнясь кшти. Церанясь морай. Мон офтонян. Мон нумолнян. Личные местоимения: минь, тинь, синь. Речевые образцы: Минь моратама. Тинь моратада. Синь морайхть.
10. Ломанць. (Части тела.) 3 часа
Существительные: пря, шама, пиле, курга, сельме, кядь, шалхка. Глаголы: штамс, нардамс, повфтамс. Речевые образцы: Мон штаян куцю. Танясь нардай тарелка. Понимание предложений: штайть кяттнень, нардак шамацень, повфтак нардамать.
11. 1-10 лувкссь. (Счет 1 - 10.) 2 часа.
Числительные от 1 до 10. Существительные: ярмак, мишендись. Ответы на вопрос: мъзяра? Мъзяра кизодот? - Сисем. Мъзяра сурдот? - Кемонь. Глаголы: миме, рамамс. Ответы на вопросы: Тон рамат конфеткат? - Раман. - Мъзяра рамат? Кафкса. А тон рамат печеньят? - Аф раман. Речевые образцы: Нят ярмакт. Монь ули ярмакозе. Тя мишендись. Сон мишенди кши, лофца, ...
12.Ярхцамбяльсь и кядьгонятне. (Пища и посуда.) 4 часа
Название продуктов. Существительные: кши, ведь, сал, лофца, ал. Глаголы: симомс, ярхцамс, эрямс. Применение глаголов настоящего времени с отрицанием «аф» и без отрицания: Мон симан. Мон аф симан. Посуда. Существительные: шаваня, куцю, тарелка, цянгоня. Речевые образцы: Мон симан ведьта. Мон ярхцан алда. Мон эрян Саранскяйса. Тон молят школав? - Молян.
13.Пильгонь и лангонь щапне. (Одежда и обувь.) 4 часа
Названия одежды и обуви. Существительные: орня, кямот, вазь, панар, руця, варягат. Глаголы: щамс, каямс, рамамс. Прилагательные: начка, коське. Притяжательные местоимения: монь, тонь, сонь, минь, тинь, синь. Речевые образцы: Тя офтонясь монь. Тя тонь портфельце? - Монь. Синь морайхть? - Да, синь морайхть. Оля щай кямот. Миша щай пальта. Монь ули орнязе. Кямотне начкт. Панарсь коське.
14..Кудонь жувататне. (Домашние животные.) 3 часа.

Названия домашних животных, их детенышей. Существительные: тракс, вазня, уча, вероскя, тува, пурхцкя, каза, алаша, пине, бука. Глаголы: максомс, улемс, ваномс. Речевые образцы: Тракссь максы лофца. Алашать ули вашеняц. Пинесь ваны куд.
15.Дикай жувататне. (Дикие животные.) 3 часа
Название диких животных, их детенышей. Существительные: офта, врьгаз, нумол, келазь, сеель, ур. Глаголы: комотнемс, якамс, удомс. Речевые образцы: Урсь комотни. Офтсь тялонда уды. Офтсь кизонда якай. Нумолсь арды. Врьгазсь эряй вирьса. Зверьхне эряйхть вирьса.
16.Нармоттне. (Птицы.) 2 часа
Названия птиц. Существительные: сараз, маци, лефскя, яксярга, ситявня, варси, сязьгата, шякшата. Глаголы: лиемс, валгомс, самс. Вопрос: коста? Речевые образцы: Саразсь оцю. Лефкскясь емла. Варсись лии. Саразсь валги. Шякшатась лийсь вирьста.
17. Перьфпяльсь. (Мир вокруг нас.) 3 часа.
Существительные: ульця, куд, школа, ляй, вирь. Прилагательные: мазы, кели, тяйняня. Слова, обозначающие место действия: тяса, тоса, вага, нява, маласа, ичкозе. Вопрос: коса? Коса стирнясь? - Стирнясь тяса. Коса цёранясь? - Цёранясь вага. Речевые образцы: Тя школа. Сон оцю. Тя куд. Сон ёмланя. Школась мазы. Ульцясь кели.
18.Ошсь и транспортсь. (Город и транспорт.) 3 часа
Какие города знают. Мон содан ошт: Саранск, Моску.... Существительные: машина, куд, завод, парк, музей, театр. Глаголы: ардомс, лоткамс. Цвета светофора: якстерь, тюжя, сянгяря. Речевые образцы: Мон ардан. Шабась арды. Минь артама. Машинась арды. Коля арды машинаса. Мон аф молян. Мон ванан инголи. Понимание указаний: лоткак, ватт инголи, мольхть салаваня и т.д.
19.Недялянь шитне. (Дни недели.) 3 часа
Знать дни недели: понедельник (атяньжи), шавши, вержи, шуваланя, пяденця, ёткши, недляши. Усвоить слова: тячи, ванды, исяк, шобдава, обедста (шиньгучкать), илять, веть. Вопрос: мъзярда? Речевые образцы: Тон молят школав? - Молян. Мзярда молят? - Шобдава. Мъзярда мадат? - Илять.
20.Тундась и кизоть самац. (Весна, приход лета.) 5 часов
Названия времен года: киза, тяла, сексе, тунда. Глаголы: самс-тумс, лиемс-валгомс, панжемс. Речевые образцы: Сась тундась. Тусь тялось. Ульцяса лямбе. Састь нармоттне. Лугась сянгяря. Ведсь ару. Панжихть цанчфне. Понимание предложений: мольхтяма ульцяв, щак курткацень, кундада кядьта и т.д.
7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ

УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов Из них Самостоя тельная работа Теорет. обучен ие Лаборат. и практич. работы Контр работ ы
1 Мы знакомимся.
5

5
2 Моя семья.
5

5
3 Любимые игрушки.
4

4
4 В школе.
3

3
5 Наш класс.
4

4
6 Осень.
4

4
7 Овощи и фрукты.
3

3
8 Зима
3

3
9 Новый год.
2

2
10 Части тела человека.
3

3
11 Счет 1 - 10.
3

3
12 Пища и посуда.
3

3
13 Одежда и обувь.
4

4
14 Домашние животные.
3

3
15 Дикие животные.
3

3
16 Птицы.
2

2
17 Мир вокруг нас.
3

3
18 Город и транспорт.
3

3
19 Дни недели.
3

3
20 Весна и лето
5

5
итого
68

68
. Календарно- тематическое планирование № п\ п Наименование разделов и тем Кол и- чест во часо в Вид занятия УУД Характерис тика деятельнос ти учащихся Дата проведения занятий Плани- руемая Фак ти- ческ ая
Раздел 1. Мы

знакомимся.

5

Личностные:
-интерес к предмету мордовский язык, формирование представлений о мордовском языке как средстве установления взаимопонимания с Запоминан ие слов приветстви я, 1. Приветствие. 1 Изучение и первично е закреплен ие знаний
представителями других народов, формирование уважительного отношения к. иному мнению, к культуре других народов
Регулятивные:
-определение цели учебной деятельности с помощью учителя при выполнении творческой деятельности, подбирать адекватные языковые средства в процессе общения на мордовском языке умение прогнозировать и контролировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации -умение корректировать и оценивать причины неуспеха учебной деятельности и действовать с опорой на изученное правило/ алгоритм, итоговый пошаговый контроль по результату при соместнойдеятельности
Познавательные:

1)общеучебные:
-поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебника построение высказываний в устной и письменной форме.
2) логические:
анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать группировать по отдельным признакам на ровне звука буквы, слова, предложения.
Коммуникативные:
строить речевые высказывания, задавать и отвечать на вопросы, используя схемы умение формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
2.
Знакомство с учителем. 1 Изучение и первично е закреплен ие знаний Анализиру ют речь (при анализе текстов), Запоминаю т слова приветстви я, Знакомство с учителем, друг с другом: Шумбрат, Ваня. Шумбрат, Вера Ивановна. Кода тонь лемце? Монь лемозе Саша.
3.
Знакомство друг с другом. 1 Изучение и первично е закреплен ие знаний
4.
Личные местоимения: мон, тон, сон. Указательное местоимение: тя. 1 Изучение и первично е закреплен ие знаний Использова ние указательн ых местоимен ий, запрашиват ь информаци ю и кратко отвечать на вопросы
5.
Знакомство друг с другом. Составление диалога. 1 комбинир ованный Составлени е этикетного диалога
Раздел 2. Моя

семья.

5

Личностные:

-развитие самостоятельности, целеустремленности, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимании чувств других людей, соблюдение норм речевого и неречевого этикета
Регулятивные:
-определение цели учебной деятельности с помощью учителя при изучении нового. умение прогнозировать и контролировать свою деятельность - в соответствии с определенным ранее алгоритмом. -умение корректировать и оценивать свою деятельность. -итоговый пошаговый контроль.
Познавательные:

1) общеучебные:
-поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебника. -построение высказываний в устной форме.
2) логические:
-рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, -анализировать рисунки,, используя изученные слова.
Коммуникативные:
-строить речевые высказывания, задавать и отвечать на вопросы. -умение формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе ситуации столкновения интересов.
6.
Члены семьи. 1 Изучение и первично е закреплен ие знаний Учатся называть своё имя и спрашивать имена других; вести диалог, понимать на слух текст с опорой на иллюстрац ию рассказать о себе, о своей семье; -слова, необходим ые для знакомства: стирня, цераня, шаба (идь); -вопросы и ответы, необходия мые для знакомства: кие? Кит?; -личные местоимен ия: мон, тон, сон. Указательн ое местоимен ие: тя; -члены семьи: тядя, аля, сазор, брад, ака, атя, баба;
7.
Занятия и увлечения членов семьи. 1 Изучение и первично е закреплен ие знаний Читают про себя и учатся понимать тексты, содержащи е знакомый материал

8.
Обязанности членов семьи. 1 Комбинир ованный Читают про себя и учатся понимать тексты, содержащи е знакомый материал
9.
Составление рассказа «Наша дружная семья» 1 Комбинир ованный составляют из 3-5 предложен ий по вопросам учителя или по картинке небольшой рассказ наблюдаем ой или воображае мой ситуации;
10.
«Наша семья» Словарный диктант. 1 Комбинир ованный употребляю т в устной и письменно й речи слов, обозначаю щих членов семьи
Раздел 3.

Любимые

игрушки.

4

Личностные:
-интерес к предмету мордовский язык,
формирование представлений о мордовском языке как средстве установления взаимопонимания с представителями других народов, формирование уважительного отношения к. иному мнению, к культуре других народов
Регулятивные:
-определение цели учебной деятельности с помощью учителя при выполнении творческой деятельности, подбирать адекватные языковые средства в процессе общения на мордовском языке умение прогнозировать и контролировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации -умение корректировать и оценивать причины неуспеха учебной деятельности и действовать с опорой на изученное правило/ алгоритм, итоговый пошаговый контроль по результату при соместнойдеятельности
Познавательные:

1)общеучебные:
-поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебника построение высказываний в устной и письменной форме.
2) логические:
анализировать, сравнивать,
11.
Мои любимые игрушки. 1 Изучение и первично е закреплен ие знаний понимают обращённу ю к ним речь; задавать вопросы; вести небольшой диалог; используют в речи название игрушек: нумол, офта, келазь, ур, топа, няка, шеер, ката, пине;
12.
Названия игрушек. 1 Изучение и первично е закреплен ие знаний применяют существите льных в уменьшите льно- ласкательн ом значении; единственн ое и множестве нное число существите льных; прилагател ьные: оцю, ёмла.
обобщать, классифицировать группировать по отдельным признакам на ровне звука буквы, слова, предложения.
Коммуникативные:
строить речевые высказывания, задавать и отвечать на вопросы, используя схемы умение формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
13.
Мы играем. 1 Комбинир ованный запоминаю тслова и выражений по данной теме, применени е существите льных в уменьшите льно- ласкательн ом значении; единственн ое и множестве нное число существите льных; прилагател ьные: оцю, ёмла.
14.
Игры детей на свежем воздухе. 1 Комбинир ованный составляют высказыван ия с использова нием изученного материала понимание обращённо й к ним речь; построение вопросов; ведение небольшог одиалога; используют в речи название игрушек: нумол, офта, келазь, ур, топа, няка, шеер, ката, пине;
Раздел 4. В

школе.

3


15.
Сегодня в школу. 1 Изучение и первично е закреплен ие знаний
Личностные:
-развитие самостоятельности, целеустремленности, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимании чувств других людей, соблюдение норм речевого и неречевого этикета
Регулятивные:
-определение цели учебной деятельности с помощью учителя при изучении нового. умение прогнозировать и контролировать свою деятельность - в соответствии с определенным ранее алгоритмом. -умение корректировать и оценивать свою деятельность. -итоговый пошаговый контроль.
Познавательные:

1) общеучебные:
-поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебника. -построение высказываний в устной форме.
2) логические:
-рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, -анализировать рисунки,, используя изученные слова.
Коммуникативные:
-строить речевые высказывания, задавать и отвечать на вопросы. -умение формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной произносят различают на слух звуков, слов, словосочет аний, и предложен ий мокшанско го языка; соблюдают интонации повествова тельных и восклицате льных предложен ий;
16.
Наш учитель. 1 Комбинир ованный используют единственн ого и множестве нно го числа имен существите льных; учебные принадлеж ности: ручка, тетрадь, пур, карандаш; понимание и выполнени е действий: сёлк кенкшть, панчк вальмять, сак сей, сада сей;
деятельности, в том числе ситуации столкновения интересов.
17.
Составление рассказа о школе. Закрепление пройденного. 1 комбинир ованный составление из 3-5 предложен ий по вопросам учителя или по картинке небольшой рассказ наблюдаем ой или воображае мой ситуации;
Раздел 5.

Наш класс.

4

18.
Наш класс. 1 Изучение и первично е закреплен ие знаний рассказыва ние о жизни в школе в форме краткого изложения;
19.
Классная комната. 1 Изучение и первично е закреплен ие знаний составление из 3-5 предложен ий по вопросам учителя или по картинке небольшой рассказ наблюдаем ой или воображае мой ситуации;
20.
Учебные принадлежнос ти. 1 Изучение и первично е закреплен ие знаний Составлени е высказыван ие с использова нием изученного материала
21.
Составление рассказа «Наш класс» 1 комбинир ованный рассказ о жизни в школе в форме краткого изложения;

Раздел 6.

Осень.



4

Личностные:
-развитие самостоятельности, целеустремленности, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимании чувств других людей, соблюдение норм речевого и неречевого этикета
Регулятивные:
-определение цели учебной деятельности с помощью учителя при изучении нового. умение прогнозировать и контролировать свою деятельность - в соответствии с определенным ранее алгоритмом. -умение корректировать и оценивать свою деятельность. -итоговый пошаговый контроль.
Познавательные:

1) общеучебные:
-поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебника. -построение высказываний в устной форме.
2) логические:
-рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, -анализировать рисунки,, используя изученные слова.
Коммуникативные:
-строить речевые высказывания, задавать и отвечать на вопросы. -умение формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе ситуации столкновения интересов.
22.
Осень. Приметы осени. 1 Изучение и первично е закреплен ие знаний описание предмета, явления, указывая наиболее существен ные признаки: цвет, вкус, размер, принадлеж ность; приметы осени. Существит ельные: мода, менель, пизем, сёксе, ърдаз, лопа, нармонь; -глаголы: самс, тумос, молемс; -вопрос: кодама?; -глаголы: самс-тумс, лиемс- валгомс, панжемс;
23.
Названия цветов. 1 Изучение и первично е закреплен ие знаний составлени е высказыван ие с использова нием изученного материала прилагател ьные: акша, равжа, сенем, сянгяря, якстерь,тю жя;

24.
Я рисую осень. 1 комбинир ованный составлени е из 3-5 предложен ий по вопросам учителя или по картинке небольшог о рассказа наблюдаем ой или воображае мой ситуации; краткое описание предмета, явления, указывая наиболее существен ные признаки: цвет, вкус, размер, принадлеж ность;
25.
Стихи об осени. Закрепление пройденного. 1 комбинир ованный усвоение несколько произведен ий из устно- поэтическо го творчества мордовског о народа: песенки, считалки, загадки, сказку и воспроизво дить их наизусть;
Раздел 7.

Овощи и

фрукты.



3

Личностные:
-развитие самостоятельности, целеустремленности,
доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимании чувств других людей, соблюдение норм речевого и неречевого этикета
Регулятивные:
-определение цели учебной деятельности с помощью учителя при изучении нового. умение прогнозировать и контролировать свою деятельность - в соответствии с определенным ранее алгоритмом. -умение корректировать и оценивать свою деятельность. -итоговый пошаговый контроль.
Познавательные:

1) общеучебные:
-поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебника. -построение высказываний в устной форме.
2) логические:
-рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, -анализировать рисунки,, используя изученные слова.
Коммуникативные:
-строить речевые высказывания, задавать и отвечать на вопросы. -умение формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе ситуации столкновения интересов.
26.
Овощи. 1 Изучение и первично е закреплен ие знаний краткое описание предмета, явления, указывая наиболее существен ные признаки: цвет, вкус, размер, принадлеж ность; существите льные: куяр, помидора, капста, модамарь, тикла, марь, груша, вишня, слива;
27.
Фрукты. 1 Изучение и первично е закреплен ие знаний краткое описание предмета, явления, указывая наиболее существен ные признаки: цвет, вкус, размер, принадлеж ность; существите льные: куяр, помидора, капста, модамарь, тикла, марь, груша, вишня, слива;

28.
Дары природы. Их свойства. 1 Изучение и первично е закреплен ие знаний краткое описание предмета, явления, указывая наиболее существен ные признаки: цвет, вкус, размер, принадлеж ность; - составлени е из 3-5 предложен ий по вопросам учителя или по картинке небольшог о рассказа наблюдаем ой или воображае мой ситуации; прилагател ьные: ламбама, танцти, керы;
Раздел 8

Зима.

3

Личностные:
-развитие самостоятельности, целеустремленности, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимании чувств других людей, соблюдение норм речевого и неречевого этикета
Регулятивные:
-определение цели учебной деятельности с помощью учителя при изучении нового. умение прогнозировать и контролировать свою деятельность Пришла зима. 1 Изучение и первично е закреплен ие знаний Приметы зимы. Существит ельные: тяла, якшама, лов, эй, варма, конькат, сокст, нурдонят. Глаголы: курькснемс , налхксемс. .
- в соответствии с определенным ранее алгоритмом. -умение корректировать и оценивать свою деятельность. -итоговый пошаговый контроль.
Познавательные:

1) общеучебные:
-поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебника. -построение высказываний в устной форме.
2) логические:
-рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, -анализировать рисунки,, используя изученные слова.
Коммуникативные:
-строить речевые высказывания, задавать и отвечать на вопросы. -умение формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе ситуации столкновения интересов. 30 Природа зимой. 1 Изучение и первично е закреплен ие знаний Понимание указаний: шак пальтацень , щасть пальтантен ь, путк вазцень, мольхтяма ульцяв 31 Приметы зимы. Составление рассказа о зиме. 1 Изучение и первично е закреплен ие знаний Составлени е высказыван ия с использова нием изученного
Раздел 9.

Новый год.

3


32
Приход Нового года. 1 Изучение и первично е закреплен ие знаний
Личностные:
-развитие самостоятельности, целеустремленности, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимании чувств других людей, соблюдение норм речевого и неречевого этикета
Регулятивные:
-определение цели учебной деятельности с помощью учителя при изучении нового. умение прогнозировать и контролировать свою деятельность - в соответствии с определенным ранее алгоритмом. -умение корректировать и оценивать свою деятельность. -итоговый пошаговый контроль.
Познавательные:

1) общеучебные:
-поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебника. -построение высказываний в устной форме.
2) логические:
-рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, -анализировать рисунки,, используя изученные слова.
Коммуникативные:
-строить речевые высказывания, задавать и отвечать на вопросы. Ведение диалога, понимание на слух текста с опорой на иллюстрац ию.использ ование в речи Существит ельные: Ловонь баба, Ловонь атя, Ловонь стирня, кузня, налхкшт. Глаголы: морамс, кштимс, азондомс. Речевые образцы: Мон моран. Тон морат.Сон морай. Сась Од кизось. Тя Ловонь атясь. Тя Ловонь стирнясь. Нят налхкшт. Синь мазыхть.
-умение формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе ситуации столкновения интересов.
33
Подготовка к Новому году. 1 Изучение и первично е закреплен ие знаний Ведение диалога, понимание на слух текст с опорой на иллюстрац ию. Вопросы: месенди? месендихть ? Стирнясь кшти. Церанясь морай. Мон офтонян. Мон нумолнян.
34
Наряжаем елку. Стихи про Новый год. 1 Изучение и первично е закреплен ие знаний Ведение диалога, понимание на слух текста с опорой на иллюстрац ию. Личные местоимен ия: минь, тинь, синь. Речевые образцы: Минь моратама. Тинь моратада. Синь морайхть.
Раздел 10

Части тела.
3
Личностные:
-развитие самостоятельности, целеустремленности, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимании чувств других людей, соблюдение норм речевого и неречевого этикета
Регулятивные:
-определение цели учебной деятельности с помощью учителя
35
Части тела. 1 Изучение и первично е закреплен ие знаний Усвоение лексики по разделу Существит ельные: пря, шама, пиле, курга, сельме, кядь, шалхка.
при изучении нового. умение прогнозировать и контролировать свою деятельность - в соответствии с определенным ранее алгоритмом. -умение корректировать и оценивать свою деятельность. -итоговый пошаговый контроль.
Познавательные:

1) общеучебные:
-поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебника. -построение высказываний в устной форме.
2) логические:
-рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, -анализировать рисунки,, используя изученные слова.
Коммуникативные:
-строить речевые высказывания, задавать и отвечать на вопросы. -умение формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе ситуации столкновения интересов.
Личностные:
-развитие самостоятельности, целеустремленности, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимании чувств других людей, соблюдение норм речевого и неречевого этикета
Регулятивные:
-определение цели учебной деятельности с помощью учителя при изучении нового. умение прогнозировать и контролировать свою деятельность
36
Части тела. 1 Изучение и первично е закреплен ие знаний Усвоение лексики по разделу
37
Здоровье человека. 1 Изучение и первично е закреплен ие знаний Ведение диалога, понимание на слух текста с опорой на иллюстрац ию. Понимание предложен ий: штайть кяттнень, нардак шамацень, повфтак нардамать. Глаголы: штамс, нардамс, повфтамс. Речевые образцы: Мон штаян куцю. Танясь нардай та- релка.
Раздел 11.
Считаем до десяти. 3 Усвоение числительн ые от 1 до 10; счет в прямом и обратном порядке
38
Считаем до десяти. 1 Изучение и первично е закреплен ие знаний Усвоение числительн ые от 1 до 10; счет в прямом и обратном порядке
- в соответствии с определенным ранее алгоритмом. -умение корректировать и оценивать свою деятельность. -итоговый пошаговый контроль.
Познавательные:

1) общеучебные:
-поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебника. -построение высказываний в устной форме.
2) логические:
-рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, -анализировать рисунки,, используя изученные слова.
Коммуникативные:
-строить речевые высказывания, задавать и отвечать на вопросы. -умение формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе ситуации столкновения интересов.
39
Считаем до десяти. 1 Изучение и первично е закреплен ие знаний Усвоение числительн ые от 1 до 10; счет в прямом и обратном порядке
40
Считалки. 1 Изучение и первично е закреплен ие знаний Усвоение числительн ые от 1 до 10; счет в прямом и обратном порядке
Раздел 12.

Пища и

посуда.

3

41
Названия продуктов. 1 Изучение и первично е закреплен ие знаний
Личностные:
-развитие самостоятельности, целеустремленности, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимании чувств других людей, соблюдение норм речевого и неречевого этикета
Регулятивные:
запоминани е основных названий продуктов питания, посуды,
42
Приготовлени е еды. 1 Изучение и первично е закреплен ие знаний запоминани е основных названий продуктов питания, посуды,
-определение цели учебной деятельности с помощью учителя при изучении нового. умение прогнозировать и контролировать свою деятельность - в соответствии с определенным ранее алгоритмом. -умение корректировать и оценивать свою деятельность. -итоговый пошаговый контроль.
Познавательные:

1) общеучебные:
-поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебника. -построение высказываний в устной форме.
2) логические:
-рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, -анализировать рисунки,, используя изученные слова.
Коммуникативные:
-строить речевые высказывания, задавать и отвечать на вопросы. -умение формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе ситуации столкновения интересов.
43
Названия посуды. Словарный диктант. 1 Изучение и первично е закреплен ие знаний запоминани е основных названий продуктов питания, посуды,
Раздел 13.

Одежда и

обувь.

4

44
Названия одежды. 1 Изучение и первично е закреплен ие знаний
Личностные:
-развитие самостоятельности, целеустремленности, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимании чувств других людей, соблюдение норм речевого и неречевого этикета
Регулятивные:
Запоминани е лексики по теме
45
Названия обуви. 1 Изучение и первично е закреплен ие знаний Запоминани е лексики по теме
-определение цели учебной деятельности с помощью учителя при изучении нового. умение прогнозировать и контролировать свою деятельность - в соответствии с определенным ранее алгоритмом. -умение корректировать и оценивать свою деятельность. -итоговый пошаговый контроль.
Познавательные:

1) общеучебные:
-поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебника. -построение высказываний в устной форме.
2) логические:
-рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, -анализировать рисунки,, используя изученные слова.
Коммуникативные:
-строить речевые высказывания, задавать и отвечать на вопросы. -умение формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе ситуации столкновения интересов.
46
Зимняя одежда. 1 Изучение и первично е закреплен ие знаний Запоминани е лексики по теме
47
Летняя одежда. Закрепление пройденного. 1 Изучение и первично е закреплен ие знаний Запоминани е лексики по теме
Раздел 14.

Домашние

животные.

3

48
Домашние животные. 1 Изучение и первично е закреплен ие знаний
Личностные:
-развитие самостоятельности, целеустремленности, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимании чувств других людей, соблюдение норм речевого и неречевого этикета
Регулятивные:
Запоминан ие названий домашних животных,
49
Детеныши домашних животных. 1 Изучение и первично е закреплен ие знаний составлять предложен ия по образцу: у кошки есть котёнок
-определение цели учебной деятельности с помощью учителя при изучении нового. умение прогнозировать и контролировать свою деятельность - в соответствии с определенным ранее алгоритмом. -умение корректировать и оценивать свою деятельность. -итоговый пошаговый контроль.
Познавательные:

1) общеучебные:
-поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебника. -построение высказываний в устной форме.
2) логические:
-рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, -анализировать рисунки,, используя изученные слова.
Коммуникативные:
-строить речевые высказывания, задавать и отвечать на вопросы. -умение формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе ситуации столкновения интересов. Составление рассказа «Мой домашний питомец». 1 Изучение и первично е закреплен ие знаний Составлени е рассказа по картинке по вопросам,
Раздел 15.

Дикие

животные.

3

50
Дикие животные. 1 Изучение и первично е закреплен ие знаний
Личностные:
-развитие самостоятельности, целеустремленности, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимании чувств других людей, соблюдение норм речевого и неречевого этикета
Регулятивные:
-определение цели учебной деятельности с помощью учителя при изучении нового. умение прогнозировать и рассказ о ком-либо с опорой на картинку
51
Детеныши диких животных. 1 Изучение и первично е закреплен ие знаний Название животное по его описанию, Составлени е рассказа по картинке по вопросам,
контролировать свою деятельность - в соответствии с определенным ранее алгоритмом. -умение корректировать и оценивать свою деятельность. -итоговый пошаговый контроль.
Познавательные:

1) общеучебные:
-поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебника. -построение высказываний в устной форме.
2) логические:
-рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, -анализировать рисунки,, используя изученные слова.
Коммуникативные:
-строить речевые высказывания, задавать и отвечать на вопросы. -умение формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе ситуации столкновения интересов.
52
Повадки животных. 1 Изучение и первично е закреплен ие знаний Описание людей и животных. называть животное по его описанию, Составлени е рассказа по картинке по вопросам,
Раздел 16.

Птицы.

2

53
Птицы. 1 Изучение и первично е закреплен ие знаний
Личностные:
-развитие самостоятельности, целеустремленности, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимании чувств рассказ о ком-либо с опорой на картинку, называть птицу по ее описанию
других людей, соблюдение норм речевого и неречевого этикета
Регулятивные:
-определение цели учебной деятельности с помощью учителя при изучении нового. умение прогнозировать и контролировать свою деятельность - в соответствии с определенным ранее алгоритмом. -умение корректировать и оценивать свою деятельность. -итоговый пошаговый контроль.
Познавательные:

1) общеучебные:
-поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебника. -построение высказываний в устной форме.
2) логические:
-рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, -анализировать рисунки,, используя изученные слова.
Коммуникативные:
-строить речевые высказывания, задавать и отвечать на вопросы. -умение формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе ситуации столкновения интересов.
54
Птенцы. Словарный диктант по пройденной теме. 1 Изучение и первично е закреплен ие знаний составлени е рассказа по картинке по вопросам
Раздел 17.

Мир вокруг

нас.

3


55
Окружающий мир. 1 Изучение и первично е закреплен ие знаний
Личностные:
-развитие самостоятельности, целеустремленности, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимании чувств других людей, соблюдение норм речевого и неречевого этикета
Регулятивные:
-определение цели учебной деятельности с помощью учителя при изучении нового. умение прогнозировать и контролировать свою деятельность - в соответствии с определенным ранее алгоритмом. -умение корректировать и оценивать свою деятельность. -итоговый пошаговый контроль.
Познавательные:

1) общеучебные:
-поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебника. -построение высказываний в устной форме.
2) логические:
-рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, -анализировать рисунки,, используя изученные слова.
Коммуникативные:
-строить речевые высказывания, задавать и отвечать на вопросы. -умение формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе ситуации столкновения интересов. запоминан ие основных названий времен года: киза, тяла, сёксе, тунда; составлени е рассказа по картинке по вопросам
56
На улице. 1 Изучение и первично е закреплен ие знаний запоминан ие основных названий времен года: киза, тяла, сёксе, тунда; составлени е рассказа по картинке по вопросам
57
В магазине. Составление диалога. 1 Изучение и первично е закреплен ие знаний составление диалога. -существит ельные: ярмак, мишендись ; - вопрос: мъзярда
Раздел 18.

Город и

транспорт.

3


58
В городе. 1 Изучение и первично е закреплен ие знаний
Личностные:
-развитие самостоятельности, целеустремленности, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимании чувств других людей, соблюдение норм речевого и неречевого этикета
Регулятивные:
-определение цели учебной деятельности с помощью учителя при изучении нового. умение прогнозировать и контролировать свою деятельность - в соответствии с определенным ранее алгоритмом. -умение корректировать и оценивать свою деятельность. -итоговый пошаговый контроль.
Познавательные:

1) общеучебные:
-поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебника. -построение высказываний в устной форме.
2) логические:
-рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, -анализировать рисунки,, используя изученные слова.
Коммуникативные:
-строить речевые высказывания, задавать и отвечать на вопросы. -умение формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе ситуации столкновения интересов. составлени е рассказа по картинке по вопросам
59
Правила поведения в транспорте. 1 Изучение и первично е закреплен ие знаний составление высказыван ие в процессе игры, составлени е высказыван ие с использова нием изученного материала
60
В библиотеке. Составление диалога. 1 Изучение и первично е закреплен ие знаний составление диалога, составлени е высказыван ие с использова нием изученного материала
Раздел 19.

Дни недели.

3


61
Дни недели. 1 Изучение и первично е закреплен ие знаний
Личностные:
-развитие самостоятельности, целеустремленности, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимании чувств других людей, соблюдение норм речевого и неречевого этикета
Регулятивные:
-определение цели учебной деятельности с помощью учителя при изучении нового. умение прогнозировать и контролировать свою деятельность - в соответствии с определенным ранее алгоритмом. -умение корректировать и оценивать свою деятельность. -итоговый пошаговый контроль.
Познавательные:

1) общеучебные:
-поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебника. -построение высказываний в устной форме.
2) логические:
-рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, -анализировать рисунки,, используя изученные слова.
Коммуникативные:
-строить речевые высказывания, задавать и отвечать на вопросы. -умение формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе ситуации столкновения интересов. запоминани е дней недели: понедельни к (атяньжи), шавши, вержи, шуваланя, пяденця, ёткши, недляши; составлени е высказыван ие с использова нием изученного материала
62
Режим дня. 1 Изучение и первично е закреплен ие знаний составление текста по опорным словам, усвоение слов: тячи, ванды, иссяк, шобдава, обедста (шиньгучка ть), илять, веть;
63
Дни недели. Закрепление пройденного. Словарный диктант. 1 Изучение и первично е закреплен ие знаний запоминани е дней недели: понедельни к (атяньжи), шавши, вержи, шуваланя, пяденця, ёткши, недляши; составлени е высказыван ие с использова нием изученного материала
Раздел 20. Весна и лето
5
Изучение и первично е закреплен ие знаний
Личностные:
-интерес к предмету мордовский язык, формирование представлений о мордовском языке как средстве установления взаимопонимания с представителями других народов, формирование уважительного отношения к. иному мнению, к культуре других народов
Регулятивные:
-определение цели учебной деятельности с помощью учителя при выполнении творческой деятельности, подбирать адекватные языковые средства в процессе общения на мордовском языке умение прогнозировать и контролировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации -умение корректировать и оценивать причины неуспеха учебной деятельности и действовать с опорой на изученное правило/ алгоритм, итоговый пошаговый контроль по результату при соместнойдеятельности
Познавательные:

1)общеучебные:
-поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебника построение высказываний в устной и письменной форме.
2) логические:
анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать группировать по отдельным признакам на ровне звука буквы, слова, предложения.
Коммуникативные:
строить речевые высказывания, задавать и отвечать на вопросы, используя схемы умение формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к
64
Весна 1 Изучение и первично е закреплен ие знаний запоминан ие названия времен года: киза, тяла, сексе, тунда. Глаголы: самс-тумс, лиемс- валгомс, панжемс. Понимание предложен ий: мольхтяма ульцяв, щак курткацень , кундада кядьта и т.д.
65
Весенние приметы 1 Изучение и первично е закреплен ие знаний запоминан ие названия времен года: киза, тяла, сексе, тунда. Глаголы: самс-тумс, лиемс- валгомс, панжемс. Понимание предложен ий: мольхтяма ульцяв, щак курткацень , кундада кядьта и т.д.
общему решению в совместной деятельности
66
Лето 1 Изучение и первично е закреплен ие знаний составление высказыван ие в процессе игры.
67
Летние приметы 1 Изучение и первично е закреплен ие знаний рассказ о ком-либо с опорой на картинку.
68.
Повторение пройденного за год. комбинир ованный
Личностные:
-интерес к предмету мордовский язык, формирование представлений о мордовском языке как средстве установления взаимопонимания с представителями других народов, формирование уважительного отношения к. иному мнению, к культуре других народов
Регулятивные:
-определение цели учебной деятельности с помощью учителя при выполнении творческой деятельности, подбирать адекватные языковые средства в процессе общения на мордовском языке умение прогнозировать и контролировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации -умение корректировать и оценивать причины неуспеха учебной деятельности и действовать с опорой на изученное правило/ алгоритм, итоговый пошаговый контроль по результату при соместнойдеятельности
Познавательные:

1)общеучебные:
-поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебника построение высказываний в устной и письменной форме.
2) логические:
анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать группировать по отдельным признакам на ровне звука рассказ о достопримеч ательностях Мордовии, своего села, составление текста по опорным словам, составлени е рассказа,
буквы, слова, предложения.
Коммуникативные:
строить речевые высказывания, задавать и отвечать на вопросы
Направления проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся:



Тема проекта

1
«Мой домашний питомец»
2
Считалки.
8. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основная учебно-методическая литература:

Используемый учебник:
Исайкина А.И., Малькина М.И. Мокшанский язык. 2 класс: учебное пособие для русскоязычных школ. – Саранск: Мордовское кн. изд-во, 2012. – 104 с.
Литература, использованная при подготовке программы:
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" 2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 2015 г. № «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию общеобразовательных программ начального, основного общего, среднего образования» 3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Дополнительная литература и источники:
1. Голенков Н. Б. Литературно-учебное издание. Учимся думать и говорить по-мокшански, по- эрзянски.– Саранск: Изд. Дом «Книга», 2009. – 80 с.: ил. 2.Исайкина А.И., Малькина М.И. Рабочая тетрадь к учебному пособию «Мокшанский язык» для 2 класса русскоязычных учащихся (первый год обучения). – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2009. – 40 с. 3. Поляков О.Е. Учимся говорить по-мокшански. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995. – 200 с.
Интернет-источники:
1) сайт Министерства образования и науки Российской Федерации:
Материально-техническое обеспе
чение учебного предмета
Наименования объектов и средств материально-

технического обеспечения

Количе-

ство

Примечания
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы
Д

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. Аудиоцентр/магнитофон. Мультимедийный проектор Экспозиционный экран Компьютер Фотокамера цифровая
Д

Д

Д

Экранно-звуковые пособия
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике Д
Игры и игрушки
Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.).
п ф

Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр
к

д д

д

-