"Профилактика и коррекция основных отклонений состояния здоровья школьников на занятиях хореографии"

Автор: Янгизова Олеся Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ СОШ №9
Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: семинар
Тема: "Профилактика и коррекция основных отклонений состояния здоровья школьников на занятиях хореографии"
Дата публикации: 21.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Профилактика и коррекция основных отклонений состояния здоровья школьников

на занятиях хореографии
Каждому преподавателю хореографии хочется заниматься со способными, гармонично сложенными детьми, обладающими хорошей выворотностью ног, высоким прыжком, большим танцевальным шагом, гибким корпусом и пластичными руками. Но способные пластичные и музыкальные дети – не всегда обладают идеальными физическими данными. Например, часто встречаются ученики с нарушениями осанки, заболеваниями позвоночника, плоскостопием и другими физическими недостатками. Задача педагога состоит в том, чтобы найти пути устранения имеющегося недостатка. Занятия хореографии являются действенным средством предупреждения нарушений физического развития школьников: сутулости, плоскостопия, косолапия, а также сколиозов, лордозов, кифозов. Всякие нарушения осанки не только ухудшают внешние формы тела танцовщика, но и приводят к различным отклонениям от правильной работы организма.
Сколио́

з
— стойкое боковое отклонение позвоночника от нормального выпрямленного положения. Он причисляется к деформациям периода роста, начинается и ухудшается (прогрессирует) в юности, во время усиленного роста.
Нарушения осанки
Слабость мышц спины, неправильная осанка способствуют раннему появлению остеохондроза, неблагоприятному положению внутренних органов грудной и брюшной полости со снижением их функции. У школьников с нарушением осанки, как правило, ослаблены опорно-двигательный аппарат и мышцы, неэластичные связки, снижены амортизационные способности нижних конечностей и, что особенно важно, позвоночника. У таких детей особенно велик риск получения травмы при прыжках и вращениях в хореографии. Формирование правильной осанки является одной из конкретных задач хореографического воспитания на первом и втором году обучения. Правильно поставленный корпус – залог устойчивости в классическом танце. Кроме того, правильная постановка корпуса облегчает развитие выворотности ног, гибкости и выразительности корпуса, необходимых в танце. Постановку корпуса вырабатывают стоя лицом к палке, затем держась за палку одной рукой и в упражнениях на середине зала. Подтянутость корпуса обеспечивает свободу тазобедренного сустава, облегчая тем самым развитие выворотности. Привычка держать корпус подтянутым становится исполнительским навыком, это позволяет сохранять длительную устойчивость на полупальцах, на пальцах, на одной ноге в зафиксированной позе, позволяет не потерять устойчивость позы после большого прыжка. Часто нарушения осанки сочетаются с
плоскостопием
, которое нередко возникает в результате переутомления и ослабления мышц голени и стопы.
Плоскостопие
— изменение формы стопы, характеризующееся опущением её продольного и поперечного сводов. Оно отрицательно влияет на положение таза и позвоночника, ведёт к нарушению осанки, задерживает общее физическое развитие.
Иксообразная форма ног
Ещё одним физическим недостатком является иксообразная форма ног. Она бывает разного строения, малой и большой, с недостаточно выворотным пахом, с эластичными связками и жёсткими, иногда с невыворотной голенью. Иксообразность ног может быть врождённой, наследственной, следствием болезней, перенесённых в детстве и по другим причинами. Стабилизировать коленные суставы можно путём постановки корпуса, ног с интенсивной работой мышц на сопротивление. В таком случае нога постепенно выпрямляется, уменьшается икс, мышечные группы ставятся в такие условия, при которых они центрируют ось тела и ног. Основная задача состоит в укреплении мышечно-связочного аппарата внутренней поверхности голени и бедра, усиливая их тягу в направлении, противоположном их деформации, что ведёт к изменению костно-связочного аппарата. Работа над стабилизацией колена должна вестись на 2 – 3 год обучения, когда ученики уже умеют владеть мышцами тела и ног. Они уже должны знать и понимать, как напрягать прямую мышцу бедра, как стоять в позициях, повернув икроножную мышцу вперёд – наружу, оттягивая в сторону мышцу бедра («вытягивая пах вперёд»). Разная иксообразность ног требует индивидуального подхода при том, что занятия проходят в общем классе.. Поэтому очень важно, чтобы учащиеся владели навыками самоконтроля, выносливостью и знали конечную цель их усилий, а именно – приучали ноги выпрямляться, тем самым уменьшая иксообразность. В данной работе рассмотрены лишь наиболее часто встречающиеся у детей физические недостатки, с которыми сталкивается педагог. Необходимо помнить, что их коррекция и способы устранения могут потребовать достаточно длительного периода.
Поэтому в коррекционных занятиях доминирующим является принцип системности, требующий регулярных занятий, не допускающий неоправданных перерывов. Поскольку коррекционные воздействия могут происходить при условии неизменного порядка упражнений, их многократного повторения. Лишь систематически планируемая, целенаправленная работа позволит эффективно решать задачи коррекции и оздоровления детей.
Хореография, как здоровьесберегающая технология.
Рассмотрим здоровьесберегающий компонент программы. Педагогическая целесообразность образовательной программы заключается в том, что она, учитывая возрастные особенности детей, включая в себя систему игрового стрейчинга и комплекс корригирующих упражнений в партере, не только развивает необходимые для хореографии качества, но и укрепляет здоровье детей. Клавдий Гален, врач школы гладиаторов в Древнем Риме подчеркивал важность гимнастических упражнений при заболеваниях опорно-двигательного аппарата. Он ввел термины, которые широко используются в наше время – кифоз, лордоз, сколиоз и предложил корригирующую гимнастику при этих деформациях позвоночника. Упражнения партерного экзерсиса, используемого на занятиях коллектива, способствуют укреплению мышц спины, брюшного пресса, внутренней группы мышц бедер, а также релаксации связок голеностопа, коленных и тазобедренных суставов, что в конечном итоге способствует развитию физических данных для занятий хореографией, а именно шага, выворотности, подъема и гибкости. Экзерсис на полу состоит из нескольких разделов: упражнений сидя на полу, упражнений лежа на спине, упражнений лежа на боку, упражнений лежа на животе и упражнений парами. Каждый из разделов имеет свои задачи, но практически через все упражнения проходит нацеленность на укрепление мышц спины, в стремлении добиться прямой осанки, вытянутости ног в коленях и стопе. В вопросах профилактики плоскостопия должен быть комплексный подход: гигиена стоп, правильная обувь, профилактика хронических, длительно протекающих заболеваний. Но самое главное - это хорошо организованный двигательный режим. По А.А. Ухтомскому обязательным средством реабилитации и профилактики наряду с другими являются специальные упражнения для стоп, способные создать в коре больших полушарий сильные очаги возбуждения, которые могут подавить патологические и разорвать неправильные условнорефллекторные связи, образуя взамен новые, более совершенные. Эти упражнения широко используются и в хореографии. Упражнения в ходьбе, в исходном положении стоя, в положении сидя. Кроме того, включение в занятия прыжков на полупальцах, прыжков на скакалке является также профилактикой и реабилитацией плоскостопия. Существует более 300 определений здоровья. Предпочтем придерживаться определения, приведенного в Уставе Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Говоря о здоровье, люди часто имеют в виду его физическую составляющую, нередко забывая о социально – психологической и духовно – нравственной составляющих этого понятия, а еще Сократ говорил, что «тело не более отделено и независимо от души». Можно ли попытаться выделить среди известных критериев психического здоровья наиболее важный? Особая роль в обеспечении психического здоровья школьниками младших классов (и мальчиками и девочками) отводится благополучию в эмоциональной сфере. Таким образом, можно смело утверждать, что создание эмоционально благоприятной атмосферы в коллективе – одна из важнейших задач, стоящая перед педагогом. Успешное решение этой задачи является залогом обеспечения психического здоровья каждого члена этого коллектива. Решение этой задачи происходит на 3–х уровнях:  Педагог–воспитанник;  Воспитанник–воспитанник;  Педагог–родитель. Созданию эмоционально – благоприятной атмосферы в коллективе способствует ряд игр и психологических этюдов, направленных на сближение воспитанников с педагогом, со сверстниками. Игровая деятельность занимает особое место в процессе социализации детей. В практике коллектива «Задоринка» используется огромный арсенал игр, который оказывает на играющих особое эмоциональное воздействие. Игра– инсценировка побуждает детскую инициативу. Так, при работе над постановкой танца, детям предлагается «оживить» какую-нибудь картинку в хореографической миниатюре. В игре–импровизации «Изобрази животное» с завидной точностью воспитанники изображают лисиц, зайцев, медведей и других животных. Игра–импровизация должна присутствовать на каждом занятии. Она выводит детей из состояния закрепощенности, развивает воображение, приводит к оригинальным и остроумным находкам. Музыкально–ритмические игры развивают чувство ритма, музыкальную память, пластику.
Игра полифункциональна. Но несомненно, что важнейшими являются две ее задачи – создание психологически комфортной среды и стимулирование творческих способностей ребенка. Эти принципы в ходе практической работы показали свою обоснованность и необходимость выполнения. Решение задачи создания психологического комфорта на уровне педагог – родитель требует особого внимания. Для того, чтобы понять личность ребенка, очень важно знать ту ближайшую ему социальную среду, в которой он воспитывается. Так, в доме, в семье ребенок находится в иных, по сравнению со школой условиях воспитания. Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы помочь родителям продолжить линию воспитания, начатую в школе. И сам педагог успешнее справляется с задачами, если в лице родителей находит помощников. Индивидуальная, деликатная работа с каждым родителем становится залогом дальнейшего успешного развития отношений в коллективе. А значит, обеспечивает психологический комфорт и сохраняет психическое здоровье ребенка. Подводя итог всему вышесказанному, отметим, что здоровьесберегающий компонент программы хореографического коллектива «Задоринка» включает в себя два уровня: физическое здоровье и психическое здоровье. Технология метода хореокоррекции, оздоровительной хореографии высоко эффективна, т.к способствует адаптивному типу взаимоотношений с внешней средой, помогает обрести равновесие между напряжением и релаксацией, что создает условия для профилактики психосоматических заболеваний, а также нормализации развития опорно–двигательного аппарата ребенка. Это в свою очередь является профилактикой травматизма. Предлагаемая программа как система в педагогической практике может обеспечить оптимизацию процесса обучения, способствуя профилактике хронического стресса при повсеместном увеличении учебных нагрузок.
Что дает ребенку обучение хореографии

1. Помощь в учебе в школе
Младшие школьники. Развиваем: внимание, собранность, зрительное воспитание, трудолюбие, ответственность (благодаря специальной методике обучения и коллективным выступлениям на сцене). Это положительно сказывается и на обучении в школе. Средний школьный возраст. Кроме названного: развитие логики, пространственного мышления (сценические композиции). А также: памяти (большой объем информации), целеустремленности, что также помогает в учебе в школе. Старшие школьники. Кроме названного: развитие творческого потенциала ребенка (сюжетные композиции, требующие актерского мастерства и фантазии) помогает в гуманитарных предметах. А умение анализировать (логика танца) и наличие пространственного мышления – в точных науках.
2. Здоровье ребенка
Младшие школьники. Закрепление правильной осанки и дальнейшее формирование мышечного корсета (занятия танцами на дают начаться или развиться сколиозу и лордозу, даже несмотря на сидячий образ жизни в школе), координации движений. Средний школьный возраст. В добавление к названному: постепенная коррекция физических особенностей ребенка (косолапия, плоскостопия, «х» - или «о» - образных ног, сколиозной осанки), формирование красивой танцевальной фигуры (исправление полноты, рыхлости мышц, неуклюжести и пр.), развитие выносливости организма (также тренируется и сердечно-сосудистая и легочная система, осуществляется профилактика астматического синдрома) благодаря возрастающей физической нагрузке в процессе занятий. Старшие школьники. В добавление к названному: профилактика вегето-сосудистой дистонии, обмороков и других негативных тенденций в здоровье подростка (активная системная физическая нагрузка), завершение формирования красивой танцевальной фигуры (осанка и мышечный корсет) и коррекции физических особенностей ребенка в период активного роста и перестройки организма. При систематических занятиях в возрасте 12-15 лет осанка, фигура и физическое здоровье сохраняются на всю жизнь.
3.Творческое и интеллектуальное развитие ребенка
Младшие школьники. Обучаем детей практическим танцевальным навыкам, развиваем творческое воображение, музыкальность (это помогает и в игре на музыкальных инструментах, пении, театре и т.п.), учим мыслить и анализировать. Средний школьный возраст. Кроме названного: Развиваем также актерские задатки ребенка (сюжетные композиции), формируем музыкальный вкус и общую культуру ребенка. Занятия танцем также способствуют интеллектуальному развитию ребенка. Старшие школьники. Танцевальное, музыкальное, актерское и культурное развитие ребенка и полученный в школе искусств багаж знаний по хореографии может помочь поступлению в творческие ВУЗы.
4.Общение со сверстниками, а также самоутверждение ребенка
Младшие школьники. Раскрываем стеснительных «домашних» и помогаем адаптироваться конфликтным или некоммуникабельным детям. Средний и старший школьный возраст. Уже формируется круг друзей по интересам, появляются «закадычные друзья», с которым он проводит время и вне занятий. Выступая на сцене, ребенок становится «большим артистом» в глазах одноклассников и школьных учителей, учиться не бояться чужого мнения, выступать перед зрителями, общаться с людьми и адекватно оценивать себя.
Наши учащиеся – люди, серьёзно занимающиеся любимым делом, уже в раннем возрасте они становятся личностями, ответственными и целостными.
Практическое задание.
Систематические занятия хореографией соразмерно развивают фигуру, способствуют устранению ряда физических недостатков: плоскостопия, сколиоза, косолапия. Предложите 3 упражнения для профилактики этих заболеваний у детей.
Задание № 2.

Плоскостопие
является самым распространенным видом заболевания опорно-двигательного аппарата. Оно заключается в деформации стопы, приводящей к уплощению последней. В результате стопа всеми своими точками касается поверхности, что является отклонением от нормы. Предложите 3 упражнения профилактики плоскостопия у детей.
Задание №1.

Сколиоз
– частый спутник современного школьника, много времени проводящего за уроками и компьютером. Что делать, когда врач ставит ребенку этот неутешительный диагноз? Познакомьтесь с главным врагом сколиоза – лечебной гимнастикой! Основные цели гимнастики при сколиозе для детей: избавить позвоночник от лишней нагрузки, устранить дисбаланс мышц, сформировать у ребенка правильную осанку, способствовать гармоничному развитию и укреплению связочно- мышечного аппарата туловища. Предложите 3 упражнения профилактики сколиоза у детей.
Задание № 3.

Косолапость
— это тяжелая деформация опорно-двигательного аппарата ребенка. Заболевание бывает преимущественно двухсторонним, чаще встречается у мальчиков. С анатомической точки зрения косолапость — это врожденная контрактура суставов стопы, в результате которой нарушается взаимоотношение костей, происходят грубые изменения в мышцах. Предложите 3 упражнения профилактики косолапости у детей. Сейчас мои воспитанницы покажут специальный комплекс упражнений, который подбирался учеными для профилактики сколиоза, плоскостопия и косолапия.
Комплекс упражнений для профилактики сколиоза
1. Начните упражнения с поднятий рук вверх и в стороны. Это поможет выпрямить позвоночник и улучшить кровообращение в мышцах. 2. Наклоны вправо, назад, вперед и назад. Это упражнение увеличивает эластичность позвоночника, а также способствует укреплению мышц туловища, живота и спины, к тому же оно улучшает состояние органов брюшной полости. 3. Приседания не только увеличивают подвижность суставов, но при правильном подходе способствуют укреплению осанки. Нужно приседать, не отрывая пятки от пола, и удерживать спину прямой, отводя руки за голову. 4. Лежа на спине согнуть ноги в коленях. Ребенок приподнимает таз, прогибаясь в грудном отделе позвоночника. 5. Лежа на спине, руки вытянуть вдоль тела. Одновременно поднимать руки вверх и опускать вниз. 6. Лечь на спину, руки держать на затылке. Ребенок разводит локти в стороны и сводит обратно. 7. В исходном положении стать на четвереньки. Одновременно нужно вытягивать правую руку и левую ногу и возвращаясь в исходное положение, повторять с другой рукой и ногой.
Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия
Приведем комплекс простых, но чрезвычайно полезных упражнений, которые помогут вам избежать плоскостопия, если вы регулярно будете их выполнять.
Комплекс начинается с положения, сидя на стуле
. В этом положении выполняйте следующие элементы: 1.Сгибание и разгибание пальцев ног; 2. Поочередное отрывание от пола пяток и носков; 3. Круговые движения стопами; 4. Натягивание носков в направлении к себе и от себя; 5. Максимально возможное разведение пяток в стороны без отрыва носков от пола;

Следующее положение – стоя.
Рекомендуются следующие упражнения: 1. Поднимание тела на носках вверх; 2. Стойка на ребрах внешней стороны стопы; 3. Приседание без отрыва пяток от поверхности пола; Также рекомендуется периодически ходить на пятках, носках или внешних сводах стоп. Все эти упражнения необходимо выполнять каждый день, желательно по несколько раз. Чем чаще вы будете этим заниматься, тем более низким будет риск появления у вас плоскостопия. Помните, что состояние вашего здоровья во многом зависит от вас самих.
Комплекс упражнений для профилактики косолапия
Чтобы предотвращать и лечить дефекты стопы, ребенок должен не только носить правильную обувь, но и делать специальные упражнения для укрепления мышц ног. Вот некоторые упражнения исправляющие косолапие и неправильный свод коленей (искривление): 1. Захват и поднятие пальцами ног мелких предметов (шарика) 2. Порвать пальцами ног лист бумаги на мелкие кусочки 3. Хождение на кончиках пальцев (на "цыпочках") 4. Хождение на внешних сводах стоп ("как мишка") 5. Рисование при помощи пальцев ног 6. 3 раза в день по 40 секунд стойте на наружных сторонах стоп 7. Поставьте стопы параллельно и, не отрывая пятки от пола, поднимайте пальцы ног как можно выше. Повторите 20-40 раз. 8. Исходное положение упражнения 1: подожмите пальцы, не отрывая их от пола. Пятки плотно прилегают к полу 9. Катайте ногами гладкую ровную палку но 10 минут, утром и вечером.