"Адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению средствами фольклора"

Автор: Танцюра Наталья Константиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 358 "Лесная полянка"
Населённый пункт: город Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: Опыт работы
Тема: "Адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению средствами фольклора"
Дата публикации: 21.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Опыт работы на тему:

«Адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному

учреждению средствами фольклора»
С целью облегчения процесса адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению поставила перед собой задачу разработать методику по использованию произведений устного народного творчества Сначала был подобран: 1. фольклорный материал в соответствии возраста детей; 2. подготовлен материал для родителей «Песенки – пестушки в жизни детей»; 3. подготовлена папка – передвижка «Наши пальчики играли…», с фольклорными произведениями, сопровождающими игры с пальчиками; 4. оформлен стенд для родителей «Развиваем пальчики малыша» 5. подобрали иллюстративный материал с фольклорными произведениями; 6. провели родительское собрание «Успешная адаптация малышей к детскому саду через фольклорные произведения». Фольклорные произведения используются на протяжении всего дня, включаем их в различные режимные моменты. Поскольку самым важным моментом малыша является его встреча с воспитателем, в этот момент встречали малыша с улыбкой на лице, присаживались к нему, чтобы наши глаза были на уровне глаз ребенка, здоровались с ним и приглашали пройти в группу, используя фольклор: Доброе утро, зайка мой. Доброе утро, Алёшенька дорогой. Я Алёшеньку люблю, Ему песенку спою. Такие добрые слова говорили всем детям, приходящим в детский сад. Впервые дни пребывания малыша в детском саду многим детям не правятся некоторые процедуры: умывание, раздевание, усаживание на горшок. Для создания положительной установки на предстоящий режимный момент используем потешки, песенки. Так при умывании детей произносили: Водичка, водичка, Умой Насте (Кате) личико, Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. Когда дети мылим руки, сопровождали их действия потешками: Ай, лады, лады, Не боимся мы воды. Чисто умываемся, Маме улыбаемся.
Или: В руки мыло мы возьмем И водичкою польем. Моем руки чисто, чисто. А потом лицо умыли, Носик тоже мы промыли. Полотенцем вытирались, На себя мы любовались. Удачно подобранная потешка помогает воспитателю во время кормления. Даже те дети, которые отказываются от еды, начинают есть: Каша из гречки Варилась на печке, Варилась и прела, Чтобы Катя ела. Или: Умница, Катенька, Ешь кашу сладеньку, Вкусную, пушистую, Мягкую, душистую. Или: Варись, варись кашка В голубенькой чашке, Варись поскорее, Булькай веселее. Варись кашка сладка, Из густого молока, Из густого молока Да из мелкой крупки У того, кто кашу съест Вырастут все зубки!
При одевании детей на прогулку проговаривали:
Мы наденем Мишке, Теплые штанишки, Мы наденем Мишке Валенки малышки. Или: Вот они, сапожки: Этот – с левой ножки, Этот – с правой ножки. Наденем сапожки: Этот – с левой ножки, Этот – с правой ножки.
Процесс пробуждения детей мы сопровождали чтением потешек,

пестушек:
Вот проснулся петушок,
Встала курочка. Просыпайся наш дружок, Встань, наш Мишенька дружок. Или: Травка – муравка со сна поднялась, Птица – синица за зерно взялась. Детки, просыпайтесь, С кроваток поднимайтесь. При пробуждении всей группы детей использовали игровой приём с куклой. Мы простынку поправляем, Мы кроватку заправляем. Вот так, вот так. Одеяло мы поправим, И постельку мы заправим. Вот так, вот так.
Таким образом, фольклор способствует ещё и приучению детей к

порядку.
Организацию детей на занятия и сами занятия также строим на основе фольклора и пальчиковой гимнастики. Например, организуя детей на познавательное занятие «В лес, по грибочки» воспитатель приговаривает: Гриб – грибок, Выставь лобок! На тебя погляжу, В кузовок положу! Грибок к грибку, А мой наверху! А на занятие по изобразительной деятельности рисование «Дождик, дождик….» воспитатель завлекает детей потешкой: Дождик, дождик, веселей! Капай, капай, не жалей! Только нас не замочи, Зря в окошко не стучи! Брызни в поле пуще- Станет травка гуще! Во время адаптации есть дети, которые отказываются от участия в общих играх, уединяются. Воспитатель с помощью потешки вызывает у ребенка желание двигаться, включиться в совместное игровое упражнение: Киска, киска, киска, брысь! На дорожку не садись. Наша Оленька (Настенька) пойдет, Через киску упадет! Или: Скачет зайка маленький, Около заваленки.
Быстро скачет зайка, Ты его поймай- ка. Когда в группу приходит новый малыш также используем фольклор: Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Коленька хороший. Коленька пригожий. Пестушки и потешки, которые сопровождают игровые движения, являются прекрасным посредником для установления контакта с ребенком. И если ребенок ещё плохо говорит, не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх ребенок может чувствовать себя раскрепощено. Проигрывая различные ситуации с помощью движений рук, тела, ребёнок освобождается от напряжения и беспокойства. Воспитатель получает возможность увидеть внутренний мир ребёнка в данный момент. Пальчиковые игры способствуют стабилизации эмоционального состояния, что очень важно в первые дни пребывания ребенка в детском саду. Становление речевого общения ребенка со взрослым начинается с эмоционального общения. Эмоциональное общение переходит в речевое общение, когда ребёнок понимает обращенную к нему речь и начинает сам обращаться ко взрослому. Диалог взрослого и ребенка расширяет возможности воспитания и обучения ребенка, в том числе развитию речи. На этапе адаптации используем игры, направленные на развитие тактильно – кинестической чувствительности и мелкой моторики рук, которые способствуют снятию напряжения, стабилизации эмоционального состояния. К таким играм относятся пальчиковые игры, в основу которых положено содержание пестуше и потешек. Потешки, сопровождающие игру пальчиков, забавляют детей, вызывают у них радость. С помощью пальчиковых игр у ребенка не только развивается мелкая моторика, но и речь. Мы включаем пальчиковые игры и на занятиях, и во время игровой деятельности детей, и во время проведения утренней эмоционально – стимулирующей гимнастики. Кроме того, привлекаем к активному участию родителей малышей, предлагая проделывать пальчиковую гимнастику с детьми дома. С этой целью для родителей группы проведены консультации и индивидуальные беседы, родителям предложен богатый наглядный иллюстративный материал пальчиковой гимнастики, массажу пальцев рук в домашних условиях.
Малыши очень любят произведения, где упоминаются имена или

перечисляются члены семьи, например:
Пальчики, пальчики, Девочки и мальчики. Дружно пальчики живут, Их по имени зовут: Этот пальчик Машенька, Этот пальчик Сашенька,
Посередочке Сергей, А за ними Алексей, Ну а этот Гришка, Гришка – шалунишка. Или: Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Ну а этот пальчик – я, Вот и вся моя семья. Мы ежедневно используем три – четыре пальчиковые игры, которые помогают «собрать» детей, сосредоточить на другую деятельность. Применяя в своей работе разнообразные приемы и формы воздействия на детей с использованием фольклора, мы заметили, что дети стали «заказывать» полюбившиеся им произведения. Так, мы стали рассказывать потешки, пестушки. Детский фольклор позволяет не только облегчить процесс адаптации ребенка к детскому саду, но и способствует его дальнейшему психическому и физическому развитию.
Адресная направленность.
Опыт может представлять интерес для воспитателей раннего возраста детских дошкольных учреждений, независимо от реализуемой программы.