"Электролитическая диссоциация"

Автор: Гришина Татьяна Андреевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МОУ СОШ № 10
Населённый пункт: ст. Стодеревская, Курской район, Ставропольский край
Наименование материала: Обобщающий семинар
Тема: "Электролитическая диссоциация"
Дата публикации: 01.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Обобщающий семинар по теме:

Обобщающий семинар по теме:
«Электролитическая диссоциация» (9 класс) «Электролитическая диссоциация» (9 класс)
Цель урока

Цель урока
: : создать условия для закрепления общеучебных познавательных действий создать условия для закрепления общеучебных познавательных действий (анализа, синтеза и оценки) (анализа, синтеза и оценки)
Тип урока

Тип урока
: обобщение и систематизация знаний. : обобщение и систематизация знаний.
Форма урока:

Форма урока:
обобщающий семинар. обобщающий семинар.
Планируемые результаты:

Планируемые результаты:
1. 1. Личностные: уметь выражать и аргументировать свою позицию, толерантность по Личностные: уметь выражать и аргументировать свою позицию, толерантность по отношению к другой точке зрения отношению к другой точке зрения 2. 2. Познавательные: уметь оперировать понятийным аппаратом химии; анализировать, Познавательные: уметь оперировать понятийным аппаратом химии; анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные сравнивать, классифицировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, исследовать. связи, исследовать. 3. 3. Регулятивные: уметь действовать по плану, контролировать процесс и результаты Регулятивные: уметь действовать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности. своей деятельности. 4. 4. Коммуникативные: уметь сотрудничать, вступать в дискуссию, доказывать, отстаивать Коммуникативные: уметь сотрудничать, вступать в дискуссию, доказывать, отстаивать своё мнение, уметь полно выражать свои мысли в соответствии с задачами и своё мнение, уметь полно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. условиями коммуникации.
Оборудование

Оборудование

:

:
пакет инструктивных карт, справочные таблицы « Определение ионов», пакет инструктивных карт, справочные таблицы « Определение ионов», таблицы «Растворимость солей, кислот и оснований в воде», проектор таблицы «Растворимость солей, кислот и оснований в воде», проектор мультимедийный, экран, наборы химических реактивов: карбонат натрия, серная мультимедийный, экран, наборы химических реактивов: карбонат натрия, серная кислота, хлорид железа(3), гидроксид натрия, гидроксид меди(2), соляная кислота, кислота, хлорид железа(3), гидроксид натрия, гидроксид меди(2), соляная кислота, хлорид бария, нитрат серебра, сульфат калия, хлорид кальция, пробирки, лабораторные хлорид бария, нитрат серебра, сульфат калия, хлорид кальция, пробирки, лабораторные штативы. штативы.
Девиз урока

Девиз урока

:

:
«Древо науки всеми корнями связано с практикой» «Древо науки всеми корнями связано с практикой»
СОДЕРЖАНИЕ И ХОД УРОКА

СОДЕРЖАНИЕ И ХОД УРОКА

.

.

I.

I.

Организационный момент:

Организационный момент:
проверка готовности учащихся к уроку, наличия проверка готовности учащихся к уроку, наличия необходимых принадлежностей. необходимых принадлежностей.
II.

II.

Основная часть:

Основная часть:

А)

А)
Вступительное слово учителя о цели урока, обращение к девизу урока на Вступительное слово учителя о цели урока, обращение к девизу урока на экране. экране.
Б) Теоретическая часть:

Б) Теоретическая часть:
проводится форме повторительно-обобщающей беседы: проводится форме повторительно-обобщающей беседы:



1. Дайте определение понятия «раствор». 1. Дайте определение понятия «раствор». 2. Докажите, что процесс растворения физико-химический процесс? 2. Докажите, что процесс растворения физико-химический процесс? 3. Какие учёные внесли вклад в развитие понятия «раствор»? 3. Какие учёные внесли вклад в развитие понятия «раствор»? 4. Дайте определение насыщенному, ненасыщенному, перенасыщенному 4. Дайте определение насыщенному, ненасыщенному, перенасыщенному растворам. растворам. 5. Почему в горячем чае кусочек сахара растворяется быстрее, чем в 5. Почему в горячем чае кусочек сахара растворяется быстрее, чем в холодном? холодном? 6. Почему аквариумы нельзя заполнять быстро охлаждённой прокипячённой 6. Почему аквариумы нельзя заполнять быстро охлаждённой прокипячённой водой (она должна постоять несколько дней). водой (она должна постоять несколько дней). 7. Какие вещества называются электролитами и неэлектролитами? Какие виды 7. Какие вещества называются электролитами и неэлектролитами? Какие виды химической связи характерны для них? Приведите примеры. химической связи характерны для них? Приведите примеры. 8. Заведомо ложные умозаключения, построенные на неправильных положениях, 8. Заведомо ложные умозаключения, построенные на неправильных положениях, называются называются
софизмами

софизмами
. Попробуйте опровергнуть предложенные софизмы: . Попробуйте опровергнуть предложенные софизмы: а). Все металлы проводят электрический ток, следовательно, все металлы а). Все металлы проводят электрический ток, следовательно, все металлы электролиты. электролиты. б). Если встать в лужу, в которой лежит оголённый провод, находящийся под б). Если встать в лужу, в которой лежит оголённый провод, находящийся под напряжением, можно получить смертельный удар током. Следовательно, вода напряжением, можно получить смертельный удар током. Следовательно, вода проводит электрический ток. проводит электрический ток.
в). Если близко поднести друг к другу два электрода и подать на них высокое в). Если близко поднести друг к другу два электрода и подать на них высокое напряжение, между электродами вспыхнет «вольтова дуга». Следовательно, все газы, напряжение, между электродами вспыхнет «вольтова дуга». Следовательно, все газы, образующие воздух, являются электролитами. образующие воздух, являются электролитами. 9. Какой процесс называется электролитической диссоциацией? 9. Какой процесс называется электролитической диссоциацией? 10. Кто является автором теории диссоциации? 10. Кто является автором теории диссоциации? 11. Охарактеризуйте механизм диссоциации веществ с ионной и 11. Охарактеризуйте механизм диссоциации веществ с ионной и ковалентнополярной связью. ковалентнополярной связью. 12. Дайте определения кислот, щелочей и солей с точки зрения теории 12. Дайте определения кислот, щелочей и солей с точки зрения теории диссоциации. Приведите примеры. диссоциации. Приведите примеры. 13. Что называется степенью диссоциации? От чего она зависит? 13. Что называется степенью диссоциации? От чего она зависит? 14 14
. Задание проецируется на экран

. Задание проецируется на экран
: : Из перечня веществ выберите сильные и слабые электролиты: серная кислота, Из перечня веществ выберите сильные и слабые электролиты: серная кислота, фосфорная кислота, гидроксид бария, сульфит калия, угольная кислота, фосфорная кислота, гидроксид бария, сульфит калия, угольная кислота, сероводородная кислота, карбонат натрия, азотная кислота. сероводородная кислота, карбонат натрия, азотная кислота.
В). Практическая часть

В). Практическая часть
: учащимся выдаются инструктивные карты, которые они : учащимся выдаются инструктивные карты, которые они заполняют и сдают в конце урока. заполняют и сдают в конце урока.
1).

1).
Предлагаю учащимся выполнить тестовые задания, каждому учащемуся выдаётся Предлагаю учащимся выполнить тестовые задания, каждому учащемуся выдаётся индивидуальное задание. индивидуальное задание. Пример тестового задания: Пример тестового задания: 1. 1. Практически не диссоциируют: Практически не диссоциируют:
А

А
. Азотная кислота. . Азотная кислота.
Б

Б
. Фосфат натрия. . Фосфат натрия.
В

В
. Гидроксид железа (II). . Гидроксид железа (II). 2. Анион – это: 2. Анион – это:
А

А
. Ион кальция . Ион кальция
. Б

. Б
. Ион хлора . Ион хлора
. В.

. В.
Атом меди. Атом меди. 3. Формула слабого электролита: 3. Формула слабого электролита:
А

А
. CuCl . CuCl 2 2
Б

Б
. HCl . HCl
В

В
. H . H 2 2 CO CO 3 3 4. Формула вещества, образующего при электролитической диссоциации гидроксид- 4. Формула вещества, образующего при электролитической диссоциации гидроксид- ионы: ионы:




А

А
. KCl. . KCl.
Б

Б
. KOH . KOH
. В

. В
. Fe(OH) . Fe(OH) 3 3 5. Взаимодействие соляной кислоты с нитратом серебра в водном растворе 5. Взаимодействие соляной кислоты с нитратом серебра в водном растворе отображается ионным уравнением: отображается ионным уравнением:
А

А
. H . H + + + OH + OH - - = H = H 2 2 O O
Б

Б
. Ag . Ag + + + Cl + Cl - - = AgCl = AgCl
B

B
. 3Ag . 3Ag + + + PO + PO 4 4 3- 3- = Ag = Ag 3 3 PO PO 4 4 6. Окраска лакмуса в растворе, полученном при взаимодействии оксида серы( 6. Окраска лакмуса в растворе, полученном при взаимодействии оксида серы( IY IY ) с ) с водой: водой:
А

А
. Синяя. . Синяя.
Б.

Б.
Красная Красная
. В

. В
. Фиолетовая. . Фиолетовая. 7. Соляная кислота взаимодействует с: 7. Соляная кислота взаимодействует с:
А

А
. Железом. . Железом.
Б

Б
. Медью. . Медью.
В

В
. Серебром. . Серебром. 8. Оксид, вступающий в химическую реакцию с водой, имеет формулу: 8. Оксид, вступающий в химическую реакцию с водой, имеет формулу:
А

А
.ВаО .ВаО
. Б

. Б
.FeO .FeO
. B

. B
. SiO . SiO 2 2 9 9 . Соотнесите. . Соотнесите.
Формула оксида:

Формула оксида:

1

1
.Р .Р 2 2 О О 5 5
.

.

2.

2.
CuO CuO
. 3

. 3
. K . K 2 2 O O
. 4

. 4
. . Cu Cu 2 2 O O . .
Формула гидроксида

Формула гидроксида
: :




А

А
. Cu(OH) . Cu(OH) 2. 2.
Б

Б
. CuOH . CuOH
B

B
. H . H 3 3 РО РО 4 4
.

.

Г

Г
. . КОН КОН





2) Лабораторная работа: (1-е,2-е задание выполняется в парах):

2) Лабораторная работа: (1-е,2-е задание выполняется в парах):
1. Проделайте реакции между растворами электролитов и напишите уравнения 1. Проделайте реакции между растворами электролитов и напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах: карбонат натрия и серная кислота; хлорид реакций в молекулярной и ионной формах: карбонат натрия и серная кислота; хлорид железа(III) и гидроксид натрия; гидроксид меди(II) и соляная кислота. железа(III) и гидроксид натрия; гидроксид меди(II) и соляная кислота. 2. Получите сульфат бария, используя выданные реактивы, и напишите 2. Получите сульфат бария, используя выданные реактивы, и напишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. 3. 3.
Это задание выполняется индивидуально по вариантам

Это задание выполняется индивидуально по вариантам
. . С помощью выданных реактивов докажите, что в пробирке находятся: С помощью выданных реактивов докажите, что в пробирке находятся: 1 вариант: карбонат натрия 1 вариант: карбонат натрия 2 вариант: сульфат калия 2 вариант: сульфат калия 3 вариант: хлорид кальция. 3 вариант: хлорид кальция. Запишите молекулярное, сокращённое ионное уравнение. С помощью Запишите молекулярное, сокращённое ионное уравнение. С помощью справочной таблицы сделайте вывод о характерных реакциях на ионы. справочной таблицы сделайте вывод о характерных реакциях на ионы.
3) Задание выполняется по вариантам:

3) Задание выполняется по вариантам:
составьте по два примера молекулярных составьте по два примера молекулярных уравнений по приведённым схемам: уравнений по приведённым схемам:
1 вариант: Н

1 вариант: Н

+

+

+ ОН

+ ОН

-

-

= Н

= Н

2

2

О 2 вариант: Fe

О 2 вариант: Fe

3+

3+

+ 3

+ 3

OH

OH

-

-

=

=

Fe

Fe

(

(

OH

OH

)

)

3

3




( (
проверьте задания друг у друга, ответ на слайде)

проверьте задания друг у друга, ответ на слайде)

4).

4).
Какие из приведённых схем уравнений реакций следует отнести к Какие из приведённых схем уравнений реакций следует отнести к окислительно-восстановительным, а какие – к реакциям ионного обмена окислительно-восстановительным, а какие – к реакциям ионного обмена А А ). 2H ). 2H + + + S + S 2- 2- = H = H 2 2 S S Б Б ). H ). H 2 2 + S = H + S = H 2 2 S S В). 2 В). 2 H H + + + + CuO CuO = = Cu Cu 2+ 2+ + + H H 2 2 O O Г). 2H Г). 2H + + + + Zn Zn = = Zn Zn 2+ 2+ + + H H 2 2 Окислительно-восстановительное уравнение разобрать с точки зрения окисления и Окислительно-восстановительное уравнение разобрать с точки зрения окисления и восстановления восстановления
(

(





проверьте свою работу, ответ на слайде)

проверьте свою работу, ответ на слайде)

5).

5).

(Творческое

(Творческое
) ) Дистиллированная вода часто используется в быту (например, для приготовления Дистиллированная вода часто используется в быту (например, для приготовления электролита аккумуляторной батареи), в лаборатории (для приготовления растворов), электролита аккумуляторной батареи), в лаборатории (для приготовления растворов), поэтому очень важно быстро определить, является ли имеющаяся вода поэтому очень важно быстро определить, является ли имеющаяся вода дистиллированной или нет. Предложите способ, с помощью которого можно быстро дистиллированной или нет. Предложите способ, с помощью которого можно быстро отличить дистиллированную воду от водопроводной. отличить дистиллированную воду от водопроводной.
III.

III.

Подведение итогов урока:

Подведение итогов урока:
выставление оценок за теоретическую часть, их выставление оценок за теоретическую часть, их комментарий; учащиеся сдают работы с заданиями практической части. комментарий; учащиеся сдают работы с заданиями практической части.
IV.

IV.

Организация процесса рефлексии, учащиеся отвечают на ряд вопросов:

Организация процесса рефлексии, учащиеся отвечают на ряд вопросов:
1. 1. С какими трудностями вы встретились на уроке? С какими трудностями вы встретились на уроке? 2. 2. В чём состоят ваши затруднения? В чём состоят ваши затруднения? 3. 3. Как вы можете помочь себе? Как вы можете помочь себе?