"Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр"

Автор: Отт Ксения Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 73 - ЦРР"
Населённый пункт: город Бийск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр"
Дата публикации: 21.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 73 – Центр развития ребенка»

Методическая разработка по теме:

«
Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр»
Выполнила:
Отт Ксения Александровна
г Бийск, 2016 г.
1

Оглавление
Введение ……………………………………………………………………. 3 Глава 1.Теоретические основы развития логического мышления дошкольников посредством дидактических игр ………………..……... 6 1.1 Сущность понятия «логическое мышление» ……………………… 6 1.2 Особенности развития логического мышления старших дошкольников ……..……………………………………………………... 9 1.3 Дидактическая игра как средство развития логического мышления …………….………..……………………………………........... 12 Глава 2. Экспериментальное исследование развития логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр ….. 18 2.1. Выявление уровня развития логического мышления у старших дошкольников ………………………………………………………………. 18 2.2. Содержание работы по развитию логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр …………………………. 19 2.3. Анализ проделанной работы …………………………………………. 24 Заключение …………………………………………………………………. 27 Список использованной литературы ……………………………………... 29 Приложения ………………………………………………………………… 33
Введение
На современном этапе развития общества ценятся люди с высоким интеллектуальным потенциалом. Система дошкольного образования одной из приоритетных задач ставит развитие мышления детей. 2
Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление – это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предлагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно- исследовательского, познавательного и преобразовательного характера [8]. Проблемами психологии мышления занимались такие ученые как П.Я. Гальперин [7], В.В. Давыдов [9], А.Н. Леонтьев [12], Ж. Пиаже [13], Н.Н. Поддьяков [19], С.Л. Рубинштейн [20], О.К. Тихомиров [21]. Развитие мышления ребенка необходимо изучать в его отношении к чувственному познанию, к языку, к практике. Ребенок мыслит, действуя с предметами и воспринимая предметы. С включением речи в познавательную деятельность детей начинает развиваться логическое мышление. Логическое мышление – это умение оперировать словами и понимать логику рассуждения [9]. Для развития логического мышления дошкольников необходимо использовать разнообразные средства, среди которых выделяется дидактическая игра. Она рассматривается как один из наиболее естественных видов деятельности детей, способствующий становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самостоятельности. Вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались многими исследователями: В. Н. Аванесовой [25], 3. М. Богуславской [26], Ф. Н. Блехер [26], А. К. Бондаренко [27], Л. А. Венгером [28], Е. Ф. Иваницкой [29], Е. И. Радиной [30], А. И. Сорокиной [31], А. П. Усовой [32], Е. И. Удальцовой [33]. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми. Развитие логического мышления у детей посредством дидактических игр имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника. 3

Цель исследования
: выявить эффективность дидактических игр в развитии логического мышления старших дошкольников.
Объект исследования
: логическое мышление старших дошкольников.
Предмет исследования
: процесс развития логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр.
Гипотеза исследования
заключается в том, что дидактическая игра является эффективным средством развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему развития логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр. 2. Выявить уровень развития логического мышления у старших дошкольников. 3. Подобрать серию дидактических игр, направленных на развитие логического мышления, и экспериментально проверить их эффективность.
Методы исследования:

-
анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; - эксперимент; - метод количественной и качественной обработки данных.
Экспериментальная база исследования:
Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 67 Рябинка» г. Бийска. Выборку составили 20 детей от 5 до 6 лет.
Глава 1.Теоретические основы развития логического мышления

дошкольников посредством дидактических игр

1.1.

Сущность понятия «логическое мышление»
4
Одним из способов формирования глубоких знаний и высокой познавательной активности в старшем дошкольном возрасте является развитие логического мышления. Изучением проблем психологии мышления занимались такие ученые как П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, Н.Н. Поддьяков, С.Л. Рубинштейн, О.К. Тихомиров. Ж. Пиаже в своей работе «Концепция детского интеллекта и этапов его становления» заметил, что нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и качества предметов - свидетельствует о том, что даже к концу дошкольного возраста, то есть к возрасту около 6 лет, многие дети еще совершенно не владеют логикой [8]. П.Я. Гальперин в книге “Психология человека: от рождения до смерти” пишет, что развитие мышления ребенка на ранних этапах его развития непосредственно связано с предметной деятельностью, манипулированием предметами [10]. Из этого следует, что логическое мышление, ребенок приобретает своевременно, но не все дети владеют логикой к концу дошкольного возраста. Мышление развивается в три этапа. 1. Наглядно-действенное (когда ребенок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом) – это основной вид мышления ребенка раннего возраста. 2. Наглядно-образное (когда ребенок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений, предметов) – является основным видом мышления ребенка дошкольного возраста. 3. Словесно-логическое (когда ребенок мыслит в уме с помощью понятий, рассуждений, слов) – этот вид мышления начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте. На основе образного мышления формируется логическое мышление. Оно является высшей стадией развития мышления. Логическое мышление – умение оперировать словами и понимать логику рассуждений [9]. 5
Логическое мышление – мышление при помощи рассуждений [2]. Рассуждать – это значит связывать между собой разные знания для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед нами вопрос, решать мыслительную задачу. В процессе рассуждения используются понятия о предметах, явлениях, свойствах и отношениях. Понятия – это значения употребляемых нами слов. Понятие – средство логического мышления, а способами их использования при решении мыслительных задач служат рассуждения, выполняемые по определенным правилам. Эти правила изучает особая наука – логика. Поэтому виды рассуждений называются логическими процессами и логическими формами мышления, а само мышление логическим [2]. Так же логическое мышление – это такое мышление, пользуясь которым ребенок в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях [9]. В структуре логического мышления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение. Сравнение вскрывает тождество и различие вещей. Результатом сравнения может стать классификация. А более глубокое проникновение в суть вещей требует раскрытия их внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Оно выполняется при помощи анализа и синтеза. Анализ – это расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Синтез есть построение целого из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуют более глубокому познанию действительности. Абстракция – это выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которое в действительности как самостоятельные не существуют. 6
Абстрагирование выполняется для более тщательного их изучения и, как правило, на основе предварительно произведенного анализа и синтеза. Обобщение выступает как соединение существенного и связывание его с классом предметов и явлений [7]. Кроме рассмотренных операций, имеются еще и процессы мышления. К ним относятся: суждение, умозаключение, определение понятий, индукция, дедукция. Суждение – это высказывание, содержащее определенную мысль. Умозаключение представляет собой серию логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание. Определение понятий рассматривается как система суждений о некотором классе предметов (явлений), выдающая наиболее общие их признаки. Индукция и дедукция – это способы производства умозаключений. Отражающие направленность мысли от частного к общему или наоборот. Индукция предполагает вывод частного суждения из общего, а дедукция – вывод общего суждения из частных [7]. На основе всех операций и процессов изменяются образы которыми ребенок старшего дошкольного возраста оперирует, изменяются и действия, которыми пользуется ребенок. Они приобретают обобщенный характер, так же как и многие его представления [3]. Таким образом, логическое мышление – это умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. Выполняет такие операции, как сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение, и процессы: суждение, умозаключение, определение понятий, индукция, дедукция.
1.2. Особенности развития логического мышления старших

дошкольников
В настоящее время доказано, что логическое мышление является наиболее поздним продуктом исторического развития мышления, переход от наглядного к абстрактному [10]. 7
Логическое мышление начинает развиваться в дошкольном возрасте. Когда при переходе от первой ко второй половине дошкольного детства внутренняя позиция как возрастное новообразование становится условной. Следствием превращения внутренней позиции в условную, выступает отрыв от конкретной действительности, раздвоение деятельности на саму деятельность и ее внутренний план. Внутренний, или умственный план деятельности преобразует ее в планируемую и оцениваемую. Образность, как таковая, отходит на задний план, уступая место словесной регуляции поведения. А проблема связности и противоречивости суждений выступает здесь на первый план. В связи с этим данный вид мышления называют логическим [4]. Таким образом, развитие логического мышления происходит в две стадии: на первой, начиная с 5 лет, преобразование одной внутренней позиции в другую совершается естественным образом или с посторонней помощью, а на второй осуществляется самостоятельно. Большое влияние на развитие логического мышления оказывает речь, которой ребенок пользуется как при действительном, так и при образном решении задач на всех уровнях развития [3]. Н.Н. Поддъяков специально изучал, как идет у детей дошкольного возраста формирование внутреннего плана действий, характерных для логического мышления, и выделил шесть этапов развития этого процесса от младшего до старшего дошкольного возраста: 1. Ребенок еще не в состоянии действовать в уме, но уже способен с помощью рук, манипулируя вещами, решать задачи в наглядно-действенном плане, преобразуя соответствующим образом проблемную ситуацию. 2. В процессе решения задачи ребенком уже включена речь, но она используется им только для называния предметов, с которыми он манипулирует в наглядно – действенном плане. Ребенком уже может быть выражен и сформулирован результат выполненного практического действия. 8
3. Задача решается в образном плане через манипулирование представлениями объектов. Здесь осознаются и могут быть словесно обозначены способы выполнения действий, направленных на преобразование ситуации с целью найти решение поставленной задачи. Возникает элементарная форма рассуждения вслух не отдельного еще от выполнения реального практического действия, но уже направленного на теоретическое выяснение способа преобразования ситуации или условий задачи. 4.Задача решается ребенком по заранее составленному, продуманному и внутренне представленному плану. В его основе – память и опыт, накопленный в процессе предыдущих попыток решения подобного рода задач. 5.Задача решается в плане действий в уме с последующим выполнение м той же самой задачи в наглядно-действенном плане с целью подкрепить наглядный в уме ответ и далее сформулировать его словами. 6.Решение задачи осуществляется только во внутреннем плане с выдачей готового словесного решения без последующего обращения к реальным, практическим действиям с предметами [8]. Для того, чтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать умственные задачи без использования образов, ребенок должен усвоить выработанные человеком понятия, то есть знания об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закрепленные в словах [7]. По мере формирования логического мышления ребенок все больше научается осознавать обобщенные закономерности явлений. Мышление начинает свободно переходить от единичного через особенное к всеобщему, от случайного к необходимому, от явлений к существенному в них, от одного определения сущности, ко всему более глубокому его определению и приходит ко всему более глубокому познанию действительности, к пониманию взаимосвязи ее различных моментов, сторон, ее сущности. Точнее ребенок не столько все глубже познает действительность, по мере 9
того как углубляется его познавательное проникновение в действительность [13]. Наиболее существенной особенностью развития логического мышления в старшем дошкольном возрасте является то, что его первые обобщения связаны с действием. Ребенок мыслит «действуя». А так же ребенок мыслит, опираясь на единичные факты, которые ему известны и доступны из личностного опыта или наблюдений за другими людьми [12]. Таким образом, особенностями развития логического мышления старших дошкольников является переход от одной стадии в другую. На первой, начиная с 5 лет, преобразование одной внутренней позиции в другую совершается естественным образом или с посторонней помощью, а на второй осуществляется самостоятельно. Большое влияние на развитие логического мышления в данном возрасте оказывает речь.
1.3.Дидактическая игра как средство развития логического

мышления
Логическое мышление в старшем дошкольном возрасте можно развивать с помощью различных серий дидактических игр, которые являются самыми эффективными способами развития логического мышления. Дидактическая игра является одним из видов игровой деятельности. Дидактическая игра – это специально создаваемая и приспособляемая для целей обучения игра [10]. Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка включаются во все системы дошкольного воспитания. Первые дидактические игры были созданы народной педагогикой, а система дидактических игр для детского сада впервые была создана Ф. Фребелем [5]. Дидактическая игра позволяет шире приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний. Дидактические 10
игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности и правилам, организации и взаимоотношения детей, по роли воспитателя [14]. Отличительной особенностью дидактических игр является наличие игровой ситуации, которая обычно используется в качестве основы метода. Деятельность участников в игре формализована, то есть имеются правила, жесткая система оценивания, предусмотрен порядок действий или регламент. Дидактическая игра широко используется педагогами как средство воспитания и обучения. Она способствует, расширению представлений, закреплению и применению знаний, полученных в ходе НОД, а также в непосредственном опыте детей. Дидактическая игра делает процесс обучения более легким, занимательным: та или иная умственная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности. Дидактическая игра создается в целях обучения и умственного развития. И чем в большей мере она сохраняет признаки игры, тем в большей мере она доставляет детям радость. Содержание дидактической игры определено программой воспитания в детском саду в разделе «Ознакомление с окружающим и родной язык» и в других разделах: знания о предметах, их назначении и качествах; знания о разных видах труда и его роли в жизни людей; знания о природных предметах и явлениях, временах года; пространственные ориентировки. При руководстве дидактическими играми педагогу необходимо, прежде всего, подобрать игрушки, картинки, различные предметы для дидактических игр и хранить их в определенном месте. Еще Е. И. Тихеева рекомендовала в каждом детском саду иметь дидактически оборудованную куклу, т. е. куклу с комплектами всех предметов обихода. Кукла должна быть размером 40—50 см, чтобы во время игры ее видели все дети группы. Кроме куклы, используются и многие другие игрушки, изображающие транспорт, животных, птиц, посуду и т. д. Эти игрушки составляют обязательное оборудование игр с чудесным мешочком, игр в магазин, игр-загадок, когда по 11
описанию нужно узнать, о какой игрушке говорится, подобрать игрушки по тому или иному признаку. Большое место в дидактических играх занимают так называемые народные дидактические игрушки, которые радуют детей яркостью и разнообразием цвета, точностью размера и формы, прекрасной отделкой. К ним относятся цветные шары, конусы, бочонки, грибы, кольца, игрушки-вкладыши, репки, коробочки. Также к ним относятся «матрешки», «бирюльки» — маленькие точеные изящные игрушки, очень привлекающие детей [18]. В дидактической игре используются картинки. Всем известны «Игры парами», созданные Е. И. Тихеевой, разрезные картинки, игры с картинками типа лото. Желательно в детском саду иметь серии картинок в соответствий с программой ознакомления детей с окружающим: жилища людей; средства передвижения по земле, по воде, по воздуху; предметы домашнего обихода: мебель, посуда - кухонная, чайная, столовая; предметы культуры, предметы украшения, игрушки; одежда: белье - носильное, столовое, постельное; платье - зимнее, летнее, демисезонное; головные уборы по сезону; обувь по сезону; предметы питания: овощи, фрукты; ягоды, мучные изделия, сладости; дикие и домашние животные; деревья, кустарники, цветы и другие растения. Желательно, чтобы картинки изображали не только то или иное живое существо, но и среду обитания или условия его жизни. Картинки должны быть достаточно крупными (примерно 15— 20 см), наклеенными на паспарту. В дидактической игре могут широко использоваться и обычные предметы обихода, а также природный материал: листья, цветы, плоды, семена, камни, песок, вода и т. д. Но многие так называемые «словесные игры» проводятся без игрушек и материалов. Они основаны на использовании слова и тех представлений, которые имеются у детей. Это игры-загадки, игры на противопоставление, на классификацию и др. Дидактические игры проводятся в часы игр и используются как форма и прием обучения во время НОД. Игры могут быть проведены со всей группой детей, с небольшими группами и с отдельными детьми. 12
Руководство игрой требует большого педагогического мастерства и такта. Решая в игре и через игру ряд задач, воспитатель должен сохранить игру как деятельность интересную, близкую детям, радующую их. В руководстве дидактической игрой центральное место занимает определение содержания и тех задач, которые хочет разрешить воспитатель. Планируя работу с детьми, воспитатель предусматривает и те дидактические игры, которые он применит на занятиях, и те игры, которые проводятся в часы игр. Следует также продумать и определить место, роль и связь игр с содержанием занятий, другими приемами обучения и воспитания детей: Отобрав игры, соответствующие программному содержанию, воспитатель должен четко представить себе, какие результаты он хочет получить средствами дидактической игры, потому что от этого часто зависит оформление замысла игры, игровые действия, содержание и формулировка правил, ход игры. [16]. Определив основные задачи и программное содержание, воспитатель придает игре игровой, замысел, намечает игровые действия, т. е. делает игру игрой. Через игровой замысел вызывается активный интерес детей к игре, личное отношение ребенка. Как только у детей возникает личная заинтересованность, появляются и активность, и творческие мысли, и действия, и переживания - все те проявления, без которых невозможна игра как специфическая деятельность. Правила игры для детей старших групп носят более обобщенный характер, но они должны быть четко сформулированы, и ясно раскрывать заключенное в них содержание. Если в младшей группе правило непосредственно связано с показом действия, то для старших детей это необязательно, потому что дети способны запомнить правило и перспективно представить его роль в игре. Дети старшей группы способны к торможению непосредственного интереса, поэтому им можно одновременно сообщать ряд взаимно связанных правил. Если в младшей группе одно правило регулирует поведение и способ действия всех детей, то в старших группах в одной игре могут быть разные по содержанию правила 13
для разных участников игры. При проведении дидактической игры педагог должен учитывать индивидуальные особенности детей: одному загадать трудную загадку, другому - легкую; застенчивого ребенка ободрить, плохо владеющего речью чаще привлекать к разговору, высказываниям, повторению правил и т. д. и тем самым развивать его речь. Чтобы выполнить это требование, необходимо уже в процессе подготовки и продумывания игры наметить тех детей, на которых нужно обратить особое внимание: одних привлечь к активной роли, у других несколько сдержать их инициативу, чтобы они не подавляли других. Руководство в ходе игры должно быть направляющим игру и взаимоотношения детей, но не навязчивым [7]. Воспитатель является зачинщиком и участником игры и может руководить игрой через роль, через правило, через «пробный ход». От воспитателя требуется умение начать игру, возбудить у детей интерес к игре, желание играть. Уже в самом начале игры, в сообщении замысла, содержания игры очень важны образность и краткость речи воспитателя, скупой и выразительный жест, чуткое внимание к детям. Сообщая правила игры, он формулирует их кратко, отчетливо и живо. Воспитатель проводит «пробный ход» игры, т. е. показывает, как играть. В играх со старшими детьми, когда они имеют элемент соревнования, можно предложить кому-нибудь из детей повторить правила, чтобы недостаточная четкость их усвоения не повлияла на ход и результат игры [13]. Ко всем дидактическим играм применяются следующие требования: 1) каждая дидактическая игра должна давать упражнения полезные для умственного развития детей и их воспитания; 2) в дидактической игре обязательно наличие задачи, решение которой требует умственного усилия преодоления некоторых трудностей. Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизирует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи [5]. 14
Дидактические игры бывают следующего вида: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы, настольно-печатные, словесные, сюжетно-ролевые, предметные, игры- упражнения, игры-соревнования, познавательные, игры с правилами, коллективные дидактические игры, длительные совместные игры со сверстниками [19]. Для практики дошкольного воспитания очень важно развивающее воздействие дидактических игр: развитие воображения, навыков поведения в соответствии с правилами, логического мышления [14]. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решение, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность. В играх с игрушками, разными предметами, с картинками у детей происходит накопление чувственного опыта. Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Чтобы решить игровую задачу, требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, дидактическая игра является средством логического мышления так как, она делает процесс обучения более легким, занимательным; та или иная умственная и мыслительная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и интересной для детей деятельности. 15

Глава 2. Экспериментальное исследование развития логического

мышления старших дошкольников посредством дидактических игр
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 73 - ЦРР». В качестве испытуемых выступали старшие дошкольники в количестве 20 человек. 10 детей составили экспериментальную группу, 10 детей контрольную группу. В соответствии с целью и задачами данного исследования была реализована опытно-экспериментальная работа, состоящая из трех этапов: констатирующего, формирующего, контрольного. На констатирующем этапе эксперимента был выявлен уровень развития логического мышления старших дошкольников. На формирующем этапе была реализована опытная работа по развитию логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр. На контрольном этапе был осуществлен сравнительный анализ результатов развития логического мышления испытуемых экспериментальной и контрольной групп.
2.1. Выявление уровня развития логического мышления у старших

дошкольников (констатирующий эксперимент)

Цель:
выявить уровень развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- осуществить подбор диагностик для выявления уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста; - оценить полученные результаты. Для достижения поставленной цели использовалась методика: «Невербальная классификация» (см. приложение 2). 16
Для проведения исследования потребывался набор из 20 рисунков предметов,относящихся к двум классам близких по смыслу понятий: 1. Помидор, огурец, капуста, морковь, перец, лук, баклажан, свёкла, редис, тыква (см. приложение 4 рис.1). 2. Яблоко, груша, виноград, банан, апельсин, вишня, персик, слива, лимон, киви (см. приложение 4 рис.2). Проведение исследования. Эксперимент проводился в условиях тишины. Перед началом эксперимента ребенку не поясняется смысл предстоящей работы. Эксперимент начинается со слов «Посмотри внимательно, что я буду делать» - после этих слов взрослый начинает раскладывать картинки в две группы, не объясняя принципа систематизации. После того как взрослый разложит три картинки, он передает их ребенку, говоря: «А теперь раскладывай карточки дальше, делая так же, как я». Данная классификация называется невербальной, так как взрослый показывает, а не говорит, как нужно классифицировать. Выкладывая карточки, первые две, экспериментатор берет из разных групп (помидор и яблоко), а третью кладет под первой правильной группой (огурец под помидором). Передав картинку ребенку, педагог молча наблюдает за его деятельностью. Когда один из детей ошибся, положив баклажан под апельсин, педагог без комментариев переложил карточку в нужное место, под правильную картинку. Крайне важно было, при этом не вызывать у ребенка чувства отгороженности и неуверенности. Педагог должен быть с детьми доброжелателен, чаще улыбаться детям, иногда произносить:
«
Будь внимательнее», если видит, что ребенок не справляется. После того, как ребенок разложил карточки, спросить, почему он разложил так, а не иначе. В среднем эксперимент занимал 5—7 минут. Оценка результатов исследования по методике «Невербальная классификация» (см. приложение 3). 17
0 ошибок – высокий уровень словесно-логического мышления ребенка. 2-3 ошибки – нормальный, средний уровень словесно-логического мышления ребенка (преимущественно в самом начале работы, пока ребенок, еще окончательно не выделил понятий). 4-5 ошибок – низкий уровень словесно-логического мышления ребенка (бывают случайные ошибки в процессе классификации, особенно у импульсивных детей, которые торопятся разложить картинки побыстрее). 6 и более – очень низкий уровень словесно-логического мышления (можно говорить о том, что ребенок не смог понять принципа по которому ему надо разложить картинки) Выводы об уровне развития: 0 ошибок – высокий; 2 - 3 ошибки – средний; 4– 5 ошибок – низкий; 6 и более – очень низкий. Полученные результаты оформлены в таблице 1 и 2, протокол приведен в приложении 3. Для большой наглядности была построена гистограмма (рисунок 1).
Object 3
Рисунок 1 Гистограмма уровней развития логического мышления у детей экспериментальной и контрольной групп 18
Как видно из таблицы 1,2 и гистограммы (рис.1), в экспериментальной группе количество детей с высоким уровнем логического мышления составляет 20%, со средним - 50%, с низким - 20%, с очень низким - 10%. В контрольной группе, высокий уровень логического мышления характерен для 20%, средний - 40%, низкий - 20%, очень низкий - 20%. Таким образом, исходя из полученных результатов исследования определено, что уровень развития логического мышления дошкольников контрольной и экспериментальной групп отличаются незначительно.
2.2 Содержание работы по развитию логического мышления

старших дошкольников посредством дидактических игр (формирующий

эксперимент)

Цель:
развивать логическое мышление старших дошкольников посредством дидактических игр.
Задачи:
- отобрать содержание работы по организации и проведению дидактических игр, направленных на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста; - внедрить в систему образовательного учреждения серию дидактических игр, направленных на развитие логического мышления. При организации и проведении дидактических игр, направленных на развитие логического мышления, учитывались следующие условия: 1) был подобран дидактический материал, соответствующий возрасту детей; 2) были подобран материал направленный на развитие двигательных умений и навыков, логического мышления, слухового внимания, детей; 3) были созданы привычных для детей условия при организации дидактических игр; 19
С учетом этих условий был разработан тематический план работы с детьми старшего дошкольного возраста. Таблица 3
Тематический план проведения дидактических игр в старшей группе
№ п/п Название игры Цель игры Материалы, оборудование 1. «Не ошибись!» Развитие логического мышления Деревянная матрешка, металлические ножницы, пластмассовый шарик, стеклянный пузырек, корзинки, бубен 2. «Кто подойдет, пусть возьмет!» Развитие логического мышления, учить детей составлять рассказы, выделять признаки Игрушечные машинки, ножницы 3. «Похож – не похож» Развитие логического мышления, сравнивать предметы, развивать наблюдательность, мышление, речь Кубики, куклы, игрушечные машинки, посуда 4. «Знаешь ли ты?» Развитие логического мышления, закреплять знания о видах спорта, пробуждать желание заниматься им, воспитывать интерес к спортсменам Картинки с сюжетами: игра в футбол, хоккей, волейбол, художественная гимнастика, гребля, мяч, шайба, гимнастическая лента, весло, скакалка 5. «Чья одежда?» Развитие логического мышления, воспитывать у детей интерес к людям разных профессий, уточнять знания о рабочей одежде, учить по рабочей одежде отличать людей разных Одевание кукол в рабочую одежду врача, почтальона, строителя, книга Л. Куклина «Кто как одет» 20
профессий 6. «Вершки и корешки» Развитие логического мышления, закреплять знания о том, что в овощах есть съедобное, а что не съедобное, упражнять в составлении растения из его частей Бубен 7. «Что где растет?» Развитие логического мышления, закреплять знания детей растениях, развивать умение устанавливать пространственные связи между предметами, развивать активность самостоятельного мышления Большая карта с клеточками, рисунки в квадратиках с изображением леса, поля, сада, огорода 8. «Отгадай-ка!» Развитие логического мышления, учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию Маленький мячик 9. «Радио» Развитие логического мышления, воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей Игрушечный микрофон 10. «Природа и человек» Развитие логического мышления, закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа Мяч 21
11. «Испорченный телефон» Развитие логического мышления, развивать у детей слуховое внимание Бубен Для достижения поставленной цели на данном этапе эксперимента была использована серия из одиннадцати дидактических игр, направленных на развитие логического мышления. 1. НЕ ОШИБИСЬ! В ходе игры, воспитатель упражняла детей в различении предметов по материалу (пластмасса, металл, дерево); развивала мыслительную деятельность детей с помощью закрепления знания о таких свойствах предметов, как твердый, мягкий, плотный, шероховатый, гладкий, блестящий, матовый. Игра проходила в виде командного соревнования, в игре участвовали 2 команды, кто больше найдет одинаковых по материалу предметов, та команда и выигрывает. В итоге победила дружба! Дети охотно принимали участие в игре, особую активность проявляли Слава А. и Коля Р., они нашли и разложили все предметы правильно. 2.КТО ПОДОЙДЕТ, ПУСТЬ ВОЗЬМЕТ Дети при помощи воспитателя учились рассказывать о предмете, выделяя его наиболее характерные признаки: цвет, форму, качество и его назначение, по описанию находили предмет в комнате, узнавали некоторые орудия труда, машины, кем они используются в работе, при выполнении этих заданий, у детей развивалось внимание, память, мышление и речь. Каждый ребенок выбирали машину или игрушку находящийся в группе и рассказывали о нем так, чтоб остальные дети узнали, о каком предмете идет речь, при этом называть предмет нельзя. Каждый ребенок выбрал себе предмет, кроме Вани Ш., он долго не мог выбрать себе предмет, который он бы хотел описать. Не все дети могли описать предмет, так, чтоб другие дети отгадали, поэтому воспитатель помогал описывать предмет тем детям, которые не смогли этого сделать. 22
3.ПОХОЖ – НЕ ПОХОЖ Дети учились сравнивать предметы, замечать признаки сходства по цвету, форме, величине, материалу. В ходе игры воспитатель развивала у детей наблюдательность, мышление, речь. Дети искали по два схожих между собой предмета и доказывали их сходство. Воспитатель заранее подготовила предметы и разместил их в группе, напомнила детям о том, что их окружает много предметов, разных и одинаковых, похожих и совсем не похожих. Дети искали предметы и объясняли чем они схожи и чем отличаются. Катя П. только наблюдала за детьми со стороны. 4.ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ? (см. приложение 7 рис. 3, 4, 5, 6) В ходе игры у детей воспитывался интерес к видам спорта, у Миши П. и Витали К. появилось желание стать футболистами, а у Насти Л. Заниматься художественной гимнастикой. Дети подбирали для каждого вида спорта представленного перед ними на больших картинках предметы. Воспитатель рассматривала с детьми большие картинки с изображением спортивного сюжета, затем, дети составляли рассказы по этим картинкам с помощью воспитателя. 5.ЧЬЯ ОДЕЖДА? В ходе игры воспитатель прививал у детей интерес к людям разных профессий. После окончания игры Катя М. сказала ребятам, что когда она вырастет, станет ветеринаром. В игре дети определяли по рабочей одежде название профессий. Воспитатель читал детям стихотворения Л.Куклина «Кто как одет». 6.ВЕРШКИ И КОРЕШКИ У детей закреплялись знания о том, что в овощах съедобное, а что не съедобное, дети упражнялись в составлении целого растения из его частей. Дети искали свой вершок и корешок, по сигналу, искали свою пару. Все дети принимали активное участия, иногда путались межу собой, забывая правила. Сережа Д. бегал по площадке, не соблюдая правила. 7.ЧТО ГДЕ РАСТЕТ? 23
Воспитатель закреплял знания детей о растениях, развивала умение устанавливать пространственные связи между предметами. Игра носила соревновательный характер. Дети отбирали картинки с изображением природы и закрывали ими пустые клетки. Быстрее всех с заданием справились Катя Г. и Саша А., Слава А. не разложил только половину картинок. 8.ОТГАДАЙ-КА! Дети учились описывать предметы, не глядя на них, выделяли существенные признаки с подсказками воспитателя. Дети рассказывали только о тех предметах, которые находились в комнате. У Слава А. возникли затруднения при описании предмета. 9. РАДИО В ходе игры у детей воспитывалось умение быть наблюдательными. Дети по очереди описывали детей своей группы, по внешним признакам, остальные дети отгадывали, о ком идет речь. Миша П. не захотел участвовать в игре, наблюдал со стороны. 10. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК Воспитатель закреплял у детей знания о том, что создано человеком и что дает человеку природа. Была проведена беседа с детьми, в процессе которой воспитатель уточнил знания детей о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей, или существуют в природе, и человек ими пользуется. Дети ловили мяч и отвечали на вопросы. Наиболее развернутый ответ дал Саша А., Слава А. стеснялся отвечать, говорил очень тихо, невнятно. 11. ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН В ходе игры у детей развивалось слуховое внимание, мышление. Дети, сидя на стульях полукругом, передавали друг другу слова, водящий загадывал слово и шепотом передавал его сидящему рядом соседу и так до самого конца, если кто-то из детей говорил слово громко, то он пересаживался на последний стул, Миша П и Арина Л., несколько раз пересаживались на 24
последний стул т.к. произносили переданное им слово своему соседу очень громко. Таким образом, формирующий эксперимент показал, что, серия проведенных дидактических игр развивала логическое мышление детей, дала новые знания, научила правильно излагать свои мысли, быть внимательными, соблюдать правила, наметила план дальнейшей работы с детьми старшего дошкольного возраста.
2.3 Анализ проделанной работы (контрольный эксперимент)

Цель:
выявить эффективность серии дидактических игр, направленных на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- определить уровень развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста после формирующего этапа эксперимента; - сравнить полученные результаты констатирующего и контрольного этапа. Для достижения поставленной цели использовались та же методика что и на первом этапе эксперимента : «Невербальная классификация»(Г.А.Урунтаевой). Полученные результаты оформлены в таблице 4 и 5 протокол приведен в приложении 5.

Для большой наглядности была построена гистограмма (рисунок 2). 25

Object 5
Рисунок 2 Гистограмма уровней развития логического мышления у детей экспериментальной и контрольной групп Как видно из таблицы 4,5 и гистограммы (рис. 2) в экспериментальной группе количество детей с высоким уровнем логического мышления составляет 40%, со средним - 40%, с низким - 10%, с очень низким - 10%. В контрольной группе число детей с высоким уровнем логического мышления 40%, со средним - 50%, с низким - 10%, с очень низким - 0%. Далее проведен сравнительный анализ уровня развития логического мышления детей экспериментальной и контрольной групп на констатирующем и контрольном этапах эксперимента. Полученные результаты оформлены в таблице 6, протокол приведен в приложении 6 . Сравнительный анализ показал (таблица 6), что количество детей с высоким уровнем в экспериментальной и контрольной группах увеличилось на 20%, а со средним уровнем в экспериментальной группе снизилось на 10%, в то время как в контрольной группе число детей со средним уровнем увеличилось на 10%, низкий и очень низкий уровни в экспериментальной и контрольной группах характерен для детей в меньшей степени чем на констатирующем этапе эксперимента (на 10%). В результате проведенного исследования определено, что уровень развития логического мышления 26
дошкольников экспериментальной и контрольной групп значительно отличаются. 27

Заключение
Благодаря мышлению мы можем предвидеть те или иные факты и события, потому что мышление всякий раз, как бы добывает знания, являющиеся общими для целого класса явлений, а не только для одного какого-то случая. У детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление, с опорой на зрительные представления, образы. С началом школьного обучения у ребенка начинает формироваться новый тип мышления - словесно-логический. Обучение в школе преимущественно направлено на развитие именно данного вида мышления. Все операции с символами (буквами, цифрами) осуществляются при помощи словесно- логического, абстрактного мышления. Становление и совершенствование мышления зависят от развитости у ребёнка воображения. Главные линии развития мышления в дошкольном детстве можно наметить следующим образом: совершенствование наглядно- действенного мышления на базе развивающегося воображения; улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредствованной памяти; начало активного формирования словесно-логического мышления путём использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач. Совместно с воспитателем на основе предварительных исследований и наблюдений нами был разработан перспективный план работы по развитию логического мышления старших дошкольников и было проведено 11 дидактических игр. Для проведения экспериментального исследования мы применили методику Урунтаевой Г. А. «Невербальная классификация». Для того, чтобы изучить процесс формирования логического мышления у дошкольников, мы прибегли к практическому исследованию. Нашей целью было выявить эффективность дидактических игр в развитии логического мышления старших дошкольников, а гипотеза исследования заключалась в 28
том, что дидактическая игра является эффективным средством развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. В соответствии с этим была реализована опытно-экспериментальная работа, состоящая из трех этапов: констатирующего, формирующего, контрольного. На констатирующем этапе эксперимента мы выявили активный уровень развития логического мышления старших дошкольников, путем полученных результатов исследования исходя из которых определено, что уровень развития логического мышления дошкольников контрольной и экспериментальной групп отличаются незначительно На формирующем этапе была реализована опытная работа по развитию логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр. Эксперимент показал, что, серия проведенных дидактических игр развивала логическое мышление детей, дала новые знания, научила правильно излагать свои мысли, быть внимательными, соблюдать правила, наметила план дальнейшей работы с детьми старшего дошкольного возраста. На контрольном этапе был осуществлен сравнительный анализ результатов развития логического мышления испытуемых экспериментальной и контрольной групп. В результате проведенного исследования определено, что уровень развития логического мышления дошкольников экспериментальной и контрольной групп значительно улучшился. Исходя из полученных нами данных , можно сделать вывод о том, что дидактическая игра является эффективным средством развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста , что доказывает поставленную гипотезу. 29

Список литературы
1. Акулова, Е.C. Познаем логические отношения [Текст]: дидактические игры для старших дошкольников / Е.С. Акулова. – М.: Дошкольное воспитание, 2008. - № 8. - 65-69с. 2. Акулова, Е.С. Познаем логические отношения [Текст]: дидактические игры для старших дошкольников / Е.С. Акулова. – М.: Дошкольное воспитание, 2008. - № 9. - 65-69с. 3. Афонькина, Ю. Почему у хвоста есть рыба? [Текст]: Учим детей правильно мыслить и говорить / Ю. Афонькина, Т. Белотелова, О. Борисова. – М.: Дошкольное воспитание, 2009. - № 1. - 44-46с. 4. Белова, Е.С. Особенности диагностики творческого мышления у дошкольников [Текст] / Е. С. Белова, Е. С. Белова. – М.: Психологическая диагностика, 2008. - № 3. - 81-94с. 5. Блонский, П.П. Память и мышление [Текст] / П.П. Блонский .- СПб.: Питер, 2001. - 422с. 6. Брунер, Дж. Психология познания [Текст] / Дж. Брунер.- М.: Прогресс, 1977. - 412с. 7. Безруких, М.М. Ступеньки к школе: Книга для педагогов и родителей [Текст]/М.М.Безруких.-М.:Дрофа,2001.-362с. 8.Бондаренко, А.К . Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991.- 169 - 182с. 9. Воспитание детей дошкольного возраста : Пособие для работников детского сада [Текст] / Под ред. Г.М. Ляминой. – М.: «Просвещение»,1974. – 95 – 101с. 10. Воспитание и развитие детей : Пособие для воспитателей дет.сада [Текст] / Под ред. Г.М. Ляминой. – М.: «Просевщение,1981. – 56 - 69с. 11.Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада [Текст] / Под ред. С.Л. Новоселовой. – 4-е изд., переработанное. – М.: Просвещение, 1985.- 131 - 195с. 30
12. Валлон А. От действия к мысли [Текст] / A. Валлон. - М.: Просвещение, 1986. - 286с. 13. Венгер, А.А., Венгер, Л.А. Домашняя школа мышления [Текст] / А.А. Венгер, Л.А. Венгер. - М.: Знания, 1994. - 150с. 14. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / Под ред. А.В.Петровского. - М.: Просвещение, 1979. - 318с. 15. Выготский, Л.С. Избранные психологические произведения [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Наука, 1987. - 528с. 16. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст]. М., 1999 17. Дьяченко, О.М. Чего на свете не бывает? [Текст] / О.М. Дъяченко. - М.: Мысль, 1991. 213 – 225с. 18. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст] /В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, 2000. 19. Дункер, К. Психология мышления: подходы к исследованию продуктивного мышления [Текст] / К. Дункер. - М.: Наука, 1981. - 410с. 20. Житникова, Л.А. Учите детей запоминать [Текст] / Л.А. Житникова. - М.: Просвещение, 1978. – 112с. 21. Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста [Текст] / Сост. Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко. - М.: Просвещение, 1989. - 370с. 22. Краткий психологический словарь [Текст] / Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - Ростов.: Феникс, 1998. - 266с. 23. Краткий психологический словарь [Текст] / Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – Ростов.: Феникс, 1998. – 266с. 24. Каличенко, А.В. Развитие игровой деятельности дошкольников [Текст] / А. В. Каличенко. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 113 – 127с. 25. Логинова, В.И. Дошкольная педагогика. Ч.1 [Текст] / В.И. Логинова. - М.: Наука, 1988. – 56 – 79с. 26. Лурия А.Р. Речь и мышление [Текст] / А.Р. Лурия. - М.: Мысль, 1975. - 360с. 31
27. Люблинская, А.А. Детская психология [Текст] / А.А. Люблинская. - М.: Просвещение, 1985. - 472с. 28. Лизунова, Л.Р. Формирование словесно-логического мышления [Текст] / Л.Р. Лизунова, М.И. Патырбаева, Н.Л. Лепихина; Лизунова Л.Р., Патырбаева М.И., Лепихина Н.Л. - Логопед.: 2009. - № 4. - 22-27с. 29. Леонтьев, А.Н. Мышление. Философская энциклопедия. Т. 3. [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М.: Мысль, 1964. – 454с. 30. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина. - 9 - е изд. - М.: Академия, 2004. – 453c. 31. Обухова, Л.Ф. Детская возрастная психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. – М.:Пед. общ.-во России, 1999. – 514с. 32. Попенова, Н.Е. Словесно-логические игры в развитии детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.Е. Попенова : Воспитатель дошкольного образовательного учреждения, 2008. - № 12. - 61-65с. 33. Путляева, Л.О. развитии мышления [Текст] / Л.О. Путляева :Дошкольное воспитание, 2006. - № 5. - 35-38с. 34. Поддъяков, Н.Н. Мышление дошкольника [Текст] / Н.Н. Поддъяков . - М.: Педагогика, 1997. - 282с. 35. Психология дошкольника : [Текст] / Хрестоматия . - М.: Академия, 1997. - 350с. 36. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. [Текст] / А.В. Петровский. – М.: Просвещение, 1982. – 366с. 37.Печарова, К.Л. Дети в дошкольных учареждениях: Книга для воспитателя дет. Сада [Текст] / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. –М.: «Просвещение»,1986. – 217- 221с. 38. Ратанова, Т. Старший дошкольный возраст: диагностика уровня умственного развития [Текст] / Т. Ротанова - : Дошкольное воспитание., 2006.- № 8. - 80-88с. 32
39. Смирнова, Е. Игры развивающие мышление [Текст] / Е.Смирнова - : Дошкольное воспитание, 2009. - № 4. - 22-23с. 40. Тихомиров , О.К. Психология мышления [Текст] / О.К. Тихомиров. - М.: Просвещение, 1984. - 464с. 41. Урунтаева, Г.А. Методическое пособие [Текст] / Г.А. Урунтаева. – М.: Просвещение, 1984. – 69-71с. 42. Хоменко, Н.Н. Основы теории сильного мышления [Текст] / Н.Н. Хоменко. – : Минск, 1998. - 278с. 43. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления [Текст] / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Петухова В.В. - М.: Наука, 1981. - 360с. 44. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 248с. 45. Эсаулов, А.Ф. Психология решения задач [Текст] / А.Ф. Эсаулов. - М.: Мысль,1972.-288с. 46. Максакова, А.И. Учите детей играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателей детского сада [Текст] / А.И. Максакова. - М.: Мысль,1979. – 215 с. 33

Приложения
Приложение 1 Список детей Экспериментальная группа Контрольная группа 1. Саша А. 6 лет 1 мес. 1. Диана П. 5 лет 10 мес. 2. Слава А. 5 лет 9 мес. 2. Катя П. 5 лет 11 мес. 3. Катя Г. 5 лет 10 мес. 3. Коля Р. 5 лет 11 мес. 4. Сережа Д. 5 лет 11 мес. 4. Соня Р. 5 лет 10 мес. 5. Миша П. 6 лет 1 мес. 5. Данил С. 6 лет 1 мес. 6. Виталя К. 5 лет 11 мес. 6. Соня С. 5 лет 11 мес. 7. Арина А. 5 лет 9 мес. 7. Костя С. 5 лет 10 мес. 8. Лена Л. 5 лет 9 мес. 8. Настя Т. 5 лет 11 мес. 9. Настя Л. 5 лет 10 мес. 9. Никита Ц. 5 лет 9 мес. 10.Катя М. 5 лет 11 мес. 10.Ваня Ш. 6 лет 1 мес. 34
Приложение 2
Методика «Невербальная классификация» (
Урунтаевой Г. А.
)
Цель исследования: выявление уровня развития словесно-логического мышления детей. Процедура исследования: стимульный материал. 20 рисунков предметов, относящихся к двум классам близких по смыслу понятий, овощей и фруктов. Количество картинок в каждой группе должно быть одинаково, то есть 10 овощей и 10 фруктов. Инструкция. «Посмотри внимательно, что я буду делать» - после этих слов взрослый начинает раскладывать картинки в две группы, не объясняя принципа систематизации. После того как взрослый разложит три картинки, он передает их ребенку, говоря: «А теперь раскладывая карточки дальше, делая так же, как я». Проведение теста. Данная классификация называется невербальной, так как взрослый показывает, а не говорит, как нужно классифицировать. Выкладывая карточки, первые две взять из разных групп, а третью положить под первой карточкой правильной группы. Передав картинку ребенку, вы без комментариев перекладываете карточку в нужное место, под правильную картинку. Крайне важно при этом не вызывать у ребенка чувства отгороженности и неуверенности. Обработка результатов: данный тест выявляет уровень развития словесно-логического мышления детей. Время работы практически не ограничивается, хотя, как правило, классификация 20 картинок занимает в норме не больше 5-7 минут. Главное внимание обращается на характер работы и количество ошибок, которые допускает ребенок. Можно говорить о норме, то есть о среднем уровне интеллектуального развития в том случае, если ребенок допускает 2-3 ошибки, преимущественно в самом начале работы, пока понятия им еще не выделены окончательно. 35
Приложение 3 Протокол изучения логического мышления у дошкольников экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе Таблица 1 Экспериментальная группа Контрольная группа И.Ф. ребенка Кол-во ошибок И.Ф. ребенка Кол-во ошибок Саша А. 2 Диана П. 0 Слава А. 2 Катя П. 2 Катя Г. 4 Коля Р. 6 Сережа Д. 3 Соня Р. 0 Миша Д. 2 Данил С. 2 Виталя К. 4 Соня С. 4 Арина Л. 0 Костя С. 2 Лена Л. 2 Настя Т. 4 Настя Л. 0 Никита Ц. 6 Катя М. 6 Ваня Ш. 2 Таблица 2 Уровень развития логического мышления детей экспериментальной и контрольной групп (констатирующий эксперимент) Уровни Экспериментальная группа (%) Контрольная группа (%) Высокий 20% 20% Средний 50% 40% Низкий 20% 20% Очень низкий 10% 20% Приложение 4 (Рисунок 1) Овощи: 36




37
(Рисунок 2)Фрукты:



38
Приложение 5 Таблица 4 Протокол изучения логического мышления у дошкольников экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе Экспериментальная группа Контрольная группа И.Ф. ребенка Кол-во ошибок И.Ф. ребенка Кол-во ошибок Саша А. 0 Диана П. 0 Слава А. 2 Катя П. 0 Катя Г. 4 Коля Р. 2 Сережа Д. 2 Соня Р. 0 Миша Д. 2 Данил С. 2 Виталя К. 2 Соня С. 2 Арина Л. 0 Костя С. 2 Лена Л. 0 Настя Т. 2 Настя Л. 0 Никита Ц. 4 Катя М. 6 Ваня Ш. 0 Таблица 5 Уровень развития логического мышления детей экспериментальной и контрольной групп (контрольный эксперимент) Уровни Экспериментальная группа (%) Контрольная группа (%) Высокий 40% 40% Средний 40% 50% Низкий 10% 10% Очень низкий 10% 0% Приложение 6 Таблица 6 Уровень развития логического мышления детей экспериментальной и контрольной групп (до и после проведения формирующего эксперимента) 39
Уровни Экспериментальная группа Контрольная группа Констатирующий этап Контрольный этап Констатирующий этап Контрольный этап Высокий 20% 40% 20% 40% Средний 50% 40% 40% 50% Низкий 20% 10% 20% 10% Очень низкий 10% 10% 20% 0% 40
Приложение 7 Дидактическая игра «Знаешь ли ты?» Рисунок 3 Рисунок 4 41
Рисунок 5 Рисунок 6 42
Приложение 8 Игра «Не ошибись!»
Цель:
упражнять детей в различении предметов по материалу
Задачи:
- закреплять знания о таких свойствах предметов, как твердый, мягкий, плотный, шероховатый, гладкий, блестящий, матовый; - развивать логическое мышление; - воспитывать аккуратность, дисциплинированность. Ход игры Методы и приемы Деят-ть педагога Деят-ть детей Наглядный м. Показ Вопрос Показ Задание Наглядный м. Показ - А теперь посмотрите на эту игрушку (Показ матрешки) -Как вы думаете, из чего она сделана? - Да, она сделана из дерева. -А вот этот предмет из чего сделан? (Показ ножниц) - Этот предмет, вы правильно сказали, сделан из металла. - Подойди, Настя, к столу, возьми в руки матрешку и ножницы и скажи, что холоднее: ножницы или матрешка. - Правильно Настя сказала, что ножницы холоднее. Металл холодный, а дерево теплее. - А теперь скажите, из чего сделан этот шарик (Показ пластмассового шарика) -Да, он сделан из пластмассы. Посмотрите как он подпрыгивает! Как можно сказать об этом свойстве пластмассы? - А вот этот пузырек из чего сделан? - Правильно, он сделан из стекла, надо быть всегда очень осторожными! - Сейчас ребята, мы поиграем в игру «Не Ответы детей Ответы детей - Ножницы Ответы детей Дети наблюдают - Она упругая. Шарик прыгает Ответы детей 43
Игровые правила Игровые действия ошибись!». У нас будет четыре звена. Выберем считалочкой звеньевых. Каждому звеньевому дадим по корзине: вот на этой корзине наклеен шарик (показ корзины с шариком). Сюда надо будет найти и положить все предметы, сделанные…Из чего? - А на этой корзине наклеена картинка с ножницами. Сюда будем собирать все предметы… - Начинать поиск и заканчивать только по сигналу: удар в бубен. Кто больше соберет предметов, тот и выигрывает. В конце объявляется звено- победитель. Дети выбирают звеньевых считалочкой -Из пластмассы - Стеклянные Звеньевые берут корзины и вместе с членами своего звена после звука бубна идут собирать предметы. После второго удара в бубен все подходят к столу воспитателя, по очереди выкладывают предметы, пересчитывают их, проверяют, не было ли допущено ошибки, рассказывают о свойствах предметов Победителей приветствуют аплодисментами. Игра «Кто подойдет, пусть возьмет!!»
Цель:
Учить детей рассказывать о предмете, выделяя его наиболее характерные признаки: цвет, форму, качество и его назначение
Задачи:
- закреплять названия орудий труда, машин, кем они используются в работе - развивать внимание, память, мышление, речь - воспитывать культуру поведения Ход игры Методы и приемы Деят-ть педагога Деят-ть детей Игровые правила Объяснение - Сегодня мы поиграем в такую игру: у нас в группе есть много инструментов, машин (игрушечных). Вы выберете какую-либо одну из них и расскажите так, 44
Игровые действия Игровое оснащение чтобы мы узнали, о каком инструменте или машине вы рассказываете. Но называть предмет нельзя. Мы сами должны догадаться. Кто первым догадается, тот найдет этот предмет и принесет сюда на стол. -Пойди, Слава, принеси и положи ножницы на стол. - Я загадал предмет, который нужен парикмахеру. Он металлический -Это ножницы, говорит Слава - Отгадайте, что это такое, - продолжает игру следующий участник. – Машина, колеса, как у танка. Все умеет делать: и пашет, и сеет, и грузы возит. Отгадавший («Это трактор!») подходит первым и среди игрушек находит трактор и тоже ставит его на стол и т.д. Игра «Похож – не похож!»
Цель:
учить детей сравнивать предметы, замечать признаки сходства по цвету, форме, величине, материалу
Задачи:
- закреплять умение искать схожие предметы; - развивать наблюдательность, мышление, речь; - воспитывать культуру поведения, умение соблюдать правила. Ход игры Методы и приемы Деят-ть педагога Деят-ть детей Игровые правила - Сегодня мы будем находить предметы, которые похожи друг на друга. Они могут быть похожими по цвету, форме, величине, материалу. Послушайте правила игры. Нужно пройти по комнате, выбрать два похожих Дети находят похожие предметы по цвету, по 45
Игровые действия предмета и сесть на место. Тот, на кого укажет стрелочка, расскажет, почему он взял эти два предмета, в чем их сходство. - Чем похожи ложечка и самосвал? - Конечно они не похожи. величине. Скрытое качество им трудно обнаружить. - Дети недоумевают и смеются Тот ребенок, который назвал их похожими, доказывает правильность своего подбора. Игра «Знаешь ли ты?»
Цель:
правильно подбирать для нужного вида спорта предметы
Задачи:
- закреплять знания детей о видах спорта; - развивать мышление, внимательность; - воспитывать интерес к спортсменам, гордость за их победы. Ход игры Методы и приемы Деят-ть педагога Деят-ть детей Игровые правила Игровые действия Игровой итог - А теперь послушайте правила игры. По сигналу (свистку) вы найдете и положите к картинке, где нарисован один вид спорта, те предметы, которые нужны этим спортсменам. Будьте внимательны! Дается сигнал. Дети складывают предметы После того как все предметы положены к соответствующим картинкам, дети проверяют, нет ли ошибки. Игра «Чья одежда?»
Цель:
определять профессии по рабочей одежде
Задачи:
- закреплять знания о профессиях; 46
- развивать мышление, внимание; - воспитывать у детей интерес к людям разных профессий. Ход игры Методы и приемы Деят-ть педагога Деят-ть детей Игровые правила Игровые действия - Посмотрите, дети (на картинке врач), можно ли по одежде узнать, кто изображен на картинке? - Как вы догадались? - Затем воспитатель читает стихотворения из книги Л. Куклина «Кто как одет». Воспитатель показывает детям картинки, где изображены модели одежды разных профессий, а дети их узнают -Да. Это врач. Дети рассказывают, о белом халате, о приборе для слушанья. - Почтальон, строитель, врач, водолаз, летчик и т.д. Игра «Вершки и корешки!»
Цель:
упражнять в составлении целого растения из частей
Задачи:
- закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни-корешки и плоды вершки; - развивать мышление, память - воспитывать дисциплинированность Ход игры Методы и приемы Деят-ть педагога Деят-ть детей Игровые правила Игровые действия Игровой сюжет - Сегодня мы поиграем в игру, которая так и называется «Вершки и корешки». У ас на столе лежат вершки и корешки растений-овощей. Мы сейчас разделимся на две группы: одна группа будет называться вершки, а другая корешки. Здесь на столе лежат овощи - Так, все взяли? А теперь по сигналу (хлопку в ладоши) вы все -Дети делятся на две группы Дети первой группы берут себе в руку по вершку, а дети второй-по корешку. -Да 47
разбежитесь по участку и побегаете в рассыпную. Когда услышите сигнал «Раз, два, три-свою пару найди!», быстро найдите себе пару: к своему вершку- корешок. Игра «Что где растет?»
Цель:
развивать умение устанавливать пространственные связи между предметами
Задачи:
- закреплять знания детей о растениях; - развивать умение устанавливать пространственные связи между предметами, развивать активность и самостоятельность мышления; - воспитывать чувство аккуратности. Ход игры Методы и приемы Деят-ть педагога Деят-ть детей Игровое оснащение Игровые правила Игровые действия Игровой результат Пояснение правил игры (игра носит соревновательный характер) Играющие получают по большой карте с разными пейзажами; маленькие карточки лежат в коробке. По сигналу водящего дети отбирают маленькие карточки в соответствии с рисунком на большой карте. Выигрывает тот, кто быстро закрыл все пустые клетки и правильно назвал растения Игра «Отгадай-ка!»
Цель:
учить детей описывать предмет не глядя на него
Задачи:
- закреплять умение по описанию узнавать предмет; - развивать мышление, речь; - воспитывать культуру поведения. 48
Ход игры Методы и приемы Деят-ть педагога Деят-ть детей Игровые правила Игровые дествия - Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит. Выберите себе каждый какой- либо предмет и говорите за него, чтобы мы сразу не отгадали, и говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате. Дети выбирают предметы,отгадывают Игра «Радио!»
Цель:
воспитывать наблюдательность детей и активизировать речь
Задачи:
- закреплять звукопроизношения слов, четко формулировать мысли; - развивать мышление, активизировать речь; - воспитывать умение быть наблюдательным. Ход игры Методы и приемы Деят-ть педагога Деят-ть детей Игровые правила Игровые действия Игровой сюжет Игровой результат - Сегодня мы будем играть в новую игру, называется она «Радио». Знаете ли вы, как называют человека который говорит по радио? Сегодня он будет кого- нибудь описывать, а мы по его рассказу узнаем, кто же потерялся. Сначала я буду диктором, слушайте. Внимание Потерялась девочка. На ней розовая футболка, розовая юбочка и два красивых белых банта на голове. Кто знает эту девочку? Так воспитатель начинает игру, показывая детям пример описания. А теперь, диктором будет - Диктор - Дети слушают воспитателя - Это Катя Дети выбирают нового диктора при помощи считалочки 49
кто-нибудь из вас!!! Игра «Природа и человек!»
Цель:
систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа
Задачи:
- закреплять знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа; - развивать мышление, активизировать речь; - воспитывать культуру поведения. Ход игры Методы и приемы Деят-ть педагога Деят-ть детей Игровые действия - Что сделано человеком?- спрашивает воспитатель и передает одному из играющих мяч. Что создано природой? Ходе игры воспитатель проводит с детьми небольшую беседу. Ответы детей Ответы детей Игра «Испорченный телефон!»
Цель:
развивать у детей слуховое внимание
Задачи:
- развивать слуховое внимание, мышление; - воспитывать культуру поведения Ход игры Методы и приемы Деят-ть педагога Деят-ть детей Игровые правила Игровые действия Воспитатель объясняет правила игры Дети выбирают ведущего при помощи считалочки. Все садятся на стулья поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и 50
Игровой результат т.д. Слово должно дойти до последнего ребенка. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово предложенное ведущим, значит, телефон исправлен. Если же не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего), какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон». Провинившийся занимает место последнего в ряду. 51