"Логические "или", "и", "если…то""

Автор: Артеменко Алла Юрьевна
Должность: учитель информатики и математики
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 43
Населённый пункт: г. Севастополь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Логические "или", "и", "если…то""
Дата публикации: 21.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Тема урока:
Логические « или », « и », « если … то »
Цели урока:

Образовательная:
познакомить учеников с понятиями логики, простыми и сложными высказываниями.
Развивающая:
развитие логического мышления.
Воспитательная:
воспитание интереса к предмету; воспитание творческих способностей; воспитание активности и умения общаться; воспитание общей культуры.
Оборудование:
компьютер с операционной системой Windows XP, ППП „Роботландия”, исполнитель „Конюх”
Тип урока:
Урок усвоения новых знаний
Задача урока:
определить основные понятия формальной логики; выделить понятия «или», «и», «если …то»; найти в повседневной жизни аналоги логических понятий.
Ход урока

I.

Организационный момент.
Приветствие. Проверка присутствующих. Подготовка к разминке Разминка
.

Задачи-шутки.
1. На березе четыре больших ветки. На каждой ветки по 2 яблока. Сколько всего яблок на березе? Ответ: ни одного, на березе яблоки не растут. 2. Наступил долгожданный январь. Сначала зацвела 1 яблоня, затем 2 вишни. Сколько деревьев зацвело всего? Ответ: ни одного 3. По небу летели 3 утки, 2 гуся и 4 курицы. Сколько птиц летело по небу? Ответ: 3+2=5 (курицы не летают). 4. На птичьем дворе петух снес 2 яйца, потом еще 3. Сколько всего яиц снес петух? Ответ : ни одного 5. На стройке работал каменщик. В первый день он построил два девятиэтажных дома, а во второй день – еще два таких же дома. Сколько девятиэтажных домов построил каменщик за два дня? Ответ: ни одного, каменщик не может работать так быстро. 6. Сегодня в 12 часов ночи шел дождь. Может ли быть через несколько дней в это же время солнечная погода? Ответ: нет, в 12 часов ночи не может быть солнечной погоды. 1

ІІ. Сообщение темы, цели и задач урока
.
ІІІ
.
Проверка домашнего задания
. Теоретический опрос учащихся по пройденному материалу:
1.
Что такое алгоритм? Привести примеры.
2.
В каком виде могут быть представлены алгоритмы? Привести примеры.
3.
Что такое ветвление? Привести примеры.
4.
Какие формы ветвлений вы знаете? Привести примеры.
ІV. Актуализация опорных знаний.
Учитель вспоминает вместе с детьми, что такое алгоритм, что такое ветвление и как оно изображается на блок-схемах. Выборочно опрашиваются несколько учеников.
V. Мотивация изучения новой темы

Знакомство с понятием «логика»
Вопрос учителя: Всегда ли мы правильно мыслим? Ответ детей: Нет, не всегда. Учитель: Умение правильно мыслить называется логикой Учитель приводит примеры нелогичных (неправильных) предложений: 1. Завтра я была в кино. 2. Летом мы надеваем шубы. Детям предлагается объяснить, почему эти предложения неправильные, и записать в тетрадь примеры нелогичных и логичных предложений.
Знакомство с понятием «суждение» («высказывание»)
Умение мыслить (думать) отличает человека от животных и машин. Мы мыслим, когда решаем какие-то задачи, когда что-то вспоминаем или о чем-то мечтаем. Мысли можно высказать или записать.
Примеры
: 1. Я думаю, что все дети любят сказки. 2. Я помню, что Кощей Бессмертный – скупой и жадный. 3. Я знаю, что не все звери – хищники. Учитель обращает внимание детей на то, что, если мысли высказать или записать в виде повествовательных предложений, то они будут называться суждениями или высказываниями. Высказывания бывают простыми и сложными.
Примеры простых высказываний:
1. Зимой холодно. 2. Летом мы ездим на море. Сложное высказывание образуется из простых высказываний, соединенных логическими связками «и», «или», «если …то» 2

Примеры сложных высказываний:
1. Зимой холодно и люди тепло одеваются. 2. Летом мы поедем в деревню или на дачу, или к морю. 3. Если зима будет снежная, то мы будет кататься на лыжах.
VІ. Закрепление нового материала (осмысление логических связей и

зависимостей между отдельными порциями начального материала)
1. Составьте несколько простых высказываний. 2. Составьте несколько сложных высказываний. Задания выполняются устно. Учитель вместе с детьми выбирает из каждого задания самые удачные высказывания, и дети записывают их в свои тетради.
VІІ. Обобщение и систематизация учебного материала
. Итак, сегодня вы узнали, что:
1.
Логика – это умение правильно мыслить;
2.
Мысли, высказанные или записанные нами в виде повествовательных предложений, называются суждениями или высказываниями.
3.
Высказывания бывают простыми или сложными. Сложное высказывание состоит из нескольких простых, соединенных союзами «и», «или», «если …то»
VІІI. Физкультминутка
Учитель: Мы руками поведем – Будто в море мы плывем. Раз, два, три, четыре – Вот мы к берегу подплыли. Чтобы косточки размять, Начнем наклоны выполнять – Вправо, вправо, влево, влево. Не забудем и присесть – Раз, два (присели), три, четыре (встали) На счет пять – за парты сесть. 3

ІХ. Практическая работа на ПК.
Программа
Конюх
предлагает ребенку решить две задачи на маленькой шахматной доске из 9 клеток. В начальный момент черные кони расположены на верхней горизонтали, а белые — на нижней. Требуется переставить фигуры местами так, чтобы белые кони заняли верхний ряд, а черные — нижний. При этом кони перемещаются обычным шахматным прыжком по букве “Г”. В первой задаче на поле 6 коней (она проще), во второй — 4 (она сложнее).
Цель работы:
Развитие логического мышления
Вывод:
в результате выполненной работы ребята закрепили понятие «если … то» на практике с использованием компьютера и программной среды «Конюх»
Х. Итоги урока.
Выставление оценок: первые три ученика, которые правильно справились с заданием, получают оценку.
Гимнастика для глаз

Сообщение домашнего задания

1.
Придумать и записать по три логичных (правильных), нелогичных (неправильных), простых и сложных высказывания.
2.
Четверо друзей проводили свободное время по-разному: один читал книгу, другой слушал радио, двое смотрели телевизор. Как проводил время Игорь, если Витья читал книгу, а Дима с Игорем и Леша с Димой проводили свободное время по-разному. 4