Тема: "Свойства воздуха"

Автор: Софьина Татьяна Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №12 "Белочка"
Населённый пункт: Г.Невьянск
Наименование материала: Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности.
Тема: Тема: "Свойства воздуха"
Дата публикации: 21.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности.
МБ ДОУ д\с №12 "Белочка" Группа : средняя 4-5 лет Воспитатель : Софьина Т.А.
Тема
:
«Свойства воздуха» (с использованием опытно-экспериментальной деятельности)

Цель
: Формировать представление о воздухе, его свойствах (бесцветный, имеет вес, не имеет запаха, легче воды, движется); о роли в жизни живых существ.
Задачи:

- образовательные:
-дать представление о том ,что воздух есть вокруг нас, что ветер –это движение воздуха; - способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха; - учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
- воспитательные
: Воспитывать интерес и позитивное отношение к окружающему миру.
- развивающие
: Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию. Развивать мышление, учить делать выводы в процессе эксперимента, обосновывать суждения.
Предварительная работа
: : Беседа «Живая и не живая природа»; рассматривание иллюстраций в энциклопедии ; наблюдения на прогулке за ветром. Этап, его продолжительнос ть Задачи этапа Деятельность педагога Деятельность воспитанников Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности Результат 1 2 3 4 5 6 Психологический настрой, 1 мин Создание атмосферы психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Помните, мы с вами говорили о живой и не живой природе. Давайте вспомним, что относится к живой? А что относится к не живой природе? Молодцы! А сейчас внимательно послушайте
загадку
. Если Внимательно слушают, отвечают на вопросы Беседа, вопросы, художественное слово Психологическ ая готовность
разгадаете, то узнаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии Он нам нужен, чтоб дышать, Чтобы шарик надувать С нами рядом каждый час, Но не видим он для нас. воздух Вводно- организационный 2 мин Организация направленного внимания Правильно, это воздух. Ребята, что вы знаете и можете сказать о воздухе? Вся наша планета окутана воздушным покрывалом. Воздух – везде: на улице, в комнате, в земле, воде и даже внутри нас. Занимают свои места, задают и отвечают на вопросы Беседа. Игровые упражнения. Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания Мотивационно- побудительный, 2 мин Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах Формирование умений слушать и руководствовать ся указаниями взрослого (Из-за дверей доносятся звуки) Лягушонок: Ой, помогите, спасите, лечу!!! Воспитатель: Кто это там кричит (открывает двери)? (В комнату на воздушных шариках залетает лягушонок). Здравствуй лягушонок! Как ты к нам попал? Лягушонок: Здравствуйте ребята! Я гулял с шарами, но вдруг ветер подхватил меня и понес, понес и принес к вам в детский сад. Как у вас здесь интересно! А что это вы здесь делаете? Можно мне остаться? Осознают и принимают поставленную задачу Создание проблемной ситуации. Придание личностной значимости предстоящей деятельности. Сюрпризный момент, прилет лягушонка. Внутренняя мотивация на деятельность Актуализация, Актуализация Воспитатель: Конечно, оставайся. Участвуют в диалоге, игровые и Воспроизведен
2 мин имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений Мы сегодня с ребятами говорим о воздухе. Лягушонок: О воздухе? А что такое воздух? Что-то я о нем слышал, но никогда с ним не встречался. Может, его вовсе нет? Воспитатель: Погоди лягушонок. Я тоже никогда с ним не встречалась, но знаю, что он вокруг нас. Лягушонок: Ничего я не вижу. Где же он? Куда он спрятался? Воспитатель: Никуда он не спрятался. Ребята, давайте докажем лягушонку, что воздух действительно есть. Я приглашаю всех в мини- лабораторию, чтобы мы могли проводить опыты как настоящие ученые высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают раннее усвоенное, ( дети переходят за столы). занимательные приемы, упражнения, моделирование, наблюдение и т.д. ие информации, необходимой для успешного усвоения нового Восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений), 5 мин Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о свойствах и качествах объектов, их преобразовании, связях, способах действий и т.д.
Опыт №1
«Как поймать воздух». Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите? Лягушонок: Я уверен, что там ничего нет! Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? Наблюдают, рассматривают, сравнивают. Участвуют в обсуждении, экспериментах. Отвечают и задают вопросы. Составляют связные высказывания, делают выводы (с помощью воспитателя), выполняют упражнения по образцу. Моделирование. Решение проблемной ситуации. Экспериментирование Наглядный показ образца, способа действия. Рассказ воспитателя, объяснение с наглядной демонстрацией объектов. Овладение способами познавательной деятельности. Способность самостоятельно действовать, решать задачи, адекватные возрасту. Любознательнос ть и активность
(Воспитатель подносит пакет к лягушонку). Лягушонок: Я его не вижу, но чувствую. Воспитатель: Молодец лягушонок! Ты сам сделал правильный вывод, что воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать. Давайте поставим на мольберт карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух не имеет цвета. Он прозрачный».
Опыт №2
«Что в стакане?» Воспитатель: Посмотрите, у меня в руках стакан. Как вы думаете, он пустой? Лягушонок: Это же всем понятно, что в нем ничего нет. Воспитатель: Вот мы сейчас проверим. Нам понадобится емкость с водой и этот стакан. Перевернем стакан вверх дном и будем медленно опускать его в воду. Обратите внимание, что стаканчик нужно держать ровно. Что вы видите? Попадает ли вода в стакан? Вытаскиваем. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри?
(Воспитатель предлагает детям потрогать стакан внутри). Ребята, почему вода не попала в стакан? Какой можно сделать вывод? Правильно, в стакане находится воздух, он не пускает туда воду. А теперь, попробуем опустить наш стакан в воду, но держать его будем немного наклонив. Смотрите внимательно, что появилось в воде? Мы наблюдаем пузырьки воздуха. Откуда он взялся? Какой можно сделать вывод? При опускании стакана в воду, она постепенно вытесняет из него воздух, занимая его место. Лягушонок: Ребята, я тоже вспомнил, как можно увидеть воздух! Я сидел в пруду и пускал через соломинку пузыри в воду. Было так весело. Воспитатель: Молодец лягушонок! Ты мне подсказал еще один интересный опыт с воздухом.
Опыт № 3
« Воздух легче воды» Воспитатель: Перед вами стаканы
с водой и трубочки для коктейля. Вставьте трубочки в воду и подуйте в них. Что вы видите? Что выходит из воды с пузырьками? Откуда он берется? Лягушонок: А почему пузырьки поднимаются на поверхность? Воспитатель: Потому, что воздух легче воды. Давайте поставим на мольберт еще одну карточку - обозначение свойства воздуха «Воздух легче воды». Ребята, лягушонок! У меня для вас есть небольшой сюрприз. (Воспитатель достает мыльные пузыри). Что это? Как вы думаете, что находится внутри пузырей? Давайте немножко поиграем. Сначала одни дети будут их надувать, другие ловить, а потом наоборот. Динамическая пауза, 1 мин Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости Проведение физкультминутки, подвижной игры
«Мыльные пузыри».
Участвуют в игре, выполняют физические упражнения. Игровые приемы Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового
игрового опыта Практическая работа 5 мин Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений Организация практической работы. Оказание необходимой помощи и эмоциональной поддержки. Организация взаимодействия в достижении результата А теперь пройдем в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия! Как вы думаете, воздух имеет вес? Лягушонок: Конечно, нет! Воспитатель: Хотите проверить?
Опыт №4
«Имеет ли воздух вес?» (Воспитатель берет в руки воздушный шар.) Что у меня в руках? Почему он так называется? Молодцы! Нам понадобятся весы и два одинаковых воздушных шара. Эти весы можно сделать самим из веревочки и палочки (показывает весы). С двух сторон я подвесила шары. Посмотрите, сейчас весы уравновешены. Я возьму острую палочку и проткну один из шаров. Что произошло? Какой можно сделать вывод? Выполняют практическую работу. Взаимодействуют с другими детьми и педагогом (задают вопросы, помогают, договариваются, обмениваются предметами, распределяют действия в сотрудничестве.) Моделирование. Выполнение практических творческих работ. Парные, индивидуальные формы организации деятельности Овладение определенным объемом практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности. Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Шар с воздухом опустился вниз, а лопнувший шар поднялся вверх. Значит шарик с воздухом тяжелее, чем шар без воздуха. Ставим на мольберт новую карточку- обозначение свойства воздуха «Воздух имеет вес». Лягушонок: А мне интересно, имеет ли воздух запах? Как вы думаете ребята? Воспитатель: Попробуйте втянуть воздух носом. Пахнет? Лягушонок: Тогда почему на кухне пахнет пирожками, а на лугу цветами Воспитатель: Погоди, не спеши. Я попробую тебе объяснить. Воздух не имеет запаха, но двигаясь, может доносить его до наших носов. Лягушонок: Он еще и двигаться умеет? Воспитатель: Скажи лягушонок, как ты сегодня оказался у нас в гостях? Лягушонок: Меня ветер принес. Воспитатель: Ребята, что такое ветер? Какой бывает ветер? Ветер – это и есть движение воздуха. Мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть? На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта). Ставим следующую карточку «Воздух не имеет запаха»
А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как?
Опыт №5
«Движение воздуха» Возьмите в руки веер, помашите перед лицом. Что вы почувствовали? А если бы мы сейчас открыли окно, что бы почувствовали? Молодцы! Ребята, сегодня мы много говорили о воздухе, его свойствах, но забыли сказать самое главное, что воздух необходим всему живому. Без него мы не проживем и 5 минут. Попробуйте, закройте рот и зажмите нос двумя пальцами. Не дышите. Почему вы убрали руку и открыли рот? Чего вам не хватило? Хорошо вам было без воздуха? Давайте проведем еще один опыт.
Опыт№6
«Почему гаснет пламя?» Возьмем 2 свечи, зажжем их. Одну из них накроем банкой и будем наблюдать, что происходит. Почему свеча в банке погасла? В банке кончился кислород и образовался углекислый газ. Вот так же и мы не можем жить без кислорода в воздухе. Скажите ребята, откуда берется кислород?
Лягушонок: Значит, если бы не было растений, мы не могли бы дышать? Воспитатель: Правильно лягушонок! Дети, какой можно сделать вывод? Нужно сажать больше растений и не загрязнять воздух выхлопными газами. Нужно беречь нашу планету, заботиться о чистоте воздуха. Итак, делаем вывод, что воздух - движется и ставим новую карточку- обозначение свойства воздуха. Рефлексивно- корригирующий 1 мин Формирование элементарных навыков самоконтроля. Корректирование при необходимости деятельности и результата в соответствии с поставленными задачами Проверка полученных результатов, исправление возможных ошибок Молодцы ребята! Вы очень хорошо работали, много узнали нового, и надеюсь, много запомнили. Давайте вспомним по карточкам- обозначениям все, о чем мы говорили на занятии. 1. Воздух не имеет цвета. 2. Воздух легче воды. 3. Воздух не имеет запаха. 4. Воздух имеет вес. 5. Воздух движется. 6. Мы дышим воздухом. Он часть природы. исправление возможных ошибок Фронтальная, индивидуальная работа Овладение универсальны ми предпосыл ками учебной деятельности - умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции Заключительный этап. Рефлексия, Подведение итогов НОД, обобщение Подведение итогов НОД Лягушонок: Спасибо вам ребята Высказываются по поводу полученной информации, качества Беседа, обсуждение. Осознание себя как участника
1 мин полученного ребенком опыта. Формирование элементарных навыков самооценки за такое интересное занятие. Теперь я самый умный лягушонок на свете! Воспитатель: Приходи к нам обязательно еще. Лягушонок: Я хочу подарить вам эти шарики. Теперь я знаю, почему их называют воздушными!!! выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния и т.д. познавательног о, творческого процесса.