Формирование дорожно-транспортной компетентности у участников дорожного движения в условиях дошкольной организации

Автор: Шорстова Юлия Владимировна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МДОУ детский сад комбинированного вида №12
Населённый пункт: г. Алексеевка, Белгородской области
Наименование материала: описание опыта работы детского сада
Тема: Формирование дорожно-транспортной компетентности у участников дорожного движения в условиях дошкольной организации
Дата публикации: 21.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Формирование дорожно-транспортной компетентности у участников

дорожного движения в условиях дошкольной организации
из опыта работы МДОУ № 12 г. Алексеевки Белгородской области Современное общество отличается тенденцией к облегчению условий жизни его членов. Рост численности автомобильного транспорта связан с общественными требованиями. Сегодня автомобиль неотъемлемая часть жизни каждой семьи, который помогает в короткие сроки решить проблему передвижения на длинные расстояния. К сожалению, отдавая высокий приоритет автомобильному транспорту, люди забывают о той ответственности, которая приходит вместе с ним. Поэтому участились факты дорожно-транспортных происшествий, и зачастую с очень печальным исходом. С ростом интенсивности автомобильного движения, особенно остро встает вопрос об обеспечении безопасности детей на дорогах. Играя вблизи дорог, переходя улицу в неположенных местах, неправильно ведя себя в общественном транспорте, маленькие дети нередко сами становятся виновниками дорожно-транспортных происшествий. Поэтому с самого раннего возраста необходимо решать задачи профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Детский сад является первой ступенью в системе образования, и стремиться обеспечить своим маленьким подопечным качественное, универсальное образование, высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Задумываясь над проблемой детского дорожно-транспортного травматизма, педагогический коллектив предположил, что если проводить работу по его профилактике в определенной системе и по разным направлениям, повысится дорожно-транспортная компетентность всех участников дорожного движения. В связи с этим встала задача по разработке и реализации долгосрочного проекта по обучению детей безопасному участию в дорожном движении и профилактике детского дорожно- транспортного травматизма. Целью данного проекта было создание социально-педагогических условий формирования культуры дорожно- транспортной безопасности детей в системе дошкольного образования. Для достижения приоритетной цели, были выдвинуты следующие задачи: сохранение жизни и здоровья детей; создание необходимых условий для обеспечения непрерывного воспитательно-образовательного процесса в области безопасности дорожного движения; создание у детей стереотипов безопасного поведения на улице; обучение основам транспортной культуры; привлечение внимания общественности и родителей к проблеме безопасности на дороге.
Концептуально важным в реализации системы работы детского сада было соблюдение принципов организации образовательного процесса: системности, возрастной адресности, интеграции, социальной ответственности семьи, дифференцированного подхода. Дошкольное учреждение определило несколько направлений работы. Первое направление предполагало работу с педагогами детского сада, и было направленно на обеспечение взаимодействия специалистов по проблеме, повышение их педагогической компетентности в вопросах профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Были выбраны следующие формы работы с коллективом: инструктажи по ПДД и профилактике ДДТТ, лектории, мастер-классы, методические копилки, практико-ориентированные семинары, консультации, круглые столы, смотры- конкурсы, педагогические игры, педагогические советы. Второе направление - особенности работы с воспитанниками «Детям знать положено - правила дорожные» подразумевало: • формирование культуры безопасного поведения на дороге и профилактика ДДТТ через специально организованную образовательную деятельность; • поддержка детской инициативы в разнообразных совместных со взрослым и самостоятельных видах деятельности: наблюдения, беседы, различные виды игровой деятельности, спортивно-музыкальные праздники и развлечения, моделирование дорожных ситуаций, целевые прогулки на перекресток, к светофору, чтение литературы по проблеме, детские конкурсы (рисунка, чтецов, агитбригад), творческая деятельность, экспериментирование, исследование, моделирование, труд, детское творчество, просмотр мультфильмов. Для реализации следующего направления: взаимодействия с семьями воспитанников «Вместе с родителями – за безопасность детей на дорогах» - были выбраны два блока работы: мониторинговый (анкетирование, диагностические беседы, мини-тестирования - с целью выявления уровня сформированности дорожной компетентности родителей, а так же изучения организации профилактики ДДТТ в условиях семьи ); консультационно- профилактический (организация различных форм взаимодействия с целью повышения дорожно-транспортной компетентности родителей по вопросам ПДД и профилактике ДДТТ: родительские собрания, устный журнал, консультации, оформление тематических выставок, тренинги, конкурсы, педагогическая гостиная, выпуск буклетов и листовок). Для достижения цели следующего направления (привлечение внимания общественности к проблеме безопасности на дороге) - взаимодействия с социумом - акции «Инновации» - был организован «Центр дорожной безопасности» и запланированы мероприятия: акции по профилактике ДДТТ, рекламные буклеты, флешмоб, листовки, выступления агитбригад, спортивный праздник, тренинговая адаптивная игра, рассмотрение проблемы в средствах массовой информации (районная газета).
Данное направление предусматривает совместный план действий с ГИБДД, городской детской библиотекой, общеобразовательной школой. Следующим направлением в реализации проекта было создание предметно-пространственной среды «Интерактивная среда поможет нам всегда» в ДОУ и группах. Содержание работы по реализации проекта соответствует проекту примерной ООП ДО «Детство» и парциальной программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой, А.А. Авдеевой. Основные направления содержания образовательной деятельности с участниками проекта: устройство улицы (проезжая часть, тротуар, пешеходный переход «зебра», островок безопасности т. п.); виды транспортных средств (виды транспорта: наземный, водный, воздушный, специальные виды транспорта: «полиция», «скорая», «пожарная»); работа водителя и движение машин (ответственность водителя, виды движения); работа светофора (сигналы светофора); дорожные знаки (запрещающие знаки, знаки особых предписаний, знаки приоритета, знаки сервиса, информационные знаки, предписывающие знаки, предупреждающие знаки); другие средства регулирования дорожного движения (сигналы регулировщика); правила поведения на дороге (правила поведения во дворе и на площадке, правила безопасного движения, правила перехода проезжей части), правила поведения в общественном транспорте, автомобиле, на дороге (обязанности пассажиров). Таким образом, работа по формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге охватывает все виды деятельности. Полученные знания ребенок пропускает через продуктивную деятельность, а затем реализует в играх и повседневной жизни за пределами нашего учреждения. Для выявления результативности внедрения в деятельность детского сада проекта по обучению детей безопасному участию в дорожном движении и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма был проведен мониторинг. Изучение основных показателей по направлениям деятельности выявили положительную динамику своего развития.