Напоминание

"Культура питания детей и подростков"

Автор: Березовская Надежда Николаевна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 107" г.о. Самара
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Культура питания детей и подростков"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №107 городского округа Самара
Культура питания детей и подростков
Выполнили учащиеся 8 А класса МБОУ СОШ № 107 г.о. Самара: Матюнина Юлия Ревальд Дарья Ларина Оксана Руководитель: Березовская Надежда Николаевна Учитель химии и биологии МБОУ СОШ № 107 г.о. Самара Самара 2014 год

Содержание
Введение
3
I. Исследование состояние здоровья учащихся нашей школы
5
II. Исследование чипсов
7
Заключение
15
Список используемых источников
17

Введение.
Работа «Культура питания детей и подростков» посвящена актуальному 2
вопросу современности. В этой работе ставится ряд важных вопросов, касающихся здоровья детей и подростков, культура их питания. Проанализировав литературные источники и результаты исследований ученых, была выявлена проблема нарушения здоровья детей и подростков. Данная проблема представляет актуальность, так как в последнее время дети предпочитают сбалансированному горячему питанию «перекусывание» в виде бутербродов, сухих завтраков и.т.д.
Цель настоящего исследования -
доказать отрицательное влияние предпочитаемых продуктов питания на организм детей и подростков. Для доказательства цели были поставлены задачи:  Изучить литературу по данной проблеме.  Исследовать состояние здоровья детей и подростков нашей школы.  Провести социологический опрос среди учащихся 5-8 классов на предмет изучения качества и состава питания.  Изучить историю появления чипсов, как самых распространенных продуктов среди детей и подростков. Их вред или польза.  Исследовать физические и химические свойства чипсов.  Разработать информационный стенд о культуре питания детей и подростков. В настоящее время в науке нет единого мнения по поводу данной проблемы, но выявленные закономерности сводятся к здоровому образу жизни. Что же такое здоровье и от чего оно зависит? Определение понятия здоровья было впервые сформулировано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1940 году. «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни». Болезнь – это нарушение нормальной жизнедеятельности организма, обусловленное функциональными или морфологическими (структурными) изменениями. Отклонения в состоянии здоровья человека, как правило, формируются в детстве и юности и часто являются результатом не здорового образа жизни. Для сохранения здоровья актуальной является задача обучения основам здорового 3
образа жизни, то есть формирования четких установок, ориентации и навыков сохранения и укрепления здоровья. Особенностью патологии детского возраста является рост распространенности хронических соматических и нервно-психических болезней. Для сохранения и укрепления здоровья детей и подростков необходимо совершенствование системы профилактических мер. На здоровый образ жизни влияют четыре аспекта: 1. духовное и душевное здоровье (т.е. жизнь в мире с самим собой) 2. самодисциплина и соблюдение правил гигиены; 3. рациональное питание; 4. регулярная физическая активность. Экологический аспект здоровья связан с действием внешних факторов, одним из которых является употребление пищи и ее состав. В работе мы использовали следующие методы: • исследование  анкетирование,  эксперимент,  наблюдение, • сравнение.
I. Исследование состояние здоровья учащихся нашей школы.
1. Академик Николай Михайлович Амосов сказал: 4
«Добыть и сохранить здоровье может только сам человек». Подтверждением этих слов может быть представленная диаграмма Из диаграммы видно, что на здоровье в большей степени влияет образ жиз- ни и окружающая среда. Исследуя состояние здоровья детей и подростков, мы выявили 4 группы здоровья: -
Первая группа —
это практически здоровые дети, у которых отсутствуют хронические заболевания. -
Вторую группу
составляют дети и подростки, не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие функциональные и морфологические отклонения. -
Третья группа
объединяет тех, кто имеет хронические заболевания или врожденную патологию. -
К четвертой группе
относятся учащиеся с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития. 2. Анализируя группы здоровья учащихся нашей школы, мы увидели, что уже в 1 класс приходят дети с имеющимися заболеваниями. (Приложение № 1). Анализ состояния здоровья детей и подростков навел на мысль выявить их причины. Учитывая, что главными факторами, влияющими на здоровье, является образ жизни и окружающая среда, а главное правильное питание и его режим, мы решили провести социологический опрос среди учащихся 5-8 классов для изучения качества и разнообразия питания (приложение № 2). 5
3. Подвели итоги опроса и составили итоговую таблицу по учащимся 5-8 классов (Приложения № 3, 4). Общее число анкетированных 99 человек, из них: 72 % считают себя здоровыми, так как соблюдают правильный режим питания и взрослые контролируют данный процесс. Однако, следует подчеркнуть: - 89 % учащихся знают о вреде чипсов, - 74 % детей все - таки отдают предпочтение чипсам торговой марки Lay*s. Исходя из этого группа исследователей сделала вывод о том, что необходимо предоставить больше информации, которая может повлиять на культуру питания, так как она является главным фактором правильного развития и совершенствование растущего организма.
II. Исследование чипсов.
1. История появления чипсов. Их вред или польза. Чипсы (англ. Chip – стружка) — обжаренные в масле тонкие пластинки картофеля. Чипсы придумал американский шеф-повар Джордж Крам в 1853 году, стараясь угодить богатому клиенту, которому не понравился слишком толстый жареный картофель фри. Крам не привык, что в ресторане клиенты жалуются на его блюда, нарезал картофель так тонко, как только мог, обжарил, посыпал солью и отослал в зал. Он был почти уверен, что клиент увидит его 'вредность' и снова станет жаловаться, но, к удивлению, тот, остался очень доволен. В 1895 году началось промышленное производство чипсов, а в 1932 году учреждена всемирно известная марка Lay * s – национальный бренд чипсов. В СССР чипсы появились в 1963 году и назывались «хрустящий картофель Московский». 2. Чипсы в XXI веке стали столовым блюдом для многих людей. Даже когда чипсы делали из картофеля, они были достаточно вредные. Сейчас предпринимателей не интересует, какое воздействие их продукт оказывает на людей (они будут продавать его, даже если он может привести к хроническим заболевания или летальному исходу). В чипсах содержится акриламид, который является токсическим веществом. 6
Акриламид известен как вещество, вызывающее рак у животных. Кроме того, акриламид в определённых дозах токсичен для нервной системы, как животных, так и человека. В апреле 2002 года Шведская Национальная Пищевая Организация (Swedish National Food Authority) заявила о присутствии повышенного уровня акриламида в определённых продуктах, приготовленных при высокой температуре. Прежде проблема акриламида сводилась только к использованию рабочими этого вещества на производстве и курению сигарет. Акриламид образуется естественным путём в продуктах, которые подвергаются термической обработке, и его содержание возрастает от увеличения времени нагревания. В настоящее время самые высокие концентрации акриламида были найдены в продуктах, богатых крахмалом. Это продукты из картофеля и злаков. Употребление одной пачки чипсов в сутки равносильно 5 литрам выпитого растительного масла. Картофельные чипсы можно отнести к продуктам питания, имеющим слабо выраженный наркотический эффект. Как и другая жирная пища, чипсы воздействуют на тройничный нерв, который находится над и под ротовой полостью. Тройничный нерв отсылает информацию в головной мозг и чем слаще привкус во рту, тем сильнее мозг начинает жаждать эту пищу, что порождает зависимость. 3. Исследование физических и химических свойств чипсов. Для исследования мы взяли три объекта: 1. Estrella 2. Русская картошка 3. Lay's Практикум — исследование провели по следующему плану: 3.1. Работа с этикетками; изучение состава чипсов. 3.2. Изучение физических свойств чипсов: 7
• ломкость; • растворение в воде; • определения количества жира; • определение вкусовых качеств. 3.3. Изучение химических свойств:  горение чипсов • проверка на наличие крахмала;  растворение чипсов в кислоте и щелочи. В ходе проведенной работы были получены следующие результаты:
3.1. Работа с этикетками.
№ п/п Торговая марка Ккал. Жирность г. Состав Углеводы г. Жиры г. Белки г. 1. Estrella 525 33,5 50,5 33,5 5,9 2. Русская картошка 500 30 55 30 4 3. Lay's 510 31 52 31 6
Состав чипсов
Estrella Русская картошка Lay's Картофель , масло растительное (пальмовый олеин) , добавка «лосось и сливки» : соль йодированная , сухая молочная сыворотка , декстроза , сахар , усилители вкуса и аромата (глутамат натрия , гуанилат натрия) , молотый сушеный лук , сырный порошок , кокосовое масло , мальтодекстрин , чесночный порошок , гидролизированый растительный белок , сливки сухие , натуральные красители Картофель , специально приготовленный (полуфабрикат) , масло растительное (соевое) рафинированное дезодорированное , пищевкусовая добавка «сыр» (рисовая мука , соль , пахта , сырная приправа , усилитель вкуса — глутамат натрия , кукурузный крахмал , сырный порошок , декстроза , ароматизатор «сыр» , регулятор кислотности — молочная кислота , лактат кальция , антислеживатель — диоксид кремния , экстракт дрожжей , Картофел ь , растительное масло , соль. 8
(экстракт паприки , экстракт аннато , каротины) , стабилизатор (фосфат калия) , регулятор кислотности (лимонная кислота) , антиокислитель (альфа-Токоферол) , вкусоароматические вещества , рыбий жир. краситель — экстракт паприки , крупа пшеничная). Может содержать следы морепродуктов , моллюсков и рыбы.
3.2. Изучение физических свойств чипсов:

Физические

свойства.

1

2

3
Ломкость при растирании Крупные частицы. Мелкие частицы. Средние частицы. Растворимость в воде на 50 мл. Частицы осели на дно. Большое количество жира всплыло. Частицы осели на дно. Небольшое количество жира всплыло. Частицы осели на дно. Небольшое количество жира всплыло Определение жира при надавливании на салфетку. Самое большое пятно, насыщенный круг. Маленькое пятно, слабо насыщенный круг. Среднее пятно, средняя насыщенность. Вкусовые качества. Приятный. Мягкий. Солёный. Вкус лосося. Мягкие. Сырные. Вкус картошки. Не солёные. Жёсткие. Солёные. Жирные. Привкус жира. Растирание чипсов. 9
Растворение в воде. Надавливание на салфетку.
Определение содержания жира.

Сначала мы взяли салфетку и чипсы разных марок, надавили на них в

салфетке. После этого образовалось жирное пятно. Мы высчитали площади

этих пятен по формулам:

;

; R= ; S=

. Поскольку пятна были

не ровные, то взяли среднее арифметическое горизонтального и

вертикального пятна.

Содержание жира
Estrella Русская картошка Lay's Горизонтально: D=7 см2 , R=7:2=3,5 S=3*3,5 2 =3*12,25=36,75 37 Вертикально: D=8 см2 , R=8:2=4 S=3*4 2 =48 48+37 =85 мм 2 85:2= 43 мм 2 Горизонтально: D=6,5 см2 , R=6,5:2=3,25 S=3*3,25 2 =3*10,56=31,68 32 Вертикально: D=8 см2 , R=8:2=4 S=3*4 2 =48 32+48=80 мм 2 80:2=40 мм 2 Горизонтально: D=6 см2 , R=6:2=3 S=3*3 2 =3*9=27 Вертикально: D=8 см2, R=8:2=4 S=3*4 2 =48 27+48=75 мм 2 75:2=37,5 38 мм 2
3.3. Изучение химических свойств:

Химические

свойства.

1

2

3
Горение. Хорошо горели, образовалось небольшое количество угля. Очень хорошо горели, образовалось больше угля. Обильно горели. Образовалось много угля. 10
Реакция на крахмал. Слабая темно синяя окраска. Интенсивная синяя окраска. Окраска средней интенсивности. Растворение в разбавленной серной кислоте. Крупинки оранжевого цвета. Желеобразное растворение жёлтого цвета. Крупинки коричневого цвета. Растворение в щелочи. Мягкая масса бежевого цвета в виде крупинок. Желеобразная масса белого цвета. Зеленовато-бурый цвет. Горение чипсов. Продукт горения. Растертый порошок сажи. Реакция на спиртовой раствор йода. Действие кислоты Полученные результаты исследования объясняются свойствами изучаемых объектов. 11
Хорошее горение объясняется большим содержанием растительного масла, которым пропитаны они в процессе приготовления, а растительное масло является горючим веществом. Основная доля содержания чипсов — картофель с большим содержанием крахмала. В состав современных чипсов (самыми популярными из которых являются «лейс», входит, чаще всего, крахмал или смесь на его основе, но также основным компонентом может быть кукурузная или пшеничная мука. Крахмал, как правило, генетически модифицированный (сделанный из сои). Попадая в организм человека, он распадается на глюкозу, а также вредные вещества (гидрогенизированный жир, который накапливается в чипсах, акролеин, который образуется в процессе распада жиров, глутамат натрия и другие). Акриламид содержащийся в составе всех чипсов может стать еще более опасным канцерогеном, при обжаривании на неправильно выбранном масле. Частое употребление чипсов (более 2-3 раз в неделю) приводит к избыточному накоплению в печени этих вредных веществ, что является причиной ожирения. Чипсы также вредны из-за гидрогенизированного жира, который способствует образованию «плохого» холестерина. В свою очередь, он является основной причиной развития тромбофлебитов, атеросклероза, и других серьезных заболеваний. 4. В ходе недавних исследований российских ученых (2012 года) в составе чипсов было найдено вещество под названием глицидамид. Он не только способен вызывать раковые опухоли, но также и разрушать ДНК. Все мы сотни или даже тысячи раз слышали о том, что чипсы очень вредны. Но все равно любители этого продукта питания покупают его, зачастую зная, что он может вызвать изжогу, гастрит, а также проблемы с работой кишечника и аллергию (причем вероятность этого весьма высока). Самыми вредными чипсами считаются тонкие и хрустящие. Их обжарка должна занимать менее 20 секунд, но большинство производителей это не соблюдают. Большое количество, соли, которое содержится в них, привлекает многих любителей «солененького». Но не стоит забывать, что избыток соли в 12
крови приводит к торможению нормального роста костей, мышц и сухожилий, развитию сердечных заболеваний, нарушение обмена веществ. Тонкие и хрустящие чипсы считаются самыми главными вредителями организму из всего их разнообразия. Есть такой вид чипсов, как воздушные, которые никак нельзя причислить к самым вредным представителям этого продукта. В них содержится намного меньше токсичных веществ, чем в других видах. Наш человеческий организм имеет систему энзимов, которые способствуют перевариванию и нейтрализации токсинов. Энзимам «помогают» антиоксиданты- витамины и природные неорганические вещества. Эта система развивалась с формированием нашего рациона. В последние годы в его состав вошли продукты в виде красителей, ароматизаторов, консервантов и им подобных. Нарушение функционирования нейтрализующей системы энзимов грозит большими проблемами. В 50 — годах прошлого века выяснили, что глютамат мононатрия MSG помогает производить запахи и вкусы. MSG – это токсин, возбуждающий нервную систему, химикат, который является причиной перевозбуждение клеток головного мозга. MSG приводит к ухудшению зрения, рассеянному склерозу. За надписями на упаковках «вкус, идентичный натуральному» и «специи» скрываются вредные пищевые добавки — гидролизованный белок, глютамат мононатрия и аспартам. «Гидрогенизированное растительное масло» - транс-жиры. Транс-жиры содержаться во всех видах маргаринов и «легких масел», почти во всех майонезах, чипсах, крекерах и в полуфабрикатах. Картофель фри также жарится на транс-жирах, произведенных на основе сои. Исследования ученых на животных показали, что, если 3 поколения подряд не получают полноценного питания, способность к воспроизводству падает. Каждый должен решить этот вопрос для себя сам - выбрать фабричное «питание» или домашнюю еду. Британский молекулярный биолог доктор Майкл Антониу указал, что манипуляции с генами приводят к «неожиданному появлению токсинов в трансгенных бактериях и животных, причем это явление остается не замеченным 13
до тех пор, пока не нанесет серьезной ущерб чьему-либо здоровью».
Заключение.
Проведенная работа по изучению литературы о вредном воздействии веществ, находящихся в продуктах питания, исследование здоровья детей и подростков нашей школы, проведенный опрос, позволяет сделать следующие выводы: 1. Большинство детей и подростков предпочитают здоровую пищу и придерживаются режима питания, что им вести активный образ жизни. 2. Проведенное анкетирование позволило выявить отсутствие глубоких знаний о составе продуктов питания и влияние их на растущий организм у значительной части подростков. Результатом работы является доказательство отрицательного влияния 14
чипсов на организм детей и подростков, поэтому предлагаем сбалансированное меню, которое поможет развитию детского организма. Завтрак школьника обязательно должен быть легким, легко усваиваемым, главное содержать полезные вещества. Школьники, получающие полноценный завтрак, ответственно относятся к своей учебе, они сообразительнее, физически сильнее, менее восприимчивы к различным простудам и вирусам. Полноценный завтрак активирует мозг, положительно воздействует на характер и приумножает энергию организма. Рекомендации диетологов: 1. Первое блюдо: любая каша – овсянка, манка или гречка. В кашу добавить курагу, мед, орехи, изюм. 2. Второе блюдо: кусочек мяса или тефтелька, сосиска, яйцо отварное. 3. Третье блюдо: кисель, горячий шоколад, какао, чай со свежей домашней выпечкой. Существует множество рецептов полезных завтраков, но родители прекрасно знают, что их ребенок любит кушать, поэтому нужно составлять меню, учитывая все пожелания и вкусовые предпочтения малыша. Для школьника полноценный завтрак должен состоять как минимум из 3 блюд: десерт и напитки по 150 грамм, мясное блюдо – максимум 100 грамм и столько же каши. Принимая во внимание то, что школьник только проснулся, столько еды вполне предостаточно, чтобы запустить организм, и он начал работать. Повседневные завтраки незаметно входят в привычку и становятся единой частью жизни и культуры питания ребенка. В школе быстро растрачивается энергия организма и для ее подкрепления нужно питание. Утренний завтрак дает возможность включиться в сложный учебный процесс, а продолжение школьного дня необходимо пополнять свежеиспеченной пищей. Для дополнительного питания предусмотрены перемены, на которых диетологи рекомендуют родителям давать завтрак ребенку с собой, он должен быть витаминным и легким. Второй завтрак может состоять из канапе с разнообразными намазками, домашней выпечки, цукатов, сухофруктов, 15
шоколада, орехов. Вдобавок к завтраку, ребенку нужно обязательно давать воду. Более того, домашние коктейли, йогурты, ассорти, яичные, овощные, коктейли- пюре являются наиболее общераспространенными для полноценного питательного завтрака. Нужно всегда помнить, здоровый завтрак – гарантия правильного развития и формирования ребенка. Кроме того предлагаем перечень продуктов, опасных для здоровья: 1. Сухие завтраки; 2. обезжиренное молоко – предпочтите ему или жирное молоко или, кисломолочные продукты, соки из пакета – отожмите их сами либо просто съешьте фрукты; 3. бульонные кубики – лучше сварить суп и заправить сметаной; 4. готовые соусы; 5. сухие супы и второе, которое нужно «только залить водой»; 6. фабричные колбасы, сосиски, гамбургеры и т.д. – лучше приготовить котлеты или жаркое, рафинированное масло, маргарин; 10. консервы, на которых написано «специи» и не написано - какие. Для просвещения родителей и детей необходимо разработать стенд о культуре питания детей и подростков, который должен постоянно обновляться новыми исследованиями в области развития детей и подростков.
Список используемых источников.
1. Бажуков С.М. Здоровье детей – общая забота. – М.: Физкультура и спорт 1987 г. 2. Величковский Б.Г., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. «Здоровье человека и окружающая среда», Новая школа 1997г.Татарникова Л.Г., Поздеева М.В. «Валео- логия подростка», Санкт-Петербург 1996г. 3. Иванова Л.Ю., Цветкова И.В. «Воспитание экологической культуры у де- тей и подростков», Педагогическое общество России 2000г. 4. Криксунов Е.А.,Пасечник В.В., Сидорин А.П. «Экология», Дрофа 1995г. 5. 16