"Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся на уроках технологии как средство формирования универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС ООО"

Автор: Седых Елена Александровна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №1"
Населённый пункт: город Воронеж, Воронежская область
Наименование материала: Педагогический опыт
Тема: "Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся на уроках технологии как средство формирования универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС ООО"
Дата публикации: 21.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся на уроках технологии как средство формирования универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС ООО» Не старайтесь удовлетворить своё тщеславие, обучая детей слишком многому. Возбудите только любопытство. Откройте своим слушателям глаза, но не перегружайте их мозг. Достаточно заронить в него искру, огонь сам разгорится там, где для него есть пища. А.Франс Проектная и исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная и исследовательская деятельность. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте. Проектная деятельность позволяет индивидуализировать обучение, создать ситуацию успеха, согласовать образовательный процесс с интересами школьника, его темпераментом. Применяемая мной в учебном процессе проектная деятельность, интегрирует содержание всех разделов образовательной области «Технология», показывает их взаимосвязь и даёт возможность учащимся понять роль каждого раздела. Главная задача состоит в том, чтобы создать для учащихся предпосылки для успешного творчества, организовать проектную деятельность и поэтапную проработку выбранной темы исходя из интересов учащихся. Выбранная тема проекта должна быть для ученика значимой и нужной. Темы проектов могут быть предложены учителем, или же выбрана учащимися самостоятельно, исходя из интересов и способностей. Дети с низкой мотивацией к учебе неохотно принимают участие в проектной деятельности, Таким детям я предлагаю выполнение проекта с меньшим объемом работ. В этом случае основное внимание уделяется изготовлению изделия, а поисково–исследовательский и конструкторский этапы свожу до минимума. Это снижает риски отказа от работы над проектом. На уроках технологии каждый раздел предполагают защиту творческого проекта как один из видов итоговой деятельности. поэтому каждый учащийся практически на каждом уроке проводит исследование и готовит проект (мини проект). Учащиеся, чьи работы были признаны лучшими, защищают свои
проекты, участвуя сначала в научных чтениях в Лицее (НОУ «Поиск»), а затем победители - в Научно-практической конференции учащихся в ВГУ. Я рассматриваю цель проектно - исследовательской деятельности учащихся в рамках новых ФГОС ООО как формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся. Как результат моей работы по организации проектно-исследовательской деятельности я могу отметить: • повышение учебной мотивации учащихся; • развитие творческих способностей; • развитие сотрудничества между учителем и учащимися и друг с другом; • формирование универсальных учебных действий Основные этапы организации проектной деятельности учащихся Подготовка к выполнению проекта • Обсуждение темы, целеполагание • Ознакомление учащихся с сутью проектной деятельности Планирование работы • Выдвижение идей, предположений определение сроков работы • Составление плана действий. Исследование • Поиск, отбор и анализ нужной информации • Корректировка хода выполнения работы. Анализ результатов • Обобщение полученной информации, формулирование выводов и оформление материала для групповой презентации. Презентация (итоговый отчет ). • Учащиеся представляют «портфолио» Оценка результатов проектной деятельности и подведение итогов • Самооценка и взаимооценка • Оценка учителя Основные этапы организации проектной деятельности учащихся традиционные, но наиболее трудным для моих учеников является этап отбора и анализа нужной информации, поэтому сначала мы составляем план сбора информации, а анализ информации проводим на каждом этапе сбора. За время обучения в школе дети должны не только получить знания, но максимально развить свои способности. Формирование способностей невозможно вне активной, заинтересованной деятельности учащихся, поэтому проектную деятельность ввожу с 5 класса, учитывая индивидуальные способности учащихся. Как результат: учащиеся могут самостоятельно выявлять проблему, ставить цели, задачи, планировать дальнейшую работу, что говорит о сформированности технологической компетентности, работа с различными информационными источниками
развивает коммуникативную компетентность. А публичные выступления развивают умение высказывать свою точку зрения, отстаивать ее, находить убедительные аргументы. На каждом уроке технологии можно постоянно что-то исследовать или создавать какой-нибудь проект. Например, когда проходим тему «Здоровое питание» делю класс на группы. Работая с источником информации (учебником и дополнительной литературой) учащиеся создают свой минипроект на тему «Пищевые вещества». Каждая группа получает свои питательные вещества. Учащиеся в группах находят и обрабатывают информацию, связанную с этими веществами (суточная потребность в данном веществе, какие заболевания вызывает при недостатке, в каких продуктах содержится, и т.п). В конце урока идёт защита проекта. Оценивают сами учащиеся. На уроках по моделированию выполняют минипроекты «Изготовление модели одежды». Выбирают тему своей модели (например «Лондонская осень» или «Джинсовая фантазия»), придумывают образ и прорисовывают эскиз. Подбирают ткани в соответствии с образом по цвету фактуру и назначению. Моделируют, конструируют и делают свою модель на плоском макете. По окончанию работы –защита проекта. Нужно доказать соответствие модели выбранной тематике и соответствие подбора ткани в рамках заявленной модели. Работа с различными материалами в разных техниках приводит учащихся к творческим находкам. Подобные задания развивают творческую активность, стимулируют исследовательскую работу, умение работать со справочной литературой, желание проявить себя в разных ролях и ситуациях. Большой интерес вызывают игровые проекты, поэтому моим ученицам нравится составлять кроссворды, придумывать свои рецепты блюд, технологию изготовления изделия и т.д. Лучшие работы оформляются в кабинете на стенде. Конечно, не у всех учащихся получаются идеальные работы, но похвалить за смекалку, выдумку, творчество нужно каждого. Пусть каждый ребенок почувствует себя автором, творцом, созидателем. Только при таком подходе ребенок вновь захочет выполнить другую работу, похожую или непохожую на эту. «Технология» как уникальная интегрированная предметная область создаёт естественные условия для мобилизации опыта и применения в жизненных ситуациях знаний, умений, навыков, полученных при изучении других общеобразовательных предметов. В отличие от других предметов «Технология» предусматривает включение школьников в целостную проектную деятельность, тем самым решая задачу формирования ключевых компетентностей и социализации учащихся.
Занимаясь проектно-исследовательской деятельностью, учащиеся настолько увлекаются, что выходят за рамки предмета технологии. Поэтому межпредметные связи играют важную роль в образовательной области «Технология» особенно, при выполнении творческих проектов. Специфика моего предмета такова, что ученицы должны обладать хотя бы минимумом знаний по таким дисциплинам как изобразительной искусство, черчение, математика, химия, физика, биология и др., так как касаемся этих предметов при изучении разделов программы. Например, при изучении материаловедения необходимо знать цветовую гамму для правильного подбора цветов тканей. При работе с эскизами необходимы первоначальные навыки изобразительного искусства. Также в этом разделе нужны знания химии при изучении состава ткани и волокон. При чтении схем образцов изделия, необходимы знания по черчению. Математические навыки нужны при расчёте количества необходимых продуктов при приготовлении блюд в разделе «Кулинария». В этом же разделе важны знания физики о тепловых процессах, происходящих при приготовлении кулинарных изделий. При вязании крючком ученицы должны уметь рассчитывать количество петель. При формировании УУД большое внимание я уделяю интегрированным урокам.Например (биология – материаловедение, кулинария; история – кулинария, изготовление швейных изделий, рукоделие; математика - конструирование швейных изделий, вязание крючком; геометрия – лоскутная техника, конструирование, моделирование; рисование – эскизы одежды, планируемых предметов одежды; литература – пословицы и поговорки). При изучении темы «Виды овощей и содержание в них полезных веществ», изучаем морковь. В моркови содержится много каротина, который в организме человека превращается в витамин А – витамин роста. Также этот витамин необходим для нормального зрения и хорошего состояния кожи. На данном уроке устанавливается межпредметная связь с биологией. Интегрированный урок по теме:«Математические расчеты при составлении рациона питания. Нормы питания». В рамках этого урока в минигруппах выполняется практическая работа, каждая группа выполняет следующие задания: Задание № 1. Расчет веса тела. Задание № 2. Рассчитать затраты тепловой энергии в килокалориях Задание № 3. Определение оптимального времени приема пищи Задание № 4. Составить суточное меню

Задание № 1. Измерить свой рост и вес. Задание № 2. Рассчитать затраты тепловой энергии (за
Рассчитать нормальный вес тела, соответствующий вашему росту и возрасту по формуле: Вес тела (в кг) = Р * К – А, где Р – рост в см.; К - коэффициент; А - постоянное число для данного возраста (из таблицы № 1) Сравнить фактический вес тела и расчетный, сделать вывод. сутки) в килокалориях по формуле: ЗТЭ = В*К*Т, где В - вес тела фактический в кг; К –количество килокалорий з на 1 кг. веса тела за 1 час; Т – время деятельности в часах, пользуясь данными таблицы №2 «Затраты тепловой энергии на различные виды деятельности». Сделать вывод. Задание № 3. Определите оптимальное для вас время приема пищи, учитывая, что физиологи советуют, чтобы интервал между едой не превышал 4-4,5 ч, а минимальный перерыв был не менее 3 ч., а также , учтите, что интервал между ужином и отходом ко сну не должен быть меньше 2 ч. Данные запишите в таблицу № 3 и сравните их с рекомендуемыми. Задание № 4. Составить суточное меню, исходя из собственной потребности в килокалориях используя таблицу №5 «Энергетическая ценность некоторых продуктов и блюд» Для реализации коллективных проектов я использую разные методы: «Волновой метод» организация проекта начинается на уроке, затем в реализацию проекта включается как можно больше участников, заинтересованных в решении проблемы. Например проектная работа по мыло варению «До здравствует мыло душистое». Метод «Цепочка» - группа учащихся из разных параллелей реализует определенный этап проекта. Например проект «Создание образа женского костюма Воронежской губернии на основе этнографического образа» -Учащиеся восьмых классов выполняли работы по конструированию и моделированию; -учащиеся седьмой параллели выполняли часть проекта которая связанна с этнографическими исследованиями; -шестые классы занимались изготовлением украшений из бисера; -учащиеся пятых классов выполняли декоративную отделку. На мой взгляд, именно проектно-исследовательская деятельность, как ни какая другая, позволяет превратить ребёнка в активного субъекта совместной деятельности сформированными ключевыми компетенциями. Еще одним важным результатом проектной деятельности является активизация процессов социализации школьника. Поиски информации, обращение к старшим, неформальные консультации с учителем благотворно влияют на личностное становление ребенка, его самореализацию и осмысление собственного места в социальном окружении.