Писатели – детям. Рассказы о войне. Сергей Алексеев "Выходное платье".

Автор: Кривцова Лариса Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 15 г. Феодосии Республики Крым"
Населённый пункт: город Феодосия, Республика Крым, Россия
Наименование материала: Сценарий внеклассного чтения
Тема: Писатели – детям. Рассказы о войне. Сергей Алексеев "Выходное платье".
Дата публикации: 21.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №15 г. Феодосии Республики Крым»
Сценарий урока внеклассного чтения во 2-А классе

Тема.
Писатели – детям. Рассказы о войне. Сергей Алексеев «Выходное платье».
Цель деятельности учителя.
Создать условия для ознакомления с биографией и творчеством С. П. Алексеева, его произведением «Выходное платье»; способствовать развитию навыков чтения, умения воспринимать информацию на слух, умения определять главную мысль произведения.
Тип урока.
Решение частных задач.
Планируемые образовательные результаты.

Предметные:
научатся воспринимать на слух художественный текст; определять смысл произведения; получат возможность научиться: характеризовать героев произведения на основе их поступков, составлять план произведения, пересказывать текст на основе плана.
Метапредметные:
познавательные: пользуются дополнительной и справочной литературой для нахождения необходимой информации; используют простейшие виды анализа текста, овладевают навыками смыслового чтения текста в соответствии с задачами и целями; регулятивные: формируют и удерживают учебную задачу; коммуникативные: высказывают собственное мнение и позицию; строят монологическое высказывание, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления.
Личностные:
имеют представление о событиях ВОВ 1941-1945 г.; проявляют любовь к Родине, стремление защищать и беречь ее.
Методы и формы обучения.
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая; методы: словесный, наглядный, практический.
Оборудование:
экран, проектор, компьютер, карточки для групповой работы, фишки для самооценки.

I МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП
1. Эмоциональная, психологическая подготовка к усвоению изучаемого материала. - Создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу, садитесь. - Руки? (На месте!) - Ноги? (На месте!) - Локти? (У края!) - Спина? (Прямая!) - Чтобы узнать тему урока, вспомните, какой приближается праздник? Кого мы поздравим в первую очередь 9 мая? Майский праздник – день Победы Отмечает вся страна. Надевают наши деды Боевые ордена. Их с утра зовет дорога На торжественный парад, И задумчиво с порога Вслед им бабушки глядят. 2. Организация проблемной ситуации. - Сколько лет со дня Великой победы исполняется в этом году? А что вы знаете об этой страшной войне? 1 ученик: 22 июня 1941г. на рассвете немцы напали на нашу землю. Началась Великая Отечественная война. 2 ученик: - Она была очень жестокой, продолжалась долго – 1418 дней и ночей 3 ученик: - Закончилась война победой русского народа 9 мая 1945 г. (Карточки остаются на доске под записью «Важные даты»)
- В этом году мы отмечаем 70-летие Победы. Мы рождены в послевоенное время, откуда мы узнаем о войне? - Как далеко от нас война, о ней узнаем мы теперь из книг… - Возьмите карточку. Вычеркните в ряду все буквы
И
, и вы прочитаете тему урока. И
Р
И
АСС
ИИ
КАЗ
И
Ы О В
И
ОЙН
И
Е СЕ
И
РГЕ
И
Я АЛ
И
ЕК
И
СЕЕВА
(Рассказы о войне Сергея Алексеева) 3. Постановка учебной цели. - Прочитайте тему урока. Попробуйте сформулировать цели урока, спрогнозировать его содержание. Воспользуйтесь словами для справок.
Слова для справок:
узнаем, познакомимся, научимся, будем учиться; биографию писателя, составлять план, с рассказами писателя, пересказывать по плану.
II РЕШЕНИЕ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ
1. Определение пути достижения учебной цели. План работы 1. Биография С. П. Алексеева. 2. Обзор книг писателя. 3. Чтение рассказа «Выходное платье». 2 . Решение учебной задачи.
2.1. Биография С. П. Алексеева.
Алексеев Сергей Петрович родился в 1922 году на Украине в маленьком селе Плискове в Винницкой области. Отец его был врачом, а мама медицинской сестрой. Родители Серёжи мечтали видеть сына образованным человеком и обязательно врачом. В старших класса Серёжа записался в аэроклуб. Тогда все мальчики мечтали стать лётчиками. В школе он особенно увлёкся историей, которая казалась такой заманчивой, таинственной и великой, как небо. Он выбрал небо и поступил в авиационное училище в г. Поставы в Западной Белоруссии. Война застала его близ границы в полевом лагере. С группой товарищей он был откомандирован в Оренбургское лётное училище.
Без отрыва от учёбы поступил на вечернее отделение исторического факультета Оренбургского пединститута, полный курс которого прошёл за год и пять месяцев, получив диплом в 1944 году. По окончании лётного училища был оставлен в нём инструктором и до конца войны учил молодых лётчиков. С авиацией расстался в конце 1945 года. Однажды у его самолёта отказал мотор и Алексеев получил тяжёлые травмы. Врачи запретили ему летать. В литературную жизнь Алексеев вошёл сначала как редактор и критик, а потом уже и как писатель. Умер Сергей Петрович Алексеев в 2008 году.
2.2. Викторина по рассказам С. Алексеева.
Писатель создал целую историческую библиотеку для младших школьников и продолжал её пополнять всю жизнь. Одна за другой выходят книги Сергея Петровича Алексеева: «Рассказы о Суворове и русских солдатах» — о славных победах великого полководца Александра Васильевича Суворова и героизме русских солдат — «чудо-богатырей»; «Птица-слава» — рассказы об Отечественной войне 1812 года; Сергей Петрович Алексеев написал «Историю крепостного мальчика». О крепостном праве маленькие читатели узнают из удивительной, необычайной истории жизни Мити Мышкина — мальчика, которого продали. «Братишка», «Красные и белые» — рассказы о Гражданской войне; Произведения Сергея Алексеева выдержали огромное количе ство изданий и переизданий и были переведены на многие языки мира. Среди книг Сергея Алексеева особо место занимают рассказы о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. - Какие рассказы Сергея Алексеева вы прочитали? Краткие отзывы ребят о прочитанных произведениях.
Вопросы викторины:  Как называется рассказ, в котором фашистов расстреляли из их же фашистских танков? «Дерзость»  Какое боевое оружие называли «Раисой», «Марией Ивановной»? «Катюша» Катюша – реактивная минометная установка, обладает огромной разрушительной силой.  О чем мечтали фашисты в рассказе «Московское небо»?  Какой гостинец приготовили для фрицев в рассказе «Тульские пряники»? Подведение итогов викторины.
2.3. Чтение рассказа «Выходное платье».
 Чтение рассказа учителем. - Понравился вам рассказ? Понравилась ли вам героиня рассказа?  Словарная работа. Группа «Учителя» работают с толковым словарем:
шелк
– мягкая ткань из нитей, добываемых из кокона тутового шелкопряда;
гранаты
– 1. Гранаты – это минералы, состоящие из силикатов алюминия, магния, марганца и железа. 2. Гранат – это ягода. Гранатовые кустарники цветут красными, белыми или розовыми цветами, а потом из завязей образуются ягоды – всем знакомые плоды. Остальные играют в «Заморочки из бочки» (предугадать правильный ответ):
миномёты
- орудие для стрельбы минами;
мины
– крупные, разрывные снаряды;
гранаты
- боеприпас взрывчатого характера;
порох
– взрывчатая смесь.  Чтение рассказа детьми и анализ произведения.
Блиц-опрос. - Назовите имя главной героини рассказа? - В каком городе происходили события, описанные в произведении? - Где стала работать Катя Извекова во время войны? - Что выпускал завод? - Куда засыпали порох для взрывателей? - Какая проблема возникла на заводе? - Из чего пошили мешочки для пороха? - Определите главную мысль произведения. Как вы думаете, зачем автор рассказал эту историю?  Работа над планом рассказа. Работа в парах. Прочитайте план произведения. Найдите и исправьте ошибки (восстановление плана по содержанию). План. 1. Дорогой подарок. 2. Тяжелое время. 3. Город под землей. 4. Трудная задача. 5. Спасибо, Катя! 3. Закрепление знаний и способов действий.
3.1. Работа в группах. «Метод взаимных вопросов».
- Разбейтесь на группы. Придумайте и запишите два вопроса по содержанию рассказа «Выходное платье». Время работы 2 минуты. Проверка работы в группах.
3.2. Работа с пословицами.
– Какая из предложенных пословиц выражает главную мысль рассказа? Обоснуйте свой выбор. Человек без Родины, что соловей без песни. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. Кто за правое дело стоит, тот всегда победит.
Без корня и трава не растет.
III ИТОГИ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.
- С творчеством, какого писателя познакомились сегодня на уроке? Какое из произведений автора запомнилось больше всего? Какие чувства вы испытываете сейчас? Довольны ли вы своей работой на уроке? Оцените её фишкой. - Дайте оценку уроку, пользуясь таблицей. Я считаю… интересный Я думаю… эмоциональный По моему мнению,… неинтересный, сдержанный - Книги Алексеева не только об истории, они ещё и о человеческой храбрости, честности, патриотизме, о том, что нет ничего ценнее человеческой жизни.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

-
Нарисовать иллюстрацию к рассказу «Выходное платье», пересказать текст.
Приложение.

Работа в группах

1. Придумайте и запишите два вопроса по содержанию рассказа

«Выходное платье». Время работы 2 минуты.

1._________________________________________________________________

2._________________________________________________________________

2. Работа с пословицами.

Какая из предложенных пословиц выражает главную мысль рассказа?

Обоснуйте свой выбор.
Человек без Родины, что соловей без песни. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. Кто за правое дело стоит, тот всегда победит. Без корня и трава не растет
.


Сергей Петрович Алексеев

ВЫХОДНОЕ ПЛАТЬЕ
Было это ещё до начала войны с фашистами. Кате Извековой подарили родители новое платье. Платье нарядное, шёлковое, выходное. Не успела Катя обновить подарок. Грянула война. Осталось платье висеть в шкафу. Думала Катя: завершится война, вот и наденет она своё выходное платье. Фашистские самолеты, не переставая, бомбили с воздуха Севастополь. Под землю, в скалы ушёл Севастополь. Военные скл
а
ды, шт
а
б
ы
, школы, детские сады, госпитали, ремонтные мастерские, даже кинотеатр, даже парикмахерские — всё это врезалось в камни, в горы. Под землёй организовали севастопольцы и два военных завода. На одном из них и стала работать Катя Извекова. Завод выпускал миномёты, мины, гранаты. Затем начал осваивать производство авиационных бомб для севастопольских лётчиков. Всё нашлось в Севастополе для такого производства: и взрывчатка, и металл для корпуса, даже нашлись взрыватели. Нет лишь одного. Порох, с помощью которого подрывались бомбы, должен был засыпаться в мешочки, сшитые из натурального шёлка. Стали разыскивать шёлк для мешочков. Обратились на различные скл
а
ды. На один: — Нет натурального шёлка. На второй: — Нет натурального шёлка. Ходили на третий, четвёртый, пятый. Нет нигде натурального шёлка. И вдруг... Является Катя. Спрашивают у Кати: — Ну что — нашла? — Нашла, — отвечает Катя. Верно, в руках у девушки свёрток. Развернули Катин свёрток. Смотрят: в свёртке — платье. То самое. Выходное. Из натурального шёлка. — Вот так Катя! — Спасибо, Катя! Разрезали на заводе Катино платье. Сшили мешочки. Засыпали порох. Вложили мешочки в бомбы. Отправили бомбы к лётчикам на аэродром. Вслед за Катей и другие работницы принесли на завод свои выходные платья. Нет теперь перебоев в работе завода. За бомбой готова бомба. Поднимаются лётчики в небо. Точно бомбы ложатся в цель.