"Знакомство с Уральской горенкой"

Автор: Катрухина Ольга Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 358 "Лесная полянка"
Населённый пункт: город Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Знакомство с Уральской горенкой"
Дата публикации: 22.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Методическая разработка

«Знакомство с Уральской горенкой»

Цель:
- познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.
Задачи:
познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т.д.); познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, сито, самовар; обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами; воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей; развивать художественно-творческие способности детей.
Ход занятия:
Хозяйка избы встречает детей у входа. - Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком. В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом. -Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом? -Как мы себя чувствуем дома? - Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?» Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил. - А из чего люди раньше могли построить себе дом? Из какого дерева? Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать: «Есть у родственницы елки Неколючие иголки, Но, в отличие от елки Опадают те иголки» (лиственница)
- Почему же из лиственницы строили дома? Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы. В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга. - Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным? Послушайте, да отгадайте мою загадку: «Летом спит, Зимой горит, Рот открывает, Что дают – глотает» (печь) Печь- это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица. -Чем же могла печь накормить своих хозяев? В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» или куток — это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской. - Как Вы думаете, где бы мог находиться у нас в избе «бабий кут»? Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила. Там же на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для самого маленького в семье. Но жили в доме не только люди. Были в нем жильцы — кто родом из леса, кто- с поля, кто – из земли. Без них в хозяйстве не обойтись. Какие же предметы еще находились в русской избе? Хватит молча гостевать — пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе. «Выпускает жаркий пар Древний чайник…» (самовар).
За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя. «Новая посудина, а вся в дырках» (сито) Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и мягким. Дети пробуют просеять муку через сито. «Что за барыня такая ? В гребень шерсть она берет, Тонкой ниточкой пушистой Деткам пряжу отдает?» (прялка) Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду. «Всех кормлю с охотою, А сама безротая» (ложка) В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку. Дети под народную музыку придумывают и выполняют танцевальные движения, играя на ложках. «Что хозяйка в печку ставит, Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок) Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку. «Не бык, а бодает, Не ест, а еду хватает, Что схватит – отдаёт, А сам в угол идёт (ухват) Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке? Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок. Но не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Угадайте, кто? «Был я копан, был я топтан, Был на пожаре, был на базаре, Сколько было сил, всю семью кормил. Сам терпел – ничего не ел. Сделался стар – пеленаться стал» (горшок) Главной кухонной посудой был горшок — прямой предшественник кастрюли, супницы, сахарницы, чайника, контейнера для хранения. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды. Горшки различались и по внешней отделке. Более нарядными были те, которые подавались с пищей на стол. Считалось, что чем старше горшок, тем больше у него обереговой силы. Одно плохо, горшок должен был быть «нероней». Но если вдруг горшок треснул, то оплетали его берестяными полосками и использовали для хранения. О таком горшке даже загадку сложили: «Был ребенок- не знал пеленок, стар стал- пеленаться стал». Горшок был мужской и женский. Хозяйка показывает детям два горшка и просит отгадать, какой из них женский, а какой мужской. Женский горшок по стуку — звонкий, по форме — вытянутый вверх, изящный. В нем хранили муку, крупу.
Мужской по стуку-глухой, по форме — толстый, пузатый, его использовали для приготовления пищи. Когда купали детей, то девочек поливали из женского горшка, чтобы вырастали стройными да красивыми, а мальчиков — из мужского, чтобы росли сильными да крепкими. У горшка есть все части тела, почти как у человека: тулово, горлышко, носик, талия, губы, ноги. Попробуйте отгадать где же все это у горшка. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ - Мы с вами как настоящие мастера сегодня будем делать горшки из глины. Раздает глину из берестяного кузова. - Какого цвета эта глина? - Какая она на ощупь? (мягкая, податливая, меняет форму) Сейчас я покажу и объясню, как вылепить горшок из глины. Сначала мастер в руке делал «донышко» — дно изделия. Оно было похоже на лепешку. Затем наращивал на него стенки посуды, похожие на кольца. Стенки тщательно разглаживались и «замасливались» смоченной в воде тряпкой, губкой. Готовый сосуд просушивали и обжигали. Изготовление горшочков из глины. Давайте и мы поставим наши горшочки в печку. А в следующий раз попробуем украсить наши горшочки. Ведь наши предки тоже украшали их, да не просто так, а со смыслом. Но об этом сказ – в другой раз. Спасибо, гости дорогие, что пришли ко мне в избу! Я гостям всегда рада! Гость на порог — хозяину радость!