" Истоки и современное развитие промысла".

Автор: Беломестнова Елена Васильевна
Должность: учитель ИЗО МХК
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 235
Населённый пункт: п.Оловянная, Забайкальский край
Наименование материала: Проектная деятельность
Тема: " Истоки и современное развитие промысла".
Дата публикации: 22.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Технологическая карта открытого интегрированного урока

Проектная деятельность в 5-м классе

Тема
: «
Истоки и современное развитие промысла».

Межпредметные связи:
География, литература, история, музыка , Изобразительное искусство , МХК,
Общая идея урока:
единство воспитания, обучения и развития.
Общая функция урока:
целостное формирование личности на основе воспитывающего и развивающего обучения.
Тип урока:
урок – путешествия по Золотому кольцу народных промыслов урок-защита творческих проектов, Проектная деятельность Выход продукта – панно
Методы обучения:
объяснение, лекция, демонстрация, наглядный метод, объяснительно-иллюстративные (информационно-рецептивные), репродуктивные, частично-поисковые (эвристические), исследовательские. (Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение учащимися знаний: преподаватель вместе с учащимися формулирует проблему, учащиеся самостоятельно ее разрешают, преподаватель оказывает помощь лишь при возникновении затруднений в решении проблемы).
Зрительный ряд
: Таблицы по декоративно-прикладному искусству, предметы декоративно-прикладного искусства, книги, пособия, плакаты, работы учеников.
Литературный ряд:
Стихотворение Б. Дубровина. Из истории народных промыслов (матрёшки, Гжель, Жостово, дымковская игрушка); рассказ, беседа, стихотворения, частушки, авторские стишки
Музыкальный ряд:

Русские народные песни в качестве фона , песня «Красно солнышко, музыка «Пряха», «Во поле берёза стояла», матрёшки, Музыка К. Румянцевой “Улыбка”
Учебные принадлежности и материалы:

для учителя
- таблицы по декоративно-прикладному искусству, предметы декоративно- прикладного искусства, презентация Игра- путешествие «В гостях у народных мастеров», глобус , карточки с изображением промыслов.
для учащихся
– контуры матрёшек, кисти, краски, палитра, вода, умелые руки, таблицы, «Цветок настроения» таблички «стихи о матрёшке»
Цели :
Воспитывать интерес, любовь к искусству русского народа; показать связь устного и изобразительного фольклора
.
Знакомство с матрёшкой как с образцом русской народной деревянной игрушки, воспитание любви и интереса к национальному народному творчеству; ; формирование УУД
Задачи:

Образовательная
– Через диалог, игры, проблемные вопросы к ситуации закреплять знания и навыки детей о народных художественных промыслах русский мастеров, в частности жостово, гжель , дымковская игрушка , русская матрёшка Освоить этапы росписи изделия. Обогащение эмоциональной и интеллектуальной сферы ,упражнять в стихосложении, в составлении художественного описания матрёшки. Узнать историю возникновения матрёшки, причины её популярности. Познакомиться с разнообразием стилей матрёшек в прошлом и настоящем. Познакомиться с технологией изготовления матрёшки.
Развивающая
– Помочь детям через беседу, дидактические карты, наглядные пособия, декоративное рисование развить воображение, память, мелкую моторику руки, чувство света, эстетическое восприятие.
Воспитательная
– Воспитывать бережное отношение к продуктам своего и чужого творческого труда, чуткое отношение друг к другу и окружающему миру. воспитывать вежливость, коллективизм, внимание, точность. Эстетическое воспитание и обучение учащихся средствами народного и современного декоративно-прикладного искусства.
Пробуждение интереса к культуре своего народа, приобщение детей к декоративно-прикладному творчеству
Оздоровительные моменты :
зрительная гимнастика, дыхательная и пальчиковая гим-ка., физкульт. минутка

Деятельность детей

в

р

е

м

я

Деятельность педагога

Универсальные

учебные действия

Организационный

момент

Цель этапа:
мотивация к учебной деятельности
«Цветок настроения»
ИГРА А сейчас вы подойдёте все сюда и выберете (вытянете) с закрытыми глазами любую ленточку, а я узнаю все ваши мысли и чувства с какими вы пришли на урок. Дети самостоятельно выбирают ленточку. Ребята, теперь поворачиваем ленту и видим, что означает этот цвет. На другой стороне ленточки написано, что означает этот цвет. Дети читают по очереди о выбранном цвете. -
Красный -

АКТИВНЫЙ

- Зеленый -

СПОКОЙНЫЙ

- Желтый, лимонный –

ХОРОШАЯ ПАМЯТЬ

- Голубой – Быстрый

- Желтый –

ПОЯВЛЕНИЕ НОВЫХ

ИДЕЙ

- Синий -

НАХОДЧИВЫЙ

- Розовая -

СООБРАЗИТЕЛЬНЫЙ
-Педагог - Ну, вот мы выяснили ваше настроение 2
Продолжить формирование знаний по

декоративно-прикладному искусству через

обзор промыслов

(Хохлома, Гжель, Жостово, Русская матрёшка),

развивать внимание к окружающей

действительности,

воспитывать – интерес к народному искусству.
Звенит веселый колокольчик- Все дела свои оставь! Нам надо дружно подравняться И у столов красиво встать.
Правила
Учитель спросит нужно встать А коль он сесть позволит сядь Ответить хочешь не шуми А лучше руку подними Вот кисти на столе, А вот альбом Не хочется играть сегодня в прятки И мы плывем в волшебную страну Страну народных промыслов прекрасных Дети! Давайте повернемся, друг к другу лицом и подарим всем свою улыбку, чтобы весь мир вокруг нас стал светлее и прекраснее! (Музыка К. Румянцевой “Улыбка”).
Регулятивные
-Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий на основе самопроверки
Коммуникативные
Умение адекватно воспринимать оценки, сотрудничать с группой
III. Проблемное
5
«Работа хороша, если в ней польза и душа. Не

Коммуникативные


объяснение нового

знания

Цель этапа:
мотивация к учебной деятельности, создание рабочей обстановки.
то золото, что дорого и блестит, а то дорого, что

руками мастера создано»

Вводная беседа
. (
Звучит песня «Красно

солнышко)
Дети сегодня мы с вами совершим путешествие по чудесной стране народного творчества и народных промыслов, называется эта страна Русь. Вместе с нами отправятся в путешествие наши гости.
Вопрос.

А как встречали гостей на Руси?
Правильно хлебом-солью. (Девочка в народном костюме угощает гостей).
Вопрос. Дети, в каком государстве мы

живём?
Правильно в России. А в 9 в. оно называлось Киевская Русь, образовалось оно в результате объединения двух главных центров восточных славян- южного во главе с Киевом и северного во главе с Новгородом Россия это страна лесов, полей, голубых рек и озёр. Рождённое в среде земледельцев, скотоводов, охотников, народное творчество на протяжении всей истории своего развития связано с природой. Когда была полевая страда: пахота, сев, уборка урожая, то все люди были заняты. Поздней осенью, зимой, длинными вечерами, (
звучит музыка «Пряха»)
женщины ткали, пряли пряжу, шили одежду и украшали её вышивкой. Часть мужчин занималась извозом, подаваясь в город, часть оставалась в деревне и занималась ремеслами, изготовляли глиняную и деревянную посуду, расписывали её; плели из лозы корзины для хранения продуктов. (показываю изделия стоящие на столе). Все эти работы они выполняли с песнями, а в праздники водили хороводы.
( Группа детей в костюмах водят

хоровод под музыку и поют

«Во поле берёза стояла».
Так тихими, зимними, длинными вечерами родились народные промыслы. Своё мастерство отец передавал сыну, а мать дочери. В каждой деревне были свои традиции и обычаи росписи которые сохранились до наших дней, они являются частью культуры нашего народа. -
Что означает слово декоративно-

прикладное?
- Мы говорим -декоративное от слова декор – украшение. - А что означает «прикладное»? - Это потому что приложено к предметам нашего быта.
Что такое промысел?

(Это художественное ремесло, которое
Умение слажено работать в коллективе
Регулятивные
Создание рабочей обстановки, выбор заданной темы

развивалось в разных городах и селах и

передавалось из поколения в поколение).

Как называют людей, которые умеют делать

своими руками такие красивые предметы?

(умельцы)

Мы гордимся стариною

Стала нам она родною

Вечно радует кого – то

Наших прадедов работа.

Расскажите-ка, откуда

Появилось это чудо?

Актуализация знаний

учащихся
Цель этапа: Развитие самостоятельной трудовой деятельности, фантазии, творчества
Игра- путешествие

«В гостях у народных

мастеров».

Творческая, поисково-

эксперементальная

работа.

Физминутка:
Но что то мы немного засиделись. Перед тем как выполнить работу, нам нужно немного отдохнуть. Чтоб все задания выполнять Украсить свой поднос Должны мы дружно встать И косточки размять. Руки вверх. Назад прогнулись Сейчас делаем наклон Все к упражнению готовы? Раз, два, три, четыре, 1 5 Преемственность между дошкольным и школьным воспитанием Куда приведет нас дорога? Хотите об этом узнать? Тогда постарайтесь скорее Этот кроссворд отгадать.
«Письмо загадка»
Творенья русских умельцев дороже Душе моей, всяких иных И чем – то особым и звонким похожи На тех, кто задумывал их. Мы будем заочно путешествовать по Золотому кольцу народных промыслов. И поедем мы с Вами не по большим городам и странам, не будем дышать мы пылью и загазованностью больших городов, а побываем в местах, где светит яркое солнце, где журчат ручьи, растет высокая трава и цветы, где поют птицы, где дышится легко и свободно, где хочется петь, плясать и восхищаться от изделий мастеров этих промыслов. Мы поедим туда, где живут эти мастера, которые своими изделиями не раз зарабатывали медали и призы международных выставок и конкурсов. С собой берем внимание, зрение, слух –ну поехали!
Заполнение творческой таблицы
А ПОМОГУТ НАМ НАША ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА Приложение №1-2-3-4
В чём же секрет успеха матрёшки?
Почему матрёшка стала русским сувениром за рубежом? Суть русской матрёшки во все времена остаётся прежней – дружба да любовь, пожелание счастья и благополучия. Вот почему она, как добрая посланница этих чувств, живёт в наших современных квартирах, поселяется в
Личностные
Воспитание в детях чувства радости и удовлетворения от процесса труда. Форма: индивидуально – практическая Использование измерителя обученности- тест Метод: игровая ситуация
пять… Теперь спинки держим ровно На месте будем мы шагать. Тихо все на место сядем И закроим глазки Вспомним все, что повторяли без моей подсказки
Постановка проблемы
-_
Что мы знаем о

матрёшке?

Почему её называют

«Русская матрёшка?

_ Кто придумал её?

Кто сделал?

Изготовляют ли сейчас

матрёшки?
.
Самостоятельная

работа
(у всех карточки) 1.
По улице матрёшка

шла
____________________ __________________ ____________________ __________________ ____________________ __________________ ____________________ __________________ Рифмы, которые ты можешь 3 доме болгарина и югослава, француза и американца. Образ женщины, нежной, заботливой, любящей, издавна почитаем был в русском народном изобразительном искусстве, в песнях, сказках, стихотворениях. Образ женщины тесно связан с образом птицы – символом добра и благополучия. Если мы обратимся к русским народным песням, стихам, сказкам, то увидим, как много эпитетов, образованных от названий птиц, использует народ, величая женщин. Вспомните такие слова. Дети: Лебёдушка, павушка, утушка, голубушка, соловушка.
Как вы думаете, от какого русского имени

произошло название куклы матрёшки?
: Мы с вами тоже умеем сочинять небольшие стихотворения. Давайте попробуем сейчас сочинить стихотворение о матрёшке. Только сначала проведём небольшую разминку: поиграем в рифмы. Матрёшка – … Частушки – … Дружно – … Румянец – … Краса – … Щёчки – … Узор – … Лукошко – … Молодцы! Думаю, что вы так же хорошо справитесь со стихами. У вас есть карточка, на которой даны две первые строчки, выберите одну и продолжите стихотворение. Для тех, кто затрудняется, справа на карточке записаны рифмы, которые вы можете использовать. - Рассмотрите матрешку и скажите, на какие части сарафана нанесен узор? (Узор нанесен на нижнюю часть сарафана) - Из каких элементов состоит узор? (Узор состоит из линий, точек и капелек) - Посмотрите, как можно составить узор из этих элементов. - Этот узор состоит их линий и точек. А этот их линий, точек и капелек. В нижнем узоре только точки и капельки
использовать в своём стихотворении:
Петрушка – подружка

подружка – ватрушка

девица – сестрица

сапожки – дорожки

народ – хоровод

игрушка – подружка

щёчки – платочки

похожие – пригожие

окошко – немножко

шла – несла, нашла,

взяла

Практическая работа: -
Сегодня вы будете мастерами по росписи матрешки
Самостоятельная

работа учащихся под

руководством учителя.
(Звучит народная музыка.)
Выставка и анализ

работ

Контроль и

самопроверка знаний
2 0 3 –
Ребята, где могут пригодиться ваши знания,

полученные на сегодняшнем уроке?

– Актуальна эта тема сейчас, в наши дни?
(Да, эти предметы продолжают жить и сейчас: посуда, детская мебель, игрушки – ими украшают быт.)
– Значит, эти промыслы современны?
(Эти промыслы являются визитной карточкой России.) Ребята, народные промыслы возвращают нас к нашим корням, к природе. Это искусство продолжает жить в музеях, на выставках, делает нашу жизнь ярче и красивее. Народные промыслы – это наше достояние, наша культура. Народное искусство – искусство многих поколений безымянных мастеров, художников из народа. Их мастерство передавалось от отца к сыну, сохраняя самое ценное для него. Это колорит, рисунок орнамента, композиция. А это и есть традиция. Эта ниточка тянется из глубины веков до наших дней. Закончить сегодняшний урок мне хочется словами эпиграфа: Творенья русских умельцев дороже Душе моей всяких иных, И чем-то особым и звонким похожи На тех, кто задумывал их.
Дети сигналят карточками:
Зелёной – побольше таких дел, поучительно, Жёлтой – понравилось, но не всё, интересно, Красной – дело не понравилось, скучно. На этой матрёшке ярким цветом чётко обозначены края головного платка, кофты, сарафана, фартука. Платок и край фартука скромно украшает несложный узор «пестрёшка
». (Загорская матрёшка).
 Эту матрёшку отличает большой букет цветов, который украшает фигуру игрушки,
1.) Разгадывание кроссворда. 2.) По вертикали: 1. Название какой игрушки получилось? Тест По горизонтали: 1. Кто из русских художников первым расписал матрешку? 2. От какого русского имени образовалось название этой куклы? 3. Сколько японских куколок было изначально? 4. Как называлась японская точеная фигурка буддистского святого? 5. Как фамилия русского мастерового, который первым выточил фигурку необычной куколки? 6. Какой город считается родиной русской расписной матрешки? Один из известных русских центров народного творчества Сергиев-… ? По вертикали:1. Название какой игрушки получилось? занимая весь фартук. И край платка этой матрёшки украшен ритмичной цепью небольших бутонов.
(Семёновская матрёшка
)  У этой матрёшки особый стиль декоративной росписи: у неё нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вместо этого условный овал на двухцветном фоне – верх красный или жёлтый, низ зелёный или фиолетовый. Вверху в овале лицо, а всё остальное занято крупными и яркими цветами. (
Полхов-Майданские матрёшки)
"На Руси уж так идет, Что талантливый народ Сам себе и жнец, и швец, И на дудочке игрец. И блоху он подкует, Дом добротный возведет, Утварь всю по дому справит, Чашей полной дом тот станет”. "Вот настал момент прощания, Будет краткой наша речь. Говорим мы: "До свидания, До счастливых новых встреч!” Литература: “Подсобные художественные промыслы России”- В.А. Барадулин, В.А. Сидоренко, - Москва 1983 “книга «Народные промыслы России»,загадки, стихи, кроссворды. Я открою Вам секрет. Рисуем, мастерим, знакомимся с народными промыслами