духовно-нравственное воспитание на уроках истории

Автор: Савинова Ирина Ивановна
Должность: учитель истории иобществознания
Учебное заведение: МКОУ Тойдинская СОШ
Населённый пункт: п.ТОйда-1 Панинского района
Наименование материала: статья
Тема: духовно-нравственное воспитание на уроках истории
Дата публикации: 22.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

И.И.Савинова учитель истории и обществознания МКОУ Тойдинская СОШ, Панинского района, Воронежской области.
Духовно-нравственное воспитание на уроках истории.
« Всякое беззаветное служение на благо и силу Отечества, должно быть мерилом жизненного смысла». М.В.Ломоносов. Историческому образованию отводится ключевая роль в духовно- нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений — всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Задача истории, как предмета гуманитарного цикла, сводится к тому, чтобы способствовать формированию нравственных качеств на основе знакомства с историческим опытом народов, выработанным человечеством и передаваемым, как духовные ценности. Исторический материал на уроке должен осмысливаться учениками разумом и сердцем, влиять на формирующиеся ценности, на складывающуюся этическую и нравственную культуру и в конечном счете на самовоспитание учеников. Роль учителя истории в этом процессе становится побудительной и направляющей, но ни в коем случае не навязывающей свои ценности. Для этого учитель должен попытаться найти нравственную составляющую на каждом уроке при изучении того или иного материала, а это значит восполнить дефицит информации
нравственно – побудительного характера на уроке. Побудить у учеников желание – постоянно размышлять о нравственности – задача не из легких, но если, учитель хочет добиться желаемого результата, он должен держать учеников в непрерывном потоке событий, поступков, коллизий, имеющих нравственное содержание. Задумываясь над ценностями прошлого и проблемами морали людей, живущих в разных исторических эпохах, подростки начинают оценивать свое поведение, поступки людей, различать мотивы действий, качества личности. Это способствует формированию нравственных идеалов. Источником духовно – нравственного воспитания может послужить и православное наследие русской истории, и отечественная культура. И патриотический опыт русских и советских полководцев, и русская иконопись, и шедевры русского искусства, и народные традиции и обычаи, и деятельность выдающихся деятелей науки и т.д. Духовный человек - это человек, устремленный к гуманистическим ценностям добра, истины и красоты, умеющий ориентироваться в сложном современном мире, нравственно сложившийся и эстетически просвещенный. И показатель качеств и характеристик духовного человека можно продолжать: гражданин и патриот России, хорошо знающий собственную культуру, свои истоки: добрый и отзывчивый, бережно относящийся к миру, окружающему его; тактичный; ведущий здоровый образ жизни. Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере духовно-нравственного воспитания молодёжи. Перед нашим обществом стоит важная цель - формирование духовного и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов России. Это означает, что нам, россиянам, исключительно важно,
каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - роль гражданина и роль патриота. Учебный предмет "История России" обладает широкими возможностями для духовно-нравственного воспитания школьников. Его средствами решаются следующие задачи:  формирование чувства ответственности за судьбу своей Родины;  воспитание любви к своей малой родине, чувства гордости за своих земляков;  привитие детям понимания и принятия общечеловеческих моральных ценностей;  формирование у школьников собственной позиции к тем или иным историческим и политическим событиям.