Урок-исследование "Разносклоняемые имена существительные" 6 класс

Автор: Никитина Наталья Андреевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Степновская СОШ"
Населённый пункт: поселок Степной Назаровский район Красноярский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок-исследование "Разносклоняемые имена существительные" 6 класс
Дата публикации: 23.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Никитина Наталья Андреевна МБОУ «Степновская СОШ»
Тема: Разносклоняемые существительные
Тип урока: Урок-исследование Цель учителя: Предметная: помочь учащимся сформулировать понятие «Разноскллоняемые существительные», выявить их особенности; Метапредметные: научить учащихся ставить цели и планировать последовательность действий при изучении новой темы. Планируемые результаты: Предметные: понять какие существительные относятся к разносклоняемым и почему. Метапредметные:  умение ставить и формулировать цель деятельности,  планировать последовательность действий (задачи);  искать пути решения проблемы.  строить логическую цепь рассуждения;  извлекать необходимую информацию из различных источников;  оформлять свои мысли в устной и письменной форме,  слушать речь других; На уроке используется таблица для фиксации поставленных задач и выводов.
Актуализация
: Запись под диктовку: Мороз с метелью ходит в поле чистом, обросли все ели инеем пушистым. Задание: сгруппировать существительные по склонениям Учитель: С помощью чего вы определили склонение существительного? (род и окончание)
Изучение нового материала
Учитель: Я прочитаю вам сказку, а вы после прослушивания ответите на мои вопросы. Они на слайде:  Какие существительные относятся к 1, 2 и 3 склонению  Какие существительные внесли смуту? Почему?  Как их назвал король? Почему?
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СКАЗКА
Жила-была на свете одна страна. Называлась она Существительное. И было ней было три города: Первое склонение, Второе склонение и Третье склонение. Всеми жителями Существительного управлял король. Он относил всех к мужскому, женскому или среднему роду, а затем решал, кто в каком городе будет жить. В первый город он заселял жителей мужского и женского рода, чьи имена оканчивались на А и Я. Самые известные в Первом склонении были Мама, Папа, Тетя и Дядя.
Никитина Наталья Андреевна МБОУ «Степновская СОШ» Во второй город король заселял жителей мужского рода, имена которых были с нулевым окончанием, и среднего рода, чьи имена заканчивались на О и Е. Во Втором склонении жили и Окно, и Море, и Конь, и другие. А в третий город король заселял только дам. Их имена были с нулевым окончанием. Всем были известны девушки с именами Печь и Степь. Жили все счастливо, не ссорились, пока однажды в страну не приехали новые жители. Их было двенадцать: Бремя, Время, Вымя, Знамя, Имя, Пламя, Племя, Семя, Стремя, Темя, Путь, Дитя. Расселил их король по трем городам, и жизнь продолжилась. Но недолго страна была в покое. Участились ссоры, скандалы, конфликты. По стране ходили различные слухи. И виной всему были новоселы. Король был сильно обеспокоен тем, что случилось. Раньше была тихая, мирная страна, а сейчас даже гражданские войны начались! Король понял, что все дело в неверном расселении. И решил он создать село Разносклоняемое, куда отправил двенадцать новоселов. С конфликты между жителями прекратились. И стали они жить- поживать да добра наживать. Учитель: Вернемся к вопросам:  Какие существительные относятся к 1, 2 и 3 склонению? Ответы детей  Какие существительные внесли смуту? Почему? Ответы детей  Как их назвал король? Почему? Ответы детей Учитель: Мы не можем ответить на два вопроса: Почему их так назвали и почему из-за них начались проблемы в королевстве. Что будем делать? Учитель: Какую цель мы поставим на урок? Ответы детей
Цель урока
: узнать, почему эти существительные называются «разносклоняемые», в чем их особенность. Учитель: (корректирует цель) Нам надо сформулировать понятие «Разносклоняемые существительные» и выявить их особенности
.
Запишем на доске: Бремя, Время, Вымя, Знамя, Имя, Пламя, Племя, Семя, Стремя, Темя, Путь, Дитя Учитель: Как будем достигать цели? Ответы детей Таблицу с задачами предлагает учитель. Задачи решаются постепенно и записываются по ходу урока, одна задача вытекает из другой (логика рассуждения) Учитель: Предлагаю вам сегодня использовать такую таблицу. (Таблицу с задачами записываем в «Словарик» и заполняем по ходу урока) Данная таблица поможет нам фиксировать задачи, СПОСОБ их решения и выводы. Задача Способ Вывод Учитель: Что надо сделать в первую очередь? Правильно, узнать почему эти существительные так называются. Запишем задачу. У: Каким способом мы можем это узнать? Нам поможет морфемный разбор.
Никитина Наталья Андреевна МБОУ «Степновская СОШ» Ученик у доски разбирает слово «разносклоняемые» . Делает вывод (в слове два корня, которые обозначают «разное склонение» Задача Способ Вывод Узнать, почему так называются Морфемный разбор. Два корня обозначающие «разное склонение» У: Эти существительные имеют разное склонение? Относятся к разным склонениям? К каким? Какие склонения бывают у имен существительных? Ответы детей У: Как проверить к какому склонению относятся данные существительные? Какой будет следующая задача? А какой способ ее решения? Задача Способ Вывод Узнать, почему так называются Морфемный разбор. Два корня обозначающие «разное склонение» Выясним особенности разносклоняемых существительных Определим род и окончание. Таблица Не у всех смогли определить, т.к. не знаем ЛЗ У: Заполним такую таблицу. Для того, чтобы правильно определить род надо знать
лексическое значение
слова. Вы знаете лексическое значение всех слов? Нет. Существительно е род окончание Бремя С.р. Я Время С.р. Я Вымя С.р. Я Знамя С.р. Я Имя С.р. Я Пламя С.р. Я Семя С.р. Я Стремя С.р. Я Темя С.р. Я Путь М.р. Дитя С.р. я У: Для того, чтобы до конца заполнить таблицу надо узнать ЛЗ слов. Как будем узнавать?
Словарь.

БРЕМЯ
, -мени, ср. 1. Тяжелая ноша (стар.). 2. перен. Нечто тяжкое, трудное, тяжесть (книжн.)
ПЛЕМЯ
, -мени, мн. -мена, -мен, -менам, ср. 1. Этническая и социальнаяобщность людей, связанных родовыми отношениями, территорией, культурой,языком и самоназванием. Первобытные племена. Союз племен. Кочевые племена.2. перен. Народ, народность
Никитина Наталья Андреевна МБОУ «Степновская СОШ»
СТРЕМЯ,
род., дат. и предл. -мени, те. -менем, мн. -мена, -мян, -менам,ср. 1. Железная дужка, подвешиваемая к седлу для упора ног всадника. Вдеть ноги в стремена.
ТЕМЯ
, -мени, ср. Верхняя часть черепа, головы, между лобными, затылочными и височными костями. Задача Способ Вывод Узнать, почему так называются Морфемный разбор. Два корня обозначающие «разное склонение» Выясним особенности разносклоняемых существительных Определим род и окончание. Таблица Не у всех смогли определить, т.к. не знаем ЛЗ Узнать ЛЗ слов Словарь Узнали. У:
Выяснить другие особенности разносклоняемых существительных
Будем их
склонять
. Что такое «склонять существительные»? Изменять по падежам. сравнивать с сущ. 2.3. склонения и разносклоняемые. Почему мы будем сравнивать разносклоняемые только с сущ. 2 и 3 склонения? Используем для этого существительные из предложения, которое записали в начале урока. В парах просклонять 1 разносклоняемое существительное. Падеж 2 скл 3 скл разносклоняемые Р Поля Метели Времени Племени Пути Бремени Д Полю Метели Времени Племени Пути Бремени В Поле Метель Время Племя Путь Бремя Т Пол
ем
Метелью Времен
ем
Племен
ем
Пут
ем
Бремен
ем
П О поле О метели О времени О племени О пути о бремени Выводы: Разносклоняемые существительные так называются, потому что…. при изменении по падежам имеют окончания то 2, то 3 склонения. Запишите этот вывод в тетради в виде схемы.
III скл.

II скл.
Р.п. Д.п. и Тв.п. ем П.п.
Особенности:
1. Во всех падежах, кроме именительного и винительного падежа единственного числа, существительные на -мя имеют на конце основы – мен 2. В родительном, дательном, предложном падежах единственного числа эти существительные оканчиваются на -и (как и существительные третьего склонения). В Т.п. эти существительные имеют окончанием –ем (как сущ. 2 склонения) Задача Способ Вывод Узнать, почему так Морфемный Два корня обозначающие «разное
Никитина Наталья Андреевна МБОУ «Степновская СОШ» называются разбор. склонение» Выясним особенности разносклоняемых существительных Определим род и окончание. Таблица Не у всех смогли определить, т.к. не знаем ЛЗ Узнать ЛЗ слов Словарь Узнали. Выясним особенности разносклоняемых существительных Определим род и окончание. Таблица 10 сущ. с.р. я окончанием –я 1 сущ. м.р. с нулевым окончанием Выясним особенности разносклоняемых существительных Сопоставили то, что знаем, с результатами исследования Мы знаем, что к 1 склонению относятся сущ. М и Ж рода с окончанием –А, -Я. Ко 2 склонению – сущ. М и С рода с окончаниями –О, -Е. и нулевым окончанием. Значит, только сущ. ПУТЬ подходит под правило. Выяснить другие особенности разносклоняемых существительных Склонять, т.е. изменять по падежам и сравнивать с сущ. 2,3 склонения и разносклоняемые 1. Во всех падежах, кроме именительного и винительного падежа единственного числа, существительные на -мя имеют на конце основы –мен 2. В родительном, дательном, предложном падежах единственного числа эти существительные оканчиваются на -и (как и существительные третьего склонения). 3. В Т.п. эти существительные имеют окончанием –ем (как сущ. 2 склонения) Сформулировать понятие Родовое слово - признаки
Разносклоняемые

существительные
– это существительные, имеющие разные типы склонения. Эти слова имеют в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа окончания существительных 3-го склонения, а в творительном падеже — окончание существительных 2-го склонения У: Теперь, когда мы столько знаем про разносклоняемые существительные, мы можем сформулировать понятие. Как строится понятие? Переведем все, что узнали на сегодняшнем уроке на научный язык. Ответы учащихся, корректировка учителя, сверка с учебником. У: Проблемный вопрос к следующему уроку: «А как изменяется существительное ДИТЯ? Как изменяются разносклоняемые существительные во множественном числе?» Эти вопросы мы оставим на следующий урок.
Рефлексия.

Никитина Наталья Андреевна МБОУ «Степновская СОШ» Что делали? Формулировали понятие Каким способом? Ставили задачу, подбирали способ, смотрели, что получилось и ставили следующую задачу. Какие знания нам понадобились? Какие разделы языкознания мы вспомнили? Морфемика, лексика, морфология. Д.З. упр. 258. Выучить разносклоняемые существительные. Придумать сказку-запоминалку.