"Как подружиться со звуком Л"

Автор: Тукаева Гульшат Гаязетдиновна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКОУ "Центр диагностики и консультирования"
Населённый пункт: Комсомольский район,
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Как подружиться со звуком Л"
Дата публикации: 23.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Выполнила учитель-логопед первой квалификационной категории Тукаева Гульшат Гаязетдиновна. Центр диагностики и консультирования как

ПРЕДИСЛОВИЕ
Пособие представляет собой комплекс заданий по автоматизации звука [Л], в речи детей. Оно может быть использовано и при развитии фонематического слуха дошкольников, и при обогащении их словарного запаса. Как известно, расширение артикуляторных возможностей и лексического запаса помогают ребятам усвоить также и грамматический строй родного языка, морфемный состав словоформ, овладеть навыками словоизменения и словообразования. Материал сгруппирован в зависимости от позиции автоматизируемого звука в слове, предусматривает сложность слоговой структуры слов, а также наличие тех звуков, которые у детей не вызывают затруднений в произношении. Картотека может быть использована и для уточнения звукослоговой структуры слова, так как слова в заданиях сгруппированы по степени усложнения. В ходе работы над автоматизацией звука на уровне словосочетаний ребенку можно дать задание составить предложение с данным словосочетанием, распространить предложение. Продуктивные умения и навыки способствуют развитию связной речи и активизации словаря детей. Внимательные родители могут использовать материал пособия для закрепления у своего ребенка правильного звукопроизношения дома, на каникулах, в период отпусков, развивая его речь, воспитывая любовь к родному языку и культуру речевого общения. 2014





Правильная артикуляция звука «Л»:
- губы открыты - зубы разомкнуты - кончик языка поднят и упирается в верхние зубы - воздушная струя умеренная и теплая - звук «Л» звонкий
Артикуляционная гимнастика.

«Заборчик»
Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удержать под счет от 1 до 10.
«Накажем непослушный язычок»
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « тя-тя-тя».
«Блинчик»
Широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удержать под счет от 1 до 10.
«Иголочка»
Рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 секунд, затем убрать за нижние зубы, рот не закрывать, повторить 5 – 10 раз. Чередовать «Блинчик – Иголочка»
«Вкусное варенье»
Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.
«Индюк»
Делать предыдущее упражнение в более быстром темпе со звуками «бл» (как болбочет индюк)
«Качели»
Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.
«Маляр»
Рот открыть, зубы видны. Кончиком языка гладить вперед – назад небо от бугорков верхних зубов ( как кисточкой).
«Почистим верхние зубки»
Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево – вправо по верхним зубам. Челюсть не двигать (зубы можно чистить и снаружи и внутри). «
Пароход гудит
» Улыбнуться, прикусить кончик языка и произносить звук «Ы» длительно. При этом слышится твердый звук «Л».

Автоматизация звука Л

Проговори слоги:
прямые:
ла ло лы лу лэ
обратные:
ал ол ыл ул эл
в позиции между гласными
:

ала оло ылы улу элэ ало олу ыла уло эла ула ыло олэ
со стечением согласных:
пло клу сла млы влы тло блу зла длу фла кло нло млы

Договори звук Л:
сто.., по.., уко.., ба.., гу.., ва.., во.., ко.., мо.., го… 
Договори слог
ла
:
смо…, шко…, жи…, шпа…, хва…, сте…, зо…, си…, опа…, прави….. 
Договори слог
лы
:
за…, кал…, ство…, по…, уко…, запа…, ска…, ску…, вокза…, шпа…. 
Договори слог
лок: узе…, уго…, пото…, коте…, оско…, обмы…, си…, бре…,чу…, ме…. 
Договори слог
лка: пря…, ви…, чё…, па…, ска…, иго…, бу…, пища…, копи…, пасти….

Договори слово, обозначающее предмет, изображенный на картинке

(первую часть слова говорит логопед).

Пи…, стре…, ска…, зо…, аку…, кук… - слогом ла


Ви…, сто…, ос…, шпа…, ство…, по… - слогом лы.


Узе…, ме…, чу…, коте…, оско…, бре…. - слогом лок


Ё…, буты…, бу…, ви…, па…, ска… - слогом лка




Проговори слова:
лапка, лавка, лайка, лапоть, лагерь, лодка, локоть, лобик, ложка, ломоть, лук, лужайка, лукошко, луна, лупа, лыжи, лыко, лычки, лысина, лысый, салат, молоко, колонка, тулуп, колокол, глобус, блузка, хлопушка, глазки, флакон 
Назови картинки








Замени первый звук в слове (логопед произносит слово, ребенок

должен заменить первый звук на звук [Л] и назвать слово

которое получилось)
Майка - …айка, бук - …лук, таз - …аз, давка - …авка, воск - …оск, пучок - …учок, дом - …ом, пасты - ..асты, тапки - …апки, ров - …ов 
Повтори предложения:
Стул упал на пол. Клава надела голубое платье. Мама сварила молочную лапшу. Павел долго копал канаву. Клава надела белый платок. Поставь лампу на стол. Слава сломал стул. На лугу паслась молодая коза. Лада положила ложку на стол. Лук сложили на полку в чулане. Кот лакал молоко из плошки. Малыш упал и заплакал. Стойкий оловянный солдатик расплавился. Плот плыл по озеру. Слава колол дрова и устал. Колокол упал и разбился. Клушка вывела цыплят. Лодка плыла по течению. Около палаток лопухи и полынь.

Составь предложение по картинкам.
Около стола стоит стул. Ласковый котенок играет с клубком. Лыжник на лыжах идет по лыжне. Палатка стоит в лесу. От лука хочется плакать. Кукла Алла в голубом платье.