"Индивидуальная программа работы с одаренными детьми учителя физической культуры"

Автор: Спивакова Ирина Сергеевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 им. П.М. Стратийчука
Населённый пункт: с. Курсавка Андроповского района Ставропольского края
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Индивидуальная программа работы с одаренными детьми учителя физической культуры"
Дата публикации: 23.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 имени П. М. Стратийчука»
Индивидуальная программа

работы с одаренными детьми

учителя физической культуры

Спиваковой Ирины Сергеевны

Автор-разработчик:

учитель физической культуры:

Спивакова И.С.


Концепция программы

Цели и задачи работы с одаренными детьми.
 Выявление одарённых детей.  Создание условий для оптимального развития одаренных детей. Задачи:  знакомство учителя с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;  проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои возможности;  предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем через самостоятельную работу.
Отличительные особенности одаренных детей
 Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.  Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.  Испытывают радость от умственного труда.
Категории одаренных детей
 Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.  Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства.  Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но об ладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.
Принципы работы с одаренными детьми
 Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).  Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.  Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.  Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам, работу в НОУ.  Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
 Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.
Создание благоприятных условий для реализации творческого

потенциала одаренных детей
 Организация консультативной помощи для учащихся целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность.  Информирование учащихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной деятельности.  Знакомство учащихся с новинками литературы. Организация помощи ученикам в подборе литературы.  Привлечение творческих учителей, работников культуры для общения с детьми.  Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников.  Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся.  Увеличение времени для самостоятельной работы учащихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результатах самостоятельной работы.
Стимулирование – поощрение дальнейшей творческой

деятельности
 Создание постоянно действующих стендов, посвященных выпускникам – медалистам, победителям и призерам районных, краевых олимпиад.  Выносить на публичное своевременное поощрение успехов обучающихся (линейки, объявления).  Оформление благодарственных писем родителям.  Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях.
Стратегия работы с одаренными детьми
Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе. При выявлении одаренных детей учитываются их успехи, в какой- либо деятельности: учебной, художественной, физической и др. Этот этап (1-4 год обучения) характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыки содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности. Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и
нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах.
Условия успешной работы с одаренными учащимися.
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенство методической системы работы с одаренными детьми. Учитель должен быть:  увлечен своим делом;  способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;  профессионально грамотным;  интеллектуальным, нравственным и эрудированным;  проводником передовых педагогических технологий;  психологом, воспитателем и умелым организатором учебно- воспитательного процесса;  знатоком во всех областях человеческой жизни.
Формы работы с одаренными учащимися
 групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися; марафон здоровья;  участие в олимпиадах;  работа по индивидуальным планам;  научно-исследовательские конференции.  урочная деятельность;  предметные недели;  предметные кружки;  внеурочная деятельность учащихся уровня начального общего образования ;  олимпиады;  интеллектуальные игры;  учебно-исследовательская деятельность;  -проектная деятельность;  творческие конкурсы;  ученические конференции;  годовая циклограмма спортивных внутришкольных мероприятий;  - соревнования;  работа в органах самоуправления школьной страны «Алый парус»;
Методическое обеспечение системы работы с одаренными учащимися

в школе


Направление деятельности

Содержание
Информационное обеспечение 1. Нормативно-правоове обеспечение:  О проведении школьного тура олимпиад  О проведении предметной недели (декады)  О конкурсах, викторинах и т.п. 2. Программное обеспечение (программы секций, кружков и т.п.) Организационно-методическое обеспечение 1. Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров. 2. Изучение обобщения опыта работы педагогов. 3. Мониторинг работы системы.
Система работы по развитию одаренности детей
При выборе содержания и методов работы с одаренными детьми учитываю, что каждому возрастному этапу детского развития соответствуют разные типы ведущей деятельности. Для подросткового периода (11-15 лет) ведущим видом деятельности выступает социально- коммуникативная деятельность – совместная предметная деятельность: соревнования, эстафеты, конкурсы, концерты, как условие и средство формирования самооценки. Стараюсь включать одаренных детей в соревнования с такими же одаренными детьми или более старшими, поскольку конкуренция и даже опыт поражения дает хорошие результаты. Источник склонности к соревновательности у одаренных детей следует искать в превышающих средние возможности ребенка к высокой оценке. В общении со сверстниками одаренный ребенок довольно часто берет на себя роль организатора групповых дел и игр, поэтому таких детей привлекаю к демонстрации упражнений при разминке, инструкторской деятельности в работе с отстающими, судейству соревнований на внутришкольном уровне. При работе с одарёнными детьми старшего возраста (16-17 лет) помимо участия в соревнованиях и конкурсах, предметных олимпиадах различного уровня, добавляется проектно-исследовательская деятельность как необходимое средство самоопределения. При этом «объектом исследования» выступают они сами. Сборные команды школы по волейболу, баскетболу, футболу, легкой атлетике постоянные участники финалов, в зачёт спартакиады.
Подбирая или разрабатывая образовательную технологию в работе с одаренными детьми, я ориентируюсь на специфику контингента обучающихся – повышенная готовность к обучению (легко осваивают упражнения повышенной трудности), наличие одаренности к определенному виду спорта (волейбол, лыжный спорт, гиревой спорт). Уже в начальных классах, на уроках физической культуры выявляю одаренных и набираю в спортивные кружки: - рослых, подвижных, ловких, быстрых, озорных - в волейбол; гибких, выносливых, терпеливых, упрямых – в легкую атлетику. Немаловажный фактор имеет наследственность: для занятий волейболом большое значение имеет рост родителей, а также чем увлекались родители в молодости. Для выявления уровня развития и роста физических показателей провожу тесты: - прыжки с места и с разбега, количество отжиманий, челночный бег, броски набивного мяча из положения, «сидя на полу» – в волейболе; - скорость прохождения определенных дистанций в легкой атлетике. Кропотливая тренировочная работа будет бесполезна, если не показывать её на соревнованиях. Любые соревнования дают толчок в развитии умений и способностей, в повышении опыта и мастерства, показывают слабые места недоработки, как в технике, так и в тактике, подталкивают к более высоким достижениям.
Механизм реализации Программы:
1.Реализация мероприятий Программы по направлениям. 2. Проведение мониторинга выполнения Программы;
Ожидаемый результат
: 1. Активизация инициативы и творчества обучающихся в области физической культуры. 2. Создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала обучающихся. 3. Создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, психологов и других специалистов для работы с одарёнными детьми. 4. Формирование интереса учащихся к детельностно-творческой самореализации. 5. Повышение качества образования и воспитания школьников.
Показатели:
1. Охват обучающихся развивающими объединениями и кружками. 2. Доля обучающихся, ставших победителями и призерами в различных интеллектуальных и творческих конкурсах и соревнованиях. 3. Повышение уровня профессиональных знаний.
Срок реализации
– 2014-2016 г.г.

Система контроля
- отчеты и анализы работы с одаренными детьми исполнителями в конце каждого учебного года.
Пояснительная записка
Проблема работы с одаренными детьми актуальна для современного российского общества. Социально-экономический прогресс выявил потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи на основе критического анализа ситуаций. Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи – самая важная в сфере образования. От ее решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал муниципалитета, края и государства в целом. Необходимость выявления и поддержки лиц, проявляющих выдающиеся способности , отражена в ст. 77 Федерального закона от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Актуальность работы с одаренными детьми подчеркнута в таких документах федерального уровня, как Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом РФ 04.02.2010 г. Пр-271. В целях повышения мотивации школьников в Ставропольском крае и в Андроповском районе, в том числе, введены выплаты стипендии обучающиеся. Те обучающиеся, которые сохранили высокий учебный потенциал и имеют значительное количество наградных документов за победы в интеллектуальных и творческих конкурсах, получают стипендию губернатора Ставропольского края, главы администрации Андроповского
Обоснование необходимости систематизации работы с одаренными

обучающимися.
Обоснование необходимости систематизации работы с одаренными обучающихся следует из анализа состояния работы по данному направлению за 2013-2014 уч.г. и окончании срока реализации программы «Одаренные дети».
Работа с одарёнными детьми.

Карта одарённого учащегося

1. 1.Фамилия, имя, отчество : Курочкин Иван 9а МБОУ СОШ №1. 2. Состав семьи, ее структура: не полная, в семье два ребенка 3. Жилищно-бытовые условия: частный дом с удобствами 4. Взаимоотношения в семье: нет взаимопонимания 5. Наличие отклонений от норм поведения в семье: наблюдается 6. Культурный уровень семьи: не высокий 7. Воспитательный потенциал семьи: не высокий, уделяют мало внимания обучению, развитию ребёнка как в школе так и дома. 8. Характер ребенка: лидер. 9. Качества личности (положительные, отрицательные): - положительные: веселый, готов помочь другу - отрицательные: высокая самооценка 10.Положение ребенка в коллективе: пользуется авторитетом 11.Учебная деятельность: успеваемость: имеет положительные отметки по всемпредмет -посещаемость уроков: не пропускает уроки физической культуры без уважительной причины 12. Способности к обучению: - познавательный интерес: высокий 13.Трудовая деятельность: наличие трудовых навыков - предпочитаемые виды труда: физический - участие в трудовых делах: самое активное . 14.Получение дополнительного образования: нет I полугодие. Вид одаренности Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Общая интеллектуальная 6-7 классы 1.Индивидуальные занятия с одаренными детьми 1.Индивидуальные занятия с одаренными детьми. 2. Олимпиада по предмету физическая культура. 3.Конкурс "Спорт! Спорт! Спорт!" 1.Индивидуальные занятия с одаренными детьми. 2.Анализ результатов олимпиады. 3. Презинтация на тему: "Пивной алкоголизм". 1.Индивидуальные занятия с одаренными детьми. 2. Олимпиада по предмету физическая культура. 3. Конкурс "Самый здоровый класс". Творческая 6-7 классы 1.Собрание совета коллектива ФК. 2.План работы творческой группы. 1.Спортивная газета "Гармония и совершенствование". Конкурс на лучшее внеклассное спортивное мероприятие на тему: "Осень" Участие во всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся "Портфолио". Спортивная 6-7 классы Соревнования: 1."День бегуна" 2."День прыгуна". 1. Районные соревнования по легкой атлетике, 2.Районная эстафета "Золотая осень". 3.Первенство школы по футболу. Соревнования по баскетболу. Первенство школы по пионерболу. II полугодие. Январь Февраль Март Апрель Май 1.Индивидуальные занятия с одаренными детьми. 2. Конкурс на лучшего знатока Олимпийского движения. 3. Анализ результатов олимпиады . 1.Индивидуальные занятия с одаренными детьми. 2."Путешествие по дорогам Олимпии". 3 1.Индивидуальные занятия с одаренными детьми. 2. Анализ работы с одаренными детьми. 3."Герои спорта". 4. Военно-спортивная игра "Зарница". 1.Индивидуальные занятия с одаренными детьми. 2. Мониторинг здоровья обучающихся. 1.Индивидуальные занятия с одаренными детьми. 2. Весенний марафон "Будь здоров!" 3. Анализ работы с одаренными детьми. Конкурс "Честь имею!" Презентация на тему: "Мода и здоровье". 1. Спортивная газета "Гармония и совершенство". Конкурс плакатов, стенгазет "В здоровом теле -здоровый дух!" Турнир по мини- футболу. Соревнования по волейболу. Соревнования по баскетболу. Кросс "Километр здоровья". "Президентские состязания".
План индивидуальной работы с одарённым ребёнком.

Курочкиным Иваном


1. Индивидуальная работа
Задания и темы. Формы Сроки проведения Конечный результат Участие в школьной олимпиаде Развитие интеллектуальных способностей ноябрь Занял 1 место 2 четверть. Систематизация материала по выполнению исследовательской работы Написание чернового материала исследовательской работы. До 30 ноября. Создание чернового варианта Участие в районных соревнованиях по баскетболу Участие в олимпиаде Показать двигательные умения и навыки По плану Занял 1 место. Занял 1 место. 3-4 четверть. Создание презентации Подготовка к презентации по научно-практической конференции декабрь Демонстрация презентации. Формирование уверенности в своих силах и способностях Участие в районной научно-практической конференции 18,01,2011 Участник Систематизация материала для написания реферата Написание чернового варианта для развития исследовательской сферы февраль Создание чернового варианта. Определение динамики развития уровня обучаемости и свормированности ОУУН Диагностика уровня обучаемости , 26 февраля Выполнения тестирования по теории ф.к. Развитие уровней обучаемости и уровня сформированности ОУУН исследовательских способностей Мониторинг повышения двигательной активности март Выполнение контрольных нормативов Занятость в свободное время Поручения Участие в мероприятиях Досуг по интересам Член самоуправления Оформление праздников Занятия ХКО Участие в конкурсе в классных тематических праздниках Кружки Классные конкурсы, школьные конкурсы,
3.Работа с родителями.
Оказывается консультационная помощь по субботам. Характеристика семейного воспитания
По материальной обеспеченности семья: со средним материальным достатком По социально-правовой устойчивости и воспитательному потенциалу семья:Социально-неустойчивая,

п/п Название темы Лекции (час) Практическ ая отработка навыков (час) Текущий контроль и аттестация (подготовка и защита рефератов, самостоят-я работа) (час) Итоговая аттестация – экзамен в форме тестирован ия (час)
Модуль I. Основы конфликтологии и медиации
1. «Понятие, структура и функции социальных конфликтов. Основы психологической теории конфликта» 2 2 0 2. «Психологическая специфика современного детства» 2 0 0 3. «Права ребенка по законодательству Российской Федерации» 2 0 2 4. «Особенности школьных конфликтов» 2 2 0 5. «Переговоры как основной инструмент урегулирования конфликтов» 2 4 0 6. «Правовые основы медиации» 2 0 0 7. «Коммуникативная компетентность медиатора в профессиональном общении» 2 6 0
Модуль II. Организация школьной медиации
8. «Применение медиации в школе» 2 6 0 9. «Специфика урегулирования отдельных видов школьных конфликтов» 2 6 0 10. «Восстановительная медиация как разновидность подходов к урегулированию школьных конфликтов» 2 6 0 11. «Учет гендерных, национальных и межкультурных особенностейв школьных конфликтных ситуациях» 2 2 0 12. «Роль родителей в урегулировании школьных конфликтов» 2 0 2 13. «Организация школьной службы примирения» 4 0 2
ИТОГО:

28

34

6

4
Всего: 72 часа
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «Школьная медиация»
Тема 1. Понятие, структура и функции социальных конфликтов. Основы

психологической теории конфликта.
Конфликт как социальное явление. Факторы, способствующие возникновению конфликтов. Виды конфликтов. Функции конфликтов. Структура конфликтов. Динамика конфликта. Стратегии поведения в конфликтной ситуации. Разрешение конфликта.
Тема 2. Психологическая специфика современного детства.
Факторы, определяющие глубинные изменения детства в современном обществе. Отличительные черты детства в начале ХХI века. Психологические особенности взаимоотношений детей школьных возрастов с взрослыми.
Тема 3. Права ребенка по законодательству Российской Федерации.
Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г. Федеральный закон о «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Законодательство Воронежской области о гарантиях прав ребенка. Поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Уполномоченный по правам ребенка при губернаторе Воронежской области.
Тема 4. Особенности школьных конфликтов.
Понятие и виды школьных конфликтов. Специфика конфликтов в образовательных организациях. Скрытость начала школьного конфликта от взрослых. Участники конфликтной ситуации в школе. О разных статусах «взрослого» и «ребенка». Культура взаимоотношений между учителем и учениками. Реагирование на противоправное действие учащегося.
Оценка ситуации как незначительной. Травля ребенка-изгоя.
Тема 5. Переговоры как основной инструмент урегулирования конфликтов.
Сущность переговорного процесса. Область применения переговоров. Стратегии поведения в переговорах. Стадии (этапы) переговоров. Виды переговоров. Принципы проведения переговоров. Интересы в конфликте. Выделение интересов. Позиции на переговорах. Соглашение в переговорах. Интеграция интересов. Критерии «прочного» соглашения. Роль посредника (медиатора) в организации и проведении переговоров.
Тема 6. Правовые основы медиации.
Основные подходы к разрешению правовых споров. Основные разновидности современной медиации. Законодательство о медиации. Основные положения Федерального закона от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Требования, предъявляемые к медиатору.Этические аспекты деятельности медиатора.
Тема 7. Коммуникативная компетентность медиатора в профессиональном общении.
Коммуникативная компетентность в медиации. Вербальное и невербальное поведение в процессе профессионального общения медиатора. Техники, способствующие пониманию партнера, техники активного слушания как основа эффективной коммуникации. Коммуникативные умения и навыки формулирования вопросов. Аргументирование выдвигаемых положений. Приемы ведения делового диалога в условиях конфликта. Приемы общения с агрессивным собеседником. Смягчение категоричности. Нейтрализация агрессии. Манипуляции, сопротивления и дисбаланс сил в общении
Тема 8. Применение медиации в школе.
Сущность медиации и ее стадии. Принципы медиации: добровольность, равноправие и равенство сторон, конфиденциальность медиации, нейтральность и беспристрастность медиатора. Стадии медиации: вступительное слово медиатора; в ыслушивания позиций сторон, индивидуальные беседы, согласование повестки переговоров; выработка предложений; подготовка проекта соглашения; выход из медиации. Подготовка процедуры медиации.

Тема 9. Специфика урегулирования отдельных видов школьных конфликтов.
Конфликты, связанные с правонарушениями (преступлениями) несовершеннолетних. Групповые конфликты (коллективы детей, ученики – учителя, учителя- родители, родители – администрация школы). Межкультурные и межнациональные конфликты. Конфликты с большим материальным ущербом.
Тема 10. Восстановительная медиация как разновидность подходов к урегулированию

школьных конфликтов.
Понятие и ценности восстановительной медиации. Стандарты восстановительной медиации. Практики восстановительной медиации. «Круги сообщества» как методика работы медиатора с конфликтами, в которые вовлечено большое число участников.
Тема 11. Учет гендерных, национальных и межкультурных особенностей в школьных

конфликтных ситуациях.
Гендер как социо-культурная характеристика личности. Многообразие гендерных ролей в различных культурах. Гендерная дискриминация и гендерные манипуляции. Межкультурные основы коммуникации. Учет национальных различий в школьных конфликтах.
Тема 12. Роль родителей в урегулировании школьных конфликтов.
Основные методы участия родителя в урегулировании конфликтных ситуаций с участием их детей. Мини-медиация. Взаимодействие родителей и школьной службы примирения.
Тема 13. Организация школьной службы примирения.
Развитие примирительных служб и школьной медиации в России. Опыт регионального внедрения служб примирения в различных субъектах РФ. Организация деятельности службы примирения в школе. Задачи службы школьной медиации. Структура школьной службы примирения. Порядок работы школьной службы примирения.
Взаимодействие службы школьного примирения с участниками образовательного процесса: с педагогами, администрацией школы, департаментом образования, с общественными организациями и т.п.
Рекомендуемая литература
Аллахвердова О.В., Карпенко А.Д. Медиация – переговоры в ситуации конфликта. СПб., 2010. 178 с. Бесемер Х. Медиация. Посредничество в конфликтах. Калуга, 2004. 176 с. Восстановительная медиация в России / Под общ.ред. Н.В. Путинцевой. М., 2012. 70 с. Гоулстон М. Я слышу вас насквозь. Эффективная техника переговоров. М., 2012. 272 с. Давыденко Д.Л. Как избежать судебного разбирательства: посредничество в бизнес- конфликтах. М., 2006. 168 с. Калашникова С. И. Медиация в сфере гражданской юрисдикции. М., 2011. 304 с. Кеннеди Г. Договориться можно обо всем! Как добиваться максимума в любых переговорах. М., 2013. 409 с. Комментарий к Федеральному закону «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» / отв. ред. С.К. Загайнова, В.В. Ярков. М., 2011. 272 с. Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство. М., 2012.256 с. Медиация в нотариальной практике (Альтернативные способы разрешения конфликтов)/ Петер Фар [и др.]; отв. редакторы Катарина Грефин фон Шлиффен и БерндВегманн; [пер. снем. С.С. Трушников], (серия «Библиотека нотариуса» / Федеральная нотариальная палата России, Центр нотариальных исследований). М., 2005. 388 с. Медиация в практике нотариуса / отв. ред. С.К. Загайнова, Н.Н. Тарасов, В.В. Ярков. М., 2012. 336 с. Носырева Е.И. Альтернативное разрешение споров в США. М., 2005. 320 с. Понасюк А. М. Медиация и адвокат. М., 2012. 384 с. Пель М. Приглашение к медиации: практ. рук.о том, как эффективно предложить разрешение конфликта посредством медиации. М., 2009. 400 с. Развитие медиации в России: теория, практика, образование: сб. ст. / под ред. Е.И. Носыревой, Д.Г. Фильченко. М., 2012. 320 с. Техника ведения переговоров нотариусами: практ. пособие / отв. ред. Роберт Вальц; [пер. с нем. С.С. Трушникова]; Центр нотариальных исследований при нотариальной палате России. М., 2005. 200 с.
Фишер Р., Юри У., Паттон Б. Переговоры без поражения. Гарвардский метод. М., 2006. 320 с. Хрестоматия альтернативного разрешения споров: Учебно-методические материалы и практические рекомендации / Сост. Г.В. Севастьянов. СПб., 2009. 528 с. Юри У. Гарвардская школа переговоров. Как говорить нет и добиваться результатов. М., 2012. 240 с.
Электронные ресурсы
mediators – Ресурсный центр медиации mediation. vsu. ru– Центр правовых инноваций и примирительных процедур Воронежского государственного университета sprc – Общественный центр «Судебно-правовая реформа» arbitrage.spb – журнал «Третейский суд» arbimed – Лига медиаторов conflictology.spb – Центр развития переговорного процесса и мирных стратегий в разрешении конфликтов
2.3 Условия реализации программы повышения квалификации
Программа повышения квалификации осуществляется на основе материально- технической базы Воронежского университета и Центра правовых инноваций и примирительных процедур, используется аудиторный фонд университета, электронная, множительная и видеотехника Воронежского государственного университета.
2.4. Использование новых форм и методов организации образовательного

процесса в организации в соответствии с базовыми требованиями к содержанию

дополнительных профессиональных образовательных программ
В процессе повышения квалификации используются теле- и аудиосредства, компьютерные формы фиксации и распространения информации, информация на электронных и бумажных носителях. Запланированные мероприятия в рамках программы повышения квалификации педагогических работников предполагают демонстрацию опыта образовательных учреждений г. Воронежа, опыта лучших педагогических работников, прошедших повышение квалификации по данной или смежной программе. _________ ________________________________