"Природа и мы"

Автор: Исмагилова Елена Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Патрикеевская ОШ им. Э.В. Сухаревского
Населённый пункт: Ульяновская область
Наименование материала: Рабочая программа внеурочной деятельности
Тема: "Природа и мы"
Дата публикации: 23.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПАТРИКЕЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Разработала:
Исмагилова Е. А.

учитель начальных классов
2012-2013 учебный год

Примерная образовательная программа

внеурочной деятельности учащихся

начальных классов.

Введение.
Программа «Природа и мы» представляет вариант программы внеурочной деятельности младших школьников. Предусмотренные программой занятия рассчитаны на 7 – 8 летних ребят и предназначены для реализации в одном отдельно взятом классе. Программа рассчитана на 34 часа и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками.



Цели
программы состоят: 1
.
Формирование у школьников знание основ экологической культуры; 2. Воспитать умение оказания помощи нуждающимся животным, растениям, людям; 3. Сформировать умение контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.
Задачи
программы «Природа и мы»: 1
.
Научить использовать полученные знания об экологии; 2. Обучить работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку зрения; 3. Воспитать чувство бережного отношения к природе.
Формирование экологической культуры
базируется на идеях гуманистической педагогики, на новых технологиях развития экологического сознания.
Содержание программы
носит личностно ориентированный, деятельностный и развивающий характер.
Подведение итогов деятельности
обучающихся может проводиться в форме экскурсии, конкурса рисунков, утренников, коллективных творческих дел.

Основные разделы кружка «Природа и мы»
№ п/п Темы Количество Всего Аудиторное занятия Внеаудиторное занятия
I.

Введение в экологию

2
1 1 1.1 Законы экологии. 2 1 1
II.

Живая природа.

17
8 9 2.1 От динозавров до человека 3 1 2 2.2 Что расскажут нам деревья. 4 2 2 2.3 Загадки животного мира 4 2 2 2.4 Человек – часть живой природы 5 3 2
III.

Секреты неживой природы

11
5 6 3.1 Оранжерея на окне 2 1 1 3.2 Солнце - источник жизни. 2 1 1 3.3 Вода, ее признаки и свойства. 4 2 2 3.4 Такие удивительные растения! 3 1 2
IV.

Охрана природы

4
1 3 4.1 “Красная книга” 4 1 3
ИТОГО:

34

15

19



Содержание программы
Курс программы состоит из 4 разделов.
I раздел - “Введение в экологию” 2 часа
1.1 Законы экологии .(2 часа)
Занятие 1: Экология и мы. Законы экологии. Понятие об экологии как о науке, которая исследует, как связаны растения и животные друг с другом, как они приспособились к окружающей природе и как сами влияют на природу. Практическая работа (1 час): - Экологический утренник .
II раздел – « Живая природа » 17 часов
2.1 От динозавров до человека. (3 часа) Занятие 1: Как возникли и от чего умерли динозавры. Что привело к исчезновению динозавров. Практическая работа ( 2 часа): - просмотр презентации по теме «Динозаврики» - аппликация из бумаги "Динозаврики" 2.2 Что расскажут нам деревья. (2 часа) Занятие 1: Почему деревья сбрасывают листву. « Деревья впадают в спячку». «Вечнозеленая красавица - ёлочка». Кто друзья у ели? Занятие 2: Охрана территории леса. Правила поведения в лесу. Заповедники Ульяновской области. Практическая работа (2 часа): - экскурсия в лес, сбор природного материала (осенних листьев) для поделок. - изготовление аппликации из осенних листьев. 2.3 Загадки животного мира. (4 часа) Занятие 1: Рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Основные обитатели леса: белка, заяц, лось, хищники – волк и лиса. Занятие 2: Писатели о природе. Беседа по прочитанным рассказам . Практическая работа (2 часа):
- просмотр презентации о животных; - лепка из пластилина животного. 2.4 Человек – часть живой природы. ( 5 часов) Занятие 1: Как человек связан с природой. Могут ли они существовать друг без друга. Занятие 2: Вредные привычки (никотин, алкоголь). Практическая работа (3 часа): - оказание помощи пострадавшему; - просмотр презентации "Здоровым быть модно"; - Классный час «Лучше не пробуй» (о вреде никотина и алкоголя).
III раздел – «Секреты неживой природы» ( 11 часов)
3.1 Оранжерея на окне. (2 часа) Занятие 1: Путешествие на родину комнатных растений. Многообразие комнатных растений. Правила ухода за комнатными растениями (протирание листьев, рыхление почвы, полив). Практическая работа (1 час): - посадка комнатных растений. 3.2 Солнце - источник жизни. (2 часа) Занятие 1: Солнце - источник тепла и света. Влияние солнца на жизнь Земли. Солнце и здоровье. Памятка: «Правильно принимаем солнечные ванны». Практическая работа (1 час): - исследовательская работа о влиянии света на развитие комнатных растений. 3.3 Вода, ее признаки и свойства. (4 часа) Занятие 1: Познакомить со свойствами воды. Круговорот воды в природе. Способы экономного расходования воды. Практическая работа (3 часа): - экскурсия на пруд в с. Юрловка; - опыты с водой (вода под микроскопом); - Рисунок: «Я и вода».
3.4 Такие удивительные растения! (3 часа) Занятие 1: Многообразие растений; обратить внимание на красоту растений и показать значение растений для человека. Обобщить представление детей о взаимосвязи растений с окружающей средой. Правила поведения в природе по отношению к растениям. Практическая работа (2 часа): - изучению растений пришкольного участка. Игра: «Угадай растение по описанию». - экскурсия- практикум: «Выявление повреждений деревьев».
IV раздел – “Охрана природы” (4 часа)
4.1 “Красная книга” (4 часа) Занятие 1: «Почему она красная?» «Неприкосновенные в природе». Знакомство с обитателями Красной книги Ульяновской области. Практическая работа (3 часа): - Выставка детских рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету»; - озеленение школьного двора; - изготовление знаков к правилам поведения в природе.
Предполагаемые результаты I уровня

реализации программы.
- приобретение школьниками знаний о принятых нормах отношения к природе; - владеть основными экологическими терминами ;
- умение осуществлять уход за комнатными растениями; самостоятельно осуществлять простейшие операции по посадке и посеву полезных растений; - умение оказать простейшую первую помощь пострадавшему (измерение температуры тела, перебинтовывание пальцев рук, головы, полоскание горла минеральной водой).
Рекомендации педагогам по использованию

программы «Природа вокруг нас»
Спецификой программы является подход, учитывающий возрастные особенности младшего школьника, предполагающие личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта своей деятельности и поведения. Педагогу необходимо создавать на занятиях эмоционально- положительную творческую атмосферу, организовывать диалогическое общение с детьми и с природой. В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе. Практическая направленность программы осуществляется через исследовательские, игровые, практические, творческие задания. Одним из основных элементов содержания являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с классным календарем природы, а также ведение индивидуальных дневников наблюдения. Средствами эффективного усвоения программы являются ролевые, деловые, дидактические игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание эко -
знаков, театрализованные представления, экологические акции, проективные методики. Желательно привлечь родителей к экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, участие в проведении занятий и праздников и в выполнении летних заданий.


Литература
Для педагога: 1. М.В.Лугич. Прогулки с детьми в природу. Москва, 2006 г. 2. А.Клепинина. Тайны окружающего мира. Москва, издательство «Ювента», 2005 г. 3. Е.М.Елизарова. Такие незнакомые и знакомые растения. Волгоград, «Панорама», 2006 г. 4. А.А.Плешаков. Экология для младших школьников. Москва, изд-во «Дрофа», 2000г. 5. «Азбука природы», издательский дом «Ридерс Дайджест», 2003 г. Для учащихся: 1. Брем А.Э. Жизнь животных в трёх томах. Терра 1992г. 2. Маркин В. А. Я познаю мир. Москва 2000г. 3. Кашинская Е.А. Всё обо всём. М 1999г. 4. Тайны живой природы М. Росмэн 1995г. 5. Журналы «Юный натуралист».