Обобщение опыта работы на тему "Развитие ориентировки в пространстве средствами фольклора и художественного слова"

Автор: Моисеева Лариса Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №12
Населённый пункт: г. Новочеркасск, Ростовская область
Наименование материала: Опыт работы
Тема: Обобщение опыта работы на тему "Развитие ориентировки в пространстве средствами фольклора и художественного слова"
Дата публикации: 23.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Обобщение опыта работы по теме «Развитие ориентировки в

пространстве средствами фольклора и художественного слова».
Одной из наиболее важных задач педагогов ДОУ является развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте. Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он все сможет понять. А главное познать радость при преодолении трудностей. Вопросами формирования у детей представлений о пространстве занимались такие известные педагоги-исследователи, как М. Фидлер, Т. И. Ерофеева, В. Новикова, А. А. Столяр, Е. В. Сербина, О. М. Дьяченко, А. М. Леушина и др. Исследования ученых показали, что, если пространственные представления сформированы у ребенка недостаточно или неточно, это напрямую влияет на уровень его интеллектуального развития. Поэтому, чтобы у детей не было проблем, необходимо уделять внимание играм и упражнениям, которые помогут сформировать и развить пространственные представления. Развитие ориентировки в пространстве, как показали исследования А. Я. Колодной, начинается с дифференцировки пространственных отношений собственного тела ребенка (выделяет и называет правую руку, левую, парные части тела). Эффективность коррекционно–педагогической деятельности обусловлена использованием методов: наглядного, практического, словесного. Специфика использования и сочетания методов обуславливается тем, что развивать ориентировку в пространстве можно только в условиях, когда ребенок активно выполняет различные действия и операции. Включение слова в процесс восприятия, овладение самостоятельной речью в значительной степени способствует совершенствованию пространственных отношений, направлений. Детство невозможно представить без стихотворений, потешек, считалок, т.е. без художественного слова. Поэтому я решила, что приобщение к математике через использование художественного слова, поможет детям быстрее и легче усваивать образовательную программу. Научить ребенка различать «право» и «лево» можно при регулярном проведения игр на эту тему. Ежедневные веселые пятиминутки гарантируют надежный результат в достаточно краткое время. Дополнительно к играм необходимо использовать постоянное доброжелательное напоминание во время рисования, игр, лепки, конструирования, одевания на прогулку о том, какая рука что делает и как нам помогает. В игре малыш быстро запоминает, где право и где лево и перестает путаться.
Примерный возраст, в котором малыш может освоить различия этих двух понятий и начать без ошибок ими пользоваться – это пятый год жизни. Но слышит слова «право» и «лево» малыш с самого своего рождения. А уже в три года пытаются показывать, где у него правая ручка, а где левая ручка. С самого раннего детства ребенок слушает потешки и пестушки: Тра-та-та, тра-та-та, Поймал дедушка кота, А бабушка — кошку За левую ножку! На слова «левую ножку» нужно взять левую ножку малыша и гладит ее. После этого мы повторяем игру, но играем уже с правой ножкой. Так малыш знакомится со своим телом. Или другая потешка – Топни-ка, ножка Правая, понемножку! Топ-топ-топ-топ-топ – топ (топаем-переступаем правой ножкой). Топни-ка левая – Маменька велела! Топ-топ-топ-топ-топ – топ (топаем – переступаем левой ножкой) Ай, деточка, попляши! Твои ножки хороши! (подпрыгивание или пружинки) Для детей постарше можно использовать стихотворения и делать под них движения. При одевании ребенка необходимо приговаривать строчки из стихотворения Елены Благининой: «Вот они – сапожки! Это – с левой ножки! Это – с правой ножки!» и просите ребенка: «Дай мне левую ручку. А теперь правую ручку»: Е.Благинина Я умею обуваться, Если только захочу. Я и маленького братца Обуваться научу. Вот они — сапожки. Этот — с левой ножки, Этот — с правой ножки. Если дождичек пойдёт, Наденем галошки. Эта — с правой ножки, Эта — с левой ножки. Вот как хорошо! Обучение «ориентировке в пространстве», не должно быть скучным занятием для ребенка. Детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его
заинтересовало, удивило, обрадовало или испугало. Он вряд ли запомнит что-то неинтересное, даже если взрослые настаивают. Выдающиеся отечественные педагоги (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.П. Усова и др.) неоднократно подчеркивали огромные возможности малых фольклорных форм как средства воспитания и обучения детей. Эти маленькие поэтические произведения полны ярких образов. Поэтому необходимость соединения современных требований к подготовке дошкольников с возможностью максимального использования потенциала художественного слова делает эту проблему в настоящее время актуальной. Воспитатель должен уметь выбирать необходимое ему художественное произведение в зависимости от сложности текста, возраста детей, уровня их подготовки. Широкое использование устного народного творчества важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития. Я неоднократно обращалась к вопросу о том, как сделать так, чтобы мои воспитанники с желанием и интересом учились ориентироваться в пространстве. Целью стало – развитие ориентировки в пространстве средствами малых фольклорных форм и художественного слова. Моей задачей стало представить детям систему увлекательных игр и упражнений с использованием фольклора и художественного слова. Мною систематизированы различные формы народного фольклора и художественного слова. Я составила картотеку произведений, которые можно использовать в работе по развитию у детей ориентировки в пространстве. Картотека по разделу состоит из двух частей: 1. произведения для развития понятий право, лево; 2. произведения для развития понятий вверх, вниз, вперед, назад. При помощи художественного слова, дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Всё это делает процесс обучения интересным и ориентированным на ребёнка – дошкольника. Эту работу провожу в тесном контакте с родителями. Знакомлю их с произведениями, которые использую в работе с детьми, изготавливая памятки и буклеты для родителей.
Приложение.
Картотека (не полная).
1.Произведения для развития понятий право, лево.
Тра-та-та, тра-та-та, Поймал дедушка кота, А бабушка — кошку
За левую ножку! Правая и левая - водят поезда Правая и левая - строят города Правая и левая - могут шить и штопать Правая и левая - могут звонко хлопать! Ночь пришла на улицу, руки так устали, Правая и Левая - спят на одеяле. Две руки. Смотрите-ка, вот две руки: правая и левая! (вытягиваем руки вперед, показывая) Они в ладоши могут бить – и правая, и левая! (хлопаем в ладоши) Они мне могут нос зажать – и правая, и левая! (по очереди зажимаем нос правой и левой рукой) Ладошкой могут рот прикрыть - и правая, и левая! (прикрываем рот той и другой) С руками я всегда дружу – и с правою, и с левою! (дружеское рукопожатие) И могут ласковыми быть и правая, и левая! (обхватываем себя руками – “обнимаем”) Обнимут вас, ко мне прижмут – и правая, и левая! /И. Токмакова/ Право-лево Где правый, где левый — Где лево, где право? Легко вам отвечу, Подумавши здраво. Это правая рука, Она послушна и крепка. Правой — я ложку держу, Пса на поводке вожу, правая - мячик кидает, А левая - ей помогает. Е.Благинина Я умею обуваться, Если только захочу. Я и маленького братца Обуваться научу.
Вот они — сапожки. Этот — с левой ножки, Этот — с правой ножки. Если дождичек пойдёт, Наденем галошки. Эта — с правой ножки, Эта — с левой ножки. Вот как хорошо! Раз – налево, два – направо, Три – наверх, четыре - вниз. А теперь по кругу смотрим, Чтобы лучше видеть мир. Вышел клоун. Вышел клоун на арену, Поклонился всем со сцены, Вправо, влево и вперед... Поклонился всем как мог. (Поклоны.) А теперь насос включаем, Воду из реки качаем. Влево раз, вправо два, Потекла ручьем вода! Раз, два, три, четыре Хорошо мы потрудились. Целый день, целый день Крутится скакалка. Целый день, целый день Скачет наша Галка. Правой скок, левой скок, Сразу обе ножки. То назад, то вперёд Скачут по дорожке. От зеленого причала Оттолкнулся пароход Он назад шагнул сначала, А потом поплыл вперед И поплыл, поплыл по речке Набирая полный ход.
На одной ноге постой-ка. Будто ты солдатик стойкий! Ногу левую к груди, да смотри, не упади. А теперь постой на левой, Если ты солдатик смелый. Часы. Тик-так, тик-так Все часы идут вот так: тик-так, тик-так, Налево раз, направо раз, Мы тоже можем так, Тик-так, тик-так. /И. Токмакова/ Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из - под ладошек. И – направо! И еще Через левое плечо! Руки в стороны — в полёт Отправляем самолёт, Правое крыло вперёд, Левое крыло вперёд. Раз, два, три, четыре — Полетел наш самолёт. (Стойка ноги врозь, руки в стороны, поворот вправо; поворот влево.) «Жук». Дети садятся на пол, вытягивают ноги вперёд. Указательный палец правой руки — это жук. Дети поворачивают его вправо, влево, вверх, вниз, следуя тексту. К журавлю жук подлетел, Зажужжал и запел «Ж-ж-ж...» Вот он вправо полетел, Каждый вправо посмотрел. Вот он влево полетел, Каждый влево посмотрел. Жук на нос хочет сесть, Не дадим ему присесть. Жук наш приземлился,
Зажужжал и закружился. «Ж-ж-ж...» Жук, вот правая ладошка, Посиди на ней немножко. Жук, вот левая ладошка, Посиди на ней немножко. Жук наверх полетел И на потолок присел. На носочки мы привстали, Но жука мы не достали. Хлопнем дружно— Хлоп-хлоп-хлоп, Чтобы улететь он смог. «Ж-ж-ж...» «Самолет». Пролетает самолет, (смотрят вверх и водят пальцем за воображаемым самолетом) С ним собрался я в полет, Правое крыло отвел, Посмотрел Левое крыло отвел, Поглядел. А. Шорыгина Левая рука, Рука левая, Расскажи, что делала? Расскажу я вам, друзья! Помогала правой я. Вместе сеяли газон, Скоро стал зеленым он. Вместе клумбу украшали И цветы на ней сажали. Подмели дорожки, — Хлопнули в ладошки! Т.А. Шорыгина Наши руки Наши руки — две сестрицы, Левая и правая. Наши руки — мастерицы, Вам скажу по праву я. Правая — лицо умыла,
Левая — дала ей мыло. Лейку левая несет, Правая цветы польет. Наши руки — две сестрицы, Наши руки мастерицы!
2. Произведения, которые можно использовать для развития понятий вверх,

вниз, вперед, назад.
Автобус. Мы в автобусе сидим, Во все стороны глядим. Глядим назад, глядим вперед, А автобус не везет... Внизу речка – глубоко, Вверху птички – высоко. Сначала буду маленьким, К коленочкам прижмусь, Потом я вырасту большим, До лампы дотянусь. "Прогулка в лесу" Мы отправились гулять. Шагают на месте, Грибы - ягоды искать Как прекрасен этот лес. Полон разных он чудес. Светит солнце в вышине, смотрят вверх Вот грибок растет на пне, смотрят вниз Дрозд на дереве сидит, смотрят вверх Ежик под кустом шуршит, смотрят вниз Слева ель растет - старушка, смотрят вправо Справа сосенки - подружки. смотрят влево Где вы, ягоды, ау! повторяют движения глаз, Все равно я вас найду! влево - вправо, вверх - вниз. Мяч. Над головою его подними И перед грудью его подержи. К левой ступне не спеша положи.
За спину спрячь и затылка коснись. Руку смени и другим улыбнись. (В какой руке у нас сейчас мяч?) Правого плечика мячик коснётся. И ненадолго за спину вернётся. С голени правой да к левой ступне, Да на живот – не запутаться б мне. Т.А. Шорыгина Посмотрим вверх. Посмотри-ка вверх, дружок! Ты увидишь потолок. Белый-белый он на вид — Белой краской он покрыт. Видишь голубой плафон, Он висит под потолком. Знают взрослые и дети — Лампочка в нем ярко светит. Т.А. Шорыгина Ирочка! Остановись! Посмотри под ноги, вниз. Видишь палый, желтый лист — Он от сырости пятнист. К темной веточке прилип, А под ним алеет гриб! Т.А. Шорыгина Солнечный зайчик Скачет, как мячик, Солнечный зайчик. Вверх, вниз! Со стола — на карниз. От зеленого причала Оттолкнулся пароход Он назад шагнул сначала, А потом поплыл вперед И поплыл, поплыл по речке Набирая полный ход. Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой, Две руки за спину спрячем И на двух ногах поскачем. Поднимает кукла руки, Вверх-вниз, вверх-вниз! (поднимать и опускать руки вверх) А потом она танцует, Покружись, покружись! (повороты вокруг себя) После танца всем ребятам Поклонись, поклонись! (наклоны вперед). Смотри скорей, который час, Тик – так, тик – так! Налево раз! Направо раз! Мы тоже можем так. Вот какая стрекоза, Как горошины глаза. Влево, вправо, назад, вперед, Ну, совсем как вертолет. Мы летаем высоко, Мы летаем низко, Мы летаем далеко, Мы летаем близко. Отдых наш – физкультминутка. Занимай свои места: Шаг на месте левой, правой, Раз и два, раз и два! (ходьба на месте) Прямо спину все держите, Раз и два, раз и два! (повороты туловища вправо-влево) Приседайте, не ленитесь, Раз и два, раз и два! (приседания).