"Сборник кубанских народных игр".

Автор: Залитко Людмила Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №5
Населённый пункт: Краснодарский край, Белоглинский район с. Новопавловка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Сборник кубанских народных игр".
Дата публикации: 24.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации






Сборник кубанских народных игр


ИГРА «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА» (1-Й ВАРИАНТ)
Играющие выбирают двух ведущих. Они сговариваются, какие возьмут себе названия: один называет себя «серебряное блюдечко», другой — «наливное яблочко». После этого ведущие берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «золотые ворота». Остальные участни ки игры выстраиваются один за другим и гуськом проходят в «ворота», при этом говоря: В золотые ворота, Проходите, господа! В первый раз прощается, Второй раз запрещается, А на третий раз, Не пропустим вас! На последнем слове ведущие опускают руки и закрывают «ворота», задерживая од ного из игроков. Он просит: «Золотые воро та, пропустите вы меня!». Ему отвечают: «Мы всех пропускаем, а тебя оставляем! Что выбираешь — серебряное блюдечко или на ливное яблочко?». Задержанный игрок вы бирает и переходит на ту или другую сторо ну, он встаёт за спину ведущего и поднимает руки. То же происходит с другими игрока ми. Так играющие делятся на две команды. После этого они меряются силой — берут длинную верёвку и перетягивают её.
ИГРА «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА» (2-Й ВАРИАНТ)
Играющие берутся за руки, образуя круг. В центре его встают двое играющих, берутся за руки и поднимают их вверх — делают «золотые ворота». Рядом с «воротами» втыкают ветку. Один из участников игры — водящий. Он проходит через «золотые ворота», подходит к кругу и ребром ладони разрывает руки одной из стоящих там пар. При этом все говорят: В золотые ворота проходите господа: В первый раз — прощается, Второй — запрещается, А на третий раз не пропустим вас! Играющие, руки, которых разъединил во дящий, бегут в разные стороны по кругу к воткнутой в его центре ветке. Первый, вы дернувший ветку, идёт в «золотые ворота», а проигравший встает в пару с водящим в круг.
ИГРА «ПЕТУХ» («СОН КАЗАКА»)
Из играющих выбирается «казак», который становится в середине круга. «Казаку» завязывают глаза, или он закрывает их сам. Дети двигаются по кругу со словами: Кто с утра чертей гоняет, Песни звонкие спивает, Спать мешает казаку и кричит «Ку-ка-ре-ку»? Один из стоящих в кругу кричит по-пету шиному, стараясь изменить голос. Казак, открыв глаза, старается угадать, кто кричал. Если ему это удается, — забирает кричащего в середину круга. Игра продолжается: Все коровы во дворе Размычалисъ на заре. Не понятно никому, Почему «Му-Му, Му-Му». Стоящий в кругу мычит, изображая ко рову. Казак угадывает его и забирает к себе в круг. Игра продолжается: Вот казак заснул опять, Но не долго ему спать. Утка уточек не зря, Учит крякать «кря-кря-кря».
Действие повторяется — казак забирает «утку». Надоело казаку «Кря-кря-кря» с «Ку-ка-ре-ку». — Я не лягу больше спать, Вас я буду догонять! По окончании слов дети, образующие хо ровод, поднимают руки — «воротики», а казак догоняет тех детей, которых он забирал в круг.
ИГРА «ПЛЕТЕНЬ» (1-Й ВАРИАНТ)
Играющие стоят шеренгами у четырех стен комнаты, взявшись за руки крест-накрест. Дети первой шеренги подходят к стоя щим напротив и кланяются. Отходят спиной на свое место. Движение повторяют дети второй, третьей и четвертой шеренги. По сигналу (свисток) играющие расходятся по всей комнате (залу, площадке), выполняя определённые движения под звуки бубна (поскоки, лёгкий бег, галоп и т. д.). По следующему сигналу свистка или остановке бубна все бегут на свои места и строятся ше ренгами, соответственно взявшись за руки крест- накрест. Выигрывает та шеренга, которая первая построится.
ИГРА «КРИВОЙ ПЕТУХ»
Дети стоят по кругу. Один — в центре. Дети: «Кривой петух, на чём стоишь?» (Наиголочках) А как тебе, не колко? (На подковочках) Дети идут по кругу и поют: Ступай в кут, Там блины пекут, Там блины пекут, Тебе блин дадут. Ребёнок стучит ногой об пол. (3 раза) Дети: — Кто там? — Это я, Тарас. Дети: — Лови нас, не открывая глаз. Кого поймал, должен угадать. Игра на развитие звуковысотного слуха, тембрового слуха, ориентации в пространстве, упражняются в ритмическом хороводном шаге.
ИГРА «ЗАПЛЕТАЙСЯ ПЛЕТЕНЬ» (2-Й ВАРИАНТ)
Выбирается водящий, который должен выйти в другую комнату или отвернуться от остальных играющих, чтобы не видеть их действий. Играющие образуют «плетень» - замкнутый руками круг. Кто-либо из участников хоровода проходит под руками детейпротивоположной стороны круга, затягивая за собой остальных, и так — до полного «заплетения», запутывания. Затем играющие зовут водящего, который должен распутать хоровод. Причем соединенные руки игроков должны находиться в правильном (не ломаном) соединении.
ИГРА «ГОРШКИ»
Играющие делятся на две равные команды. Одна команда становится «горшками» и! садится на землю в кружок. Другая команда — «хозяева». Они становятся за горшка ми. Один из играющих — водящий — изоб ражает покупателя. Он подходит к одному из «хозяев» и спрашивает: — Почём горшок? Хозяин отвечает: — По денежке.
А он не с трещиной? — Попробуй. Покупатель легко ударяет по «горшку» 1 пальцем и говорит: — Крепкий, давай сговор! «Хозяин» и «покупатель» протягивают друг другу руки, напевая: Чичары, чичары, собирайтесь гончары По кусту, по насту, по лебедю горазду! Вон! Со словом «вон» и «хозяин» и «покупа тель» бегут в разные стороны вокруг горшков. Кто первым прибежит к купленному «горшку», тот «хозяин», а опоздавший — водящий.
ИГРА «КАЗАЧЬЯ» (ЧАПАЕВЦЫ)
В игре участвуют только мальчики, они стоят в кругу. В центре круга стульчик — «боевой конь», верхом на «коне» — коман дир с красным флажком. Дети скачут на воображаемых лошадках, ноги слегка пружинят в коленях. Левая рука каждого вытянута вперед, правая поднята вверх. По сигналу воспитателя командир соска кивает с «коня», кладет флажок и становит ся в общий круг. Все остальные маршируют на месте, затем поворачиваются вправо и идут по кругу за командиром. Командир де лает шаг внутрь круга, берет дудку, и, пово рачиваясь кругом, дудит в неё. Двое мальчиков, около которых он остановился, повора чиваются спиной друг к другу и бегут в про тивоположные стороны вдоль круга. Каж дый из них старается первым взять флажок и вскочить на «коня». Выигравший стано - вится командиром.
ИГРА «ДОСТАНЬ ПЛАТОК»
Играющие ходят по кругу, выполняя лю бые танцевальные движения. В центре круга стоит водящий с шестом в руке, на конце которого — платок. По сигналу воспитателя или по окончании музыки нужно подпрыгнуть и достать платок. Кому это удаётся, тот и победитель, который становится водящим. Игра продолжается. Танец, как и любой вид искусства, отра жает окружающую жизнь в художественных образах, следовательно, танцу свой ствен образный, сюжетный характер. Свое образие кубанских танцев определяется наличием элементов и черт танцевальной культуры местного населения. В кубанских хороводах, плясках, кадрилях наблюдаются.
ИГРА «В УТКУ» (СЕЛЕЗЕНЬ И УТКА)
Играющие становятся рядом, рука в руке. Двое, стоящих на одном краю вереницы, отрываются от нее (это «селезень» и «утка») и бегут, подныривая под руки стоящих в ряду то спереди, то сзади, причём «селезень» догоняет «утку».
Стоящие в ряду приговаривают: Догони, селезень, утку, Догони, молодой, утку. Поди, утушка, домой, У тебя семеро детей, Восьмой — селезень, Девятая — утка, Десятая — гуска. Та пара, под руками которой «селезень» поймал «утку», заменяет их, а они становятся на освободившееся место.
МЕДВЕДИ И ПЧЕЛЫ
Играющие делятся на две группы: треть из них — медведи, остальные — пчелы. В центре площадки устраивается вышка — это улей. С одной стороны вышки на расстоянии 3 — 5м очерчивается место берлоги, с другой — на расстоянии 5 — 7 м — место луга. Пчелы помещаются на вышке или гимнастической стенке. По сигналу ведущего пчелы опускаются с вышки, летят на луг за медом и жужжат. Медведи влезают на опустевшую вышку- улей и лакомятся медом. По сигналу «Медведи!» все пчелы летят в улей, а медведи слезают с вышки и убегают в берлогу. Не успевших убежать в берлогу пчелы жалят (дотрагиваются рукой). Затем пчелы возвращаются на вышку и игра возобновляется. Ужаленный медведь не выходит за медом, а остается в берлоге. Правила игры. Пчелы не ловят медведей, а дотрагиваются до них рукой. Каждое новое действие начинается по сигналу. Спрыгивать с вышки нельзя, надо слезать.
«КРАСКИ»
Цель: расширять репертуар традиционных игр, развивающих не только ловкость, быстроту реакции, но и систему взаимодействия играющих, понимание ими ситуации; упражнять детей в беге в естественных условиях, с увертыванием от ловящего; создавать условия для тренировки опорно- двигательного аппарата; воспитывать у детей в играх чувства взаимопомощи и сотрудничества. Ход игры: Игроки – краски — сидят на лавке, бревне или скамейке. По договоренности из числа играющих выбираются продавец и художник. Художник отходит в сторону, чтобы не слышать сговора играющих с продавцом. Каждая краска придумывает себе цвет и называет его продавцу. После чего к играющим подходит художник — покупатель. Он стучит: Художник: Тук-тук! Продавец: Кто там? Художник: Это я, художник! Продавец: Зачем пришел? Художник: За краской.
Продавец: За какой? Художник: За красной (желтой, золотой и т.д.). Если красной краски нет, то продавец говорит: «Скачи по красной дорожке, купи себе красные сапожки!» Художник должен доскакать на одной ножке до заранее определенного места и вернуться в магазин за новой краской. Если названная краска есть, продавец выводит ее на линию старта, берет за руку художника и произносит рифмовку: «Раз – два – три — бери!» После чего краска бежит до условленного места (финиша), а художник пытается ее поймать. Если художник поймал краску, то происходит смена водящего, и он сам становится краской.
«ЗАРЯ»
Ход игры: Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — Заря. Она ходит сзади с лентой и говорит: Заря–зарница, красная девица, По полю ходила, ключи обронила, Ключи золотые, ленты голубые, Кольца обвитые — за водой пошла! С последними словами «Заря» осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих. Тот, заметив это, быстро берёт ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Кто останется без места, становится Зарей. Правила игры. Игроки не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту. Бегущие не должны пересекать круг.


«Иголка, нитка и узелок»
Ход игры: Игроки становятся в круг и берутся за руки. Считалкой выбирают «Иголку», «Нитку» и «Узелок». Герои друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же «Нитка» или «Узелок» оторвались (отстали или неправильно выбежали, вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие герои. Выигрывает та тройка, в которой дети двигались быстро, ловко, не отставая друг от друга. Правила игры. «Иголку», «Нитку», «Узелок» надо впускать и выпускать из круга, не задерживая, и сразу же закрывать круг.
«Казачок»
Дозорный- игрок запоминает расположение предметов, в его отсутствие предметы меняется местами, он должен найти эти перемены.
«Колядки»
«Коляд, коляд, колядки, мы бабушкины внучатки. Мы мамины, папины детки, подай нам конфетки!» «Частушки кубанские» 1.Мы с веселой песней дружим, по-кубански говорим.
Хорошо живем, не тужим, со сметаной хлеб едим. 2.Эх, сторонушка родная, дорогая сторона, Здесь повсюду нас встречает Тимашевска- старина. 3. Старину мы уважаем, старину мы бережем, О Тимашевском наше крае песни звонкие поем. 4.Ты игра, играй, гармошка,гармошка кубанская Я девчонка боевая с края Краснодарского 5.Мы вам пели и плясали, каблучками топали, А теперь мы вас попросим, чтобы нам похлопали.