"Есть ли жизнь в воде подо льдом?"

Автор: Чачвадзе Елена Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Центр образования № 9"
Населённый пункт: город Новомосковск Тульская область
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: "Есть ли жизнь в воде подо льдом?"
Дата публикации: 24.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Технологическая карта урока окружающего мира
учителя высшей квалификационной категории МБОУ «Центр образования № 9» Чачвадзе Елены Павловны, 1 класс «Перспективная начальная школа»
Тема урока:
Есть ли жизнь в воде подо льдом?
Место урока в учебном плане:
открытие новых знаний
Цель урока:
закрепить и расширить знания учащихся о жизни некоторых животных в воде подо льдом.
Задачи:

Образовательные:
1. Закрепить и расширить знания детей о жизни рыб и других обитателях в воде подо льдом. 2. Учить находить взаимосвязи в природе и на этой основе объяснять природные явления.
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательные:
1. Формирование в сознании учеников единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. 2. Воспитание в детях интереса к окружающей среде и, как следствие, бережного отношения к природе.
Здоровьесберегаюшие:
1. Создать условия для снятия физической и умственной усталости детей.

Оборудование:
учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь «Окружающий мир» 1 класс – О.Н.Федотова и др., рисунок-раскраска «Рыбка», стакан с водой, кусочки льда, компьютер, экран, мультимедийный проектр, презентация, микроскоп, выставка книг и журналов. Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика УУД I. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
Слайд
Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Ну-ка, проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте? Все ль в порядке? Все ли правильно сидят? Все ли правильно глядят? Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Много нового узнать. II. Актуализация знаний и фиксация Затруднений в деятельности. - О каком времени года я говорю? «Дремлют животные под снегом, там им теплее, чем на холодном ветру, в особенности, когда разгуляется непогода. В такую пору все животные – звери и птицы – ищут, где бы спрятаться от ледяного ветра».
Слайд « Зима»
- Как вы догадались, что речь идёт о зиме? - Ребята, скажите о каких животных мы уже узнали, как они зимуют? - На какие группы мы их делим? По какому признаку?
Слайд «Звери», «Птицы», «Насекомые»
- О каких животных хотелось бы узнать? - Отгадайте загадку, и узнаете о каких
Фронтальный опрос
Дети отвечают на вопросы учителя Оформлять свои мысли в устной форме. (Коммуникативные УУД) Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний. (Познавательные УУД).
животных мы будем сегодня говорить.
Загадка
И в воде они живут Нет клюва, а клюют (рыбы) - Послушайте стихи о рыбах.
Дети читают наизусть

стихи о рыбах

Слайд «Ёрш
» Изловить его не просто, Ведь плавник у рыбы острый! Хищник, лучше не тревожь, Защищен надежно ёрш.
Слайд «Карась»
К речке наш прикован взгляд: Брызги в стороны летят, В ясный день, в воде резвясь, Чешуёй блестит карась!
Слайд «Лещ»
Не желает, ну никак, Лещ клевать на червяка! Ни за что я не прощу Это хитрому лещу!
Слайд «Окунь»
От рыбалки мало проку, Не клюёт, хоть тресни, окунь. Он смеется надо мной: «Я сегодня выходной!» III. Постановка учебной задачи. - Ребята, а как вы думаете, где сейчас обитают рыбы?
Слайд «Зимние водоемы»
- А как же они там живут, если все водоемы зимой покрыты льдом?
Слайд «Тема. Девиз»

Фронтальный опрос
Дети отвечают на вопросы учителя Уметь оформлять свои мысли в устной форме. (Коммуникативные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя
- И так,
тема нашего урока

«Есть ли жизнь в воде подо льдом?»
Сегодня мы должны узнать: Кто такие рыбы? Как они зимуют? И кто еще живет подо льдом. - Мы отправляемся в путешествие к реке Татьянка. Но что мы там можем увидеть? Река покрыта льдом и снегом. Для наблюдательного человека немало интересного найдется зимой у реки. Вместе с Машей и Мишей мы отправляемся на дно реки Татьянка. Наше путешествие будет проходить
под

девизом:
«Наблюдай и восхищайся, Изучай и береги!» (Регулятивные УУД). IV. Построение проекта выхода из затруднения. - Рассмотрите центральный рисунок в учебнике на стр. 40-41 - Как дети попали под воду? Что за костюмы на них надеты? Что это за трубки у них спиной? - Обратите внимание на толстый слой льда, сковавшего водоем. В средней полосе России лед появляется, как правило, в ноябре. Первый лед тонкий, прозрачный, он кажется черным. В декабре же лед застывает и твердеет. - Как вы думаете, как рождается лед в водоеме – сверху или в глубине? Оказывается, на мелководье переохлаждение захватывает все слои воды. Вся толща воды остывает равномерно, ледяные кристаллы срастаются друг с другом, поднимаются наверх и создают на поверхности сплошную пленку льда. В
Работа с учебником
Рассматривают иллюстрация учебника
Фронтальный опрос
Дети отвечают на вопросы учителя Оформлять свои мысли в устной форме. (Коммуникативные УУД) Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний. (Познавательные УУД).
глубоких водоемах лед также образуется по всей толще, но, всплывая наверх, он ограждает глубокие слои водоема от дальнейшего охлаждения, и водоем не промерзает до дна.
(Опыт со стаканам воды и кусочком

льда. )
- Назовите изображенных в учебнике рыб. - По каким признакам различают рыб? - Что общего у всех рыб? - Всех рыб объединяет чешуйчатый покров тела, жабры, наличие головы, хвоста и плавников вместо конечностей.
Слайд «Строение рыбы»

Работа в парах
- Найдите у каждой рыбы чешую, жабры, голову, хвост и плавники, покажите соседу по парте. - Обратите внимание на чешуйчатый покров тела рыб, что вы можете о нем сказать? Зачем рыба чешуя? - Чешуйчатый покров, подобно «панцирю», защищает рыб от повреждений, проникновения микроорганизмов, придает телу упругость, эластичность, сглаживает складки и неровности кожи, которые образуются в момент движения и благодаря этому обеспечивает рыбе большую скорость движения. Чешуйки расположены правильными рядами и прикрывают друг друга. Если чешуйки укладывать неправильно, между Ними образуются промежутки и такая «одежда» плохо защитит рыбу.
Наблюдают за опытом

Делают вывод:
лед легче воды Отвечают на вопросы учителя
Рассматривают строение рыбы

Работают в парах
Находят части тела рыбы и показывают их соседу
Отвечают на вопросы учителя
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками. Работать в парах. (Коммуникативные УУД).

Слайд «Чешуя»

-
Давайте попробуем сделать наряд нашей рыбке. Перед вами лежит рисунок-раскраска с рыбкой, нарисуйте на ней чешую, но обратите особое внимание на ее расположение.
Физкультминутка «Кто как передвигаетс
я?» (РЫБЫ, ЗВЕРИ, ПТИЦЫ)
Работа с микроскопом
- Мы сегодня с вами будем исследователями. Помните, мы говорили, что для исследования и наблюдения человек использует специальные приборы? Я предлагаю с помощью микроскопа рассмотреть чешую рыбы. - Что вы видите? - На чешуе имеются гребни, они образуют темные и светлые кольца. По чередованию этих колец можно определить возраст рыбы Например, лещ, окунь живут 10-15 лет, карась, щука 25-30 лет, карп может прожить 60-70 лет.
Работа по хрестоматии с.39

Слайд «Жизнь рыб подо льдом»
– Как же живут рыбы в воде подо льдом? - О чем узнали из рассказа? - Какие рыбы засыпают на зиму? Как вы думаете, почему они засыпают?
Слайд «Как дышит рыба»
- Рыбе, как и человеку для дыхания нужен кислород, который они получают из воды. Когда рыба глотает, вода проходит через жабры. Они забирают кислород из воды. А затем выталкивают воду через наружные щели позади глаз. Зимой им дышать труднее, плохо пробивается свежий воздух под лед.
Индивидуальная работа
Рисуют чешую. Изображают, как двигаются животные Рассматривают изображение чешуи рыбы на экране, отправленную с микроскопа. Отвечают на вопросы учителя.
Работа с хрестоматией.
Читают рассказ «Жизнь рыб подо льдом».
Фронтальный опрос
Дети отвечают на вопросы учителя Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: устную информацию в рисунок. (Познавательные УУД)
- Какая беда может произойти в водоеме в зимнее время? От недостатка кислорода может начаться рыбий мор. - Как вы думаете, люди могут помочь водным жителям?
Слайд «Помощь рыбам»
«Рыбы, когда начнут задыхаться, собираются к прорубям и высовывают из воды губы. Вороны сейчас же все замечают, поднимают крик и слетаются к прорубям со всех сторон. Знают рыбаки: коли кружит над прорубью воронье, значит, пришла беда. Хватают они ломы, топоры и спешат спасать рыбу. Рубят большие проруби, чтобы в них, как в широко раскрытые окна, ворвался свежий и чистый воздух. По первому вороньему сигналу все спешат. Зорок вороний глаз. Сторожа это надежные. Они не проворонят!».(По Н. Сладкову) Рыбы, которые впадают в спячку, покрываются толстым слоем густой слизи – «шубой», которая защищает их от холодной воды. - А вы знаете, ребята не все рыбы засыпают на зиму.
Слайд «Налим»
- Возвращаемся к Маше и Мише на дно реки. - Каких еще животных они увидели под водой?
Слайд «Лягушки, раки, улитки»
- Послушайте, как зимуют лягушка, рак.
Слайд «Где раки зимуют»

Чтение учителем стихотворения

Н. М. Рубцова «Где раки зимуют».
Нынче папа из-за драки Ученик рассказывает о рыбе налим Дети рассказывают о лягушке и раке
Наказал меня опять. Место, где зимуют раки, Все грозится показать. Обещает, обещает, Но доводит до угла И про раков забывает – У него свои дела. Я в углу стою у печки И таю одну мечту: Продолблю зимой на речке лед, Как только подрасту. Все в речном подледном мраке Хорошенько разгляжу, Где зимуют эти раки, Сам я папе покажу. - Что хотел узнать мальчик? - А вы хотите узнать ответ на этот вопрос?
Работа с хрестоматией с.38

Слайд «Физминутка для глаз»
- А растения под водой зимуют?
Слайд «Растения под водой»

Работа с хрестоматией.
Дети читают рассказ «Где раки зимуют?»
Следят з
а движущимися рыбками по экрану
Находят
на иллюстрации водные растения V. Первичное закрепление. - Давайте выполним задание в учебнике, придумаем название рассказа и дополним его опираясь на рисунок. Работают в учебнике на с.41. Вставляют пропущенные слова в текст. Определение основной информации, извлечение информации из прослушанных текстов. (Познавательные УУД) VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа в печатной основе с.29
- Знаете ли вы этих водных обитателей? - Напишите в кружках нужные номера. - Поменяйтесь тетрадями с соседом и сверьте его работу с учебником (с.40-41)
Работа в парах
Работают в тетради на печатной основе. Взаимопроверка по эталону. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками. Работать в парах. (Коммуникативные УУД).
VII. Рефлексия деятельности (итог урока) - Ребята, какая цель у нас была на уроке? - Как вы считаете, достигли мы ее?
Слайд «Теперь я знаю…»
- У вас на столе есть рыбки, для которых вы рисовали наряд. Пришло время отправить наших рыбок в плавание. Раскрасьте рыбок
в зеленый цвет
, если на уроке вы узнали много интересного, и вам все удалось;
в желтый цвет
, если не все смогли выполнить;
в красный
, если много было не понятного.
Отправляем рыбок в воду!
- Я очень довольна нашей плодотворной работой на уроке. Желающие больше знать о животных могут почитать энциклопедию для детей « Всё о животных от А до Я», журналы «Свирелька», «Жизнь животных». Говорю большое спасибо детям, которые мне помогали в течение всего урока. Спасибо! Молодцы! Урок закончен. Удачи вам. Оценивают урок и свою работу на уроке Раскрашивают рыбку в зеленый, желтый или красный цвет Отправляют рыбку в плавание на панно «Водоем» Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).