"Чувашский язык в жизни дошкольника"

Автор: Градобоева Лариса Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №18 д/с "Аленушка"
Населённый пункт: г. Шумерля, Чувашская республика
Наименование материала: заметка в сми
Тема: "Чувашский язык в жизни дошкольника"
Дата публикации: 24.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Чувашский язык в жизни дошкольника» Материнский язык – величайшая из духовно-нравственных сил народа, главная его опора. Неограниченное применение родного слова в школе – первое, решающее условие народности образования, гуманности воспитания. Родной язык является не только свидетельством жизненности народа, но есть именно сама жизнь народа. И. Я. ЯКОВЛЕВ, просветитель Одним из важных направлений развития образования является его регионализация, закрепленная в Законе Российской Федерации «Об образовании». Так, в соответствии с этим законом субъектам РФ передана компетенция определения и осуществления образовательной политики на региональном уровне. Содержание национально-регионального образования реализуется во вcex типах образовательных учреждений Чувашии. Дошкольное образовательное учреждение выступает первой ступенью в системе непрерывного образования и именно в нем закладывается фундамент развития личности. Для сохранения культурной идентичности со своим народом сточки зрения ученых-исследователей М.И. Богомоловой, Л.Г. Васильевой и др. с самого раннего возраста ребенок должен включаться в естественную этническую среду. Образовательный процесс, опираясь на народную психологию и педагогику, многосторонний диалог культур, в идеале должен обеспечивать развитие личности ребенка на национальных, общечеловеческих ценностях, что будет способствовать ментальной совместимости людей в условиях их взаимодополнения цивилизованному развитию общества в целом. В числе приоритетных подходов функционирования системы национального воспитания называют принцип от «близкого к далекому», что предполагает целесообразное ознакомление подрастающего поколения с собственной историей, искусством, традициями в контексте культурного развития России и мира в целом. Это позволит не допустить самоизоляции этноса, обеспечит единое культурное и образовательное пространство, будет способствовать расширению социальной мобильности личности. В связи с
этим одной из стратегических задач современной системы образования является интеграция традиционных (народных, национальных, этнических) культур с современными воспитательными системами, идеями, технологиями, создающими воспитательную среду. Региональная направленность процесса воспитания предполагает осуществление его с опорой на национальные традиции народа, населяющего данный регион, его культуру, национально-этническую обрядность, обычаи, привычки, стереотипы поведения; включение детей в творческую деятельность по освоению основ языка, фольклора, народных игр. Введение регионального компонента в содержание дошкольного образования дает возможность организовать в ДОУ Чувашии систематическую и целенаправленную работу по обучению дошкольников русскому и чувашскому языкам, ознакомлению их с фольклором, литературой и обычаями чувашского народа, приобщению к народному искусству. Изучение чувашского языка в дошкольных образовательных учреждениях начинается с 4х лет. Осваивая язык, ребенок начинает приобщаться к культуре народа, его духовным ценностям, в нём зарождается чувство любви к родному краю, уважение к национальным традициям, обычаям чувашского народа. Такие задачи решаются не только в работе по развитию детской речи, но и в художественно-творческой деятельности. Освоение культурного наследия родного края в нашем детском саду – это не проведение отдельных праздников, стилизованных "под фольклор" - это образ жизни, который включает в себя постепенную и целенаправленную организацию предметно - развивающей среды; внутреннее изменение каждого в процессе свободного принятия нравственных, эстетических и национальных ценностей чувашского народа. В нашем, ДОУ постоянно ведется работа по изучению чувашского языка и истории чувашского народа, через национальные игры, чувашские сказки, народные песни и обычаи, а ежегодное проведение «Недели чувашского языка» в честь дня рождения чувашского просветителя И.Я. Яковлева стало доброй традицией, которая создает атмосферу теплоты и дружеские отношения. Все это дает возможность подготовить ребенка к жизни, с самого детства полюбить свою Родину, знать национальные традиции и культуру, полюбить язык своего народа, понимать его ценности, формирует уважение и взаимопонимание к другим народам. Воспитатели I категории МБДОУ д/с №18 «Алёнушка» СтепановаТ.Н., Градобоева Л.П.