"Когда начинается взросление"?

Автор: Солодухина Надежда Зиновеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Солнечная СОШ"
Населённый пункт: с.Солнечное, усть-Абаканского района, Республики Хакасия
Наименование материала: Урок внеклассного чтения по литературе в 8 классе
Тема: "Когда начинается взросление"?
Дата публикации: 25.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Солодухина Н.З., учитель русского языка и литературы
Когда начинается взросление?
Урок внеклассного чтения по рассказам Б.Екимова в 8 классе
Цели:

1.
Познакомить с творчеством писателя, некоторыми особенностями его прозы.
2.
Помочь детям поразмышлять о добре и зле, о милосердии и страдании в человеческой жизни, возбудить готовность решать задачи самостоятельно.
Оборудование урока
1. Мультимедийная презентация 2. Портрет писателя
Предварительная подготовка к уроку
1. Индивидуальное сообщение о жизни Б.Екимова 2. Чтение рассказов Б.Екимова: «Фетисыч» «Ночь исцеления» 3. Работа в группах по заранее предложенным вопросам. Ход урока "Могу ли я без слез глядеть на то, что основы добра и зла заброшены..." Феогнист, VI-й век до нашей эры.
I.Объявление темы и целей урока.

II.Вступительное слово учителя


Самый великий дар, данный человеку, - чуткое сердце, способное воспринимать состояние других людей, понять их, проникнуть в их внутренний мир, посочувствовать им, разделить с ними радость или горе, быть терпимым и трепетным. В нашей стране изменился государственный строй. Изменились порядки в обществе. Нам вроде бы дана свобода. Но вместе со свободой пришли и пороки. Потому что не стало границ добра и зла. И каждый из нас каждый день, каждый час и каждую минуту всю свою жизнь делает выбор в пользу хорошего или плохого. Делаем это и мы, дети. Уйти с урока или остаться, обидеть или помочь, извиниться перед мамой или огорчить её, посмотреть передачу или выучить уроки, разрушить или построить, уничтожить или спасти. В ёмких по форме и глубоких по содержанию рассказах Б.Екимова предстаёт
мир человеческой души.
- Вся настоящая литература о жизни человеческой. Других тем в литературе нет, - считает автор. По убеждению писателя, взросление человека начинается с ответственности перед действительностью, с бескорыстной готовности разделить боль живого существа, утешить страдающего. Именно этот момент в судьбах героев и делает Б.Екимов центральным в большинстве своих рассказов. Попытаемся на уроке это доказать или опровергнуть.

III. Сообщение учащегося о жизни Б.Екимова (слайды 2,3,4)
Корни Бориса Петровича Екимова - сибирские: Екимовы (точнее, наверное, как у прадеда - Якимовы), Борис Петрович Екимов родился 19 ноября 1938 года, в далекой северной Игарке, Красноярского края, куда его родители - специалисты по пушнине - приехали работать. Отец Петр Александрович, вскоре тяжело заболел и умер в мае 1939 года, в Иркутске, на своей родине. Мать Антонина Алексеевна, недолго пожила в Иркутске, со свекровью, и скоро уехала в Казахстан, на станцию Или, неподалеку от Алма-Аты, куда была выслана с малолетним сыном её родная сестра, моя тетушка, Анна Алексеевна - жена «врага народа». Вместе сестры прожили всю жизнь. Тетю Нюру Борис Петрович считает второй матерью. Муж тёти, к счастью, из лагеря вернулся живым, и в конце войны им разрешили выехать в Россию «на восстановление разрушенного военного хозяйства», правда, «без права проживания в областных центрах». Так они оказались в поселке Калач-на-Дону, лежащем в 80 километрах от Волгограда, Волгоградской области. Б.П. Екимов – лауреат премии имени И.А.Бунина, в 2008году удостоен премии А.Солженицына, выпустил более 20 книг. Живёт в Волгограде. В 2008 году 19 ноября ему исполнилось 70 лет.
IV. Работа 1-й группы

Рассказ «Фетисыч» (слайды 5-10)


О чем болит душа Якова?

1.В какой реальности живёт девятилетний

мальчонка Яков, с серьёзным

прозвищем Фетисыч в рассказе «Фетисыч»?

Дома
Фетисычем его звали з а разговорчиво сть, за стариковскую рассудительность, которая приходилась то кстати, а то и совсем наоборот. Он живёт с матерью, отчимом и маленькой сестрёнкой Светланкой, «очень похожей на своего отца: кудрявые волосы – шапкой, черты лица мелковатые, но приятные. Фёдора старила ранняя седина, мятые подглазья, морщины – пил он в последнее время довольно крепко и быстро сдавал». Работающей на коровнике матери Фетисыча Анне воспитанием сына заниматься некогда. Возвращаясь с работы поздно вечером, она чаще всего упрекала нерадивого мужа, который ни печь не растопит, ни угля не приготовит: - Сидите? Дремлете? А мамка ваша - вся в мыле. Опять на себе тягали солому и силос. Вся техника стоит.
На хуторе
Тихо на хуторе, пустынно: ни людей, ни машин. Одно дело – зябкая слякотная осень; другое – работы нет. Свиней давно на мясокомбинат сдали, овец раньше продали, коров один гурт неполный остался. Тут еще плотницкую да кузницу на зиму закрыли. Дороги развезло, и хлеб печеный не возят. На главной улице заборов почти не осталось. Дома казенные, брошенные, заборам ли уцелеть. В бывшем медпункте, где и теперь пахло лекарствами, Фетисыч садился в высокое блестящее кресло. Оно вращалось. Клуб еще год назад стоял на запоре. Теперь сцену разобрали, выдрали полы. В бывшем магазине можно было залезть в большой холодильник, прикрыть дверцу - и вроде тюрьма.
. Где, у кого и чему учиться маленьким детям?
Единственная радость для ребят была школа, которая когда–то была во сьмилеткой. Ныне старая учительница Мария Петровна
пестала
, кроме главного своего ученика Якова, трех Капустиных да Маринку Башелукову. Вот где хозяином чувствовал себя Фетисыч. Он приходил в школу первым, забирал ключ у техничек и спрашивал: - Натопила? - Натопила, натопила… Иди проверяй, завхоз. У школьного крыльца стояло корыто с водой и большой веник, чтобы сапоги отмывать и в школу грязь не заносить. За этим тоже очень строго следил Яков. Это было так привычно.
- Как формируется душа мальчонки в непростых жизненных обстоятельствах?

Рассмотрим поступки.

Поступок 1
.
Учительница Мария Петровна не пришла в школу. Яков уже всех учеников по местам рассадил, и перекличку сделал, а её всё не было. Тогда он дал задание детям, как это делала учительница, а сам побежал к ней домой. С Марией Петровной случилось то, что происходит, к большому сожалению, со старыми болеющими людьми – она умерла. Решение, которое принимает Яков, было не детским: сначала он сообщил об этом взрослым соседям, а в классе о беде решил не говорить. «Про уроки забудут, - подумалось ему. – День пропал, его не вернёшь», - повторил он слова учительницы и вдруг почувствовал, что озяб, его пробирала дрожь» Целую неделю после смерти учительницы Яша был старшим в школе. Обычно, когда учительница, уезжая, оставляла Якова старшим, ребятишкам под его началом его приходилось туго. Старался Фетисыч. Лишний раз не скажи, перемены короче, точно в срок. Но нынче в тягость была чужая ноша.
Поступок 2
Как ни отговаривала мать Яшу, как ни пугала волками рыжими, он всё равно пошёл в соседний хутор к Галине Фёдоровне, директору, и обстоятельно, по- взрослому, объяснил ёй. - Когда Мария Петровна умерла, сообщили в сельсовет, оттуда в районо. Там велели перевести нас в Ендовку, на центральную усадьбу. А как добираться? Колхоз не будет возить. Горючего нет, и вся техника поломана. Думали в интернат устроиться. Там большой интернат, двухэтажный. А его закрыли. Говорят, становитесь по квартирам. А квартиры в Ендовке – с ума сойти. Хозяйки по сто тысяч требуют, а где их взять? С лета денег не дают. Галина Фёдоровна и её мать услышали в словах мальчика такую душевную боль, что им стало жаль его. Они предложили Яше жить у них и учиться в их школе. Сердце Якова дрогнуло: жить у директора, учиться в школе со спортзалом. Не то, что у них – пустой дряхлый дом с ржавою крышею, один – разъединственный класс. И дом у Галины Федоровны – весь в книгах! Это не пьный да похмельный отчим да мать с ругней: «Замолчи…Прикуси длинный язык»…
Поступок3
Радость в душе Якова стала угасать, когда он, вернувшись домой, схватил сумку и побежал в школу: он уйдет, а Капустина с Крохой останутся. Что будет с ними? И что со школой Вечером он, как всегда, слышал ругань отчима и матери, смотрел телевизор, катал сестру на запорках, изображая коня. А потом уснул… (слайд) От бессилия что–либо сделать мальчик Яков заплакал. То, что было гордостью, стало вдруг горем. Вообще он плакал редко. А теперь хлынули слезы, и казалось, не будет им конца. Горячие, волна за волной, они накатывались из груди.
То, о чем болит душа Якова, ему приснилось.
И мальчик плакал и плакал, пока не уснул
V

. Работа второй группы.

Рассказ «Ночь исцеления» (слайд 11, 12)


Подготовленный заранее ученик читает стихотворение
По ночам звучит надрывный кашель… Старенькая женщина слегла. Много лет она в квартире нашей Одиноко в комнате жила. Письма были, только очень редко. И тогда, не замечая нас, Все ходила и шептала: «Дети, вам ко мне собраться бы, хоть раз. Ваша мать согнулась, поседела. Что ж поделать - старость подошла. Как бы хорошо мы посидели Рядышком у этого стола. Вы под этот стол пешком ходили, Песни пели до зари, А теперь разъехались, уплыли… Вот, теперь, поди же, всех вас собери. » Заболела мать, и той же ночью Телеграф не уставал кричать: «Дети, срочно, только очень срочно, Приезжайте, заболела мать!» Из Одессы, Таллинна, Игарки, Отложив до времени дела Дети собрались, да только жалко У постели, а не у стола. Гладили морщинистые руки, Мягкую серебряную прядь. Для чего же дали вы разлуке Так надолго перед нею стать? Мать ждала вас в дождь и снегопады- Тягостны бессонницы ночей. Разве горя дожидаться надо, Чтоб приехать к матери своей? Неужели только телеграммы Привели вас к срочным поездам? Слушайте! У кого есть мамы, Приезжайте к ним без телеграмм.
Словарная работа
До приезда внука бабушка испытывала одиночество. Однокоренные слова «одна» - «одинокая» - «одиночество» автор повторяет несколько раз Одна - без других, в отдельности. Одинокая - не имеющая семьи, близких. Одиночество - состояние одинокого человека. И состояние это не только физическое, но и душевное. Его можно испытывать, когда вокруг люди, но нет близкого по духу.
Обратимся к тексту.

- Как чувствовала себя баба Дуня в дни приезда внука?

- Как дети относились к её болезни?


«Сын и дочь свили гнездо в городе и наезжали редко - хорошо, коли раз в год. Болезнь бабы Дуни нужно было лечить не лекарствами. Баба Дуня не знала, как вылечиться и поэтому совестилась, «чувствовала себя… виноватой».

-Что же произошло с бабой Дуней во время войны? Что спустя десятки лет

заставляет её так мучиться?
Какие мучения испытывала баба Дуня, не зная, чем накормить детей! Потеря хлебных карточек грозила голодом и смерти подобна. -
Попробуем проследить, как Гриша, который о войне только понаслышке

знает, приходит к мысли, что именно он должен помочь

-Воспользовался ли мальчик советом матери?
Нет, нашел свой. Гриша пришел к мысли, что именно он должен бабушке помочь, что прошлое бабушки постепенно становится собственной болью внука .
.

- Что чувствовал Гриша после первого исцеления бабушки?
Его трясло, почему-то было холодно. Он плакал. «Сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то ещё…» Кого ещё жалел мальчик? Того, кому война принесла боль, страдания, кого несправедливо обижали, унижали. -
Чем отличается первый способ от второго?
Второй способ более гуманный. Мальчик думает не о себе, а о бабушке. Но этот способ и более трудный
- Почему рассказ называется «Ночь исцеления»?
Синонимы к слову «исцеление» - «выздоровление», «возвращение к жизни». О каком и чьем исцелении идет речь? В эту ночь Гриша «нашел ключик» к недугам бабушки, поняв, что только добротой и лаской можно успокоить её. Она перестает кричать, ей все меньше снятся страшные сны. Произошло исцеление и внука, он повзрослел, сам нашел способ помочь бабе Дуне. Его чуткость, внимательность, милосердие, забота сделали то, чего не могли сделать врачи и взрослые. Гриша исцелился от собственного равнодушия. Писатель рисует как бы две жизни, которые проживает Гриша. Днем - счастливое время школьных каникул: рыбалка, катание на лыжах. Ночью Гриша как будто переносится на несколько десятилетий назад, в военное время, и участвует в тяжелых снах бабушки. И эта ночная жизнь
сейчас для него

стала важнее

Вопрос группам: (слайды 13,14,15)

-

Почему, на ваш взгляд, автор так часто использует в рассказах слова

«сердце», «плакал», «слёзы
»: «...воспоминание резануло по сердцу »; «Сердце мальчика облилось жалостью и болью…»; «Слезы катились и катились. Они шли от сердца , потому что сердце болело и ныло…»; «Яков заплакал», «плакал и плакал»,
Предполагаемый ответ:
Потому что в душах героев происходят сильные перемены. Они изменились, стали чуткими к чужому страданию, внимательными к душевной боли. В них растёт «большое сердце». В них зарождается милосердие и сострадание.
VI. Заключительное слово учителя.
Рассматривая поступки героев рассказов Б.Екимова, мы убедились с вами в том, что взросление человека начинается с ответственности перед действительностью, с бескорыстной готовности разделить боль живого существа, утешить страдающего. Воспитание нравственности начинается с ранних лет и с малого, а приводит к ответам на самые глобальные вопросы, рано или поздно встающие перед человеком: Кто ты? Для чего? Что здесь делаешь? Кем, каким ты хочешь быть? Первым и главным учителем и тысячу лет назад, и сегодня, и в будущем остаётся жизнь, реальность.
VII. Домашнее задание. Продолжить предложение: Мне понравилось…, Я

узнал…, Мне было интересно


Литература
1. Екимов Б. «Фетисыч», М, Вагриус, 2003 2. Екимов Б. «Ночь исцеления», М,Вагриус, 2003 3. Екимов Б. «За тёплым хлебом», М,Вагриус, 2003 4. Екимов Б. «В дороге», «Новый мир», 1994, №6, с.121-148 5. Екимов Б. «Высшая мера», «Наш современник», 1990, №4 6. «Литература в школе», 2003, №7 7. «Уроки литературы», 2005, №8