"Первые киевские князья"

Автор: Тюлюш Чодураа Романовна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ СОШ им. Ш.Ч. Сат с. Чаа-Холь
Населённый пункт: Чаа-Холь, Республика Тыва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Первые киевские князья"
Дата публикации: 26.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Технологическая карта уроков истории России

Тема урока

ПЕРВЫЕ КИЕВСКИЕ КНЯЗЬЯ

Тип урока
Комбинированный
Цель урока
Знакомство учащихся с деятельностью первых киевских князей по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства
Образовательные

ресурсы
Учебник «История России с древнейших времен до конца XVI века», карточки, карта, схема «Князья Древней Руси»
План урока
1. Деятельность князя Олега 2. Правление Игоря и Ольги 3. Походы князя Святослава
Личностно значимая проблема
Какова роль походов первых русских князей в образовании государства Русь?
Методы и формы

обучения
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная
Основные понятия
Погосты, уроки, реформа
Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД
Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения. Учить делать сложные обобщения, давать характеристику историческому деятелю. формирование ИКТ компетентности: работать с материалами Интернета.
Познавательные:
устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Познакомить с деятельностью первых русских князей. совершенствование учебно-познавательных компетентностей учащихся; формирование опыта творческой, проектной деятельности
Коммуникативные:
планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развитие коммуникативных способностей учащихся
Регулятивные:
принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия. Развитие умения анализировать и систематизировать материал, работать с информацией Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы

урока

Время

Обучающие

и

развивающие

компоненты,

задания и

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы

организа

ции

взаимоде

йствия

Универсальные

учебные действия

(УУД)

Формы

контрол

я

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельнос

ти
2 Эмоциональна я, психологическ ая и мотивационная подготовка Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать Фронталь ная работа
Личностные:
стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника

Этапы

урока

Время

Обучающие

и

развивающие

компоненты,

задания и

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы

организа

ции

взаимоде

йствия

Универсальные

учебные действия

(УУД)

Формы

контрол

я
учащихся к усвоению изучаемого материала
Регулятивные:
самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения
II.

Актуализа

ция знаний
7 Беседа по вопросам по карте Работа по карте 1. «Историческая эстафета» Ученики формируют 2 команды, остальные составляют группу экспертов. Доску делят на 2 части, в каждой учащиеся будут записывать ответы на вопросы. Эксперты также разделяются на 2 группы; им участники команд по мере выполнения задания сдают свои карточки, и эксперты проверяют правильность выполнения заданий. По окончании работы эксперты подводят итоги и указывают на допущенные в ответах ошибки. Учитель объявляет оценки. 2. Работа с картой Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение Участники команд поочерёдно отвечают на вопросы карточек, которые они получают, выходя к доске. Вопросы к участникам команд представлены в виде таблицы; она имеет вид итоговой записи, которая должна получиться на доске. Ученики заполняют таблицу Фронталь ная работа Индивиду альная
Познавательные:
используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения.
Коммуникативные:
высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания 1. Устные ответы. 2. Устные ответы. Записи на доске
III.

Изучение

нового

материала
17 Работа в группах Характеристик а исторических деятелей
Шаг 1.
Обязательное ознакомление учащихся с критериями оценки.
Критерии оценки.
На оценку «3» – заполнение таблицы. На оценку «4» – заполнение таблицы, составление вывода (возможные ошибки: несоответствие позиции следствию, несоответствие обоснования примерам и т.д.). На оценку «5» – все сделано.
Шаг 2.
Предоставление перечня вопросов, необходимых для характеристики исторического деятеля. Используя материалы Интернета, попытайтесь ответить на следующие вопросы: - Каковы были годы жизни князя (княгини)? Укажите возможные родственные связи. - Каким образом происходило укрепление власти киевского князя (княгини)? Какие реформы были проведены? Каков был их результат? - Каковы были отношения с Византийской империей? Заполняют таблицу Изучение исторических личностей: Рюрик, Олег, Ольга, Святослав Кратко записывают основные направления политического курса князя Отвечают на вопросы Устная работа с историческим документом: чтение, 1. Индивиду альная работа. 2. Работа в группах. 3. Фронталь ная работа.
Личностные:
проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания
Регулятивные:
совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.
Познавательные:
извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о личности человека.
Коммуникативные:
аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности 1. Устные ответы. 2. Устные ответы. 3. Устные ответы.

Этапы

урока

Время

Обучающие

и

развивающие

компоненты,

задания и

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы

организа

ции

взаимоде

йствия

Универсальные

учебные действия

(УУД)

Формы

контрол

я
Заполнение таблицы - Каковы были отношения с восточными соседями? - Каковы были итоги правления? Способствовала ли деятельность князя (княгини) росту авторитета государства или, наоборот, его падению?
Шаг 4
. Таблица, куда будут занесены результаты работы учащегося.
Таблица
. Деятельность первых русских князей.
Шаг 5
. Учащийся представляют презентации. Они должны сделать свой вывод ответы на вопросы к документу. Заполняют таблицу 4. Индивиду альная работа. 5. Индивиду альная работа. 4. Письмен ные задания. 5. Письмен ные задания.
IV.

Первичное

осмыслени

е и

закреплени

е

изученного
7 Организует работу с учащимися Проверка таблицы самими учащимися и учителем Индивиду альная работа
Познавательные:
самостоятельно осуществляют поиск нужной информации Устные ответы
V. Итоги

урока.

Рефлексия
5 Обобщение полученных на уроке сведений Проводит беседу по вопросам : «Древо познания» - Кто и в связи с чем сказал эти слова: «Как повадится волк к овцам, то перетаскает все стадо, если не убить его» (1 б) - Кто и в связи с чем сказал эти слова: «Иду на Вы!» (1 б) - Как погиб князь Игорь? (1 б) - Какому князю посвятил А.С.Пушкин свою поэму? (1 б) - Какие изменения внесла княгиня Ольга в управление Древнерусским государством? В чем их значение? (3 б) - Что общего было в деятельности первых русских князей? (3 б) - Чем отличалось правление Святослава от деятельности других князей? (2 б) - Что такое полюдье? (1 б) - Кто и в связи с чем сказал эти слова: «Князь! Ты ищешь чужих земель, а своей родной Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке Индивиду альная работа
Личностные:
понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные:
прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала Оценива ние учащихс я за работу на уроке

Этапы

урока

Время

Обучающие

и

развивающие

компоненты,

задания и

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы

организа

ции

взаимоде

йствия

Универсальные

учебные действия

(УУД)

Формы

контрол

я
пренебрегаешь» (1 б) - Что такое погост? (1 б) - Покажите на карте направление походов Святослава и опишите их словами. (3 б)
Домашнее

задание
2 § 4. Конкретизирует домашнее задание: подготовить индивидуальные сообщения. §. 5. Записывают домашнее задание Индивиду альная работа