"Этапы и пути физического воспитания ребенка"

Авторы: Кононов Артем Владимирович, Кононова Светлана Владимировна
Должности: учитель физической культуры, преподаватель спортивных дисциплин
Учебное заведение: ОГАОУ "Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат
Населённый пункт: город Белгород, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Этапы и пути физического воспитания ребенка"
Дата публикации: 26.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Этапы и пути физического воспитания ребенка.
Все усилия благоразумного человека должны направляться не к тому, чтобы чинить и конопатить свой организм, как утлую и дырявую ладью, а к тому, чтобы устроить себе такой образ жизни, при котором организм как можно меньше приходил бы в расстроенное положение, а, следовательно, как можно реже нуждался в починке. Писарев Д. И. Родители нередко считают, что физкультура, спорт, закаливание в полной мере доступны лишь для абсолютно здоровых и сильных детей. А ребенка ослабленного, больного следует, прежде всего, тщательно оберегать. Особенно, если он мал. И вот малыш, к несчастью своему перенесший несколько простудных заболеваний, обречен на скучное время препровождения вдали от шумно резвящихся сверстников, под бдительным присмотром родителей или бабушек. Без физических упражнений ребенок отстает в развитии, чаще болеет, страдает его эмоциональная сфера. Когда же начинаешь выяснять и разговаривать с такими родителями, понимаешь, что они в принципе, совсем не против физической культуры, но… «нашему нельзя, стоит ему только побегать - вспотеет и заболеет». И что тут возразить – ведь они правы. Ослабленный, изнеженный, да, вдобавок, и не по погоде одетый ребенок, действительно в такой ситуации побегав, может и заболеть. И тогда обязательно скажут с укоризной: « Вот видите, мы же говорили! Он такой у нас слабенький!». И замыкается своеобразный порочный круг: чем больше малыша оберегают, тем большее количество воздействий безразличных или даже полезных для любого здорового ребенка, становится для «слабеньких» опасным. В самых крайних случаях любая прогулка на улице получается простудой. И тем не менее, поставить на ноги таких детей могут только разумные меры физического воспитания. Другого пути нет. Только начинать нужно не с бега в шубе, а последовательного, осторожного и неукоснительного закаливания, массажа, гимнастики. Сюда входит и постепенное «раскутывание», приведение одежды в соответствие с сезоном и температурой. И с этими рекомендациями родители обычно соглашаются, но часто, увы, только в «теории». Тревоги, волнения, связанные с возможностью болезней, оказываются сильнее разумных доводов. Да и, кроме того – пусть и обижаются родители - кутать, «не пускать» ведь проще, чем изо дня в день настойчиво заниматься физическим воспитанием. Нередко бывает, что взгляд родителей на воспитание не меняется и тогда, когда такой ребенок подрастает и становится школьником. С упорством, достойным лучшего применения, они осаждают участковых врачей, требуя освободить сына или дочь от уроков физкультуры, соревнований, туристических походов. Часто приносят справки о перенесенных заболеваниях. По мнению родителей, это достойный повод для полного освобождения от занятий физической культурой. Столь распространенное заблуждение основано на неверных представлениях. Родители порой не понимают или не хотят понимать, что движение – непременное условие нормального формирования и развития растущего организма, мощнейший биологический стимулятор, действие которого не заменить ни одним лекарственным средством. Даже в ходе лечения тяжелых заболеваний в
больнице стараются ввести в режим элементы лечебной физкультуры. Она широко применяется в отделениях выздоравливающих после тяжелых травм и операций. Ясно, что одно лишь «кутание» и оберегание ослабленного ребенка - не защита от болезни, а потворство ей. Именно физическое воспитание таких детей требует постоянного внимания и наблюдения взрослых. Строится оно на тех же основах, что и у здоровых детей, то есть включает весь комплекс оздоровительных и гигиенических мероприятий. Разница же состоит в том. Что для детей с отклонениями в состоянии здоровья, строже должна соблюдаться постепенность в применении новых форм закаливания и физической культуры, непрерывность проведения занятий, индивидуальный подход в выборе средств и методов физического воспитания, что диктуется характером нарушений в организме, вызванных болезнью. Здоровые дети занимаются в кружках, спортивных секциях, участвуют в соревнованиях. Для ослабленного ребенка эти возможности обычно закрыты – и тем важнее роль домашних занятий. Следует учесть и еще одно обстоятельство. Дети, особенно маленькие, не воспринимают свою болезнь столь обостренно, как взрослые, они еще не могут ясно представить ее возможные последствия. Но излишняя опека родителей, которые постоянно ограничивают их подвижность, запрещают играть со сверстниками, может натолкнуть ребенка на мысль о том, что «он не такой как другие», создать у него чувство неполноценности. А это не может не сказаться отрицательно на формировании всей личности маленького человека. Ограничивая подвижность ребенка, родители часто лишают его радости общения со сверстниками, радости познания окружающего мира, через действие, игру, личный опыт. Ребенок лишается многих положительных эмоций, редко испытывает чувство радости, удовольствия, веселья. А они так необходимы на пути к здоровью. Занятия физической культурой в школе контролируются школьным врачом. Все дети на основе данных о состоянии здоровья и физического развития распределяются на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную. К занятиям в основной медицинской группе допускаются дети без отклонений в состоянии здоровья, а так же те, кто имеет незначительные отклонения и достаточно развиты физически. В основной группе занятия проводятся в полном объеме учебной программы на уроках физической культуры, в спортивных секциях и кружках. Ребята участвуют в соревнованиях, сдают нормы ГТО. В подготовительной группе занимаются школьники, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, и те, кто физически недостаточно развит. Подготовительная группа занимается вместе с основной, по той же программе, но здесь даются меньшие нагрузки Специальную медицинскую группу создают из детей, имеющих значительные отклонения в состоянии здоровья (постоянного и временного характера). Специальная группа занимается отдельно по индивидуальной программе. Характер упражнений определяется здесь для каждого ребенка отдельно школьным или лечащим врачом. Дети этой группы могут заниматься и при врачебно – физкультурных диспансерах, в кабинетах ЛФК детских поликлиник. Родители должны обстоятельно ознакомиться с содержанием
таких занятий, знать их цель, последовательность, степень допустимых нагрузок: ими придется заниматься с ребенком дома. Старшие дети могут в некоторых случаях продолжать занятия самостоятельно, получив необходимые советы от методиста ЛФК. Лечебная физкультура для больного ребенка не ограничивается комплексом специальных упражнений, даже очень тщательно подобранных и регулярно выполняемых. Она включает в себя организацию режима дня, при котором ребенок правильно питается, работает, возможно, больше двигается, играет, занимается посильным физическим трудом. Очень важно проводить закаливание. В некоторых случаях физическое воспитание является единственной мерой лечения и от того, насколько правильно и тщательно оно проводиться, зависит выздоровление ребенка. Укажу на некоторые нарушения здоровья, требующие преимущественно мер лечебной физкультуры: нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, врожденная косолапость, хронические заболевания верхних дыхательных путей, склонность к частым простудным заболеваниям. Несколько слов о школьниках, страдающих ожирением. К сожалению, как свидетельствуют наблюдения врачей, в последние годы число детей с избыточным весом увеличилось. Причины ожирения достаточно сложны. В одних случаях оно связано с наследственной предрасположенностью, неправильным режимом питания, перееданием, с малоподвижным образом жизни. В других случаях оно связано – с нарушением деятельности систем, регулирующих обмен веществ, нервной и эндокринной. Основное лечение ожирения: рациональное питание, диета, назначенная в соответствии с формой и степенью ожирения. Но ни одна диета не дает положительного результата, если она не сочетается с мерами физического воспитания и лечебной физкультурой. Меры физического воспитания и ЛФК необходимы при таких тяжелых заболеваниях как ревматизм (в период между приступами), бронхиальная астма, хроническая пневмония и др. Применение мер закаливания и физического воспитания больных и ослабленных детей имеют свои противопоказания. Не следует проводить занятия с ребенком, у которого повышена температура, в острый период болезни, во всех случаях, когда врачом прописан строгий постельный режим. Следует прекратить занятия ЛФК при гнойных заболеваниях, расстройствах желудочно – кишечного тракта. Проходят школьные годы, и вчерашние малыши взрослеют, растут и мужают, они уже подростки. Учебная работа для них стала привычной, сложился режим дня, ритм учебы и отдыха. С каждым годом учебная программа становится все сложней. Кроме того, у подростков заметно шире потребность в различных внеклассных занятиях: чтение литературы, посещение кружков и факультативов. У некоторых досуг заполнен занятиями музыкой, не малую роль здесь играет и компьютер, и времени на активный отдых остается мало. Нередко оказывается, что именно физическая культура приносится в жертву всем остальным занятиям и увлечениям. Можно привести следующие данные: более чем у трети школьников перерыв между классными и домашними занятиями не превышает полутора часов. На приготовление уроков у старшеклассников уходит от трех до пяти часов, причем большинство детей, не устраивает никаких перерывов для отдыха. Ну, а тот резерв
свободного времени, который есть, как он используется? Он зачастую отдается «сидячим» занятиям, просиживание за компьютером и телевизором. «Сидячая» жизнь имеет следствием такие дефекты физического развития: нарушение осанки, слабость опорно – двигательного аппарата, ожирение, нарушение зрения. Отсутствие постоянной физической нагрузки отрицательно влияет на развитие сердечно – сосудистой системы, серьезно снижает умственную работоспособность, ухудшает память. На это обратил внимание К.Д. Ушинский, он писал: «Важнейшими условиями, повышающими работу памяти, является здоровое состояние нервов, для чего необходимы физические упражнения. Гимнастика, прогулки на свежем воздухе и вообще все, что укрепляет нервы, имеет большое значение для здоровья памяти». Ориентиром определения программы физического развития подростка в последнее время актуальными являются нормативы ГТО. Успешность выполнения требований и норм ГТО – весьма убедительное свидетельство достаточной физической подготовленности школьников. Какие же виды спорта полезней всего для здоровья детей? Младшему школьнику можно рекомендовать те виды спорта, которые развивают ловкость, гибкость, координацию движений: художественная и спортивная гимнастика с 6- 7 лет, акробатика, плавание, теннис с 8-9 лет. Эти виды спорта не требуют длительных нагрузок, которые могут отрицательно сказаться на росте костей и формировании органов ребенка. Прыжки в длину, высоту, бег на лыжах, волейбол, баскетбол можно начинать с 9- 11 лет. С 12-13 лет разрешаются подготовительные занятия по всем видам, которые не только развивают скорость, ловкость, и координацию движений, но включают упражнения на выносливость и силу. С особой осторожностью следует подходить к отбору подростков в спортивные секции, требующие больших силовых и эмоциональных нагрузок (тяжелая атлетика, бокс, различные единоборства). Есть еще одно существенное замечание: занятия спортом должны проводиться под руководством и наблюдением специалиста – преподавателя или тренера. Это, разумеется, не исключает для детей спортивных игр во дворе, семейных туристических походов, активного отдыха в каникулы и выходные дни. Хуже обстоит дело в тех случаях, когда подросток начинает спортивные тренировки самостоятельно. Часто мальчишки, мечтающие иметь железные мускулы, начинают заниматься силовыми упражнениями с гантелями, гирями, штангой, при этом по совету товарищей раздобывают анаболики и начинают их применение. В большинстве случаев такие занятия ничего хорошего не приносят и могут нанести непоправимый вред здоровью. В конце концов, немаловажное условие будущих успехов в любой области деятельности – это здоровье человека. В годы детства и юности закладывается его основа, формируется умение плодотворно трудиться и полноценно отдыхать, во многом предопределяется то, что мы называем стилем жизни. И если умственные интересы ребенка его духовное развитие требует нашего постоянного внимания, то и необходимо огромное внимание и его физическому воспитанию. (СЧЕТ 1001)вестник педагога