"Развитие навыка звукового анализа и синтеза слов"

Автор: Низамова Зиля Семигулловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКОУ "Центр диагностики и консультирования"
Населённый пункт: Комсомольский район
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие навыка звукового анализа и синтеза слов"
Дата публикации: 26.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Развитие навыка звукового анализа и синтеза слов
Для подготовки ребенка-дошкольника к успешному обучению в школе необходим достаточно развитый навык звукового анализа и синтеза слов, который предполагает наличие следующих умений: - умение выделять первый и последний звук в слове; - умение определять место звука в слове; - умение соединять звуки в слова; -умение определять последовательность и количество звуков в слове. При развитии умения выделять в слове первый и последний звук сначала учат ребенка выделять в слове первый ударный гласный звук (Облако, Утка, Аня, Иволга), последний ударный гласный звук (перО , бегУ, облакА, очкИ). Затем переходят к развитию умения выделять, на слух первый и последний согласный звук. Начинать следует со звуков С, З, М, Н, Л, Х (Хлеб, Свет, Шапка – для выделения первого звука; ноС, камыШ, моХ – выделения последнего звука). После того, как ребенок научился определять на слух, можно начать закреплять в картинках. Ребенку предлагаются игры: «Назови 1 звук в картинках», «Назови последний звук в картинках», «Найди картинки, начинающиеся (заканчивающиеся) на звук…», «Найди картинки, начинающиеся (заканчивающиеся) на одинаковый звук», «Придумай слово, начинающееся (заканчивающееся) на звук…». Для развития (закрепления) умения определять место звука в слове, ребенку предлагаются следующие игры: «Положи кружок в нужный квадрат» Ребенку дается следующая инструкция: «Я буду произносить слова, в этих словах будет жить звук С. Если ты услышишь звук С в начале слова -ты поставишь кружочек в 1-ый квадрат, если в середине слова – во 2-ой квадрат, если в конце слова в 3-ий квадрат» Далее ребенку предлагаются слова: Собака, Стол, ананаС, каСка, миска и т.д. Часто ребенку бывает трудным выделять звук в середине. Тогда нужно предлагать слова только с определенным звуком в начале или конце, и лишь затем предлагать слова с определенным звуком в середине.
«Подними подходящую картинку» Ребенку дается следующая инструкция: «Я буду называть слова, а ты будешь поднимать соответствующую картинку. Если звук Л будет слышен в начале слова- ты поднимешь картинку с изображением лодки, если в середине- с изображением вилки, если в конце слова- с изображением бокала». «Найди картинки, подходящие к схеме». Также предлагается задание: «Повтори слово» Ребенку дается инструкция: « Я буду произносить слова, а ты будешь повторяй за мной только те , в которых звук Л стоит в середине (конце, начале) слова». Для развития умения соединять звуки в слова ребенку предлагаются игра: «Собери слово». Взрослый произносит звуки с паузой , ребенок соединяет их в слово: К О Т- кот. Далее переходят к словам из 2-х открытых слогов: П И Л А – пила, затем к словам с закрытым и открытым слогом, типа М О С Т Ы – мосты, П Е С О К - песок При развитии умения определять последовательность и количество звуков в слове необходимо начинать работу с гласных звуков. Сначала учим на слух определять
количество звуков. (АУ ,УА,ОИ -сколько звуков, какой звук первый, второй) Затем переходим к коротким слова, типа НОС, СОМ, МОХ. Предлагаем ребенку игру «Телевизор» Ребенку дается инструкция: «Посмотри на картинки и определи в них первые звуки. Соедини первые звуки и угадай слово, которое появится на экране телевизора. Назови 1,2,3 звук в слове» Далее ребенку предлагают угадать слово по последним звукам в картинках Затем предлагаем ребенку на слух определить количество и последовательность звуков в словах, состоящих из 4-х звуков, из 5 звуков (САДИК, КАСКА). Предлагаем игру: «Пирамидка» Ребенку дается инструкция: «Посмотри на картинки. В самый верх пирамидки нужно поместить картинки, состоящие из 3-х звуков, в самый низ - картинки, состоящие из 5-ти звуков, а в середке должны быть картинки из 4-х звуков
Предлагается игра: «Выложи слово из букв» Взрослый произноси слово – ребенок выкладывает из букв . Позже взрослым показывается картинка, но не называется – ребенок выкладывает слово из букв.